среда, 10 июня 2020 г.

Что такое Нефть и как её добывают + Cферы применения


ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ НЕФТЬ И ЧТО ЭТО ТАКОЕ - ХАРАКТЕРИСТИКИ, РАЗЛИЧИЯ В СОСТАВЕ. В ЧЕМ ОТЛИЧИЯ РАЗНОЙ НЕФТИ, ГДЕ И КАК ЕЁ ДОБЫВАЮТ. СФЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ.


Нефть является основой мирового рынка, и от ее стоимости зависят многие экономические процессы как внутри страны, так и на международном уровне.
Ее роль и значение для каждого человека не до конца понятна.
Сейчас мы рассмотрим, что такое нефть простыми словами, из чего она состоит, как появилась и где добывается, все направления её использования, которые были неизвестны до сих пор и множество других интересных нюансов (всё о нефти).

Что такое нефть

Нефть — это полезное ископаемое в виде маслянистой жидкости, включающей в себя смесь углеводородных компонентов. Само наименование на большинстве языков обозначает «горное» или «каменное масло».
Простыми словами, нефть — это маслянистая жидкость, используемая для получения топлива (бензин, керосин и т.д.), а также в качестве источника сырья для бытовой химии, косметики и иной продукции. Цвет нефти черный, коричневый, вишневый, зеленый, желтый. Бывает даже бесцветной (прозрачной). Темный цвет чаще всего встречается в промышленности и художественных фильмах, что выступило основанием для фразеологизма черное золото. 
В зависимости от месторождения, состава и свойств, выделяют разные сорта нефти. Эталонными считаются BrentWTI (West Texas Intermediate), Dubai CrudeUralsSiberian Light и другие.

В действительности нефть используется практически во всех окружающих нас предметах, но подробнее об этом позже.
В Википедии нефть – это природная маслянистая жидкость, со специфическим запахом состоящая из сложной смеси углеводородов с различной молекулярной массой и другими химическими соединениями. В переводе с турецкого и персидского от слова neft. Запах зависит от количества серных соединений и ароматических углеводородов.
Как появилась нефть достоверно неизвестно, но история ее образования насчитывает более 50-350 млн. лет. Самой достоверной является теория органического происхождения, которая объясняет появление нефти образованием из останков микроорганизмов. Врезультате биохимических процессов отмирающие организмы образовали слои, которые под воздействием времени погружались вглубь. Давление сверху и повышение температуры без кислорода привели к преобразованию их в углеводороды.
Нефть используется людьми уже очень давно. Упоминания о нефтяном промысле найдены в раскопках, датированных более 6000 лет до н.э. Предполагается, что нефть использовали при строительстве стен Вавилона, в Древнем Египте, Индии, Греции и не только. Тем не менее, применение нефти ограничивалось лишь строительством (как вяжущий материал, асфальт) и в качестве зажигательной смеси. Так в истории несколько веков нефть считалась самым страшным оружием, сильнее пороха. Уже в XX и XXI веке нефтяные продукты приобрели особое значение, когда стали использоваться как топливо.

Из чего состоит нефть


Прежде чем, рассматривать химию и состав нефти, стоит упомянуть о её происхождении. Всего существует две теории, как появилась нефть:
  1. Органическая (биогенная) — нефть образовалась из остатков древних живых организмов (планктон, водоросли) за десятки или сотни миллионов лет под действием давления и температуры. Эта теория считается доминирующей и позволяет более точно прогнозировать появление месторождений.
  2. Неорганическая (абиогенная) — образование произошло в результате химической реакции при огромном давлении и температуре из неорганических веществ. Данной теории придерживался Д.И. Менделеев, к сожалению, гипотеза не нашла практического применения и уступила биогенной.
Что касается состава, то нефть содержит в себе более 1000 различных веществ, преимущественно (90%) углеводородов. В связи с этим, какой-либо единой формулы нефти не существует. Остальные 10% занимают:
  • сера (до 5%);
  • азот;
  • кислород;
  • допускается незначительное количество магния, железа, алюминия, меди и иных химических элементов.
Что касается углеводородной части, то она включает в себя примерно 83-87% углеродов, остальные 11-14% занимает водород.
Кроме того, при более глубоком рассмотрении, из чего состоит нефть, можно выделить несколько сотен углеводородных соединений:
  • парафиновые (50%) — в большей степени это жидкие углеводороды, но в растворенном состоянии есть и газообразные, а также твёрдые;
  • нафтеновые;
  • ароматические и т.д.
Формула без учета атомов разных соединений выглядит так СхНх, а метана с одним атомом углерода и 4 водорода – СН4.

