Никогда ещё чувство неуверённости в том, что произойдёт в будущем, так не обострялось. Мы привыкаем жить в состоянии неопределённости, понимая, что жизнь вообще – штука неопределённая.
В бизнесе приходится постоянно рисковать. Преодоление риска, успех и рост дохода – составные части правильно предпринятых действий. Большая часть справляется с задачами в новой реальности по мере их появления.
Однако жизнь постоянно подкидывает новые вызовы. На страну и бизнес обрушиваются события, которые невозможно было предвидеть. Они меняют всё вокруг и глобально влияют на нашу жизнь.
Справляться становится всё труднее. Поднимается уровень общей эмоциональной неуверенности. Часть бизнеса рушится, уходит в небытие. Люди испытывают глубокое разочарование и впадают в депрессию.
В трудные времена, личные заботы персонала превышают все остальные. «Не потеряю ли я работу? Как буду оплачивать ипотеку? Как платить за обучение детей?», – волнующие многих вопросы. Это сказывается на производительности и эффективности.
Как выстоять в условиях неопределённости? Как компаниям научиться принимать вызовы времени? С чего начать? Как стать гибким и преодолеть препятствия? Читайте об этом в новом материале Yva.ai.
Как действовать руководителю компании в условиях неопределённости
Не поддаться панике, сохранить спокойствие и постараться вырулить – задача непростая. Не стоит занимать оборонительную позицию. Наоборот, надо действовать, идти навстречу изменениям, искать способы, которые приведут к успеху.
По мнению канадского журнала «Strategy»1, некоторые «лидеры рефлекторно, замораживают приём на работу, сокращают инвестиции в маркетинг и бренд, избегают выхода на новые рынки, а иногда и вовсе прекращают принимать решения». Такие защитные действия вполне понятны. Но они непродуктивны. Это приводит к ухудшению ситуации.
«Ни одно действие само по себе не может рассеять тяжёлое облако неуверенности, – пишут эксперты журнала. – Но если организации смогут выйти из оборонительной позиции и занять более активную позицию, у них будет больше шансов сохранить равновесие и сформировать своё будущее».
Чтобы пережить состояние неопределённости, грядущие изменения в экономике, приходится использовать изобретательность, применять креативность и воображение. Бизнес-лидеры пересматривают цели, планы и стратегии.
Члены совета тренеров Forbes2 делятся лучшими методами борьбы с неопределённостью.
2. Станьте более гибким. Меняйте планы в условиях неполной информации, затем оперативно корректируйте.
3. Будьте прозрачными. Надо уметь признаться в том, что у вас больше вопросов, чем ответов. Подключите команду, чтобы вместе искать подходы к решению свалившихся задач.
4. Пусть первые идеи будут не самыми лучшими и не решат возникших проблем. Зато вы не будете упрекать себя в том, что бездействовали. Продолжайте поиски, как сделать лучше, чтобы найти оптимальное решение.
5. Будьте откровенными с людьми. Сотрудники в сложных обстоятельствах нуждаются в честной информации. Самое время – укрепить доверие окружающих людей.
6. Погрузитесь в атмосферу страха и проанализируйте: что худшее может случиться? Рассмотрите возможные сценарии и выберите наиболее подходящий.
7. Сосредоточьтесь на том, что принесёт большую отдачу. Разработайте план управления рисками. Выберите наиболее вероятные и разработайте стратегию смягчения последствий.
8. Принимайте решения на основании ценностей компании, которые проверены временем. Это поможет сделать решения наиболее эффективными.
9. Опирайтесь на устойчивые методы, которые обеспечат стабильность. Сохраняйте спокойствие, размеренный ритм жизни, не забывайте о благодарности коллегам. Сосредоточьтесь на том, что находится в сфере вашего влияния.
10. Сохраняйте лучшие качества лидера. Не теряйте дух. Это укрепит доверие компании к вам.
Как добиваться успеха в нестабильные времена
Питер Друкер писал: «Есть риск, на который вы не можете позволить себе пойти. И есть риск, на который вы не можете не пойти». Вторая часть фразы имеет непосредственное отношение к новым временам. Главное не сидеть и не ждать новой беды. Требуются, как никогда, решительные действия. Первое, что необходимо сделать: заняться разработкой стратегии.
Компании сейчас, должны быть гибкими и быстро реагировать на меняющиеся ситуации, понимать, когда придерживаться выбранного курса, а где адаптироваться, и иметь возможность быстро перезапуститься, как только ситуация улучшится.
Эксперты сайта WinMan3 предлагают 5 стратегий для позиции действий.
- Действуйте решительно
Не бойтесь бросать вызов операционным процессам. Например, увеличьте инвестиции в маркетинг, оборудование. Вкладывайте средства в привлечение новых клиентов.
- Подготовьтесь к непредвиденным обстоятельствам
Имейте планы на случай непредвиденных обстоятельств. Предугадывайте возможности, которые могут возникнуть, и угрозы для денежного потока, например, потерю крупного клиента.
- Защитите денежный поток
Во времена неопределённости денежный поток является источником жизненной силы бизнеса. Вы можете улучшить его, убедившись, что выставление счетов, кредиторская и дебиторская задолженность работают эффективно. Изучите альтернативные варианты финансирования.
- Сохраните цепочку поставок
Опишите риски в вашей цепочке поставок, принимая во внимание новые правила. Посмотрите на поставщиков и подумайте, как можно увеличить этот список.
- Защитите клиентскую базу
В трудные времена нужно защищать отношения с клиентами. Поддерживайте связь и выслушивайте их опасения. Если вы производитель, подумайте о лучших способах работы с дистрибьюторами. Выйдите на прямое общение с клиентами.
Мощное лидерство и сильная корпоративная культура имеют решающее значение для устойчивости и гибкости организации. В условиях сбоя работы и угрозы разрушения бизнеса особенно важно разработать правильные сценарии, которые помогут выжить в трудный период. О качествах, которые пригодятся лидеру в волатильном и неопределённом VUCA-мире, читайте в статье «О дивный VUCA-мир: что это и зачем о нём знать?».
Эксперт компании Gavel International Джим Бозелли4 считает, что существует два основных сценария для периода неопределённости: быстрый рост и разрушение бизнеса. В том и другом есть проблемы и возможности. Если проблемы решать последовательно, их можно превратить в возможности. Вот как это можно сделать, действуя по сценарию «Разрушение бизнеса».