вторник, 22 декабря 2015 г.

Глава 1 Сущность и методологические основы управления операционной системой 1.2 Менеджмент операционной системы (методологические основы)

Понятие менеджмента

Понятие "менеджмент" трактуется очень широко относительно управления хозяйственной деятельностью, направленной на получение прибыли. Наиболее часто используемые в литературе определения сущности и содержания менеджмента приведены на рис. 4.


Суть основных составляющих понятия "менеджмент" заключается в следующем:

менеджмент как функция проявляется в том, что профессионально подготовленные специалисты — менеджеры — формируют предприятия (организации) в целом или отдельные их подсистемы (производство, маркетинг и пр.) и управляют ими путем постановки целей, разработки и реализации способов их достижения;
менеджмент как процесс управления предполагает выполнение функций планирования, организации, координации, мотивации и контроля, с помощью которых менеджеры создают условия для производительного и эффективного труда занятых на предприятии работников и получения результатов, соответствующих целям;
менеджмент как специфический орган (аппарат) управления эффективно координирует и рационально использует все ресурсы предприятия (материальные, финансовые, трудовые и др.) для достижения его целей;
менеджмент как определенная категория людей, профессионально осуществляющих работу по управлению, т. е. формирующих предприятие и руководящих его персоналом для достижения целей деятельности предприятия;
менеджмент как наука управления изучает и объясняет природу управленческого труда, выявляет факторы и условия, при которых совместный труд людей оказывается и более полезным, и более эффективным. Суть менеджмента как искусства заключается в применении научных знаний об управлении на практике.

Отметим, что в литературе и на практике понятия "менеджмент" и "управление" используются как идентичные, взаимозаменяемые.

Итак, менеджмент — это вид профессиональной деятельности людей, занимающихся организацией и координацией процесса достижения системой принимаемых и реализуемых целей с использованием научных подходов, концепций маркетинга и человеческого фактора.

В данном учебном пособии под понятием "менеджмент" подразумевается совокупность принципов, методов и средств управления предприятием в условиях рыночных отношений путем рационального использования всех видов ресурсов с целью повышения качества и эффективности производства продукции (оказания услуг) и увеличения прибыли.

Предприятие как большая и сложная система характеризуется разнообразием входящих в него элементов. Менеджмент предприятия предусматривает управление этими элементами, их разносторонней деятельностью, где объединяющей является операционная функция. (Другие направления деятельности предприятия призваны обеспечить оптимальную работу по производству продукции или оказанию услуг.)

Приведем основные элементы системы менеджмента предприятия:

основы менеджмента (теория управления; теория организации; исследование систем управления; разработка управленческих решений);
стратегический менеджмент (планирование, выбор и управление реализации стратегии);
финансовый менеджмент (управление финансами);
инновационный менеджмент (управление нововведениями);

операционный менеджмент (планирование, организация и управление операционной системой);
экологический менеджмент (управление экологией);

менеджмент внешнеэкономической деятельности (управление внешнеэкономическими связями);
кадровый менеджмент (концепции, принципы и методы работы с персоналом предприятия).

 Менеджмент с позиций системного подхода

Предприятие как открытая система в условиях рыночных отношений широко взаимодействует с внешней средой. Рынок предполагает [5]:

свободный выбор хозяйствующим субъектом направления деятельности в соответствии с компетенцией и местом в системе общественного разделения труда и воспроизводства;
свободный доступ к любым видам ресурсов, ограниченный лишь собственными и заемными денежными средствами;
экономическую ответственность хозяйствующего субъекта за использование ресурсов, необходимость рассчитываться по всем обязательствам за возможные потери и неэффективные решения средствами хозяйствующего субъекта;
производство продукции на неизвестный рынок, т. е. относительную неопределенность местонахождения потребителя.

В таких условиях функционирование предприятий связано как с расширением их прав и ответственности, так и с необходимостью более гибкой адаптации к изменениям в окружающей хозяйственной среде. Возникают новые цели и задачи, которые отечественные предприятия самостоятельно не только не решали, но даже и не ставили перед собой. В настоящее время в процессе приватизации и структурной перестройки экономики создается много новых предприятий, изменяются формы собственности, налаживаются новые хозяйственные связи, формируются рыночные механизмы управления.

С учетом специфики рассматриваемого вопроса уточним связь и взаимодействие предприятия как системы с внешней средой.

Предприятие как система формирует и проявляет свои свойства только в процессе взаимодействия с внешней средой. Система реагирует на воздействия внешней среды, развивается под этими воздействиями, но при этом сохраняет качественную определенность и свойства, обеспечивающие относительную устойчивость и адаптивность функционирования системы (упрощенное их взаимодействие показано на рис. 5). Без взаимодействия с внешней средой предприятие как открытая система не может функционировать. (Из внешней среды оно получает информацию, ресурсы, капитал и в нее же передает свою продукцию или услуги.) Вместе с тем чем меньше возмущений во внешней среде, тем устойчивее будет функционировать предприятие. Задача менеджера заключается в прогнозировании ситуаций и принятии мер по адаптации параметров систем к факторам внешней среды.



В случае применения системного подхода на основе маркетинговых исследований сначала формируются параметры "выхода", т. е. товара или услуг. Возникают вопросы: Что производить? С каким уровнем качества? С какими затратами? Для кого? В какие сроки?

Кому продавать и по какой цене? На эти вопросы ответы даются одновременно. "Выход" должен быть конкурентоспособным по нормативам.

Затем определяются параметры "входа". Решаются вопросы: Какие нужны ресурсы и информация для процесса? Потребность в ресурсах и информации прогнозируется после изучения организационно-технического уровня производства системы (уровня техники, технологии, организации производства, труда и управления) и параметров внешней среды (экономической, технологической, социально-демографической сред страны и инфраструктуры данного региона).

Обратная связь является коммуникационным каналом от потребителей системы ("выхода") к изготовителю товара и поставщикам системы ("входа"). При изменении требований потребителей к товару, а также параметров рынка, появлении организационно-технических новинок "вход" системы и сама система должны отреагировать на эти изменения и внести соответствующие изменения в параметры функционирования.

Таким образом, условия обеспечения конкурентоспособности товара таковы:

результаты маркетинговых исследований должны гарантировать высшие мировые достижения к моменту поставки товара потребителю, т. е. должен быть обеспечен высококачественный прогноз параметров "выхода" системы;
"вход" системы должен быть отличного качества;

внешняя среда должна способствовать нормальному протеканию процесса в системе;
организационно-технический уровень системы должен позволять перерабатывать качественный "вход" системы в качественный "выход".