Физические свойства нефти характеризуются молекулярной массой 220-400 г/моль и плотностью 0,65-1,05 г/см3. Нефть легко воспламеняется. В зависимости от количества газов в ее составе температура составляет от -35 до +121 градус по Цельсию. Не растворяется в воде.
Основные физические свойства нефти:
  • вязкость — свойство текучих веществ оказывать сопротивление при перемещении (средние значения 40 – 60 мм²/с);
  • плотность — отношение массы к объёму (как правило, варьируется от 0,83 до 0,96);
  • молекулярная масса (в среднем 220 – 400 г/моль);
  • t° застывания ( -62…+35 °С);
  • t° вспышки (-35…+121 °С).
Иные физические свойства:
  • тепловые свойства;
  • электрические свойства;
  • оптические свойства.
Таким образом, нефть преимущественно состоит из углеводородов в жидкой форме с растворенными газами и твердыми телами. Остальные составляющие не имеют преобладающего значения, за исключением серы, которая может занимать до 5%.

Как добывают нефть

Происхождение нефти довольно глубоко. Нефть залегает в недрах от нескольких десятков метров до 5-6 километров. Большое количество пластов содержится от 1-6 км в глубину, причем содержать они могут не только нефть. Но и газ.
Горные породы, в которых находится нефть, называют коллекторы. Представить себе можно ее в виде твердой и плотной пористой мочалки, в порах содержится нефть.
Как добывают нефть кратко можно представить следующим образом:
  1. Геологоразведка. Происходит определение координат и границ месторождения, состав и количество нефти. Определяется рентабельность разработки найденного месторождения разными способами добычи – фонтанным, компрессорным или насосным.
  2. Бурение. В каждом методе бурят скважину толщиной от 10 до 100 сантиметров разной глубины.
  3. Разработка. Самый простой и дешевый способ – фонтанный. Доступен в отдельных месторождениях только на начальном этапе разработки, когда давление в скважине высокое. Компрессорный – подразумевает закачку в резервуар газа или воздуха, в результате чего увеличивается давление и нефть выходит. Преимуществом такого метода является простота в управлении и отсутствие деталей в установке подверженных быстрому износу. Недостаток – высокая стоимость оборудования. Насосный – самый распространенный. Подбирается насос необходимый для разработки в конкретном месте, даже в море. В России 855 добывают подобным способом.
Таблица – Топ-10 стран по объему добычи нефти в мире
НазваниеМлн. баррелей в деньЗапасы, млн. баррелей
Россия10,280 000
Саудовская Аравия10266 455
США935 230
КНР425 244
Канада3,3169 709
Иран3,2158 400
Ирак3142 503
Кувейт2,8101 500
ОАЭ2,797 800
Венесуэла2,5300 878
Процесс нефтедобычи имеет множество нюансов. Для начала рассмотрим кратко, как добывают нефть, на примере пошагового алгоритма:
  1. Разведка и поиск месторождения (например, с помощью научных геофизических методов по разведке земной поверхности колебаниями);
  2. Бурение и оценка экономической перспективности;
  3. Установка оборудования для добычи;
  4. Добыча сырой нефтегазовой смеси из скважины, как правило, её находят в так называемых «ловушках», т.е. подземных резервуарах;
  5. Отправка сырья по нефтепроводу в дожимную насосную станцию (ДНС);
  6. Удаление путём сепарации газа, технической воды и иных тел;
  7. Отправка очищенной нефти в цех подготовки и переработки (ЦППН);
  8. Финальная очистка и отправка «товарной» нефти логистическими путями по необходимому адресу, например, в нефтеперерабатывающий завод (НПЗ).
Известно, что добыча нефти производится обычно в труднодоступных местах. Платформы могут располагаться в море, болотистых и иных местностях, даже вблизи ледников. Ниже представлен пример схемы работы оборудования платформы «Приразломная» по добыче нефти от Газпром Нефть и Время Арктики в России.
Как видите, скважина достигает в длину порядка 8 км, при этом в глубину (вертикально) около 2,3-2,7 км. Нефть окружена множеством других пород и глиной, а также газом. Специальные разветвления в скважине позволяют добираться до самых труднодоступных источников.
Такой способ добычи нефти не единственный. Всего принято выделять три способа добычи:
  1. Фонтанный — из-за очень высокого пластового давления нефть сама выходит на поверхность;
  2. С помощью штангового глубинного насоса — дополнительно к фонтанной арматуре установлен станок-качалка, который двигается за счёт электродвигателя;
  3. С помощью электроцентробежного насоса — создаёт дополнительное давление за счёт электрического питания.
Более наглядно со способами добычи вы можете ознакомиться в коротком информационном ролике от Роснефти:

