среда, 15 февраля 2023 г.

Управление запасами в розничной торговле

 



Вопрос оптимизации управления запасами в розничной торговле всегда стоит очень остро. С одной стороны, вас гнетут различные издержки, связанные с обращением товара, а с другой – над вами маячит тень потребителя, который хочет видеть «свой» товар на полке во что бы то ни стало. Как здесь найти компромисс, и что дельного может предложить вам чужой опыт?

В этой статье рассматривается только одна часть управления запасами. А именно, управление заказами. Приведенный здесь подход – не более чем направление, в котором можно двигаться. Здесь нет примеров (как в учебниках), нет конкретных формул. Все это предстоит сделать самостоятельно. А может быть, в случае полного неприятия, и не предстоит. Но задуматься, может быть, и заставит.

Вопрос оптимизации управления запасами в розничной торговле всегда стоит очень остро. С одной стороны на необходимость его решения «давит» стоимость хранения запасов и общие издержки обращения, с другой стороны – покупатель, который хочет видеть «свой» товар на полке и которому наплевать на ваше желание сэкономить.

Поиск компромисса для этих двух «страшных» сил – громадное поле для творчества в каждой из розничных компаний. Но во всем этом разнообразии подходов к управлению запасами можно выделить две основные крайности:

  • «творческий подход» к формированию запасов
  • «математический» подход.

«Творческий» подход подразумевает тщательную и кропотливую «ручную» работу над заказами, когда ответственный за заказ сотрудник компании принимает в расчет регламентированный перечень (это в лучшем случае, часто принимаются во внимание только «эфирные» озарения) условий для создания каждого заказа. Основой для этого метода служит предпосылка, что полностью предугадать спрос невозможно, поэтому и поставить на конвейер составление заказов невозможно. Указанная предпосылка часто верна. В части, что полностью предугадать невозможно.

«Математический» подход – это метод, при котором любой заказ рассчитывается автоматически, исходя из того или иного алгоритма.

Естественно, как и любые идеализированные модели, в чистом виде эти методы в природе не встречаются.

Но в настоящий момент подход большинства компаний ближе к «творческим» алгоритмам, чем к математическим. Это объясняется целым рядом факторов:

  1. Спрос на многие товары в России действительно нельзя назвать регулярным. Постоянный рост рынка, быстрые структурные изменения не позволяют говорить о значимом объеме достоверной статистики. На что еще накладывается и долгое невнимание к информационным системам в торговле и управлению ассортиментом.
  2. Существующие алгоритмы расчета оптимального размера заказа и товарного запаса опираются на что угодно, кроме желания покупателя. А это для предприятий розничной торговли смерти подобно.
    Например, классическая формула (корень из двух произведений… и .т.д) составлена, как точное математическое равенство, при том, что розница оперирует вероятностными величинами.
  3. Технологии работы многих компаний-поставщиков еще до сих пор оставляют желать много лучшего, что вносит такую степень неопределенности в работу розничной торговли, что большинство давно махнуло рукой на попытки создать хоть какие-либо алгоритмы.

Указанные ограничения привели к тому, что большинство заказов делаются вручную и по, так называемому, «стоковому» алгоритму (когда заказ делается не в фиксированный момент времени, а в момент падения запаса до безопасного запаса – «safety stock’а»). Подобные подходы и привели к устойчивому мнению, что автоматизация практически невозможна.

Отчасти, это верно. Автоматизация разовых закупок, маркетинговых товаров (согласно классификации, приведенной в «Торговый классификатор. 6 лучей к порядку?») действительно крайне затруднительно (сознательно избегаю слова «невозможна»). Но отсутствие инструментов не должно служить причиной от отказа от технологии в целом.

Есть и другие реалии. Для работы по «творческим» алгоритмам в больших компаниях необходимо либо держать очень большой штат «закупщиков» в каждом подразделении, что с учетом того, что «творчество» подразумевает высокую квалификацию, практически труднореализуемо, либо работу «творческих» закупщиков на распределительный центр (тогда оставляя много вопросов на «плечо» между распределительным центром и магазином.

В любом случае, такой объем «творческой» рутинной работы практически лишает «закупщиков» времени на работу с новыми товарами и маркетинговыми товарами.

Есть ли разумная альтернатива «творческим подходам»? Не знаю. Приведенный ниже алгоритм (или система) является не более чем, попыткой решения этой задачи, и не факт, что не тупиковой. Тем не менее, подобная система была практически опробована, и, не смотря на ряд недостатков, оказалось жизнеспособной (но это и могло оказаться просто случайностью :-)).

Итак. Попробуем снова, как бы со стороны, взглянуть на розничную торговлю. Эта отрасль не оперирует точными цифрами. Даже на товары повседневного спроса в магазинах с практически постоянным потоком покупателей существует разница в дневных продажах одного и того же товара. Но почему тогда в управлении запасами оперируют точными формулами?

С другой стороны (стороны покупателя), покупатель крайне будет недоволен, если, придя в магазин, не обнаружит каких-то товаров, в то же самое время он может смириться с временным (именно в данное конкретное время) отсутствием других. Таким образом, важным для выживания магазина служит понятие «товарного дефицита». Что нужно вкладывать в это понятие и как с ним бороться?

Существуют подходы (не надо смеяться, взято из реальной жизни), при которых «закупщики» караются за любой дефицит (т.е. отсутствие в продаже любого товара в любой день). Очень прогрессивный и инквизиторский подход. Особенно, если все-таки вспомнить, что объемы продаж – величины вероятностные. А как большинство, надеюсь, помнит из теории вероятностей, даже величины с небольшой дисперсией имеют вероятность (пуская и малую) возникновения далеко за пределами шести сигм (по нормальному закону). Т.е. даже теоретически устранение дефицита невозможно. Более того, даже соблюдение (пока остановимся на нормальном законе) запасов, исходя из правила 6 (3) сигм по всем товарам может вызвать астрономически большую стоимость запасов.

Опять мы стоим перед той же дилеммой – с одной стороны стоимость запасов и их обработки, с другой стороны – недовольство покупателя.

Возможен ли здесь компромисс? Наверное, да. Одним из выходов может стать четкое деление товаров на товары основы и прочие (опять же отошлю к «Торговому классификатору…»). Когда для товаров основы (которые, кстати, зачастую имеют гораздо меньшую дисперсию, чем «неосновные» товары) принимаются драконовские нормативы запасов («драконовские» принимаются в смысле тех самых 6 сигм), а для остальных товаров ставится более мягкий интервал вероятности их отсутствия в продаже.

Как мы помним из теории логистики, спрос – не единственное, что определяет управление запасами. Есть масса других факторов: выбранный алгоритм заказов (временной или от safety stock), возможности по обработке количества поставок собственным складом, емкость склада и торгового зала, периодичность заказов (в том числе и связанная со временем хранения), стабильность поставок.