Таким образом, согласно рассмотренной концепции предприятия с позиции системного подхода в целях обеспечения высокого качества "выхода" системы сначала необходимо обеспечить высокое качество "входа", а затем высокое качество процесса и благоприятные условия внешней среды.

Например, если качество "входа" машиностроительного предприятия удовлетворительное, то какими бы ни были на предприятии технология, оборудование, кадры и прочее, качество "выхода" также будет удовлетворительным. Если качество "входа" отличное, а качество процесса преобразования удовлетворительное, то и качество

"выхода" будет удовлетворительным, т. е. оценка качества "выхода" равна низшей оценке предыдущих элементов. При этом сначала формулируются требования к "выходу" системы, затем ко "входу" и внешней среде и только потом к процессу преобразования.

Таким образом, можно сделать общий вывод: прежде чем предъявлять требования к коллективу, необходимо изучить его цели, качество поступающих документов, информации, внешнюю по отношению к коллективу среду, т. е. отработать "вход" системы, отрегулировать (по возможности) отношения с внешней средой и только потом приступать к повышению качества процесса, регулированию внутренней среды и в целом совершенствованию операционного менеджмента.

Функции операционного менеджмента

На любом предприятии существуют специальные и управленческие проблемы.

Специальные проблемы непосредственно связаны с технологической стороной деятельности и не имеют прямого отношения к управленческим функциям (производственные проблемы). Например, товаровед может принимать решение о последовательности кольцевого завоза товаров в магазины, экономист — о сборе соответствующей статистической информации, бухгалтер — о составлении бухгалтерского отчета и др.

К управленческим относятся проблемы использования материальных, финансовых и людских ресурсов предприятия, организации труда людей, распоряжения, решения, постановки целей перед отдельными работниками и группами работников.

Естественно, менеджер не должен заниматься только управленческими вопросами и соответствующими процедурами (указания, беседы с людьми и др.). В отличие от работника, который не имеет отношения к управлению и занят решением только производственно-технологических проблем, менеджер должен заниматься также производственными делами. Поэтому в функции менеджера входит решение проблем как сугубо управленческих, так и производственных.

Совокупность проблем, разрешением которых занимаются менеджеры в общем организме операционной системы, можно графически представить в виде "круга менеджмента" (рис. 6). Исходя из приведенных ранее структуры и задач операционной системы рассмотрим концептуально каждую из функций операционного менеджмента.



Планирование — функция менеджмента номер один. Ее реализация определяет перспективу развития системы и ее будущее состояние, обусловливает темпы, источники, методы и формы развития операционной системы для достижения намеченной цели в виде конкретных плановых моделей (расчетов), заданий и показателей с установлением сроков исполнения. Составной этой функции является прогнозирование — вероятностная оценка характера изменений целей или путей развития объекта управления, а также ресурсов и организационных мер, необходимых для достижения ожидаемых результатов.
Организация — реализация разработанных планов и программ путем кооперации людей и орудий труда (машин, оборудования и т. п.). При этом совместная трудовая деятельность людей должна осуществляться качественно с наивысшим результатом при минимальных затратах ресурсов. Особенность данной функции менеджмента состоит в том, что только она обеспечивает взаимосвязь людей и повышение эффективности их труда.
Мотивация. В современной философии менеджмента в основе влияния на людей лежит не принуждение, а мотивационные регуляторы, учитывающие психологические особенности человека. В центре внимания функции мотивации находятся три понятия: ценность, инструментарий и ожидание. Такой подход базируется на том, что никогда нельзя заменить собственную мотивацию работника иной. Другими словами, внутреннюю мотивацию нельзя вызвать внешней. Поэтому менеджер может достаточно мотивировать своих работников, создав ситуационное поле, побуждающее их сделать то, что от них ожидают. Данное поле формируется из таких составляющих: стиль управления; поведение менеджера в коммуникациях; оплата труда и др. • Контроль. Суть функции — в заблаговременном выявлении надвигающейся опасности, обнаружении ошибок, отклонений от установленных норм, нормативов, стандартов и тем самым в создании основы для корректировки деятельности операционной системы. Таким образом, главная задача контроля состоит не в поиске "козлов отпущения" за допущенные ошибки, а в установлении причин последних и нахождении возможных путей выхода из сложившегося положения. Перечисленные функции не просто составляют единое целое — они взаимосвязаны, проникают друг в друга так, что порой их трудно разделить. Реализация всех функций планируется, организуется, мотивируется и контролируется с помощью определенных методов, т. е. способов приведения их в исполнение.

Методы и принципы операционного менеджмента

Современной практикой выработаны четыре группы методов управления операционными системами: организационные, административные, экономические и социально-психологические. Рассмотрим их концептуальную сущность.

Организационные методы. Суть их состоит в том, что прежде чем какая-то деятельность будет осуществляться, она должна быть оптимально организована: спроектирована, нацелена, регламентирована, нормирована, снабжена инструкциями, фиксирующими правила выполнения работ и поведения персонала.

Система организационных методов представлена на рис. 7. Необходимо сначала создать предприятие, цех, участок, отдел и т.п., т. е. разработать нормативные акты, регламентирующие, нормирующие и инструктирующие их деятельность, подобрать и расставить по местам людей, обеспечить их планами, дать задания, показать направления действий, а затем уже руководить их действиями. Таким образом, организационные методы предшествуют самой деятельности, создают для нее необходимые условия, а следовательно, являются пассивными, составляя базу трех остальных групп — активных методов.



Административные методы. Их называют также методами властной мотивации, и сводятся они прежде всего к открытому принуждению людей к той или иной деятельности либо к созданию возможностей для такого принуждения. Эти методы широко применялись на промышленных предприятиях и в сфере услуг при административно-командной системе управления экономикой в нашей стране. На практике эти методы реализуются в виде конкретных безальтернативных заданий, допускающих минимальную самостоятельность исполнителя, вследствие чего вся ответственность возлагается на руководителя, отдающего распоряжения. В условиях рыночных отношений административные методы должны вытесняться другими группами методов.

Экономические методы. В результате перехода к рыночным отношениям административные методы перестали отвечать реальным потребностям управления. Экономические методы предполагают косвенное воздействие на объект. Исполнителю устанавливаются только цели и общая линия поведения, в рамках которых он самостоятельно ищет наиболее предпочтительные для него пути их достижения. Проявляемая инициатива, выгодная не только работнику, но и предприятию, своевременное и качественное выполнение (в отдельных случаях и перевыполнение) заданий всячески вознаграждаются, прежде всего в виде денежных выплат. Таким образом, в основе этих методов лежит экономическая заинтересованность работника в результатах своего труда.