Для чего используется нефть

Наиболее известно в широких кругах применение нефти в качестве топлива:
  • бензин;
  • керосин;
  • дизельное топливо;
  • мазут;
  • смазочные материалы.

Тем не менее, топливо — далеко не единственное применение нефти. Как уже упоминалось, продукты переработки нефти широко используются в производстве повсюду:
  • полиэтилен (пакеты, трубы, плёнки и т.д.);
  • полипропилен (детали для автомобилей, ковры, посуда, бытовая техника, медицинские инструменты и иное);
  • полистирол (утеплитель для жилых помещений, упаковки, пластмассовые бочки и т.д.);
  • поливинилхлорид (пластиковые окна, подвесные потолки и иное);
  • синтетический каучук (резина, обувь, одежда и т.д.).
Нефть применяется в различных отраслях, в том числе косметологии. В сыром виде нужна для строительства ЛЭП и трубопроводов.
Методы использования нефти, согласно их популярности и объемам переработки сырья:
  1. Производство жидкого топлива – бензина, дизельного топлива, авиационного керосина, мазута.
  2. Изготовление пластмассы, которая применяется для производства бытовой техники, проводов, канцелярских товаров, игрушек.
  3. Создание лекарственных препаратов. Всем известные – салициловая кислота, аспирин, антибиотики, средства против аллергии и вирусов.
  4. Текстильное производство. Является составным элементом синтетических тканей, таких как акрил, нейлон, лайкра, полиэстер из которых шьют обувь, сумки. Нижнее белье, одежду.
  5. Косметология – лаки для ногтей, карандаши для глаз и бровей, ароматы.
И также производные нефтяные продукты применяют для изготовления бижутерии и красителей.
Теперь вы понимаете, что от нефти зависит жизнь каждого человека, так как сфера её применения огромна. Что будет с нефтью и её ценой можно узнать на отдельной странице – Прогнозы.
Процесс получения из нефти различной продукции подробно описан в следующем видео:

