суббота, 13 августа 2022 г.

Как эффективно запустить и продвигать бизнес в YouTube

 



Новый куратор курса «Продвижение на YouTube Алексей Токовенко рассказал о том, как эффективно запустить и продвигать бизнес в YouTube.


Алексей Токовенко, YouTube-producer, Co-Founder и Creative Director YOPTA Agency

  • 6+ лет в YouTube-маркетинге.
  • 45+ каналов блогеров и брендов, с которыми сотрудничал.
  • 9500$ объем доходности в месяц по каналам.
  • 14+ млн подписчиков суммарно по каналам.

Работал продакт-менеджером и преподавателем в AIR Media-Tech и Академии видеоблогинга AIR Academy.

Аналитика о YouTube

Любой бизнес начинается с цифр. Что касается YouTube, то на платформе постоянно загружается много видео и в феврале 2020 года их было 729 миллионов.


С 2005 года было создано 83 миллиона аккаунтов, которые генерят такое количество контента. Интересно, что львиная доля видео было создано за 2019 год.


102 миллиона видео за 2019 год – это 14% от всего объема. И эта тенденция продолжает расти. Цифры говорят о том, что на Ютуб есть не только дети, появляется взрослый контент. Бизнес понимает, что здесь есть преимущество перед Инстаграмом или Фейсбук.


Есть интересная статистика по вовлеченности (взаимодействие с роликом) – как люди лайкали, комментировали, распространяли видео и так далее. Это максимально качественный показатель.

Основная тенденция, это то, как YouTube продвигает ролики. На первом месте 10-15 минутные видео, на втором – от двух до пяти минут. Поэтому бизнесу важно делать различный контент, использовать разные форматы. Но при этом важно понимать, что 20-минутный обзор никто смотреть не будет и YouTube, соответственно, его не будет продвигать.

Можете примерить для себя определенные форматы видео, в которых будут сюжеты и 10-15 минут, и до пяти минут. Например, обзор товара.

Есть еще интересный показатель – количество просмотров на один ролик. Тут ролики на 10-15 минут также на первом месте. Можно сказать, что это идеальный хронометраж для платформы Ютуб в отличие от других платформ (в Инстаграм, Фейсбук или Тик Ток чаще используется короткие видео).

На втором месте по просмотрам ролики от 0 до 30 секунд. Это реклама, которую часто просматривают. Поэтому бренды могут взять себе на заметку: реклама работает.

Правильный подход к видеоблогингу

Рассмотрим основные правила, которые будут полезны для тех кто ведет или собирается вести свой канал. Вы также можете переформатировать видео под эти тенденции.

Игра по правилам

Все должно быть по правилам и принципам сообщества. Но это не просто слова. Почему? Потому, что это напрямую влияет на ваш успех и ваше продвижение. Если раньше YouTube опробовал свои алгоритмы в плане определения и наказания тех, кто не придерживается правил, то сейчас это все отлично работает.

Например, если не придерживаться принципов, спамить, добавлять какие-то слова, которые не касаются вашего ролика в надежде, что это будет успешным, либо же делать какую-то неприемлемую рекламу (ставки, букинги и так далее), это все конвертируется в блокировку. Либо же, как минимум, отключается монетизация.

По поводу авторского права хочу сказать, что не всегда бывает такое, что вы какой-то умышленный нарушитель. Бывают случайные нарушения, когда, например, использовали чужой контент, какую-то музыку, вставки, видеофрагменты. Еще бывают смешные моменты, когда вы снимаете видео или записываете интервью, а у вас, допустим, на фоне играет какая-то популярная музыка с радио. И вас определят, как нарушителя и могут последовать блокировки. Поэтому следите за контентом. Можно использовать библиотеку YouTube, где есть платные и бесплатные варианты. Или подпишите договор с какой-то библиотекой. Например, Epidemic Sound.

YouTube следит за тем, чтобы видео были безопасны для детей. Если у вас ролики не предназначены для просмотра юными зрителями, обязательно отмечайте в настройках.

Больше развлечений

Для продвижения важно не быть скучными. Если вы раньше могли продвинуться за счет уникальности, то сейчас такое не проходит. Даже в брендовые видео нужно добавлять «мемчики», какие-то перебивки. По сценарию прописывать, чтобы видео было структурно, динамично и интересно.

Есть люди, которые считают, что контент для бренда не так важен – его можно снять на телефон и больше вложить денег не в сам контент, а в продвижение. Это не совсем корректно. Почему? Потому, что если вы сделаете контент качественным, он будет вовлекающим, его будет интересно смотреть. И он будет, без дополнительных вложений, и через год, и через два, и через три брать просмотры и, таким образом, делать рекламу вашему бренду.

Большое преимущество YouTube в том, что контент живет долго, в отличие от Инстаграма, где все уходит в ленту. Люди находят видео через поиск, через систему рекомендаций. Поэтому делайте большую ставку на контент, чтобы он привлекал вашу аудиторию длительный период.

Экспериментируйте с различными форматами внутри ниши. Например, вы делаете обзоры на гаджеты. Можете попробовать записать интервью или даже сделать краш-тест с разбитием и проверкой на прочность гаджетов. Это будет привлекать разную аудиторию и будет фактом отличия от ваших условно «скучных» конкурентов.