Социально-психологические методы. Как свидетельствует практика, экономические методы также довольно быстро проявили ограниченность, особенно при управлении деятельностью лиц интеллектуальных профессий, для которых деньги, конечно, существенный, но не самый главный стимул в работе. В 20-30-х годах XX ст. появились социально-психологические методы. Концептуально они сводятся к двум основным направлениям:

формированию благоприятного морально-психологического климата в коллективе, способствующего большей отдаче при выполнении работы благодаря повышению настроения людей;
выявлению и развитию индивидуальных способностей каждого, позволяющих обеспечить максимальную самореализацию личности в операционном процессе.

Все приведенные методы операционного менеджмента реализуются в соответствии с определенными принципами и правилами. Рассмотрим наиболее значимые из них в аспекте освещаемой здесь тематики.

Целенаправленность управления. Этот принцип — один из важнейших. Управленческий процесс должен быть целенаправленным, т. е. всегда ориентирован на решение конкретных проблем, достижение конкретных целей.

Функциональная социализация в сочетании с универсальностью. Суть этого принципа состоит в том, что к каждому объекту управления должен быть свой подход, учитывающий его специфику. Например, спортивной командой нельзя руководить так же, как актерами на сцене, а группой врачей — как воинским подразделением. Но поскольку в этих случаях имеет место руководство людьми как таковыми, то существует некий универсальный подход к ним независимо от того, кто они — солдаты или ученые, чиновники или строители.

Последовательность управленческих процессов. Любой управленческий процесс строится в соответствии с принципом последовательности, т. е. элементы или стадии, из которых он состоит, должны следовать друг за другом в определенном порядке. Нельзя, например, сначала отдать распоряжение, а затем обдумывать его правомерность.

Оптимальное сочетание централизованного регулирования управляемой подсистемы с ее саморегулированием. Поведение объекта управления необходимо контролировать непрерывно, так как он, постоянно находясь под воздействием внешних и внутренних факторов, все время отклоняется в ту или иную сторону от запланированного регламента поведения.

Обеспечение соответствия прав, обязанностей и ответственности. Это один из важнейших принципов управления. Превышение прав по сравнению с обязанностями приводит к управленческому произволу, недостаток же парализует деловую инициативу, поскольку излишняя активность может грозить большими неприятностями.

Обеспечение общей заинтересованности всех участников управления в достижении целей, стоящих перед предприятием. Достигается путем материального и морального поощрения отличившихся работников, а также максимального вовлечения исполнителей в процесс подготовки решений на самых ранних стадиях работы над ними. Это также один из основополагающих принципов менеджмента, базирующийся на том, что решения, в которые вложены собственный труд и идеи, будут выполняться быстрее и качественнее, чем спущенные сверху.

Всемерное обеспечение состязательности участников управления. Речь идет о необходимости поощрения конкуренции при замещении должностей в сфере управления.

Курочкин А.С._Операционный менеджмент

понедельник, 21 декабря 2015 г.

IT Project Framework

Slide22s



This is a framework we used a while ago for a project proposal on an IT related project. The client wanted to improve the way they handled customer data more consistently. This is a topic that many large companies face: Multiple systems with different customer records, difficult to link them, difficult to understand hierarchies at customers (corporate accounts, divisions, plants, individual contacts at specific locations, etc.). And if it’s not customers, it could be products, or other key elements of a company’s IT infrastructure.




We struggled to find a way to describe in a structured way how the project would tackle the different aspects, and came across this wheel. Clearly there was going to be a systems and software component. But equally important were the other aspects of defining the data structure (what really is a customer), of understanding processes (how to make sure order entry and sales reps don’t add the same customer twice), and governance.

Глава 1 Сущность и методологические основы управления операционной системой 1.1 Операционная система


Операционная функция

Действия, в результате которых производятся товары и оказываются услуги, имеют общее название — "операционная функция".

Широко известные термины "производство" и "операции" имеют много общего, Однако под производством в основном понимаются выпуск товаров и переработка сырья, Термин "операции" шире, он включает в себя не только производство товаров, но и предоставление услуг,

Предприятия (организации) различаются по видам деятельности, входящим в операционную функцию, Организации, производящие товар, как правило, являются материало- и энергоемкими, т, е, потребляют значительные объемы сырья, полуфабрикатов, топливно-энергетических ресурсов и т,п, К таким организациям относятся объекты строительства, машиностроительные предприятия, хлебозаводы и др, Продукция этих организаций, за исключением строительной, как правило, рассчитана на массового потребителя — это автомобили, пылесосы, хлебобулочные изделия и т, д, В то же время организации, оказывающие услуги (предприятия сферы услуг, аэропорты, автостанции, больницы), затрачивают незначительное количество исходных материалов и энергии, Однако их услуги, как правило, индивидуальны и определяются требованиями клиентов (заказчиков),

Используя методологию системного подхода, можно установить, что любое предприятие или организация представляет собой открытую систему, которая преобразует входные величины, т, е, сырье, полуфабрикаты, труд и др,, в выходные, т, е, в продукцию, услуги,

Полная система производственной деятельности предприятия (организации) называется операционной и является центральным звеном любого предприятия (организации) по выпуску продукции и оказанию услуг. В этой системе, созданной на основе рационального (вертикального и горизонтального) разделения труда и сочетания во времени и пространстве предметов, средств и самого труда, реализуется операционная функция, т. е. совокупность действий по переработке (преобразованию) ресурсов, получаемых из внешней среды, и выдаче результатов деятельности во внешнюю среду (рис. 1).



Операционная система состоит из трех подсистем:

перерабатывающей (выполняет производительную работу, непосредственно связанную с превращением входных величин в выходные результаты);
обеспечения (не связана непосредственно с производством выхода, но выполняет необходимые функции обеспечения перерабатывающей подсистемы);
планирования и контроля (получает информацию из внешней и внутренней сред о состоянии перерабатывающей подсистемы и подсистемы обеспечения, обрабатывает эту информацию и выдает решение о том, как должна работать перерабатывающая подсистема).

Существующие классификации операционных систем основаны на характере выхода и типе используемого процесса переработки ресурсов (табл. 1). По таким классификациям можно представить деятельность любого предприятия промышленного производства и сферы услуг всех отраслей народного хозяйства.



Стратегическое предназначение каждого предприятия можно представить в виде цепочки "производство — потребности потребителя" (рис. 2).


Стратегия предприятия заключается в том, чтобы посредством операционной системы производить продукты или предоставлять услуги в целях удовлетворения основных потребностей потребителей. Определение того, какие именно потребности берутся в качестве цели деятельности предприятия, является стратегическим решением, при котором должны учитываться данные маркетинговых исследований рынков изделий, продукции, услуг.