Интересные факты о нефти

С древности слово нефть переводится как «извергнутое из земли», нестандартные способы применения нефти и история ресурса удивляют.
  • Используется людьми больше 6000 лет. Первоначально применяли в светильниках, как средство лечения скота, смазывали наконечники стрел и поджигали их для защиты территорий или при нападении врагов.
  • Химический состав соответствует каменному углю и относится с ним к одному классу – каустобиолитов.
  • В древности существовала теория, что нефть – моча китов, которая через океан проникает в залежи земли.
  • Появление нефти спасло китов как животный вид. Китовый жир применяли для освещения из-за его горючих свойств и отсутствия дыма, смазки механизмов, изготовления свечей, лекарств и косметики. Несть оказалась более дешевым источником для всех этих целей и китов перестали истреблять.
  • Пока машины не были популярны и не создали двигатель внутреннего сгорания бензин стоил очень дешево и его не знали куда девать. Активно использовали только керосин, для выведения пятен и лечения от вшей.

  • Себестоимость 1 барреля нефти в Саудовской Аравии 2 доллара, а цена продажи более 100. Причем все компании по добычи у арабов государственные. В России с учетом расходов на переработку 21 доллар, а собственники заводов – частные лица.
  • В 1900 году РФ добыла 631,1 баррель, что составило 51,6% от общего мирового объема.
  • В губной помаде и подводке для глаз содержится пропиленгликоль и краситель каменноугольной смолы, а вазелин является прямым продуктом переработки.
  • В результате переработки появился полиэстер, который обеспечивает несминаемость тканей для одежды.
  • Состав жевательной резинки содержит природные латексы с нефтепродуктами, парафиновые и полиэтиленовые смолы. Спасибо нефть за свежее дыхание!
  • Нефтяные ванны помогают в эффективной борьбе с артритом и болями в суставах. Процедура популярна в Азербайджане.
  • Медицинский спирт производится из этилена, а также «нефтяной» спирт применяют для изготовления настоек.

В заключении

В итоге, нефть представляет собой маслянистую жидкость из углеводородных соединений с небольшими примесями. Из неё делают топливо, а также большинство окружающих нас предметов, которые содержат резину или пластмассу (бытовая техника, обувь, пакеты, автомобильные детали, покрышки и многое другое). Добыча нефти происходит под землёй. Сначала ищется месторождение с помощью геофизической разведки, а затем производится бурение. Платформы для добычи могут находиться на суше, морской или болотистой поверхности. Они с помощью насосов качают сырую нефть, которая в дальнейшем очищается от газов и воды. Не только сама товарная нефть, но и практически каждый элемент от очищения поступает на переработку, в том числе, отходы от сжигаемого газа.
Нефть является невозобновляемым ресурсом и сегодня все поверхностные месторождения уже исчерпаны.
Необходимо использовать рационально природные запасы, проводить геологические работы по поиску новых месторождений, ведь НДС от продажи нефти является основным источников пополнения бюджета нашей страны, но и продукту ее переработки можно использовать для сохранения здоровья и красоты, развития промышленности.

Вадим Огорский

Как доставить нефть – Способы транспортировки в России и мире


КАК ПЕРЕВОЗЯТ НЕФТЬ И СКОЛЬКО ЭТО СТОИТ - САМЫЕ ВЫГОДНЫЕ СПОСОБЫ


М
ало просто добыть нефть, нужно ещё её доставить. Способов немало, предпочтительный зависит от таких факторов, как требуемый объём, инфраструктура, географические условия.

Иногда перевезти нефть нужно на тысячи километров, а в другом случае на несколько десятков; в один пункт назначения её можно доставить морем, в другой требуется везти по железной дороге, а в третий нет ни железной, ни даже обычной дороги. Здесь вы узнаете, какими способами доставляют нефть, а также связанные с этим вопросы.