Тренд Тик Ток

Если вы будете делать ролики для YouTube, вы можете сделать короткие нарезки с этих больших роликов и заливать их массово в Тик Ток. Дело в том, что там так интересно работают алгоритмы, что может «выстрелить» абсолютно любое видео и принести сотни тысяч просмотров.

И все эти просмотры вы сможете так или иначе конвертировать в свою пользу: перевести аудиторию к себе на Ютуб или Инстаграм, написать в профиле о себе и получить дополнительные охваты.

Большая часть аудитории, особенно молодежь, смотрит короткие динамичные ролики. И вы можете их делать много, потому, что они просты в производстве. Это либо нарезки, либо какие-то бэкстейджи. И это всегда интерактивно. Так вы всегда можете подогревать публику короткими роликами и они, в любом случае, не будут во вред, а только в пользу.

Акцент на сторис, не только на основной контент

Вам не нужно зацикливаться только на основном контенте, который трудозатратный по времени. Вы можете с помощью сторис постоянно взаимодействовать с вашей аудиторией. Аналогия такая же как и в Фейсбуке: чем больше – тем лучше. И таким образом вы можете рекламировать ваш новый контент и постоянно взаимодействовать с аудиторией во время паузы между выходами роликов.

Контент совместно с блогерами

Это действительно важный момент, который работает не на первоначальных этапах. Иногда бренды выбирают такую стратегию, когда на старте привлекают либо блогеров к себе на канал, либо делают рекламные интеграции. Например, блогеру дают свой 15-ти секундный видеоролик для вставки или просят добавить ссылку в описание. Но так уже не работает.

Сейчас все по другому. Если решили работать с блогерами, то приглашайте их на свой канал как лидеров мнений, которые приведут свою аудиторию. Яркий пример такого сотрудничества можно увидеть на канале «Фокстрот».

Второй вариант – делайте совместный с блогером контент, который несет в себе какую-то дополнительную ценность. Это не просто реклама. Например, сейчас трендовыми являются социальные ролики на какие-то важные тематики в обществе. Вы тоже можете с этим поработать, поэкспериментировать и, возможно, ваше видео станет вирусным, принесет большой охват.

Интерактивы

Вам обязательно нужно в своем контенте напоминать о подписке. Без этого люди, как ни странно, не подписываются. Это проверено на практике. Например, те блогеры, которые не упоминают, видят конвертацию подписчиков в четыре раза меньше.

Поэтому проговаривайте для того, чтобы наращивать внимание вашей аудитории, чтобы были просмотры, переходы на сайт, продажи.

Ситуативный контент для любой ниши

Для бренда важно быть готовым выкладывать ролики не только по задуманному наперед контент-плану, а быстро включаться в какие-то тематики. Вариантов может быть много: от политики и новостей до популярных тем. Важно уметь обыграть это в своей тематике, не выходя за рамки ниши.

Вирусный vs регулярный контент

Но не нужно увлекаться вирусным контентом. Достаточно оценить сравнительную табличку преимуществ и особенностей вирусного и регулярного контента.

Вирусный

Регулярный

  • единоразовые усилия
  • постоянные усилия
  • wow-эффект
  • ваш канал – time killer
  • передоз впечатлениями
  • стабильные дозы впечатлений
  • быстрый рост показателей
  • постепенный непрерывный рост показателей
  • быстрое падение показателей после взлета
  • стабильный рост лояльности
  • разочарование
  • канал – лидер мнений для ЦА

Сразу скажу, что я за регулярный контент. Почему? Потому, что лучше всего, когда ваш канал будет восприниматься как тайм-киллер. Что это значит? Это когда люди будут заходить целенаправленно на ваш канал для того, чтобы посмотреть что-то новое и интересное, а не просто случайно зайдут по поиску. Вот тогда вы будете иметь большое преимущество над конкурентами.

Время просмотра – самая важная метрика для YouTube

Важная метрика на YouTube – это время просмотра. Раньше говорили: чем больше подписчиков – тем лучше. Но YouTube заинтересован в том, чтобы на его площадке люди оставались как можно дольше. Поэтому все свелось к тому что, чем дольше смотрят ваше видео, тем больше вероятности, что оно будет рекомендоваться похожей аудитории.

Ваша основная цель – это снимать такой контент, который будут смотреть долго, вовлеченно и, таким образом, улучшать статистику.

Рассмотрим график с удержанием канала. Среднее значение просмотра – 48% и полторы минуты. Это хорошо или плохо? Если меньше 40%, тогда стоит задуматься.

Вы должны понимать, что на старте канала, когда вас мало знают, изначально не нужно выкладывать длительный контент. Нужно методом проб и ошибок постоянно увеличивать хронометраж и отслеживать удержание. Таким образом у вас будет накапливаться время просмотра и канал будет органически продвигаться.

Секрет попадания в тренды

Многие считают, если в тренды попало видео, то тогда будет много переходов на этот ролик и много подписчиков. Это не всегда работает. Если зайдете во вкладку «Тренды», то увидите срочные новости, которые взлетают быстро, либо какие-то клипы. Поэтому, стремится попасть в тренды не особо важно.