Отметим, что в области производственной деятельности к наиболее важным стратегическим решениям относятся такие: как, когда и где производить товары или предоставлять услуги. Выбирая методы производства продукции или предоставления услуг, следует учитывать совместимость (вид или тип) будущей продукции (или услуги) с выпускаемой (или предоставляемой), а также с потребностями потребителей.

Конкурентоспособность

Как уже отмечалось, основная задача операционной системы — переработать поступающие ресурсы в конечную продукцию, т. е. в товары или услуги, в целях удовлетворения конкретных потребностей потребителей. Выполняя эту задачу, операционная система призвана помочь предприятию в достижении выраженной компетентности и конкурентоспособности на рынке.

Выраженная компетентность — это показатель, характеризующий возможность предприятия производить продукцию лучшего качества, чем его конкуренты, т. е. сохранять конкурентоспособность, позволяющую предприятию привлекать и сохранять потребителей. Например, местное предприятие по доставке товаров может располагать наибольшим в городе парком новых и грузоподъемных автомобилей. Однако выраженная компетентность предприятия не будет достигнута, так как характеристика парка не определяет его конкурентоспособности: если большая часть клиентуры нуждается в доставке небольших партий грузов в сжатые сроки, более конкурентоспособным окажется предприятие, использующее небольшие автомобили — пикапы или мотоциклы.

В специальной литературе, а также в практической деятельности менеджеров отмечается, что конкурентоспособность можно обеспечить различными методами. Самым эффективным является метод уменьшения издержек производства до уровня, более низкого, чем уровень издержек конкурента. Но на практике это осуществить очень трудно.

Широко применяются такие методы достижения конкурентоспособности:

лидерство по суммарным затратам на единицу продукции;

первенство по техническим характеристикам выпускаемой продукции;

высокая надежность и долговечность производимых изделий;
гарантированное время доставки;
"индивидуализация" изделий по требованиям заказчика;
гибкое регулирование объема выпуска продукции.

 Стратегия выбора в области производства

С целью реализации общего стратегического плана на предприятии должны быть разработаны и приняты стратегические решения в области организации и функционирования операционной системы. Приведем основные из них:

выбор процесса производства — сборочный конвейер или постовая сборка изделий;
выбор производственной мощности предприятия;

широкая универсализация или специализация труда — рабочая сила, квалификация рабочих;
выбор технологии производства — собственные разработки или использование опыта других;
месторасположение — рядом с рынками сбыта или с источниками сырья;
уровень законченности изготовляемой продукции;

уровень технологических процессов с точки зрения их прогрессивности, экологической чистоты, безотходности.

 Основные принципы стратегии организации производства в современных условиях

В настоящее время наблюдается все большее разделение труда на рынках продукции промышленного производства и оказания услуг. В этой связи сформулируем основные требования к организации производства.

Производство должно быть организовано по принципу "точно в срок" (подробнее см. подразд. 6.5). Управление по этому принципу постепенно вытесняет традиционные методы производства, предусматривающие поставки материалов и комплектующих более крупными партиями с меньшей частотой.
В организации производства должен предусматриваться комплексный контроль качества (так называемая концепция сдачи продукции с первого предъявления). При этом качество обеспечивается путем включения ответственности за него в каждую должностную инструкцию или описание работ, которые должен выполнять производственный рабочий. Новый рабочий изучает принципы управления качеством одновременно с обучением на производственном оборудовании (по аналогии с воинским принципом "делай, как я"). Значение выделенной специальной функции контроля качества на каждом рабочем месте повышается.
Производство должно быть организовано так, чтобы выполнялся один из основных стратегических принципов — комплексное профилактическое обслуживание основного производственного оборудования. Суть этого принципа заключается в том, что на рабочих основного производства возлагается обязанность тщательно выполнять работы по профилактике и обслуживанию оборудования, на котором работают. Это требует гибкости квалификационных характеристик рабочих, т. е. обеспечивается совмещение работ по профилактическому обслуживанию оборудования и выполнению производственных заданий по выпуску продукции и оказанию услуг. (В практической деятельности этот принцип известен как совмещение профессий, в данном случае профессии основного производственного рабочего и рабочего по профилактическому обслуживанию оборудования.)

Внешняя среда предприятия

Современный менеджмент отходит от управленческого рационализма классических школ менеджмента, выражающегося в убеждении, что успешная деятельность предприятия определяется прежде всего рациональной организацией производства продукции и оказания услуг, снижением издержек, развитием специализации, т. е. воздействием управления на внутренние факторы производства.

Вместо этого на первое место выдвигается проблема гибкости и адаптивности (приспособления) к постоянным изменениям внешней среды [12]. Внешняя среда предприятия характеризуется как совокупность переменных, находящихся за его пределами и не являющихся сферой непосредственного воздействия со стороны его менеджмента. Это прежде всего те организации и люди, которые связаны с данным предприятием единством выполняемых задач, — поставщики, потребители, акционеры, кредиторы, конкуренты, профессиональные союзы, торговые организации, местные, региональные и республиканские органы и пр.

Кроме того, существуют и такие факторы внешней среды, которые, не оказывая прямого воздействия на оперативную деятельность предприятия, предопределяют стратегически важные решения, принимаемые его менеджментом. Важнейшую роль при этом играют экономические, политические, правовые, социально-культурные, технологические, экологические, физико-географические факторы, а также переменные (рис. 3). Значение факторов внешней среды резко повышается в связи с возрастанием сложности системы общественных отношений (социальных, экономических, политических и пр.). Именно внешнее окружение диктует стратегию и тактику предприятий.


Внутренняя среда каждой организации формируется под воздействием переменных, непосредственно влияющих на процесс производства продукции, оказания услуг. Это структура предприятия, его культура и ресурсы, в составе которых огромную роль играют люди, их знания, способности и искусство взаимодействия. Несмотря на то что перечисленные факторы действуют в границах организации, они не всегда напрямую контролируются менеджментом, так как деятельность организации зависит от энергетических, информационных и других ресурсов, поступающих извне.

Изложенное позволяет уяснить единство внешней и внутренней сред предприятия. Так, согласно ситуационному подходу к управлению организационная структура предприятия и ее элементы есть не что иное, как ответ на различные воздействия извне. Главным фактором при этом является ситуация, т. е. конкретные обстоятельства,  существенно влияющие на работу организации в конкретный период времени [21].

Новая роль человека как ключевого ресурса потребовала от менеджеров усилий по созданию условий для реализации заложенных в нем потенций к саморазвитию. Поэтому особое внимание стало уделяться таким факторам, как организационная культура, т. е. наличие у всех работающих общих целей, их непосредственное участие в выработке путей достижения этих целей, заинтересованность в обеспечении общих конечных результатов организации, различные формы демократии управления, участия работающих в прибылях, собственности, управлении. Все эти факторы определяют социальную ответственность менеджмента как перед обществом в целом, так и перед каждым работающим в организации.