Попробуем рассмотреть по порядку эти факторы.

Алгоритмы заказов уже здесь упоминались. Не смотря на привлекательность (на первый взгляд) алгоритмов с safety stock (алгоритмов SS), я бы порекомендовал в качестве основного все же выбирать алгоритмы заказов с фиксированным интервалом между заказами. Объясняется это очень просто. Желание ограничить число «дорогостоящих» «закупщиков» приводит к достаточно сильной их загрузке при составлении заказов. В ситуации с заказами с алгоритмом SS эта нагрузка еще становится и неравномерной, что может иметь и тяжелые для товара последствия в «пиковые» дни. В случае же с заказами с фиксированным интервалом времени между ними, такая нагрузка достаточно легко планируется. Кроме того, этим же способом мы более оптимально решаем и вторую из приведенных выше проблем – неравномерную загрузку склада. И поставщикам, и складу гораздо удобнее оптимизировать свои процессы, точно зная «точку» заказа и определяя от нее «момент поставки» (или наоборот), чем в случае, когда заказ может появиться в любое время. Пропускная способность склада дает и другую величину – сколько заказов в день он может обработать. Путем несложных вычисления и подгонок (в том числе и с учетом важности товаров) пропускная способность даст нам периодичности поставок для разных типов товаров.

Упомянутые емкости склада и торгового зала являются простым ограничением, которое при выбранном алгоритме заказов может оказаться существенным и вынудить оптимизировать технологии обработки заказов (для увеличения частоты), либо вынудить расширять площади, либо дать рекомендации по дальнейшему изменению этих площадей на других объектах.

Стабильность поставок. Эта величина, которая очень существенно влияет на величину товарных запасов. И опять же очень редко к ней подходят с точки зрения ее истинной, вероятностной, сущности. Тем не менее, на необъятных просторах нашей Родины время в пути является классической вероятностной величиной, при чем, в зависимости от операторов и местоположения, иногда с очень большой дисперсией.

А для определения необходимого товарного запаса у нас произойдет перемножение вероятности спроса и вероятности поставки. Поэтому надо учесть, что даже при использовании нормального закона с максимальной подстраховкой (3 сигмы) и там, и там, суммарная вероятность наличия товара в торговом зале будет несколько ниже «стандартной» величины. В случае же с одной сигмой вероятность дефицита еще больше увеличивается.

Но подробнее рассмотрим это ниже.

Если мы принимаем схему заказов с фиксированными (и уже определенными периодами между поставками), мы должны определить величину, до которой производится заказ.

Определяется эта величина сразу несколькими факторами. Во-первых, мы должны задать для каждого товара (естественно, просто согласно его положению в иерархии торгового классификатора) тот «доверительный интервал» (сколько сигм вешать в граммах J) для спроса и поставки (учитывая правило перемножения вероятностей)

Мы определяем величину среднего спроса (темп ухода) товара для периода, равного выбранному периоду между поставками. В зависимости от выбранной же гарантированности его наличия, устанавливаем величину вероятного объема продаж за период между поставками. Но эту величину мы должны умножить не на период между поставками, а на выбранный «доверительный» период между поставками.

Вполне естественно, что в результате всех этих махинаций, стоимость запасов может оказаться такой, что в компании не найдется ни одного камикадзе, взявшегося за обоснование этих цифр акционерам. В этом случае мы вступаем на путь моделирования – мы начинаем всячески «поигрывать» разными сигмами, для разных типов товаров, пока не получим всех устраивающую величину. Не исключено, что результатом этих манипуляций станет и «разбор» полетов, касающийся составляющих времени поставки, и оптимизация ассортимента компании (что является отдельной очень интересной темой).

Опять же, не следует забывать, что сама величина запасов будет еще определяться выставочным запасом («красота» которого зависит от количества выставленного на полке товара, и существенно влияет на объемы продаж). Он может внести свою лепту в увеличение (правда редко значительное) запасов. Также следует упомянуть и про наличие товаров в пути (когда период выполнения заказа превышает периодичность заказов – такой случай тоже не редок, и приводит к необходимости некоторых корректировок алгоритма, опять же из-за произведения вероятностей).

Вот, вкратце, и вся суть управления запасами, приближающая нас к противоположному «творческому» – «математическому» полюсу управления запасами. Естественно, что подобный алгоритм не решит всех задач, особенно в части маркетинговых, разовых и новых товаров, но зато может значительно сократить временные затраты (при неувеличении количества сотрудников) на рутинные процессы работы с запасами, освободив его для «творчества» по упомянутым «вредным» товарам.

В заключение следует отметить, что здесь содержится просто краткое описание алгоритма. Более детальная работа над ним – такой же индивидуальный пошив для любой компании, которым является и разработка большинства бизнес-процессов предприятий розничной торговли. Не исключено, что для описания некоторых величин этого алгоритма применимо распределение Релея, а не Гаусса (нормальное). Также нельзя забывать про сезонные функции продаж (которые могут быть, в том числе, и меандровыми), автоматический учет которых должен быть подкреплен существенным объемом статистики, либо «чутья» менеджеров. И вообще, существует множество вещей, над которыми предстоит работать при внедрении подобных алгоритмов. При практическом применении они часто упираются в возможности информационных систем и менеджеров. Но, с другой стороны, даже начало движения в этом направлении ощутимо меняет отношение к эффективности, статистике и данным, которые иногда просто не используются, оптимизации множества других процессов, связанных с управлением запасами и заказами.

Часто в реорганизации важно не содержание, а сам факт его проведения. :-)

https://cutt.ly/d3DkGJ2


На что обратить внимание HR в 2023 году по версии Gartner

 


Анастасия Урсол


В этой статье мы рассмотрим 5 стратегически важных инициатив, к которым рекомендует прислушаться всемирно известная компания Gartner.

Кто такие Gartner? Gartner – исследовательская и консалтинговая компания в области информационных технологий, ранее известная как Gartner Group. Корпоративные подразделения Gartner включают в себя исследования, исполнительные программы, консалтинг и мероприятия. Каждый год Gartner проводит исследования, основанные на профессиональном опросе экспертов из разных стран. В компании работает более 15000 сотрудников в 100 офисах по всему миру.

Для написания этой статьи Gartner провела ежегодный опрос с участием более 800 HR-экспертов с разными позициями и определила 5 главных приоритетов для HR в 2023 году.

В топе списка — эффективность лидерства, но многие HR-ы также отмечают управление изменениями, опыт сотрудников, подбор персонала и будущее работы.

В этом году все представители HR, начиная от сорсеров и рекрутеров и заканчивая HR-руководителями и HRBP, столкнулись с исторически огромным количеством вызовов, время от пункта "планирования" до пункта "действие" постоянно сокращался, и одновременно уровень критически важных требований к HR-департаментам только рос. Всемирная инфляция, рецессия, война в Украине, массовые увольнения, тенденция к quiet-quitting – все это повлияло на бизнес каждого континента и каждой страны и, соответственно, изменило и тренды, которые будут важны для HR в 2023 году.