Обычно в тренды попадают ролики, у которых большое вовлечение в просмотр. Есть такой показатель VPH – это интенсивность набора просмотров в один час. Чем больше интенсивность – тем лучше. И важный момент – не подписчиками.

Поэтому важно для попадания в тренды и, в принципе, для продвижения ролика, чтобы вас смотрели не ваши постоянные зрители, а какие-то новые. YouTube любит, когда вы приводите аудиторию с социальных сетей. Вы таким образом позволяете своим новым роликам продвигаться быстрее. Если у вас есть раскрученные другие соцсети или сайт – приводите оттуда аудиторию.

Нужно раскрутить канал, а не накрутить

Даже если на старте вам приходят предложения дешево раскрутить канал – не ведитесь. Даже если вас не накажут за раскрутку «мертвыми» аккаунтами, накрученными просмотрами, то это все равно будет минус в продвижении.

Алгоритм сравнивает количество ваших «живых» подписчиков с теми, которые ничего не делают на вашем контенте и, собственно, делает выводы. То есть, если будет много накрученных просмотров, подписчиков, лайков-дизлайков, комментариев, но при этом не будет органики, то такой ролик никуда дальше не пойдет. И YouTube будет понимать, что нет смысла кому-то показывать новые ролики.

Оптимизация канала

Если вы только начинаете, вы должны использовать все инструменты для того, чтобы сделать ваш канал внешне привлекательным для новой аудитории. А если еще добавите правильно описание, то получите плюс к продвижению.


Вот три баннера для обложки. Какой из них не подходит для бизнеса? Конечно, первый. На втором мы видим логотип «МакДональдс», ссылки на сайты, призыв подписаться на канал. Третий вариант идеально подойдет для канала, на котором один ведущий

Допустим вы специалист и ведете канал для того, чтобы расширять свою аудиторию. Вы обязательно должны разместить свою фотографию на баннере, для того, чтобы развивать личный бренд и повышать узнаваемость. Также важно разместить информацию о чем этот канал. Так человек, который зайдет на ваш канал, сразу понимает надо ли ему видео или нет. Еще можно показать график выхода видео как на примере.

Если вы намерены серьезно подходить к созданию контента, у вас должен быть график. Вы должны выкладывать видео примерно в один и тот же день, для того, чтобы приучать вашу аудиторию. И график можете смело размещать на баннере и в описании. Можно даже это проговаривать в видео для того, чтобы люди привыкали к регулярности выхода новых видео.


Еще примеры вариантов оформления обложки. Какой лучше?

Оформление главной страницы

Для обновления информации на главной странице канала следует нажать синюю кнопку «Настройка страницы обзора».


Здесь есть дополнительные функции, которые позволяют добавлять все необходимое, например трейлер канала.


Бывают разногласия по поводу трейлера. Если человек заходит на канал, то сразу взаимодействует именно с этим видео. Для начинающего канала будет полезно изложить суть в 30-секундном ролике. Это хорошо конвертирует в подписчики.

В трейлере обязательно проговаривайте призыв к подписке, рассказывайте, какие у вас есть сюжеты, чем вы будете полезны для зрителя.


Есть еще раздел «Видео для подписчиков». Туда лучше всего поставить самое новое видео. Можете поставить плейлист, например с образовательными роликами, где вы рассказываете о вашем товаре или о каких-то полезных вещах.


Дальше на главной странице рекомендую добавлять «Популярные видео», так как это продающий контент, который набрал больше всего просмотров, то он будет отлично выделятся на фоне новых роликов. Это тоже один из факторов для привлечения подписчиков.


Дальше можно показать «Загрузки».


«Другие разделы» вы можете настраивать как вам будет удобно. Рекомендую добавлять лучшие плейлисты. Таким образом, все основное должно быть отображено на главной страничке.

Важные элементы: название, теги, описание, обложка

Название видео вместе с обложкой выполняют главные роли в плане продвижения вашего контента. Теги и описание – на второстепенных ролях. А вот название люди видят в первую очередь. Поэтому над этим необходимо хорошо поработать. Продумать ключевые слова, чтобы на начальном этапе было много заходов через поиск. Вы должны делать контент, который чему-то обучает и его люди могут легко найти через поиск Google или YouTube.


На примере «Ключевые слова для YouTube, как написать идеальное название, описание и теги?» видно, что это по сути ключевой запрос. Если человек ищет такую информацию, то по этому запросу легко увидит это видео.

Другой пример: «Мужская прическа Британка: как сделать укладку за 3 минуты». Тут ключевая фраза – «мужская прическа Британка». Если люди будут искать такой вариант прически, то найдут этот ролик одним из первых. Из второй части названия становится понятно, что видео длится 3 минуты. Людям сразу понятно, то что это не 40-минутный туториал.

Обычно, когда люди смотрят подобного формата ролики, они хотят, чтобы все было коротко и ясно. Поэтому прописывайте время, которое человек потратит на просмотр вашего видео. Хорошо также добавлять в информацию от кого это видео для того, чтобы подписчики ориентировались с какого это канала. Это добавит заинтересованности и для продвижения остальных роликов будет полезно.


Из графика видно, что просмотры идут с поиска на YouTube. Несмотря на то, что ролик залит давно, он выполняет свою функцию на протяжении уже многих лет благодаря правильной оптимизации.