Курочки А.С._Операционный менеджмент

воскресенье, 20 декабря 2015 г.

Уровни профессионализма в управленческой деятельности



Емельянов А.Л.,


Минимальность напряжения
и максимальность повторяемости успеха -
основные показатели профессионализма.
О. С. Анисимов

Преобразование всех сфер жизни нашего общества, выдвинуло на первый план проблему эффективности деятельности менеджера и проблему управленческого профессионализма. Это, в свою очередь, поставило вопросы принципиального плана: что есть профессионализм управленца? Существуют ли инварианты профессионализма управленца? Какие уровни профессиональности можно выделить? Какие факторы обеспечивают переход с уровня на уровень?
Социально-значимая управленческая деятельность

Прежде чем вести разговор о профессионализме менеджера, кратко рассмотрим возникновение процесса управления и управленческой деятельности.
Исходным положением будет представление о ставшей социально-значимой деятельности.Социально-значимую деятельность определим как нормативно организованный цикл процессов человеческой активности направленный на удовлетворение какой-либо социально значимой потребности (заказа). Этот цикл состоит из следующих процессов:
  • фиксация возникновения социально-значимой потребности, как представления о том, чего не  хватает обществу для обеспечения своего жизнесуществования;
  • создание деятельности по достижению продукта, который может удовлетворить данную потребность;
  • получение требуемого продукта;
  • фиксация удовлетворения потребности.
Таким образом в цикле социально-значимой деятельности  можно зафиксировать три типовые деятельностные позиции: заказчик, управленец и исполнитель. Для каждой позиции характерен свой тип деятельности. Заказчик выражает содержание потребности и фиксирует ее  удовлетворение. Управленец строит и перестраивает совместную деятельность в рамках понятого и принятого заказа на производство продукта определенного типа. Исполнительвходит в построенную управленцем деятельность и производит заказанный продукт, реализуя требования, предъявляемые к нему деятельностью и управленцем как носителем этих требований.
В основе социально-организованной деятельности лежит необходимость гарантироватьполучения заказанного продукта. Так, если социально-значимая потребность не будет удовлетворена и общество не получит необходимого для своего жизнесуществования, то наступит дестабилизация общественной жизни, что рано или поздно, в зависимости от объема неудовлетворенного спроса, приведет к его разрушению. Для преодоления этой угрозы общественная практика выработала особого рода представления, нормы деятельности, функция которых гарантировать получение заказанного продукта.
Норма есть представление о том, как должна быть устроена деятельность, она обладает предписывающим статусом. Норма имеет социальное, внеиндивидуальное происхождение, она является для человека категорическим императивом, требующим безусловной реализации. Существуют  разные типы норм: цель, план, проект, программа, технология, метод и подход (2). Механизмом, обеспечивающим реализацию нормативной функции, можно назвать механизм придания человеческой активности такой формы, описание которой содержится в норме деятельности*.
Рассмотрим специфику позиций исполнителя и управленца и их взаимоотношения. Ценностью для исполнителя является получение того результата, который зафиксирован в норме его деятельности. Ценностью для управленца являетсяудовлетворение заказа, установление соответствия между заказом, который всегда более абстрактен чем продукт, могущий удовлетворить этот заказ, и результатом исполнительской деятельности. Любое несоответствие заказу обесценивает осуществленную деятельность. Тогда, исполнитель - деятель реализующий нормууправленец - деятель, создающий норму и развивающий ее.

Основные функции управленческой деятельности

Генетически исполнительская деятельность первична, управление явно не выделено из нее, хотя управленческая функция, безусловно, существует. В процессе любой деятельности естественным образом могут возникать затруднения, препятствующие ее функционированию. Снятие такого рода затруднений, обеспечение существования деятельности и есть начало становления управления. Генетически первичны функции управления, обеспечивающие функционирование деятельности. Сначала появляется функция контроля реализации нормы деятельности. Контроль мы понимаем как фиксацию соответствия или несоответствия реального состояние деятельности требуемому нормой. Затем, возникает  коррекция - как приведение несоответствующего состояние деятельности к требуемому. При появлении требования воспроизводства деятельности возникает и функция снабжения как обеспечение деятельности исходными  материалами, средствами, способами применения средств, деятелями с соответствующими способностями, нормами. В начале становления управленческая функция реализуется естественнообразно, как получается. По мере закрепления управленческой функции за отдельными представителями, возникновения у них ответственности за судьбу деятельности сами процессы управления начинают нормироваться и превращаться в управленческую деятельность.
Требование по изменению и развитию социально-организованной деятельности ведет к усложнению управленческой деятельности и оформлению еще трех управленческих функций, имеющих рефлексивную природу.

Рефлексия - это анализ осуществленной деятельности, направленный на выявление причин затруднений и изменение нормы деятельности так, чтобы в новой норме эти причины были бы устранены (7). Рефлексия при оценке деятельности и ее результата перестраивает деятельность, сохраняя необходимое и устраняя ненужное, добавляя требуемое (4,6). В рефлексии выделяются три основные  функции (2): исследование или построение картины осуществленной деятельности, критика или поиск причин затруднений, инормирование - создание  нормы, которая обеспечивала бы функционирование деятельности без затруднений.
Таким образом управленческая деятельность представляет собой систему из  шести деятельностей: контролирующей, коррекционной, снабженческой, исследовательской, критической и нормировочной.
Подводя некоторые итоги, можно заключить, что единица социально-организованной деятельности представляет собой систему трех деятельностей: заказной, исполнительской и управленческой. Заказ, как продукт заказной деятельности, поступает в управленческую деятельность, которая на основании этого заказа создает исполнительскую деятельность по достижению продукта, способного удовлетворить этот заказ. На фазе выполнения заказа управленческая деятельность обслуживает исполнительскую, снимая затруднения возникающие в ходе достижения продукта, связанные либо с нехваткой чего-либо (через снабженческую деятельность), либо с неправильностью в реализации нормы (через контрольную и коррекционную деятельности).
Системообразующий характер управленческой деятельности в социально-организованной деятельности позволяет утверждать: насколько эффективна в обществе управленческая деятельность, настолько благополучно общество. Такой статус управления заставляетпредъявлять особые требования к уровню способностей деятелей, претендующих на управленческую позицию. Но характер предъявления этих требований в управлении  особый, он связан со специфическими характеристиками управленческой деятельности.
Особенность управления заложена его основой. Управленческая деятельность связана с постоянным анализом происходящих событий, принятием решений, она мыслительна по своей природе. Поскольку содержание управленческой деятельности суть мышление, а это означает, что многие процессы скрыты  от внешнего наблюдателя (проходят "в голове"), сами результаты этой деятельности заранее нельзя предугадать, и часто они неопределенны,  жестко не фиксируемы, постольку возникает вопрос о соответствии человека управленческой позиции, и иерархия этих соответствий определяется далеко как неоднозначно.
Характер социально-значимой деятельности требует гарантированности успешной реализации управленческой функции. Управленец должен владеть средствами мыслительной работы (понятиями и категориями), уметь сопоставлять теоретические представления с наблюдениями за реальной практикой деятельности, выявлять расхождения, на основе выявленных расхождений принимать  ответственные решения.Владеет ли реальный управленец этим? Каков уровень этого владения?
Эти вопросы выводят нас на необходимость определить, в чем состоит содержание профессионализма управленца и какие уровни профессионализма в управлении можно выделить? Рассмотрим этот вопрос более подробно. 