Тренды 2023 года по версии компании Gartner выглядят так:

Тренд №1. Эффективность лидера и менеджера

60% HR отмечают, что развитие эффективности работы лидеров является приоритетным направлением в их работе, в то время как 24% говорят, что их подход в развитии талантов не готовит лидеров к будущей работе. Поэтому тренд на будущий год – развитие "человеческого" лидерства.

Роль лидера становится все более сложной и комплексной, по мере того как меняются и развиваются компании и общество в целом. Современная рабочая среда требует от лидеров быть "настоящими", отзывчивыми и адаптивными. Эти три императива представляют новый челлендж к лидерству: "человеческое" лидерство.

Несмотря на то, что HR-ы пытаются помогать развивать преданность, мужество и уверенность в лидерах, чтобы соответствовать тренду, настоящих "человеческих" лидеров пока немного. Безусловно, лидерам нужна приверженность и уверенность, чтобы быть эффективными руководителями; классические подходы HR уже не могут преодолеть все препятствия, с которыми сталкиваются молодые руководители и их подчиненные.

Чтобы помочь лидерам удовлетворить потребность в человеческом лидерстве и подготовить их к новой роли, HR должны находить новые подходы в менторстве и консультации будущих руководителей.

Тренд №2. Управление изменениями и организационной структурой

Это главный приоритет для 53% HR-ов, в то время как 45% говорят, что их сотрудники устали от перемен.

Диджитализация, экономическая неопределенность и политическая напряженность привели к большому количеству перемен. Управление изменениями и организационной структурой остается главным приоритетом для HR-ов, особенно сейчас, когда компании столкнулись с последствиями мировых экономических, политических и финансовых катастроф.

Сотрудники также становятся более устойчивыми к изменениям: в 2016 году исследование Gartner Workforce Change Survey показало, что 74% сотрудников были готовы сменить свое рабочее поведение, чтобы поддержать организационные изменения, но в 2022 году это число упало до 38%.

Усталость от перемен имеет явные последствия. HR должны уделять больше внимания в этом моменте, готовя сотрудников к изменениям в работе компании, замечать влияние внешних факторов на их результативность и адаптировать существующие бизнес-процессы под новые условия, не забывая о важности благополучия членов команды.

Тренд №3. Карьерный путь сотрудника

Это главный приоритет для 47% HR, а 44% считают, что их компании не имеют конкурентоспособных карьерных путей.

Многим HR-ам трудно определить, какие этапы должны пройти сотрудники, чтобы развивать свою карьеру внутри компании. В недавнем исследовании Gartner о карьерных предпочтениях сотрудников лишь один из четырех сотрудников выразил уверенность в карьере в компании, где он уже работает, а трое из четырех, которые ищут новую должность, заинтересованы во внешних позициях.

Следовательно, очень важно для 2023 года создание карьерных путей для каждой роли внутри компании, где потенциальные кандидаты уже приобретают опыт и более лояльны, чем внешние кандидаты.

Тренд №4. Рекрутинг

Это главный приоритет для 46% HR-ов, а 36% считают, что их стратегии поиска недостаточны для поиска необходимых навыков для развития бизнеса.

50% компаний ожидают, что конкуренция за таланты значительно возрастет в течение следующей половины года вне зависимости от макроэкономических условий.

Это означает, что руководители рекрутинга должны изменить стратегии поиска в соответствии с текущими бизнес-потребностями, планировать многочисленные потенциальные сценарии на постоянно меняющемся рынке труда и принимать решения больше используя статистические данные.

Три стратегии поддержки талантов в современном рынке:

  • Построение стратегии поиска, основанной на ситуационных (соответствующих текущему рынку) подходах
  • Создание справедливого внутреннего рынка труда
  • Улучшение адаптационных процессов, ориентированных на современные реалии

Тренд №5. Будущее компании и работы

Это главный приоритет для 42% HR-ов, а 43% говорят, что они не имеют четкой стратегии по будущему компании.

Будущее работы также продолжает быть синонимом удаленной и гибридной рабочей модели. Но хотя это изменение является сейсмическим изменением для многих организаций, это лишь часть уравнения. Предсказание будущих потребностей в талантах является эпицентром стратегии будущего компании и главным приоритетом для HR-ов. Но сегодняшнее планирование потребностей не связано с реальностью, а текущие стратегии неэффективны.

Вместо того, чтобы предполагать, что мы можем предусматривать будущие потребности в навыках, иметь доступ к достаточному количеству талантов, восполнять будущие пробелы и диктовать, когда и где будут работать сотрудники, нам нужен новый подход, открывающий новые стратегии.

https://cutt.ly/Y3DddX5

Архитектура бизнеса и ИТ

 Чтобы увидеть лес,

надо из него выйти

и посмотреть на него

со стороны.

Аннотация

Анализ способов и видимые тенденции формирования архитектурных конфигураций информационных систем масштаба предприятия, соответствующим устойчивым формам организации этих предприятий.

Введение

Если ошибки в ИТ проектах уже не первый десяток лет повторяются с завидной регулярностью, то это значит, что они имеют объективные причины. То есть за провалами проектов стоят не столько субъективные проблемы их участников, сколько объективные закономерности естественного отбора ИТ решений. Бизнес отторгает информационные системы либо еще на этапе их внедрения, либо на этапе эксплуатации. Вот несколько признаков надвигающегося отторжения:

  • Стабильно низкая надежность системы в целом;
  • Небольшие изменения функциональности одной системы сопровождаются лавиной доработок в связанных системах;
  • Текущая работа пользователей требует постоянного участия программиста в их работе;
  • Поддержка ИС в режиме эксплуатации превращается в бесконечный проект, пожирающий рабочее время сотрудников и материальные средства компании.

Большинству разработчиков информационных систем хорошо известно, что эти признаки самых трудно разрешимых проблем – проблем архитектурных, которые неизбежно порождают неуправляемый рост затрат и отрицательный бизнес эффект.

Согласно ANSI/IEEE [1] Архитектура системы – это "фундаментальная организационная структура системы, воплощенная в ее компонентах, их взаимоотношениях между собой и с окружением, и принципы, управляющие ее построением и эволюцией". Когда бизнес отторгает ИС, отторгает он не просто какую-то компоненту ИС, а всю логику ее построения, то есть архитектуру. Если бизнес принимает архитектуру ИС, то она быстро становится необходимой частью бизнеса. В этом случае ИС эффективно функционирует и быстро адаптируется к изменениям бизнеса, даже в отсутствие своего автора.