Подготовка к транспортировке нефти

Только добытая из недр нефть – не чистый продукт, в ней растворены различные соли, жидкости, газы, глинистые частицы и песчинки. Всего в её состав входит примерно тысяча различных веществ, и перед транспортировкой требуется провести очистку от ненужных примесей.
Сначала нефтесодержащая смесь проходит первичную сепарацию, в ходе которой разделяется на три основные фракции: нефть, газ и воду. После этого начинается подготовка нефти к транспортировке.
Из неё удаляются остатки газа и воды, после чего она разбавляется пресной водой для удаления солей (обессоливания), следом выполняется её повторное обезвоживание. Завершается процесс стабилизацией – удалением лишних лёгких фракций, таких как этан и метан.
Избавление от всех этих примесей позволяет уменьшить объём нефти и повысить эффективность её транспортировки; удаление солей помогает беречь оборудование от повреждений и коррозии. К тому же, чем меньше в нефти примесей, тем проще её дальнейшая переработка.
После прохождения установки комплексной подготовки нефть готова к транспортировке: её отправляют в хранилище, а уже оттуда она будет подаваться в трубопровод.

Основной способ транспортировки нефти

Хотя способы транспортировки нефти многообразны, её наибольшие объёмы доставляются по трубопроводам. В особенности это касается России, но и во многих других странах, занимающихся нефтедобычей, именно этот способ – основной. Даже если поставка потребителям осуществляется по морю, железной дороге или иными способами, совсем без трубопроводов не обходится.
Движение нефти обеспечивается разницей в давлении, создаваемой насосными станциями. Размещаются они в среднем через каждые 100 км, а скорость движения нефти составляет 1-2,7 м/с – чем больше диаметр трубопровода, тем выше рекомендуемая скорость движения.
В сравнении с другими способами этот – наиболее экономичный. Для обслуживания всей системы трубопроводов нужно не настолько много сотрудников и оборудования, как при использовании морского, речного или иного транспорта.
К тому же потери нефтепродуктов в расчёте на пройденное расстояние относительно невелики, и этот способ считается одним из самых безопасных для экологии.
Трубопроводы возводятся достаточно быстро, но обходятся недёшево, а после прокладки маршрут доставки уже не может быть изменён – это самая значительная проблема. Если поставщик, перевозящий нефтепродукты при помощи танкеров и железнодорожного транспорта, может корректировать свои планы в соответствии с изменением ситуации, например, начать продавать нефтепродукты другим потребителями, то пользующийся трубопроводом может лишь менять объёмы поставок по маршруту.
Это существенно влияет на стоимость нефтепродуктов и ход переговорного процесса по их поставкам.
Трубопроводы для транспортировки нефти называют также нефтепроводами. Их делят на несколько классов по назначению:
  • Промысловые – используются для соединения скважины и установки, где происходит подготовка нефтепродуктов
  • Межпромысловые позволяют транспортировать нефть между местами добычи.
  • Технологические нужны для перемещения нефтепродуктов внутри предприятия или нескольких.
  • Магистральные применяются для доставки к местам переработки и потребления. Они должны обладать высокой пропускной способностью, а значит и большим диаметром. Выделяют четыре класса: к I классу относят самые широкие нефтепроводы, их диаметр превышает 1 000 мм, ко II – с диаметром свыше 500 мм, к III – свыше 300 мм, наконец, к IV – от 220 мм.
Магистральный нефтепровод включает в себя: непосредственно трубы; линии электропередач для их обслуживания; здания, предназначенные для организации их эксплуатации; резервуарный парк для хранения нефтепродуктов; насосную станцию.
Таким образом, нефтепровод – очень сложная и высокотехнологичная система, в неё входит различное оборудование, которое должно выдерживать высокое переменное давление.
Монтируют магистральные нефтепроводы в земле на глубине 80-100 см. Участки, проходящие по вечной мерзлоте, монтируются на специальные опоры на земле. Наземные нефтепроводы проще строить и обслуживать, зато на подземные меньше влияют погодные условия, а это значимый фактор при большом перепаде температур между сезонами, характерном для России.
Трубы изготавливаются из высокопластичных сталей или армированного пластика – последний используется с каждым годом всё чаще, ведь ему не страшна коррозия, трубы из него практически не разрушаются, так что прослужить могут очень долго.