Профессионализм управленческой деятельности

Профессионализм часто понимается как качество деятеля, участвующего в профессиональной деятельности (3). Введем понятие профессиональной деятельности. Для этого сначала зададим некоторый видовой признак профессиональной деятельности (общий тип деятельности). Наиболее общими из таких типов деятельностей, на которые еще можно ввести  различия профессионального и непрофессионального, нам представляются  следующие: индивидуальная жизнедеятельность, индивидуально-трудовая  деятельность, социально-организованная деятельность и социокультурная деятельность. В основу выделения этих типов в качестве критерия взята  философская категориальная пара:естественное - искусственное (или "стихийное-организованное"). Тогда можно ввести на этой основе четыре типа:
  • естественное (е);
  • естественно-искусственное (еи);
  • искусственно-естественное (ие);
  • искусственное (и).
Тип (е) - чисто природное начало, самостийность, стихийность, неоформленность, содержательность.
Тип (еи) - при сохранении ведущим стихийного начала, оно адаптационно учитывает искусственное или обладает некоторой организованностью.
Тип (ие) - ведущим выступает искусственное начало, "натура" подчиняется форме, но еще не до конца. Определяющей становится логика искусственного.
Тип (и) - искусственное, полная вписанность естественно-природного начала в формное, искусственное стало как естественное, как само собой разумеющееся.
В нашем случае естественным выступает активность человека, как  присущее ему природно обусловленное начало, искусственным - норма, как созданная, сконструированная людьми в процессе коммуникации, как имеющая внеиндивидуальный характер. Чем более нормирована активность, тем  более обискусствлена деятельность.  Введем характеристики типов деятельности.

Индивидуальная деятельность (Е) носит естественный характер;  жизнедеятельность - это активность человека направленная на  удовлетворение индивидуальной потребности. Основанием ее является индивидуально-значимое потребностное состояние, критерием завершенности, правильности - субъективное ощущение удовлетворенности. Динамика смены жизнедеятельности задана сменой потребностного состояния, которая в свою очередь зависит от субъективных настроений, ощущений, чувств, оценок и т.п. Наиболее яркий пример индивидуальной жизнедеятельности - бытовая деятельность людей.

Индивидуально-трудовая деятельность (ЕИ) - естественно-искусственный тип деятельности. Ведущим процессом остается удовлетворение индивидуальной потребности, но уже с учетом индивидуальных потребностей других людей. "Работаю, когда удобно и как удобно, что могу и как могу, но все-таки это должно быть принято другим, потребителем". Требования, предъявляемые другим не носят безусловного характера. Пример подобной деятельности - народные промыслы, потребительская кооперация и т.п.

Социально-организованная деятельность (ИЕ) - основанием деятельности является зафиксированная социально-значимая потребность. Для ее удовлетворения используются специально для этого выработанные, исторически сложившиеся способы деятельности. Это искусственно-естественный тип деятельности. Человек входя в него уже не свободен делать, что хочет и как хочет, он обязан делать то, что требуется и как это требуется. (Например, деятельность общественных организаций).

Социокультурная деятельность (И) - искусственный тип деятельности. Основанием для него выступает уже ценность. Такая деятельность осуществляется на основании способов созданных с привлечением интеллектуальных критериев (научнообоснованное разделение труда и т.п.). Эта деятельность характерна тем, что она обязана дать запрограммированный результат, так как его отсутствие приведет к дестабилизации или даже разрушению общественного организма. Пример деятельности такого типа: управление страной или регионом.
Для примера приведем описание типовых шагов управленца в социально-организованной и социокультурной деятельностях. 

В социально-организованном типе управленческой деятельности управленец совершает следующие шаги:
  1. Уяснение заказа
  2. Анализ возможностей выполнения заказа
  3. Принятие решения
  4. Составление плана действий
  5. Организация выполнения
  6. Контроль
  7. Коррекция
  8. Фиксация выполнения
В социокультурном типе управленческой деятельности управленец  обязан проделать следующие действия (2):
  1. Понимание заказа
  2. Профессионализация понимания заказа на продукт
  3. Профессиональное деятельностное понимание заказа
  4. Фиксация имеющихся ресурсов
  5. Моделирование включения  ресурсов в будущую деятельность
  6. Фиксация затруднений, возникающих в  связи с получением конечного результата
  7. Анализ затруднений
  8. Депроблематизация, построение выхода из зафиксированных проблем
  9. Фиксация целостной программы деятельности
  10. Снабжение деятельности (в том числе привлечение и/или мотивация деятелей к решению задач)
  11. Контроль деятельности
  12. Критическая рефлексия несоответствия деятельности норме
  13. Корректировка программы по результатам критической рефлексии
  14. Фиксация выполнения заказа и расчет с заказчиком.
Особые комментарии различий не нужны, понятно что в случае социо-культурной управленческой деятельности надежность получения требуемого  продукта более высокая, а затраты мыслительных ресурсов значительно выше.
Остается ответить на вопрос: К какому типу относится профессиональнаядеятельность? Учитывая требования, предъявляемые к профессиональной деятельности - продуктивности, эффективности, и т.п. -  мы можем отнести профессиональную деятельность к социокультурному типу деятельности. Дополнительное содержание, которое вносится понятием профессиональности, связано с разделением трудаПрофессиональная деятельность всегда направлена на достижение определенного типа результата, который имеет строго определенное место в системе общественного разделения труда.
Тогда профессионализм управленческой деятельности состоит в способности управленческой деятельности гарантировать получение требуемого продукта в определенных условиях. Чем шире спектр таких условий, тем выше профессиональность управленческой деятельности. Вершина профессионализма управленческой деятельности тогда состоит в ее способности обеспечить получение данного продукта в любых условиях.