На начальном этапе у вас должно быть много видео, на которые должны заходить через поиск. Поэтому не стесняйтесь называть ролики «как сделать что-то», «почему что-то», «сколько что-то» – так, как люди обычно набирают в поисковой строке.


Описание видео – это несколько предложений, которые анонсируют ролик. Хорошо когда есть ключевые слова. Необязательно писать поэму, достаточно сделать несколько абзацев и добавить техническую информацию – ссылку на подписку.


Достаточно к ссылке на ваш канал добавить ?sub_confirmation. Тогда люди, которые кликнули, увидят табличку с подтверждением подписки. Кто-то сразу подпишется, а кто-то закроет, но оно уже будет мелькать перед глазами и есть призыв к действию.


Вы можете добавлять плейлисты либо ролики. Не все заходят в описание канала, но те кто зашел – максимально целевые люди. Поэтому важно для них что-то прописать – плейлист либо ролик. Для бизнеса важно добавить ссылку на страницу товара или ссылку на блог, чтобы получать трафик на сайт.


Вы также можете добавлять ссылки на свои социальные сети.


В описании самого видео можно добавить описание канала, так как там используются ключевые фразы. Когда делаете ролик, вы должны понимать, что обращаетесь к новой аудитории. И вот этим людям можно дать подсказку, о чем ваш канал и таким образом заинтересовать их. И не забудьте добавить призыв к подписке.

Если посмотреть аналитику, то поймете, что таких просмотров от новых людей действительно много.


Еще можно добавлять тайм метки, если у вас длинный ролик. К таймингу оставляйте комментарии.


Теги нужно прописывать так, чтобы они работали как ключевой запрос. Лучше написать меньше тегов, но они должны быть максимально целевые. Если вы вообще не знаете, что написать в теге, просто напишите часть названия. Это будет низкочастотный запрос, который поможет YouTube определить о чем этот контент, кому его рекомендовать.

Не используйте чужих тегов – это работает только в минус и у вас будет уходить трафик.


Обложка видео должна быть яркой. Обычно люди заходят на YouTube с главной страницы, где размещаются различные видео. Тут работает конкуренция. Даже если ваш ролик сейчас туда не попал, то в перспективе он может туда попадать, либо на главную, либо в рекомендованные.

У человека есть выбор куда кликнуть. Вам нужно его вовлечь с первых же секунд. Многие со старта боятся делать вовлекающие обложки, но потом начинают пробовать и видят разницу – показатель CTR растет как раз из-за привлекательности обложки.

Должна быть яркая тематическая картинка, лицо как можно крупнее, текста минимум, но он должен быть читабельным. Важно, чтобы это был не просто кадр из ролика. Лучше использовать фотографию либо стоп-кадр хорошего качества.

Бонус. Вопросы и ответы

Включать монетизацию или нет?

Ответ однозначный – включайте. Потому, что это плюс к продвижению. Если вас смущает то, что будет там какая-то чужая реклама, это все настраиваемо. Главное, чтобы YouTube вас осознавал как канал, который приносит ему пользу. Мы понимаем, что Ютуб – это коммерческая структура и польза для него – это доход от рекламодателей. Поэтому, монетизацию включайте, но очень аккуратно играйте по правилам платформы.

Как подписать договор с библиотекой?

Нормальные библиотеки, такие как Epidemic Sound, имеют разные виды лицензий. Вам необходимо только купить то, что вам подходит. И не переживайте – когда вы перестанете сотрудничать, со всеми старыми роликами все будет отлично, под фильтры никто не попадет.

Любит ли YouTube переходы с поиска Google?

Конечно. Он любит любые внешние источники трафика. А в поиске Google бывает классная плюшка. Обычно так срабатывает с образовательным контентом, который находят в Google. Например, «Как завязать шнурки?» Если много таких переходов, то потом Google на первые места в поиске выдает именно ваше видео. Так вы можете получать много трафика и новой аудитории.

Работают ли хештеги в описании?

Они работают, но не так хорошо, как на других платформах, например в том же Инстаграме. Там хештеги приносят значительный трафик. Поэтому, хорошо подумайте какие хештеги добавлять. Не нужно использовать слишком общие – лучше добавлять те, которые касаются конкретно вашего канала.

Не испортят ли тайм коды вовлеченность аудитории?

Если люди хотят посмотреть видео полностью, то они это сделают и без тайм кодов. Согласно аналитике, соотношение просмотра больше, чем то время, сколько длится этот тайм код одним зрителем.

Логика следующая: человек может прийти на тайм код, вовлечься и смотреть дальше. Допустим, зашел на двадцатую минуту, а у вас интервью на 50 минут. И с двадцатой минуты смотрит уже до конца. А может даже перемотать и посмотреть еще раз заново, если интересно. Если ролик дольше 15-ти минут, то используйте тайм коды. Это будет акт вежливости к вашей аудитории. Так люди сэкономят время и будут вам благодарны.

Стоит ли добавлять субтитры? Помогает ли это алгоритму понять о чем видео и соответствует ли оно описанию?

Субтитры индексируются. Поэтому добавляйте по возможности – это будет плюсом к продвижению. Если переводить видео на другой язык, то следует переводить не только название, но и субтитры.

Делать ли название на двух языках?