Существует множество методологий проектирования и внедрения ИС, которые устанавливают стандарт и технологию формирования бизнес требований и способы их реализации в рамках бизнес приложений. Эти методологии говорят как правильно проектировать и внедрять, но они ни чего не говорят о реально получающихся результатах. Ни одна из этих методологий не объясняет, почему при огромном разнообразии бизнес требований и реализующих их бизнес приложений, разнообразие устойчивых архитектур оказывается слишком мало.

В дальнейшем мы будем рассматривать не отдельные, пусть и крупные ИС, состоящие из множества бизнес приложений, а единую Корпоративную Информационную Систему (КИС) как комплекс всех ИС обеспечивающих поддержку бизнеса компании. КИС может включать бизнес приложения разного уровня сложности от MS Ecxel до полномасштабной ERP системы.

Задачей данной статьи является попытка выявления закономерностей между разнообразием условий бизнеса и разнообразием устойчивых архитектур КИС, используемых этим бизнесом. Предлагаемые результаты являются попыткой осмысления практического опыта создания и эксплуатации КИС с точки зрения устойчивости их архитектур и форм организации бизнеса в контексте теории конфигураций бизнеса.

Естественность отбора

Для того, что бы решить эту задачу необходимо преодолеть один методический барьер. Если мы смотрим на провал ИТ проекта глазами его участников: пользователя, подрядчика или производителя, то наш анализ неизбежно пойдет по проторенной колее “Кто виноват и что делать”. Каждая из сторон обязательно найдет частное решение: что делать с “сырой” системой производителя, “кривыми руками” подрядчика или “необузданными” требованиями пользователей заказчика. Но для того, что бы понять почему в разных проектах эти частные решения участников оказываются удивительно похожи друг на друга, нам надо выйти за границы этих участников, и посмотреть на этот ИТ проект со стороны. Только тогда мы сможем увидеть, что результат зависел в большей степени от некоторых объективных законов отбора ИТ решений, и в меньшей – от личных качеств участников. Сменить точку зрения на провал проекта также сложно, как в живой природе хищнику или жертве взглянуть на себя глазами безпристрастного биолога.

Меняя точку зрения с участника на внешнего наблюдателя, мы неизбежно переходим от субъективных оценочных понятий “успех/провал” к понятию, основанному на фактах – “устойчивости” решения. Решение будем считать устойчивым, если в долгосрочном периоде небольшие изменения бизнеса не приводят к отторжению этого решения.

Долгосрочная устойчивость архитектуры обеспечивается не только надежностью бизнес приложений и зрелостью заложенных в них технологий, но и стабильностью определенных бизнес условий. В работе [2] описаны такие ключевые условия:

  • уровень централизации принятия решений и делегирования полномочий,
  • уровень своей предметной квалификации конечных пользователей и руководителей,
  • степень упорядоченности и изменчивости операционных технологий бизнеса,
  • масштабы использования данных при принятии решений.

Перечисленные условия складываются независимо от участников ИТ проекта, потому их изменение может объективно привести архитектуру всей или части КИС в неустойчивое состояние.

КИС являются неотъемлемой частью всего бизнеса, и их устойчивость необходимо рассматривать в рамках устойчивости всего бизнеса в целом. Поэтому, признание объективности естественного отбора устойчивых ИТ решений неизбежно требует и признания наличия разнообразия устойчивых форм организации бизнеса. Понимание объективных законов отбора должно опираться на классификацию реально встречающихся на практике устойчивых форм организации бизнеса и архитектур их КИС.

Конфигурации бизнеса

Примером такой удачной классификации является теория конфигураций бизнеса, разработанная Генри Минцбергом [3]. Также как Менделееву, который нашел основание классификации устойчивых форм химических элементов – атомный вес элемента, ему удалось найти основание классификации устойчивых форм организации бизнеса – механизмы координации людей в совместной работе. В современных бизнес-корпорациях Минцберг выделил 5 доминирующих типов механизмов координации:

  1. Прямой контроль – работа по прямым поручениям. Прямое управление людьми.
  2. Стандартизация операций – работа по инструкциям в рамках бизнес процессов. Управление осуществляется не людьми, а правилами, по которым они работают.
  3. Стандартизация квалификации – работа, основанная на профессиональном искусстве специалистов. Управление состоит в том, что человека можно назначить или снять с работы, а напрямую контролировать – только его квалификацию.
  4. Взаимное согласование – коллективная работа, направленная на получение уникального результата или результата в уникальных условиях. Управление состоит в том, что уточнять и согласовывать состав результата, условий или участников.
  5. Стандартизация выпуска – работа по достижению количественно измеримого результата. Управление состоит в определении и согласовании планов выпуска и обеспечения ресурсами. Пути и способы планов выпуска – полностью делегированы исполнителю.

Минцберг признавал существование и других механизмов координации и не отрицал появления новых. Но среди западных бизнес корпораций в современный период (за последние 30 лет) он выделил именно эти 5 доминирующих типов механизмов.

В своей работе [3] Минцберг показал, что формы организации бизнеса (размер, виды организационных структур, сценарии принятия решений, характер планирования и учета, типы производства, характер корпоративной культуры) сильно связаны с типом доминирующего в этом бизнесе механизма координации. Такие формы организации Минцберг назвал Конфигурациями бизнеса. Он показал, что одни и те же конфигурации присутствуют в разных отраслях, а также разные конфигурации могут уживаться в рамках одной бизнес корпорации и лишь в некоторых случаях границы конфигурации и фирмы совпадают.

В той же работе [3] Минцберг показал, что Конфигурации бизнеса подвержены жесткому отбору, для каждой из них существует своя зона выживания. Минцбергу удалось найти ключевые характеристики описания этих зон выживания. Оказалось, что на выбор конфигурации бизнеса в большей степени влияют не то, чем занимается этот бизнес и с кем он связан, а с уровнем неопределенности в получении результата и во взаимоотношениях с внешним окружением.

Для описания этих условий бизнеса был найден [4] удобный инструмент, который получил название “Квадрата неопределенности” (Рис.1.).


Рис.1. Квадрат неопределенности – описание условий деятельности бизнеса.

Квадрат неопределенности на качественном уровне описывает условия деятельности бизнеса:

1. Горизонтальная ось характеризует неопределенность, связанную с получением результата (продукта или услуги). Эта неопределенность может быть связана со сложностью или новизной продукта, а также с процессом создания продукта или оказания услуги в слабо предсказуемых условиях.

  • Низкая неопределенность. 1) Гамбургер в Макдональдсе – простота структуры и полная предсказуемость свойств, глубокая стандартизация технологии изготовления, однозначность понимания способов потребления. 2) Коробочные программные продукты.
  • Высокая неопределенность. 1) Истребитель пятого поколения – высокая степень новизны, уникальность производства, отсутствие опыта создания подобных продуктов. 2) Изготовление гамбургеров на изношенном оборудовании из продуктов с нестабильным качеством. Каждый гамбургер становится произведением искусства.