Уровни профессионализма в управленческой

Профессиональная управленческая деятельность предъявляет к деятелю входящему в эту деятельность определенный набор требований. Если  деятель соответствует этим требованиям, мы называем его профессиональным управленцем (3). Понятно, что степень соответствия  деятеля, предъявленным ему требованиям, может быть разная. Тогда качественно определенные степени соответствия деятеля требованиям профессиональной деятельности будем называть уровнями профессионализма деятеля.  Каждый уровень должен иметь такую степень качественной определенности, которая бы позволяла бы легко отличать один уровень от другого. Характеристики уровня должны быть универсальны для любой деятельности данного типа. Ведь если мы говорим об уровнях профессиональной управленческой деятельности, то данные характеристики уровня должны позволить выделить этот уровень в любой профессиональной управленческой деятельности, к какой бы сфере деятельности это не относилось.
В качестве основных уровней профессионализма выделяются два: уровень решения управленческих задач и уровень решения управленческих проблем, которые разбиваются на несколько подуровней (1). Переход с одного  уровня на другой однозначно определяется степенью владения рефлексивной культурой, или системой норм, созданных на основе интеллектуальных  ценностных критериев.

Задача и проблема в управлении

В чем же различия между деятельностной задачей и проблемой? Деятельностной задачейбудем считать ситуацию наличия нормы и требований  к ее реализации в конкретных условиях. Решение задачи в деятельности  сводится к реализации нормы в конкретных условиях этой деятельности. Деятельностной проблемой будем считать отсутствие необходимой нормы  при наличии требования получения необходимого продукта. Есть ситуация, есть деятельность, изменились условия деятельности - непонятно, что  нужно делать. Таким образом, решение проблемы в деятельности состоит в нахождении такого решения (создание такой нормы деятельности), которое позволит получить продукт в  изменившихся условиях. Другими словами решение проблемы в деятельности  состоит всведении ее к деятельностной задаче.
Итак, в профессиональной управленческой деятельности можно выделить два основных уровня: уровень управленческих задач (I) и уровень управленческих проблем (II). Введем качественные определенности этих уровней.

Управленческая задача состоит в наличии управленческого решения и необходимости его выполнения, т.е. в случае возникновения затруднения в исполнительской деятельности управленец имеет представление о  том, что и как нужно сделать, чтобы вывести деятельность из затрудне ния. Причем, если готового решения нет, но управленец знает, что нужно  сделать чтобы его сформулировать, и может это сделать - это более сложный, но тоже задачный уровень.

Управленческая проблема будет состоять в  отсутствии готового управленческого решения, в отсутствии представления о том, как надо выходить из сложившейся ситуации. Умение поставить, а затем и решить управленческую проблему характеризует управленца более высокого уровня профессионализма. 
Очевидно, что уровень решения управленческих проблем базируется на способностях решать управленческие задачи. Определенный уровень профессиональной управленческой деятельности  может быть охарактеризован как требованиями, предъявляемыми к самой  управленческой деятельности (например, наличие средств управленческой  деятельности этого уровня, наличие технологий принятия управленческих решений на этом уровне и т.п.), так и требованиями, которые предъявляются к профессионалу-управленцу этого уровня.

I. Уровень решения управленческих задач

Общая характеристика уровня: первый уровень профессионализма в управлении характеризуется умением управленца реализовывать имеющиеся управленческие решения. Этот уровень можно назвать исполнительским звеном в управлении.
Рост профессионализма управленца соответствует его переходу с одного подуровня на другой. Направление перехода задает требование обеспечить большую надежность и ответственность в непредсказуемых условиях. Каждый последующий подуровень, сохраняя возможности предыдущего, имеет свои отличительные черты.
Передвижение внутри каждого подуровня соответствует количественному и качественному усложнению рисунка действий управленца.

Успешная реализация конкретного управленческого решения

Управленческая деятельность позволяет выходить из определенного затруднения в исполнительской деятельности. Это самый  простой уровень профессиональной управленческой деятельности говорит о том, что управленец знает, когда нужно ввести управленческое решение, знает содержание этого решения и может все это проделать.
Самый простой вариант: управленец имеет одну схему решения, и  каждый раз когда возникает ситуация, в которой она действует, управленец ее реализует. Пример непрофессионализма этого подуровня: управленец имеет одну схему управленческого решения и применяет ее без разбора  во всех подходящих и неподходящих ситуациях.

Успешная реализация типового управленческого решения

На этом подуровне управленец приобретает способность выходить  из любого затруднения в исполнительской деятельности в пределах соответствующего типа затруднений и в рамках допустимого объема времени без сильного напряжения. Подуровень характерен тем, что управленец имеет набор типовых  решений по данному типу затруднений, имеет представление об  условиях, в которых каждое из них применимо, и в случае возникновения какого-либо затруднения из этого типа, он выбирает  наиболее подходящее и его реализует.
Пример непрофессионализма этого подуровня: при изменении  внешних условий не происходит смены решения, или происходит  реализация правильно выбранного решения по схеме реализации  другого решения. 

Успешная реализация типового управленческого решения с самокоррекцией своих действий

Этот подуровень предполагает способность управленца выходить  в рефлексию над своими действиями и в случае обнаружения несоответствия своих реальных действий требуемым вводить самокоррекцию, которая возвращает его к реализации требуемого решения.  Управленец этого подуровня способен осуществлять контроль не  только результата своих действий, но и самого процесса реализации решения. Вводится процессуальная характеристика его  действий, она становиться замечаемой и фиксируемой.
Пример непрофессионализма этого подуровня: неоправданная смена решения по ходу его осуществления: сначала реализовывалось  одно решение, возникли какие-то трудности, и это решение отбрасывается как негодное, и начинается реализация другого.

Успешная реализация типового управленческого решения с его  тактической коррекцией

На этот подуровень управленец переходит, получая способность  локально изменять решение, не разрушая его, выявляя те звенья  в решении которые необходимо оставить, и звенья, которые необходимо изменить, что позволяет адаптировать решение к конкретной ситуации. Пример непрофессионализма этого подуровня: такое изменение  звена принятого решения, которое противоречит всему решению, или такое изменение решения, которое делает вообще невозможным его реализацию, разрушает его.  Этот подуровень, опыт пребывания на нем подготавливает управленца  к переходу на более сложный уровень профессионализма - уровень решения  проблем.

II. Уровень решения управленческих проблем

Общая характеристика уровня: этот уровень профессионализма в управлении, базируясь на способностях первого уровня, подразумевает умение управленца принимать новые, нетривиальные решения. В этом уровне можно выделить такие подуровни:

Участие в решении управленческих проблем, поставленных и снятых другими.