Если у вас ролики, в которых вы что-то полезное рассказываете на одном языке, и при выключении звука не понятно что происходит, то нужно делать все на одном языке. Западный зритель может зайти на ваш ролик, но если там нет субтитров на его родном языке, то видео он закроет и выберет вариант с нормальной озвучкой или с субтитрами.

Если у вас цель выходить на западные рынки, вы можете вести два канала. Но тогда надо не субтитры делать, а профессиональный перевод. И вы увидите, что каналы могут и развиваться по-разному, и разную аудиторию находить.

Если у вас контент, который понятный без слов, например лайфхаки или кулинария, вы можете делать один канал и наращивать всю мощь на него с помощью адаптации под разные языки. Добавлять субтитры, разные метаданные. Можно перевести название и описание видео, название и описание канала. Даже описание плейлистов можно перевести. Все кроме тегов. И тогда человек не догадается, что это канал вообще не из его страны.

Будет ли использование коротких кусочков из знаменитых фильмов внутри своего ролика нарушением авторского права?

Для многих этот вопрос актуальный, так как знаете, что проще разбавить свой контент какими-то вставками, мемами. Очень ходовой вариант – вставки из фильмов. Например, у вас короткий ролик, присутствует автор в кадре и вы используете какие-то перебивки на пять секунд из какого-то фильма. Если вдруг система Content ID, которая следит за этими всеми правонарушениями вас обнаружит, то вы сможете это оспорить. Но может и не обнаружить нарушение, если будет авторский вклад. Это называется принципы добросовестного использования. Обычно используются очень короткие вставки, чтобы это не было значительной частью контента (не больше 40%).

Какой видеоредактор использовать на старте?

Лучше сразу использовать нормальный видеоредактор, например Adobe Premiere Pro. Сейчас много различных уроков и программу можно легко выучить.

Как набрать первую тысячу подписчиков без рекламы?

Делайте контент, который будут находить зрители. Делайте ситуативный контент. Делайте контент, который сейчас популярный, под какие-то темы привязывайте. Тогда вы соберете тысячу подписчиков без рекламы. В принципе, чем усерднее вы это будете делать, тем быстрее соберете.

Как стать сертифицированным специалистом YouTube?

Есть программа от YouTube. В течение двух часов вам надо ответить на 50 вопросов. Чтобы ее пройти нужно иметь знания о продвижении контента, об оптимизации и даже о настройке рекламных компаний.

https://bit.ly/3dmwbcd















пятница, 12 августа 2022 г.

Employee Engagement + Customer Satisfaction = Financial Performance

 


https://bit.ly/3bSYjDE

S-образные кривые жизни систем. Инструмент #7

 


В качестве иллюстрации S-образных кривых жизни систем (в некоторых источниках – S-образные кривые эволюции) сразу вспоминается история компании «Intel», описанная ее СЕО Эндрю Гроувом. Компания вдруг (!) обнаружила, что отставание по основным продуктам от японских конкурентов составляет более трех лет. И это при условии, что они возьмут и перестанут развиваться. Совсем. «Intel» стоял на пороге банкротства и шансов на спасение практически не было.

Тогда компании сильно повезло, что одним из разрабатываемых в их лабораториях продуктов были микро-процессоры, которые и позволили перейти на новый этап эволюции. Организация выжила. И даже продолжила процветать. Но осадок у Гроува остался. Который был зафиксирован в фразе: «Выживают только параноики». Мораль – действуйте всегда так, как будто на вас нападают конкуренты.

В личной практике всё выглядело не так катастрофически, но ловля точек спада (как покемонов) стала регулярным занятием:

  • Свою  консалтинговую деятельность начинал с проведения маркетинговых исследований. Провел более 300. Практически всеми возможными способами. Это были уличные опросы «face2face» и фокус-группы. Холл-тесты и retaile-audit. Eyes-tracker и глубинные интервью. Но прошло время и рынок «упал».
  • Но мы уже на основе проведенных исследований разрабатывали маркетинговую стратегию и рекламные кампании. Более 50 проектов.
  • Следующий S-образный виток – и мы поступательно расширили маркетинговую стратегию до всего комплекса BSC. Добавили  финансы, персонал  и бизнес-процессы. Опять более 50 проектов. Это, правда, очень много для стратегии. Работая наемным сотрудником, за восемь лет я участвовал в разработке лишь четырех стратегий.
  • Потом настала очередь повышения управленческих и сбытовых компетенций персонала партнеров. Провели 800+ тренингов. Соответственно, обучили более 10000 человек.
  • Сейчас активно внедряем би-модальное управление (разделение деятельности на процессы и проекты с соответствующими компетенциями и культурологическими подходами). А также специализируемся на инструментах neuroscience.

В общем, «выживают только параноики».

А как вы реагируете на изменение стратегического ландшафта и свои S-образные кривые?

https://bit.ly/3pmFkUR

Описание бизнес-процессов: методы и инструменты

 



Инвестор заинтересован в том, чтобы его предприятие работало как швейцарские часы – безотказно, предсказуемо и с гарантией точного результата. Однако люди, играющие ключевую роль в деятельности предприятия, – это не целостный механизм и не шестеренки. Производители швейцарских часов шли к своему уровню веками, тогда как на внедрение процессов выделяют в лучшем случае два–три года. Хорошие часы могут стоить очень дорого, но при этом выполняют узкий спектр задач. Количество задач, которые решаются на предприятии, не поддается простому расчету. Одним из решений, призванных сократить пропасть между идеальной и реальной эффективностью, является описание и управление бизнес-процессами.