2. Вертикальная ось характеризует неопределенность, связанную с отношениями между участниками при создании продукта или оказании услуги. Эта неопределенность может быть связана с нестабильностью состава участников, несогласованностью их интересов, представлений, позиций и планов.

  • Низкая неопределенность. 1) В рамках сети Макдональдс действует система франчайзинговых договоров, которые однозначно и детально определяют не только технологию производства, но и принципы и процедуры взаимодействия всех участников, схемы распределения прав и обязанностей, интересы и даже планы. 2) Прием больного у врача стоматолога. Боль в зубе говорит больному, что ему нужен именно стоматолог, а стоматологу, что это его пациент. Халат, кресла, инструменты, плакаты, ослепительные улыбки и даже прайс-лист больницы, а так же мерседес пациента показывают, что они не ошиблись с выбором и могут доверять друг другу. В результате пациент может быть не удовлетворен именно качеством услуги, но он точно знает, что побывал он у стоматолога, а не у проктолога.
  • Высокая неопределенность. 1) Организация кооперации по выводу на рынок компанией аутсайдером принципиально нового программного продукта – неопределенность потенциала производителя, неопределенность перспектив рынка, зависимость интересов участников от изменений конъюнктуры рынка. 2) Масштабное внедрение ERP системы с существенным преобразованием бизнеса. Волна преобразований повышает статус руководителей проекта, но масштаб изменений, сложность связей в бизнесе и изменчивость рыночной конъюнктуры вносят свои неожиданные корректировки.

Минцберг выделил 5 конфигураций, описал их и определил условия их выживания:

  1. Простая конфигурация
  2. Механистическая бюрократия
  3. Профессиональная бюрократия
  4. Адхократия
  5. Дивизиональная конфигурация

На Рис.2 приведены области устойчивого существования конфигураций бизнеса (в системе координат Квадрата неопределенности).


Рис.2. Области устойчивого существования конфигураций бизнеса.

В качестве иллюстрации конфигураций можно привести разные виды бизнеса на рынке ИТ:

  1. Простая конфигурация – Разовые коробочные продажи;
  2. Механистическая бюрократия – Дистрибуция программного и аппаратного обеспечения;
  3. Профессиональная бюрократия – Обучение и техническая поддержка;
  4. Адхократия – Заказные уникальные разработки, интеграционные проекты или внедрение ERP систем;
  5. Дивизиональная конфигурация – Комплексные продажи в рамках крупного системного интегратора.

Аналогичный полный набор конфигураций можно найти в любой отрасли.

Устойчивость конфигураций бизнеса связана с тем, что это реальная жизненная форма бизнеса, а не просто реакция адаптации к внешним условиям неопределенности. Она похожа на характер человека, который определяет его способ жизненного поведения. Он проявляется в любой ситуации. Однажды сформировавшись, характер может только приспосабливаться. Меняться характер у взрослого сознательного человека может только в период сильных потрясений. Мало кто решается на такие изменения по своей воле.

Конфигурация бизнеса можно в чем-то уподобить “характеру этого бизнеса”, но только более пластичному, чем характер человека. Конфигурация отражает то, как организован бизнес, а не то, чем он занимается в данный момент.

Типы архитектур КИС

При всем многообразии программных продуктов оказывается, что типов архитектур КИС не так уж и много. На сегодняшний день в корпоративной практике получили распространение 3 типа архитектур КИС, основанных на соответствующих моделях интеграции:

  1. “Лоскутное одеяло”,
  2. Сильная интеграция,
  3. Слабая интеграция.

Каждый из этих типов архитектур имеет свой специфический способ обеспечения взаимодействия компонент и окружения КИС, а также границы эффективного использования.

Анализ, проводимый компанией Gartner Gr. [4,5], тенденций развития мирового рынка ИТ показывает, что в этой области идет постоянное формирование новых типов архитектур, которые появляются на стыке новых информационных технологий и новых моделей менеджмента. Однако на сегодняшний день доминирующими оказываются только эти три.

Лоскутное одеяло

Несмотря на то, что тип архитектуры “Лоскутное одеяло” подвергается наибольшей критике, в реальной корпоративной практике этот тип наиболее распространен и устойчив.

Программное Обеспечение
КИС представляет собой набор автономных бизнес приложений. Обмен данными между приложениями осуществляется пользователями посредством ввода данных с документов, полученных в других приложениях. Функциональность бизнес приложений охватывают задачи операционной деятельности отдельных подразделений, например, бухгалтерия, склад, кадры.
Предельным случаем такого типа архитектуры можно считать набор бизнес приложений, распределенный по персональным компьютерам сотрудников, обменивающихся между собой документами и файлами.
Так как данный тип архитектуры не предполагает программной интеграции, то даже существенные изменения бизнеса сопровождаются лишь изменением в отдельных локальных приложениях.

Данные
Данные в КИС многократно дублируются, причем при вводе в бизнес приложение могут интерпретироваться и корректироваться пользователем.

Пользователи
С КИС работают пользователи операционного уровня. Действия пользователей определяются их пониманием бизнес задач своего подразделения и распоряжениями своего руководства. В этих условиях на первый план выступает как квалификация пользователя, так и его лояльность подразделению и компании. Много важной информации передается неформальным путем через личное общение.

Модель деятельности компании
Данный тип архитектуры не предполагает наличия какой либо формализованной модели деятельности компании. В лучшем случае востребованными оказываются общие схемы технологии работы компании в виде функциональных схем часто привязанных к организационной структуре компании.

Организация
Этот тип архитектуры не требует и централизации управления. КИС сохраняет свою устойчивость при организационных преобразованиях. “Лоскутное одеяло” основано на неформальных межличностных связях и лояльности компании самих пользователей. Именно неформальные межличностные связи и лояльность являются основой интеграции информации в этом типе архитектуры.

Границы эффективного применения
Тип архитектуры “Лоскутное одеяло” ориентирован на поддержание операционной деятельности бизнеса находящегося в условиях высокого уровня неопределенности и изменчивости.

Это единственный тип архитектуры КИС, способный выжить в условиях хронического дефицита, постоянных изменений бизнеса и долгосрочной неопределенности.

Сильная интеграция

Сильная интеграция - наиболее популярный в 90-х годах тип архитектуры.

Программное Обеспечение
Вся Корпоративная Информационная Система представляет собой набор интегрированных бизнес приложений, связанных между собой интерфейсами и форматами обмена данных. Интерфейсы и форматы данных жестко привязаны к структурам данных бизнес приложений. Примером такой архитектуры может служить КИС, построенная на готовых решениях, например, на базе ERP, CRM, Шиллинговой Системы и другие бизнес приложения. Предельным случаем такого типа архитектуры можно считать одно интегрированное бизнес приложение, покрывающее своей функциональностью всю деятельность компании.
Вся бизнес логика содержится в функциональности приложений в виде поставляемого или разработанного кода и настроек. Эта бизнес логика жестко привязана к модели бизнес процессов.