Управленец приобретает опыт управления существенно изменяющейся  деятельности на основе опыта управления прежней, соучавствует  в процессе изменения прежней деятельности. Пример непрофессионализма этого подуровня: управленец начинает управлять меняющейся деятельностью так, будто это функционирующая деятельность.

Самостоятельная постановка и снятие проблем. 

Управленец приобретает способность к самостоятельной проблематизации и депроблематизации прежней деятельности. Любое, достаточно серьезное изменение в деятельности перестает быть  трагедией.
Пример непрофессионализма этого подуровня: изменение деятельности без достаточных на то оснований, постоянное экспериментирование. 

Полная рефлексивная самоорганизация.

На этом подуровне управленец приобретает способность легко  переходить с одного подуровня на другой с адекватным типом  пребывания на каждом из подуровней. Он умеет решать и проблемы, и задачи; когда необходимо он реализует задачный тип существования в деятельности, если становится необходимым, то  переходит к постановке и решению проблем. Приобретается некоторая завершенность, целостность пребывания в деятельности.
Перейдем к рассмотрению механизма, обеспечивающего переход с одного подуровня на другой.

Рефлексия и профессионализм управленца

Проведенные исследования реальной управленческой практики позволяют однозначно утверждать, что механизмом, ответственным за переход профессионала вообще и управленца, в частности, с одной ступени профессионализма на другую являетсярефлексия.
Рефлексия - это психический механизм обеспечивающий существование человеческой деятельности. Он не сводится к имеющимся у человека  мышлению, сознанию, самосознанию, воли или личности, к другим психическим механизмам. Рефлексия интегрирует все психические функции для одной цели: обеспечить существование человеческой деятельности как источника существования самого человека. Рефлексия - это внутренняя  часть деятельности, психологическая ее часть; ее предпосылки заложены  природой в каждом человеке в виде физиологического механизма обратной  связи - рефлексов (5). Но до становления полноценной рефлексии психика человека должна пройти определенный путь.
Запуск рефлексии осуществляется при возникновении затруднения в деятельности. Затруднение - незавершенность  первоначально определенного действия, вызванное какими либо препятствиями. Где возникла приостановка, там появляется рефлексивная функция  как необходимость снятия затруднения через посредство специальных аналитических процессов (7). Конечный результат рефлексии - измененный проект  действия, в котором снято затруднение. В рефлексии выделяется три  функции: исследование, критика и перепроектирование (перенормирование). Исследование - реконструкция ситуации затруднения, построение представления о том, что произошло. Критика - выявление причины затруднения и ее разворачивания во времени. Перепроектирование - деформация способа действия  так, чтобы новое действие произошло без затруднений.
В рефлексии выделяется следующая последовательность процессов: осуществление деятельности, фиксация затруднения в деятельности, выход  из деятельности в пространство рефлексии, реконструкция ситуации, определение причины затруднения, перепроектирование действия, выход из рефлексии в деятельность, осуществление деятельности. Рефлексия считается ставшей тогда, когда налажен непрерывный замкнутый цикл этой последовательности процессов.
Рефлектироваться может как деятельность вся целиком, так и какие-то ее отдельные стороны. Существует определенный цикл смены акцентов в рефлексии:
  • с результативности деятельности на процесс ее осуществления;
  • с процесса на организацию процесса;
  • с организации  процесса на критериальность организации процесса.
Рефлексивные процессы могут проходить как бы в двух режимах: первый режим -консервирующий, обеспечивающий сохранение прежнего способа  действия; второй режим -расконсервирующий, направленный на изменение  прежнего способа действия (4).
При естественной рефлексии все акценты, как правило, перемешаны. Изменение акцентов не замечается, все рефлексивные процессы "склеены". Целенаправленное рефлектирование невозможно. Роль культуры состоит в придании рефлексивным процессам целенаправленного, оформленного, организованного характера.
При искусственной рефлексии все ее акценты подконтрольны. Такая рефлексия протекает в строгом соответствии с системой норм осуществления рефлексивного процесса. Культурные нормы рефлексии создаются на основании ценностных и интеллектуальных критериев, они не должны вести к разрушению психики человека, обязаны быть "экологичными" относительно человека. В  то же время они призваны оискусствлять психологические процессы. Совместить эти требования очень непросто. 
Подведем итог. В профессиональной управленческой деятельности можно выделить два основных уровня. Первый уровень: уровень решения управленческих задач. В него входят подуровни:
  • Успешная реализация конкретного управленческого решения;
  • Успешная реализация типового управленческого решения;
  • Успешная реализация типового управленческого решения с самокоррекцией своих действий;
  • Успешная реализация типового управленческого решения с его  тактической коррекцией.
Второй уровень: уровень решения управленческих проблем. В него входят подуровни:
  • Участие в решении управленческих проблем, поставленных и снятых другими;
  • Самостоятельная постановка и снятие проблем;
  • Полная рефлексивная самоорганизация.
Способность к рефлексии как специальному типу анализа своей деятельности лежит восновании профессионализма управленца. Эта способность, как отмечалось, универсальнаотносительно конкретной управленческой деятельности и не зависит от типа реальных управленческих процедур.
Деятельность и рефлексия находятся друг с другом в неразрывном  единстве: изменения в деятельности рано или поздно приводят к изменению в рефлексии, изменения в рефлексии ведут к изменениям в деятельности. Чем культурнее рефлексия, тем эти изменения происходят быстрее, тем они более существенны, тем выше их значимость для социокультурной  среды. Вне развития рефлексивно-аналитических способностей управленца ставится под сомнение и рост профессионализма этого управленца.

суббота, 19 декабря 2015 г.

Product Life Cycle

Slide23s


Traditional marketing theory states that a product passes through four phases in its life cycle: Introduction, Growth, Maturity and Decline. The chart below outlines these phases graphically. You can of course also plot gross margins or net profits, based on the different stage.

The marketing strategy overall changes, depending on the phase. In the introductory phase, the objective typically is to build awareness and develop the market. This transitions in the growth phase to building brand preference, establishing a leading market share, and reaching not just early adopters but a broad mass audience. In the maturity phase, the objective often becomes one of defending market share and maximizing profits. The table below the graph highlights some of the basic tenets of marketing theory related to the 4 Ps (product, pricing, place/distribution, and promotion/marketing). It also illustrates that in the last phase, a firm has multiple options, from investing heavily to reinvigorate the product, to harvesting and focusing on other opportunities.
Of course, the reality is never as simple as this theory. Classifying different products into these phases is often tricky (by product family?, by SKU?). And even products who have been on the market for 20 years can often enjoy nice growth rates. But the product life cycle is nevertheless an interesting concept when looking for example at decision such as where to focus R&D or marketing resources, or also how to define strategic pricing principles.