Определение и суть бизнес-процессов

Каждое предприятие можно рассматривать как целостную структуру взаимодействующих объектов, субъектов и функций. Взаимодействия, в результате которых происходит преобразование исходного материала в целевой материал, называют процессами, а всю структуру часто называют архитектурой процессов. Читайте также, как внедрить систему 5S на производстве.

Действующее предприятие можно описать в рамках одной из нескольких парадигм:

  1. Инфологическая – предприятие как база данных.
  2. Коммуникационная – предприятие как совокупность участников, которые находятся в совокупности отношений между собой – «договаривающиеся стороны».
  3. Трансформационная – предприятие как фабрика по переработке ресурсов в конечный продукт. Ключевой частью понимания предприятия в рамках этой парадигмы являются бизнес-процессы.

Бизнес-процессы – это взаимосвязанные и последовательные действия, отвечающие следующим опциям:

  • целью является производство продукции или услуги;
  • в процессе участвуют люди. В противном случае мы говорим о технологическом процессе, который подчиняется иным принципам управления.

Этапы внедрения бизнес-процессов

Постановка бизнес-процессов на предприятии состоит из нескольких этапов (см. рисунок 1).

Рисунок 1. Этапы постановки бизнес-процессов на предприятии

Недооценка любого из этапов делает бессмысленным проект постановки бизнес-процесса.

  1. Выявление и документирование процесса. Важно проанализировать текущую ситуацию, прежде чем приступать к изменениям. В результате этого этапа должна появиться модель «AS IS» (как есть), выявлены узкие места и потенциал возможных изменений.
  2. Анализ процесса проводится до и после его внедрения. Этот этап определяет необходимые изменения, инструментарий и ресурсы.
  3. Описание бизнес-процесса дает полную информацию по планируемым изменениям. Результатом этого этапа должен стать задокументированный план, обязательный к исполнению. На практике этот этап ошибочно принимают за завершающий. И тогда документ, описывающий процесс, становится «неработающим».
  4. Реализация – это исполнение принятых решений. Во время этого этапа формируется дополнительная информация об эффективности бизнес-процесса в целом, его участников и ключевых этапов. Информация, генерируемая в процессе реализации, способна поддержать и усилить конкурентные преимущества компании на рынке.
  5. Контроль остается самой недооценённой частью задачи постановки бизнес-процесса. Без последующего контроля и анализа действующих процессов, весь проект по внедрению окажется неэффективным. Недооценка этого этапа отчасти оправдана тем, что от процесса ожидается его самодостаточность. Механизм внедряется для экономии времени и ресурсов. Но любой процесс продолжает требовать внимания.

Часто кажется, что у менеджмента компании в результате постановки бизнес-процесса должна появиться «волшебная кнопка». После нажатия на «волшебную кнопку» автоматически получается ожидаемый результат. Однако не все решения лежат в области автоматизации. Компетентный аналитик должен своевременно учитывать все аспекты деятельности предприятия и предложить оптимальные для конкретной ситуации решения.






Коммуникации и каналы передачи информации, которые являются неотъемлемой частью бизнес-процессов, представляют собой очень сложную паутину последовательных действий

Методологии и инструментарий описания бизнес-процесса

Важным, но непринципиальным моментом является вопрос выбора инструментария для описания бизнес-процесса. Эффективность инструмента определяется гибкостью и простотой применения, а также способностью учитывать все парадигмы описания деятельности предприятия. В современной методологии управления чаще всего упоминается инструмента описания бизнес-процессов: BPMN 2.0 (Business Process Model and Notation). Его отличают:

  • умеренная плотность подачи информация;
  • гибкость;
  • широкая аудитория (бизнес-аналитики, системные аналитики, разработчики баз данных и приложений).

Коммуникации и каналы передачи информации, которые являются неотъемлемой частью бизнес-процессов, представляют собой очень сложную паутину последовательных действий. BPMN 2.0 призван учесть все возможные аспекты деятельности компании. Благодаря этому подходу, существенно облегчается внедрение и автоматизация бизнес-процессов.

В результате описания получается графическая иллюстрация и текстовое сопровождение, поясняющее ключевые аспекты процесса (см. рисунок 2).


Рисунок 1. Этапы постановки бизнес-процессов на предприятии

Недооценка любого из этапов делает бессмысленным проект постановки бизнес-процесса.