Данные
Интеграция осуществляется на уровне первичных данных, их дублирование сведено к минимуму. В системе при выполнении бизнес операций обеспечена поддержка целостности данных. Модель данных жестко связана с функциональностью приложений.

Пользователи
Действия пользователей операционного уровня жестко регламентируются бизнес процессами. Поэтому у них быстро возникает специализация, которая в результате снижает квалификационные требования.
В отличие от пользователей операционного уровня к пользователям тактического уровня управления (руководителям среднего звена, бизнес аналитикам и ключевым специалистам) квалификационные требования резко повышаются. Они должны хорошо понимать место всей КИС в бизнесе компании и все многообразие связей, сосредоточенное в бизнес модели.

Модель деятельности компании
Модель деятельности компании представляет модель бизнес процессов. Именно эта модель определяет требования к функциональности и данным КИС, должностные и технологические инструкции пользователей, процедуры и регламенты их работы.
Модель бизнес процессов определяет логику работы своеобразного “информационного конвейера” в котором КИС постоянно “толкает и координирует” пользователей.

Организация
Работа компании с КИС такого типа архитектурой требует высокой степени централизации управления. Это связано с тем, что контроль за целостностью бизнес модели должен находится в одних руках, и принимаемые на всех уровнях управленческие решения должны быть согласованы с бизнес моделью. В противном случае начинается опасная эрозия этой модели и всей архитектуры в целом. Помимо этого любые изменения в бизнес модели или функциональности могут порождать такое количество согласований, что без централизации принятия решений эти изменения становятся невозможными.

Границы эффективного применения
Данный тип архитектуры эффективен в условиях долгосрочной стабильности и предсказуемости и хорошо приспособлен к небольшим изменениям бизнеса, которые не затрагивают схему интеграции КИС. Проблемы начинаются при существенных изменениях бизнеса. Чем сильнее интегрирована КИС, тем труднее провести изменения. Особенно отрицательное воздействие на интеграцию может оказать неопределенность. В условиях неопределенности участникам не удается согласовывать изменения в бизнес модели, и она начинает распадаться, теряя свою целостность.

Тип архитектуры Сильная интеграция ориентирован на поддержание эффективности стабильного процессно-ориентированного бизнеса с высокой степенью централизации управления.

Слабая интеграция

Этот тип архитектуры появился на волне идеологии Сервис Ориентированных Архитектур (SOA). По отношению к рассмотренным типам архитектуры Слабая интеграция по многим параметрам занимает промежуточное положение.

Программное Обеспечение
Функциональность КИС построена таким образом, что вся бизнес логика максимально выведена из приложений и сосредоточена в данных. Фактически пользователям КИС предоставляет набор автономных сервисов, например, таких как: создание объектов и отношений между ними, ведение версий, описание, поиск или сервисы групповой работы.
Примером такого типа архитектуры может служить КИС ядром, которой является ECM (Enterprise Content Management) приложение, используемое для создания рабочей среды для компании, например, ведущей проекты или оказывающие профессиональные услуги.
Предельным случаем такого типа архитектуры можно считать среду Интернет/интранет.

Данные
Данные в такой архитектуре разделены на два уровня: 1) информационные ресурсы (документы, файлы, почтовые сообщения, базы данных, ссылки на приложения, электронные формы, мультимедиа, web-страницы); 2) модель описания информационных ресурсов компании (каталоги, описания, классификаторы, терминологические словари). В отличие от Сильной интеграции в этом типе архитектуры вся бизнес логика сосредоточена в данных.

Пользователи
Если в КИС с Сильной интеграцией пользователь операционного уровня буквально как на конвейере ведется системой, то в данном случае КИС предоставляет среду, в которой пользователь двигается самостоятельно. Данный тип архитектуры рассчитан на пользователей с высокой квалификацией в своей бизнес области.

Модель деятельности компании
Основой модели деятельности компании является модель данных. Бизнес процессы описываются без детализации. Единственно, что детально прописывается – это бизнес правила: процедуры взаимодействия сотрудников и регламенты работы с данными.

Организация
Работа компании с КИС такого типа архитектуры предполагает высокую профессиональную квалификацию пользователей и широкое делегирование им полномочий по самостоятельному принятию решений. КИС сохраняет свою устойчивость при организационных преобразованиях.

Границы эффективного применения
Данный тип архитектуры эффективен в условиях большого разнообразия информационных ресурсов и нестабильности бизнес процессов. Он требует высокой квалификации сотрудников. Тип архитектуры весьма чувствителен к изменениям профессиональных и технологических стандартов.

Тип архитектуры Слабая интеграция ориентирован на совместную работу квалифицированных сотрудников в условиях нестабильности бизнес процессов. При возникновении в компании стабильных зон бизнес процессов КИС этого типа архитектуры легко переходит к их автоматизации.

Портрет конфигурации бизнеса

Каждый тип архитектуры имеет свои условия эффективного применения, которые полностью определяются формой организации бизнеса. При этом разнообразие этих условий может быть описано бизнес конфигурациями Минцберга. Фактически, конфигурация создает такие условия, которые естественным образом производит отбор наиболее адекватной для нее архитектуры ИС, образуя с ней устойчивые формы. Все изменения бизнеса, затрагивающие изменения его конфигураций, неизбежно будут приводить и к архитектурным изменениям КИС. Попытка реализовать бизнес функциональность ИС на неадекватной данной конфигурации архитектуре неизбежно приводит к ее отторжению. Каждая конфигурация бизнеса имеет свой специфический портрет, частью которого будут адекватные ей архитектуры КИС.

Простая конфигурация

Условия устойчивого существования
Создание простого продукта или оказание простой услуги в непростых, быстро и слабо предсказуемо меняющихся отношениях.

Управление компанией
Доминирующий тип механизма координации – прямой контроль. Все работают по персональным поручениям одного (реже 2-3) лидера, как правило, собственника. В схеме “один лидер – все исполнители” отсутствие реальной организационной структуры не существенно. Статус сотрудника определяется его близостью к лидеру.

Операционная деятельность
Кустарное простое производство, например, “движение коробок”, или оказание простых услуг. Слабая специализация. Координация операционной деятельности поддерживается регулярным участием лидера и межличностными неформальными связями.

Персонал
Персонал – это круг “своих близких”, друзей, иногда круг семьи. Поддерживается предельно высокая лояльность компании и лидеру. Все построено на личных неформальных отношениях. Лояльность компании значит больше, чем профессиональная квалификация.

Отношения с рынком
Все отношения с рынком централизованы и осуществляются лидером и его вторыми лицами и строятся также на личных и неформальных отношениях. Контракты слабо формализованы.

КИС
Функциональность – автоматизация операций основной деятельности. Наиболее популярная коммуникационная технология – телефон, реже электронная почта. Важно личное общение.
Архитектура – ничего кроме “Лоскутного одеяла” в данной конфигурации не выживает.