Речной и морской способ транспортировки

При помощи водного транспорта можно перевозить большие объёмы нефти на самые разные расстояния: он может применяться и для местной транспортировки по судоходным рекам и озёрам, и для доставки на другой континент. Перевозка по воде – один из наиболее выгодных вариантов, как правило, дешевле неё только доставка по трубам.
Перевозку по рекам ведут при помощи танкеров и барж. Главное отличие баржи от танкера – отсутствие собственных насосов. Кроме того, баржи могут быть несамоходными, то есть не иметь двигателя. Чаще всего, когда речь идёт о барже, в виду имеют именно судно без двигателя, а для оснащённых им используется уточнение «самоходная баржа».
Для перевозки по морю также применяются танкеры и баржи, но от речных они отличаются. Морские танкеры имеют другую конструкцию, ведь необходимо, чтобы они выдерживали гораздо более сложные условия открытого моря.
Кроме того, их дедвейт обычно выше. Дедвейтом называют разность между полным и порожним водоизмещением судна. То есть, это общий вес, который судно может взять на борт, включая груз, массу топлива, воды, экипажа и так далее.
По этому показателю морские танкеры делят на 8 классов от малотоннажных (от 6 000 до 16 499 тонн) до супертанкеров, использующихся в качестве плавучих нефтяных терминалов – их дедвейт может превышать 320 000 тонн.
Чем крупнее танкер, тем ниже расходы на перевозку тонны нефти, поэтому часто их стремятся строить как можно более крупными, в тех рамках, которые допускаются маршрутом.
Морские баржи также называют лихтёрами. В отличие от танкеров, они не рассчитаны для транспортировки грузов на большие расстояния: обычно они не могут удаляться от порта более чем на 80-100 км, в спокойных водах внутренних морей – до 150-180 км.
Кроме того, сама их конструкция не предполагает удаления от берега. Используются они для доставки нефти в порты, к причалам которых не могут подойти танкеры. Большая часть лихтёров может перевозить несколько сотен тонн грузов, самые крупные – до 7 000 (тип Trimariner).
Стоимость фрахта (морской грузоперевозки) нефти стоит от $65 000 до $400 000 за один день, в зависимости от объема. При этом не всегда порт может принять судно и оно просто стоит в море. Плата за день в этом случае продолжает оплачиваться в полном объеме.

Транспортировка нефти автотранспортом


 Этот способ подходит в первую очередь для перевозки небольшого объёма нефтепродуктов на относительно короткие дистанции. Например, для доставки с нефтебаз к местам потребления: заводам, автозаправкам и так далее.
Для перевозки на дальние расстояния автотранспорт чересчур затратен, потому его используют только при отсутствии альтернативы дешевле. Чистую нефть автотранспортом перевозят очень редко.
Поскольку нефтепродукты относятся к легковоспламеняющимся жидкостям, их пары могут представлять угрозу здоровью, а разлив при аварии способен причинить ущерб природе, их относят к грузам III степени опасности.
Потому маршрут транспорта с нефтепродуктами не должен проходить в непосредственной близости от крупных городов, заповедников, больниц, школ и других подобных объектов.
Для перевозки нефти автомобиль должен иметь соответствующее оснащение, такие машины называют специальными подвижными составами. Выделяют несколько их типов:
  • Бензовоз – автоцистерны, в них перевозят моторное горючее, жидкие масла и растворители.
  • Битумовоз – предназначен для транспортировки горячего битума и соответствующим образом оснащён.
  • Топливозаправщик – имеет насос для заправки.
В обычных грузовых машинах перевозка нефти и нефтепродуктов тоже возможна, но жёстко регламентируется: разрешено перевозить не более 1 000 литров дизельного топлива, ограничение по бензину же и вовсе составляет 33 литра.
Перевозка ведётся в автоцистернах, причём в холодное время года для застывающих нефтепродуктов необходимо использовать цистерны с подогревом.
В среднем стоимость доставки нефтепродуктов варьируется от 30 до 40 рублей за километр пути бензовоза, с учетом НДС. Но существуют и более широкие разницы в цене, в зависимости от дальности расстояний, объемов и часы простоя.