  1. Выявление и документирование процесса. Важно проанализировать текущую ситуацию, прежде чем приступать к изменениям. В результате этого этапа должна появиться модель «AS IS» (как есть), выявлены узкие места и потенциал возможных изменений.
  2. Анализ процесса проводится до и после его внедрения. Этот этап определяет необходимые изменения, инструментарий и ресурсы.
  3. Описание бизнес-процесса дает полную информацию по планируемым изменениям. Результатом этого этапа должен стать задокументированный план, обязательный к исполнению. На практике этот этап ошибочно принимают за завершающий. И тогда документ, описывающий процесс, становится «неработающим».
  4. Реализация – это исполнение принятых решений. Во время этого этапа формируется дополнительная информация об эффективности бизнес-процесса в целом, его участников и ключевых этапов. Информация, генерируемая в процессе реализации, способна поддержать и усилить конкурентные преимущества компании на рынке.
  5. Контроль остается самой недооценённой частью задачи постановки бизнес-процесса. Без последующего контроля и анализа действующих процессов, весь проект по внедрению окажется неэффективным. Недооценка этого этапа отчасти оправдана тем, что от процесса ожидается его самодостаточность. Механизм внедряется для экономии времени и ресурсов. Но любой процесс продолжает требовать внимания.

Часто кажется, что у менеджмента компании в результате постановки бизнес-процесса должна появиться «волшебная кнопка». После нажатия на «волшебную кнопку» автоматически получается ожидаемый результат. Однако не все решения лежат в области автоматизации. Компетентный аналитик должен своевременно учитывать все аспекты деятельности предприятия и предложить оптимальные для конкретной ситуации решения.

Коммуникации и каналы передачи информации, которые являются неотъемлемой частью бизнес-процессов, представляют собой очень сложную паутину последовательных действий

Методологии и инструментарий описания бизнес-процесса

Важным, но непринципиальным моментом является вопрос выбора инструментария для описания бизнес-процесса. Эффективность инструмента определяется гибкостью и простотой применения, а также способностью учитывать все парадигмы описания деятельности предприятия. В современной методологии управления чаще всего упоминается инструмента описания бизнес-процессов: BPMN 2.0 (Business Process Model and Notation). Его отличают:

  • умеренная плотность подачи информация;
  • гибкость;
  • широкая аудитория (бизнес-аналитики, системные аналитики, разработчики баз данных и приложений).

Коммуникации и каналы передачи информации, которые являются неотъемлемой частью бизнес-процессов, представляют собой очень сложную паутину последовательных действий. BPMN 2.0 призван учесть все возможные аспекты деятельности компании. Благодаря этому подходу, существенно облегчается внедрение и автоматизация бизнес-процессов.

В результате описания получается графическая иллюстрация и текстовое сопровождение, поясняющее ключевые аспекты процесса (см. рисунок 2).


Рисунок 2. Пример графического описания бизнес-процесса в рамках нотации BPMN 2.0

BPMN 2.0 – это своего рода баланс между легкостью восприятия и сложностью описания бизнес-процесса. Инструмент находится в свободном доступе на сайте Object Management Group.

Виды бизнес-процессов

Описание бизнес-процессов невозможно без понимания их видов и классификации основных участников.

В литературе и практике встречается несколько видов классификаций. Чаще всего процессы классифицируют по следующим группам:

  • основные,
  • вспомогательные,
  • управленческие.

Основные непосредственно завязаны на задачи производства и реализации продукции, оказания услуг. Именно здесь генерируется большая часть добавленной стоимости и инвестиционных рисков.

Вспомогательные предназначены для обеспечения работы основных процессов. Речь идет, например, о бухгалтерии, процессе подготовки и найма персонала, работе IT-службы и прочее.

Управленческие оказывают влияние на деятельность всех подразделений и в то же время непосредственно не участвуют в их работе. Основные задачи управленческих процессов:

  • выбор направлений развития компания;
  • контроль за исполнением поставленных задач.

Принято считать, что все бизнес-процессы важны, и нельзя расставлять жесткие приоритеты. Но на практике проблемы в основных подразделениях могут обойтись компании на порядок дороже, чем во вспомогательных.

Участники

Участников группируют по-разному, но так или иначе, следующие роли присутствуют во всех методиках:

  1. Владелец.
  2. Менеджер.
  3. Исполнитель.
  4. Аналитик.
  5. Инженер.

Владелец – это основной бенефициар бизнес-процесса. Владелец распоряжается ресурсами, владеет полномочиями, необходимыми и достаточными для исполнения процесса, и несет ответственность за его эффективность. У конкретного процесса свой владелец. Например, владельцем процесса поиска нового сотрудника и его трудоустройства является руководитель службы HR.

Менеджер управляет выполнением конкретного бизнес-процесса на оперативном уровне. Он контролирует исполнение регламентов. Исполнитель отвечает за исполнение любой из задач или групп задач, входящих в бизнес-процесс. Аналитик и инженер отвечают за оптимизацию с той разницей, что инженер обеспечивает техническое исполнение.

Кроме разделения по ролям, участников разделяют по степени контролируемости или простым языком – по месту работы.

Внутренние – сотрудники компании, ответственные за выполнение задач.

Внешние – участники, неработающие в компании. При этом они влияют на ход исполнения задач, стоящих перед сотрудниками компании.

Роли, нотации BPMN, программное обеспечение и оборудование, обеспечивающие автоматизацию бизнес-процесса – все это неотъемлемые объекты и субъекты процесса описания.

Бизнес-процесс – это всегда переход стоимости сотрудника в стоимость компании. Это шаг в сторону независимости компании от значимости конкретного сотрудника и от его влияния на результат. И каждый участник это чувствует и старается в той или иной мере повлиять на сохранение своей стоимости, включая и осознанные шаги на снижение эффективности бизнес-процесса. В этом же заключается и основной вопрос поиска баланса.