Неустранимые проблемы конфигурации
Предельная численность компании, при которой управление остается устойчивым 80 – 100 сотрудников (зависит от способностей лидера).
Сильная зависимость всего бизнеса от одного человека – лидера.

Распространенность
Конфигурация наиболее распространена в мелком и иногда даже среднем бизнесе. Широко присутствует в составе крупного бизнеса в области управления.

Механистическая бюрократия

Условия устойчивого существования
Создание простого продукта или оказание простой услуги в стабильных и предсказуемых условиях.

Управление компанией
Доминирующий тип механизма координации – стандартизация операций. Все решения принимаются в соответсвии с регламентами и инструкциями. Управление хорошо описывается моделями бизнес процессов. Строгая иерархия задается организационной структурой и штатным расписанием.

Операционная деятельность
Крупно и среднесерийное (тоннажное) производство или массовые простые услуги. Устойчивые операционные технологии. Стабильное качество продукции или услуг, которое определяется соблюдением технологии. Сильно развита технологическая специализация и разделение труда.

Персонал
Персонал – машина. Все сотрудники – взаимозаменяемые ресурсы своих руководителей. Статус сотрудника определяется его должностью. Специализация основана на технологии и иерархии. Большой разрыв в квалификации между уровнями управления. Легитимны только вертикальные коммуникации. Все горизонтальные коммуникации – только через начальников.

Отношения с рынком
Все отношения с рынком осуществляются в виде поставки четко специфицированных продуктов или услуг. Контракты формализованы.

КИС
Функциональность – автоматизация сквозных бизнес процессов. Именно Механистическая бюрократия дала жизнь таким классам систем как ERP, CRM, SCM.
Архитектура – Сильная интеграция в сочетании с “Лоскутным одеялом”.

Неустранимые проблемы конфигурации
Низкая эффективность горизонтальных коммуникаций.
Высокая конфликтность. Каждая управленческая вертикаль “охраняет свою территорию”.
Частая изменчивость условий бизнеса (рыночной конъюнктуры или проблемы с производством) – резко снижают показатели эффективности бизнеса.

Распространенность
Конфигурация наиболее распространена в среднем и крупном бизнесе. Может присутствовать в составе сервисных подразделений крупных предприятий относящихся к другим конфигурациям.

Профессиональная бюрократия

Условия устойчивого существования
Оказание сложной услуги, основанной на персональном профессиональном искусстве, в стабильных и предсказуемых условиях.

Управление компанией
Доминирующий тип механизма координации – стандартизация квалификации. Так как вся операционная деятельность основана на персональном профессиональном искусстве, то регламентировать такую деятельность ни поручениями, ни инструкциями невозможно. Можно только оценить квалификацию сотрудника и назначить его на определенную работу. Если руководитель не будет признан сотрудниками таким же профессионалом, как и они, то он очень быстро потеряет рычаги управления.

Операционная деятельность
Оказание сложных услуг, основанных на персональном профессиональном искусстве. Услуга может оказываться как отдельным профессионалом (врач – больной), так и группой профессионалов (бригада хирургов – больной). Стандарты качества и уровня квалификации определяются профессиональным сообществом, выходящим далеко за границы самой компании. Одной из важнейших задач данной конфигурации является накопление и обмен знаниями внутри компании.

Персонал
Персонал – сообщество профессионалов. Статус сотрудника определяется его квалификацией и позицией в профессиональном сообществе. Специализация основана на разделении областей знаний. Большое значение играют звания, имена, профессиональные сертификаты. Для профессионала самой страшной потерей является потеря его признания в профессиональном сообществе. Этому признанию могут приноситься в жертву даже недовольство клиента.

Отношения с рынком
Все отношения с рынком осуществляются в виде сервиса, основанного на продаже гарантии получения результата. Такая гарантия обеспечивается брэндом и именами профессионалов.

КИС
Функциональность – Базы знаний, Системы класса ECM, Управление персоналом.
Архитектура – Слабая интеграция в сочетании с “Лоскутным одеялом”. Именно эти архитектуры позволяют создать среду для индивидуальной работы профессионалов.

Неустранимые проблемы конфигурации
Оппортунистичность профессионалов, они всегда смотрят “на сторону”, так как оценивают себя не столько своими должностными обязанностями, сколько стандартами профессионального сообщества.
Высокая текучесть кадров.

Распространенность
Конфигурация наиболее распространена в отраслях, связанных с профессиональным сервисом: медицина, образование, управление, консалтинг, аудит, спецназ, пожарные. Широко присутствует в составе сервисных исследовательских и аналитических подразделений крупных предприятий относящихся к другим конфигурациям.

Адхократия

Условия устойчивого существования
Создание продукта (услуги) высокой степени новизны в нестабильных и слабо предсказуемых условиях.

Управление компанией
Доминирующий тип механизма координации – взаимное согласование. Главной точкой опоры управления в этой конфигурации является цель. Кооперация и технология создания ищется ощупью, сверяясь с целью и наработанным заделом из других проектов. Поэтому всем участникам команды приходится постоянно согласовывать свои намерения и действия друг с другом. Теряя цель или нарушая механизмы согласования, адхократия быстро теряет свою эффективность.

Операционная деятельность
Операционная деятельность представляет собой поток инновационных проектов. Ясность целей и требований, а так же актуальность научно технического задела (в головах, чертежах, макетах, базах данных, моделях, образцах) позволяют структурировать и планировать работу. Важнейшим условием эффективности адхократии является использование хорошо проработанных технических и управленческих стандартов.

Персонал
Персонал – сообщество пионеров, первопроходцев. Статус сотрудника определяется ролью в проекте. В условиях высокой неопределенности эту роль ему часто приходится доказывать. Командная работа ценится не меньше чем квалификация. Квалификация оценивается реальными результатами в других проектах.

Отношения с рынком
Все отношения с рынком осуществляются в виде кооперации под конкретные проекты. Инновационные проекты часто преследуют не только цель создания нового продукта, но достижения новой позиции на рынке, обеспеченной новой сетью кооперации.

КИС
Функциональность – Системы Автоматизированного Проектирования (CAD,CAM,CAE,PDM), Управление проектами, Системы класса ECM и поддержки групповой работы.
Архитектура – Слабая интеграция в сочетании с “Лоскутным одеялом”. Именно эти архитектуры позволяют создать среду для эффективной командной работы проектных групп.

Неустранимые проблемы конфигурации
Адхократия по сравнению с другими конфигурациями имеет самые высокие издержки.
Данная конфигурация устойчива в долгосрочной перспективе только в составе других конфигураций.

Распространенность
Конфигурация наиболее распространена в наиболее бурно развивающихся отраслях, например, высокие технологии, разработка новых медицинских препаратов и ВПК. Широко присутствует в проектных подразделениях, ведущих широкомасштабные НИОКР, в составе крупных предприятий относящихся к другим конфигурациям.