Железнодорожная перевозка нефти

Нефть по железным дорогам возят почти с самого момента их появления. С тех пор возникли альтернативные способы, но и железнодорожный транспорт на месте не стоял. Технология транспортировки нефти с его помощью стала хорошо отработанной, в результате существенно повысилась безопасность, выросли его мощность и грузоподъёмность.
Железнодорожная перевозка может вестись в любое время года с одинаковой скоростью и эффективностью. В отношении быстроты доставки железнодорожный транспорт в некоторых случаях оказывается даже быстрее, чем перевозка грузовыми машинами, и всегда быстрее транспортировки по морю.
С его помощью удобно перевозить достаточно большие объёмы нефтепродуктов на дальние расстояния, что особенно выгодно в странах с обширной территорией.
Перевозят по железной дороге нефть в вагонах-цистернах. Чтобы обеспечить безопасность, их производят из листовой стали толщиной от 8 мм. Конструкция вагона-цистерны позволяет его заполнять и контролировать объём перевозимого продукта, сливать нефть, обслуживать сам вагон.
В каждом таком вагоне нефть может перевозиться десятками или даже сотнями тонн, благодаря чему способ транспортировки выступает как основной в тех случаях, когда проложить для этого трубы невозможно или невыгодно.
Безопасность перевозки регламентируется целым рядом нормативных актов, в которых оговариваются все детали для того, чтобы как можно реже происходили взрывы, утечки, воспламенение нефти.
Стоимость сильно зависит от расстояния и объемов. Например, от Москвы до Рязани доставить 17 тонн будет стоить 240 000 рублей.

Воздушная транспортировка нефтепродуктов

Обходится значительно дороже других способов, потому применяется только в случаях, когда альтернативы нет.
Например, таким образом снабжаются зимовки в Арктике, дрейфующие станции, некоторые пункты на Крайнем Севере, куда иными способами просто не добраться. Перевозят нефтепродукты на самолётах и вертолётах.

Смешанные транспортировки

Нередко прямые поставки одним из рассмотренных способов организовать нет возможности. В таких случаях используется комбинация нескольких видов. К примеру: от места добычи нефть транспортируется по магистральному нефтепроводу, далее в порту загружается в танкеры, они перевозят её в порт на другом континенте, из него она транспортируется по железной дороге, а затем развозится на грузовых автомобилях.
Здесь сочетается сразу 4 способа транспортировки. Большая часть перевозок нефти приходится на сочетание только двух: по трубопроводам и железной дороге.

Способы транспортировки нефти в России

Транспортировка нефти в России имеет давние традиции: ещё в конце XVI века её доставляли в Москву в бочках из мест добычи у реки Ухта, а ко временам правления Петра I начали использовать суда для её перевозки по Каспийскому морю. Строить нефтепроводы предложил Д.И. Менделеев, он же обосновал, почему такой способ предпочтителен, и сформулировал основные принципы их строительства.
Первый нефтепровод ввели в эксплуатацию в России ещё в 1887 году, но долгое время после этого нефтепроводная система развивалась не слишком быстрыми темпами. Ещё в 1957 году всего 34% нефтепродуктов доставлялось по нефтепроводам. Протяженность сети в СССР к тому моменту составляла 21 000 км, для сравнения, в США примерно в те же годы было проложено 960 000 км труб.
Стоимость транспортировки нефти по трубам уже тогда была в 2,5-3 раза ниже, чем по железной дороге. На Севере же, с которого нефть вывозили водным транспортом, ограничения накладывал период навигации. Поскольку всё большая доля добычи нефти в СССР приходилась именно на Север, с середины прошлого века началось активное строительство нефтепроводов.