Практика работы с бизнес-процессами

Можно отказаться от сложных инструментов описания в пользу упрощения. Например, использовать стандартную блок-схему с описательной частью. Выбор в пользу того или иного решения зависит от жизненного цикла компании, наличии ресурсов и готовности к серьезным кадровым решениям.

Бизнес-процесс – это всегда переход стоимости сотрудника в стоимость компании. Это шаг в сторону независимости компании от значимости конкретного сотрудника и от его влияния на результат. И каждый участник это чувствует и старается в той или иной мере повлиять на сохранение своей стоимости, включая и осознанные шаги на снижение эффективности бизнес-процесса. В этом же заключается и основной вопрос поиска баланса.

Добавочная стоимость часто формируется в большей степени в участках, где требуется творческий подход. Излишний контроль может привести к обратным от ожиданий последствиям. Во всех других случаях, внедрение управления бизнес-процессами при сбалансированном подходе оправдывает себя в полной мере.

При описании бизнес-процессов следует придерживаться следующих рекомендаций:

1. Результаты, которые компания ожидает получить на выходе процесса, должны быть четко сформулированы и измеримы.

2. Не стоит внедрять процесс, не имея инструментария и ресурсов для контроля за его исполнением.

3.  Самыми дисциплинированными исполнителями задач бизнес-процессов должны стать генеральный директор и топ-менеджмент компании.

4. «First things first». Основное внимание следует уделять основным процессам. Если есть критичные сложности в основных, эффективность вспомогательных процессов не будет давать никакой добавочной стоимости.

5.  Все участники должны быть осведомлены и мотивированны. Каждый сотрудник должен хорошо представлять:

  • свои задачи;
  • сроки для исполнения задач;
  • формулу и способы измерения результата;
  • вознаграждение в случае успешного выполнения поставленных задач.

6. При описании бизнес-процесса используйте простые и распространенные определения. Задача описания процесса – сделать его понятным для целевой аудитории. Самовыражение желательно оставить для других задач.

7. Никто не знает ваш бизнес лучше, чем вы сами. Консультанта целесообразно привлечь лишь в качестве модератора. Основную работу по описанию бизнес-процесса эффективнее доверить его будущим исполнителям.

8. «Лучшее – враг хорошего». Оптимизация бизнес-процессов – это цикличная задача, но процесс оптимизации не следует делать вечным. Если же процесс «сбоит», то можно использовать стандартные методы:

  • упрощение (исключаются несущественные звенья);
  • стандартизация определенных участков (например, шаблоны документов).
  •  исключение дублирующих задач, исключение излишнего описания БП;
  •  аутсорсинг (передача исполнения дискретных задач сторонним компаниям);
  • оптимизация сроков (сокращение или увеличение сроков для регламентированных задач).

9. Разные уровни описания. При выборе глубины описания следует ориентироваться на его пользователя. Описание для сотрудника IT подразделения, для исполнителя и для сотрудника генерального директора должны иметь разную глубину.

10. Следует помнить, что основная задача постановки бизнес-процесса – это автоматизация исполнения существенных для бизнеса задач. Игнорирование современных инструментов автоматизации приводит к существенному снижению эффективности процесса.

Выводы

Внедрение бизнес-процессов – это сложный и цикличный процесс. Описание бизнес-процессов – ключевой, но не завершающий этап его внедрения. Без последующего анализа и контроля, процесс не даст ожидаемого эффекта. Нотации и инструментарий описания выбирается исходя из стадии жизненного цикла компании, наличии ресурсов и готовности к серьезным кадровым решениям. При этом учитывается способность инструментария автоматизировать процессы. Язык BMPN 2.0 является одним за наиболее популярных среди языков, используемых для описания.

Внедрение управления бизнес-процессами особенно эффективно при необходимости минимизировать в работе влияние человеческого фактора. Первостепенное влияние при внедрении и описании стоит уделить основным процессам: проблемы в ключевых процессах не могут быть компенсированы конкурентоспособным уровнем во вспомогательных процессах.


https://bit.ly/3SGwLC1


Product Management Toolkit (Part 1)

 




















https://bit.ly/3ph22xH







Understanding Behaviors, Motivations and Intent Is the Missing Piece of the Segmentation Puzzle

 


by Nick Hague


If you’re segmenting your market traditionally, you’re missing a piece of the puzzle.

Firmographics and needs-based segmentation are foundational, but only get you so far.

Firmographics group buyers by characteristics: industry, revenue, company size. But as companies innovate and serve customers beyond their industry, it’s hard to pinpoint any business accurately.

A needs-based approach segments buyers by the problems they’re looking to address. But this fails to factor in any tangible solutions and often results in segments not being actionable.

What’s missing?

Customers’ behaviors, motivations, and intent.

Firmographics help you know your audience. Your customers’ needs describe their current state. Behaviors, motivations, and intent show where they’re going.

Knowing how and why customers act is invaluable. With this data, you can understand and impact their next steps.

It’s similar to our approach at Merkle B2B: a great end-to-end customer experience requires knowing what customers want and how they’ll act to get it.

To understand your market, you need to solve the whole puzzle.

Don’t forget the crucial piece.

https://bit.ly/3bPyZ1j