Дивизиональная конфигурация

Условия устойчивого существования
Управление портфелем бизнесов, обеспечивающим в целом для бизнеса усредненный уровень неопределенности. Руководители дивизионов обладают большими полномочиями. Ими нельзя командовать, с ними можно только договариваться о результатах.

Управление компанией
Доминирующий тип механизма координации – стандартизация выпуска. Каждый бизнес (дивизион) в качестве выпуска имеет свой измеримый результат. Управление состоит в том, чтобы согласовать планы дивизионов таким образом, чтобы были достигнуты стратегические цели компании в целом. Отсутствие внятной стратегии быстро приводит к потере эффективности бизнеса в целом.

Операционная деятельность
Управляющая компания (подразделение) сама ничего не производит, поэтому ее операционная деятельность вырождается в работы по поддержанию производственной кооперации как внутри, так и с внешним окружением.

Персонал
Персонал – сообщество предпринимателей, руководителей дивизионов. При этих руководителях дивизионов существуют свои команды профессионалов и исполнителей, но лицо конфигурации определяют именно эти руководители.

Отношения с рынком
Все отношения с рынком ориентируется на стратегию развития всего бизнеса в целом, а также на обеспечение, развитие и защиту отдельных дивизионов.

КИС
Функциональность – Бюджетирование, Управление сбором и консолидация данных от дивизионов, Системы класса ECM, поддержки групповой работы и системы класса Balanced Score Card.
Архитектура – Слабая интеграция в сочетании с “Лоскутным одеялом”. Именно эти архитектуры позволяют создать среду для работы с дивизионами, находящимися в разнообразных и меняющихся условиях.

Неустранимые проблемы конфигурации
Оппортунистичность руководителей дивизионов.

Распространенность
Конфигурация наиболее распространена в управляющих компаниях холдингов и подразделениях управляющих дивизионами в рамках одного предприятия.

Некоторые тенденции в изменении архитектур КИС

Только мелкий бизнес может быть адекватно описан одной простой конфигурацией. Реальный средний и крупный бизнесы представляют собой синтез различных конфигураций, образующий индивидуальную причудливую мозаику. Именно эта мозаика определяет для конкретной компании индивидуальный портрет архитектуры ее КИС.
Тенденции в области организации бизнеса, выраженные в терминах конфигураций, позволяют объяснить некоторые тенденции в области использования различных типов архитектур КИС.

Рост разнообразия гибридных архитектур КИС

Увеличение сложности и изменчивости бизнес среды приводит к тому, что даже в рамках крупносерийного производства наряду с механистической бюрократией в основной деятельности появляется полный спектр других конфигураций. Такая ситуация может быть вызвана необходимостью постоянной модернизации продуктов, оборудования и созданием новых услуг. Если рынок становится более динамичным, то такая модернизация становится не разовым проектом, а регулярной деятельностью. В этих условиях поддержку бизнеса может обеспечить только гибридная архитектура КИС. Аналогичное усложнение мозаики конфигураций происходит во всех средних и крупных компаниях.

Увеличение масштаба использования типов архитектур
Слабая интеграция и “Лоскутное одеяло”

Также как и сейчас, видимо, и в ближайшем будущем, тип архитектуры “Лоскутное одеяло” будет широко распространен, так как этот он всегда является первым эшелоном приспособления КИС к росту сложности и изменчивости бизнеса.

Профессиональная бюрократия и адхократия – конфигурации бизнеса, построенные на использовании квалифицированного труда. Бизнес именно этих конфигураций создает наибольшую долю добавленной стоимости. Поэтому, развитие российской экономики от сырьевых (с малой добавленной стоимостью) к машиностроительным и другим наукоемким отраслям, а также к индустрии сервиса (с большой добавленной стоимостью) будет сопровождаться ростом масштаба использования Слабой интеграции в архитектурах КИС. Эта тенденция подтверждается опытом западной экономики, где Слабая интеграция сейчас наиболее популярна.

Заключение

Конфигурационный подход к вопросам корпоративной информатизации позволяет по-новому расставить акценты на уже знакомые проблемы.

Конфигурационный подход позволяет перевести оценку ИТ решений из плоскости “вина/PR” в плоскость объективных закономерностей “устойчивость/естественный отбор”. Признание объективности законов естественного отбора ИТ решений не снимает ответственности с участников ИТ проекта. Отвечать можно только за реальный сознательный выбор, а не за неизбежные последствия стечения обстоятельств, в которые попали участники по своему неведению. Признание объективности законов отбора приводит лишь к уменьшению числа точек реального принятия решений, что резко повышает уровень ответственности участников и требования к уровню их квалификации. В этой связи повышается роль стратегического планирования развития КИС (разработки корпоративной ИТ стратегии).

Конфигурационный подход рассматривает устойчивость ИТ решения в долгосрочном периоде в контексте всего бизнеса в целом. При этом КИС вписывается в общую ткань бизнеса наряду с многими другими активами, например, система корпоративного управления (процедуры принятия решений, организационные структуры, штатные расписания, планы развития, уставы, положения) или корпоративные системы управления персоналом (стимулирование, развитие, социальные пакеты). В этом случае конфигурационный подход дает хорошую методическую базу для поддержки стратегического планирования не только КИС, но и других корпоративных активов.

Конфигурационный подход дает руководителям методическую базу для тонкого анализа и настройки КИС, выявления угроз и долгосрочных тенденций на этапе их зарождения путем регулярного контроля множества предвестников долгосрочных изменений, например, таких как характер механизмов координации в компании.

Литература

  1. ANSI/IEEE Std 1471-2000
  2. Ананьин В.И., “Интеграция в эпоху перемен”, Энергорынок, №10, Москва, 2005
  3. Минцберг Г., “Структура в кулаке. Создание эффективной организации”, Питер, СПб, 2001
  4. Rosser B., “What Is an Architectural Style?”, Gartner Research, © 2002 Gartner, Inc., http://www.Gartner.com/
  5. Natis Y., Schulte R., “Business Component Architecture Unites Services and Events”, Gartner Research, © 2004 Gartner, Inc., http://www.Gartner.com/
  6. Ананьин В.И., “Формирование архитектуры корпоративной информационной системы путем естественного отбора”, Intelligent Enterprise № 17/2006, http://www.iemag.ru/master-class/detail.php?ID=15728

Copyright © 2009 Ананьин В.И.

https://cutt.ly/k3DomoH

Measuring and maximizing customer value

 










https://cutt.ly/L3DiIwH

понедельник, 13 февраля 2023 г.

Top 12 Reasons Startups Fail

 This is a great article by CBInsights that summarizes the reasons that were found by investigating over 1o0 startup post-mortems.  Here is a link to the article with great anecdotes:


https://cutt.ly/u3RpmIh