суббота, 30 мая 2020 г.

The Agile Manifesto: An illustrated guide

The 4 Kanban principles: A visual guide


We have developed this visual guide to help you understand how Kanban method works and whether it will be useful for your organisation. Kanban is such a flexible agile method that it can be used on all types of work and different types of projects, as long as the 4 principles are followed.
Kanban is discussed on many agile courses, including Agile Project Management (AgilePM) courses.

What is Kanban?

Developed by Toyota

Kanban is a highly visual work management method, developed in Japan in the late 1940’s by Toyota engineers. The word Kanban roughly translates in Japanese as “visual card”.

Limiting waste

By displaying cards on a board, a team can easily display a workflow to everybody involved in the team. The fundamental benefit of working in this way is that any disruptions to workflow are easily identified, and team members can collaborate to rectify issues before they get out of control.
The approach also limits the amount of work in progress, thereby minimising any build-up of tasks which wastes time and money.

Pulling work

Kanban is based on a pull rather than a push system. This means that team members only start work when they have capacity, rather than work being pushed to them with the potential of getting piled up. Kanban can be a valuable tool when managing projects that require deliverables frequently and is also a popular choice for software development teams.
The graphic below was created to help you get a basic understanding of the 4 principles of Kanban. If you like it, please show your appreciation by linking back to this page.

The 4 principles of Kanban

1. Visualize workflow

Visualize your work on a board with cards to represent user stories (work) in your product backlog (inventory). Use colours to represent the theme of your user stories. For a simple Kanban board, label one column “TO-DO” and another “DONE”. Label columns in between “TO-DO” and “DONE” to represent either the type of work or whoever is responsible for undertaking it. Split these columns into two and label “Doing” and “Done”. Place the cards into columns depending on their workflow status. Doing this enables the whole team to view work in progress, work that has been completed and work to be started next. As work gets completed, move your cards from left to right.
Top tip: Keep your column labels simple and intuitive.

2. Limit work in progress (WIP)

Set a limit on how much work can be in progress at one time in each column. In other words, how many cards can be in each column at a given time. This ensures that cards are moving smoothly across the board as and when the team are ready for them.

Do the top priority work first

Your “TO-DO” column should be filled with top priority work from your product backlog. When you have a space in your “TO-DO” column, you can fill it with another user story from your product backlog.
By setting work in progress limits (WIP limits), the entire team can quickly see if there is a blockage and collaborate to fix it. Setting WIP limits eliminates multi-tasking, which is the ultimate productivity killer.
Top tip: Teams can assist other teams when bottlenecks are identified, regardless of expertise.

3. Focus on flow

By now, your work should flow freely through the Kanban system. It might even feel very easy! Make sure that you keep a lookout for any interruptions in flow and use these as opportunities for improvement. Workflow should run smoothly and not stop and start. Choose some flow metrics to track and analyse them. Which ones you choose are entirely up to you, but here are some helpful examples:
  • Lead time - how long does it take for a card to move from “TO-DO” to “DONE”?
  • Cycle time - how long does it take for a card to move from “Doing” to “Done”?
  • Number of items not started - are you struggling with your workload?
  • Number of items that are WIP - are you staying within your WIP limits?
  • Blockage areas - do you see any areas where cards build up, causing a blockage in flow?
Top tip: Smooth flow = creating value

4. Continuous improvement

Remember that even after implementing Kanban, the work is never truly finished. Part of the Kanban method is to continuously improve your processes. Monitor your Kanban system and make improvements on an ongoing basis.

Conclusion

By following these 4 principles, you should have enough of an overview to get yourself started with a Kanban board and some cards to represent your user stories.
For some teams, Kanban may be all they need to effectively manage their day to day development. Kanban ensures that there is a seamless flow to your production line regardless of the type of work you do. However, you might like to use Kanban alongside a good Scrum framework, which will provide even more structure and organisational improvements.