понедельник, 10 апреля 2023 г.

Контроллинг: концептуальный подход к управлению

 


НАДЕЖДА ДАНИЛОЧКИНА

Для обеспечения управляемости современных предприятий необходимы методы и инструменты управления, соответствующие сложности внешней и внутренней среды предприятий. Таким инструментарием управления является контроллинг. Он координирует, интегрирует и направляет деятельность всей системы управления предприятием на достижение поставленных целей. Однако эффективность достижения поставленных целей зависит от правильного понимания сути и концепции системы контроллинга.

Термин «контроллинг» (от англ. to control) означает контролировать, управлять. Однако в англоязычных источниках этот термин практически не используется: в Великобритании и США укоренился термин «управленческий учет» (managerial accounting, manag­ement accounting), хотя работников, в чьи должностные обязанности входит ведение управленческого учета, там называют «контроллерами» (controller).

В некоторых зарубежных литературных источниках контроллинг представлен как система программно-целевого планирования. Собственно термин «кон­троллинг» принят в Германии. В России используют различные термины: так, некоторые авторы считают, что контроллинг — это внутренний контроль, другие же отождествляют контроллинг с аудитом и управленческим учетом, а специалисты в об­ласти информационных технологий считают, что контроллинг и автоматизированная система управления предприятием — одно и то же. Однако термин «контроллинг» включает в себя не только учетные функции, но и весь спектр управления процессом достижения конечных целей и результатов предприятия.

Информационная база системы управления

Управление — это упорядоченная совокупность разнокачественных про­цессов принятия решений и управляющих воздействий. Но управление как процесс возможно только при условии функционирования и циркулирования системно-упорядоченной информации по всему «контуру управления».

Весь процесс управления включает в себя, как правило, следующие этапы:

  • фор­мирование дерева целей;
  • определение факторов внешней среды;
  • планиро­вание;
  • корректировка целей;
  • организация системы управления;
  • определение сфер ответственности и инструментов мотивации;
  • контроллинг показателей деятельности предприятия (мониторинг, оценка и анализ);
  • определение кор­ректирующих действий.

То есть система контроллинга на предприятии является информационной базой системы управления, которая позволяет определить отклонения и их причины, а также выработать корректирующие действия (табл.1).

Таблица 1. Процесс принятия управленческого решения по управлению предприятием и роль в этом контроллинга в свете классического (рационального) подхода.  

Процесс принятия решений по управлению предприятием

Роль системы контроллинга на каждой стадии процесса 

1. Выявление проблемы

Анализ количественной информации о внутренней среде предприятия (выручка, затраты, прибыль, их динамика, отклонения фактических значений от плановых). Анализ количественной информации о внешней среде предприятия.

2. Определение цели и выбор критерия (-ев). Установление значимости («веса») крите­риевРазработка и внедрение единой в рамках предприятия методики расчета показате­лей, характеризующих степень достижения цели.
3. Нахождение возможных аль­тернативПоиск и количественный анализ имеющихся альтернатив.
4. Оценка альтернатив по вы­бранному критериюРасчет показателей с предоставлением информации руководителю.
5. Выбор наилучшей альтерна­тивыРанжирование вариантов (окончательный выбор производится руководителем).

В настоящее время контроллер на многих предприятиях наделен функцией советника, а это принципиально новое понимание роли кон­троллинга. Увеличение масштабов конкуренции и динамика рынков требуют того, чтобы даже малые и средние предприятия имели в своем распоряжении все более точные инструменты управления.

Функционально обособленное направление 

Продолжительность существования предприятия обеспечивается только доходами. Поэтому чем выше целевая направленность использования имеющихся средств, тем быстрее можно обеспечить долгосрочное существование предприятия. Но можно установить факт незапланированного, то есть скорее всего случайного успеха, однако сознательно распространять этот успех на будущее невозможно, если не известны критерии его возникновения — в силу чего он становится неуправляемым, а если коли­чество случайных успехов увеличивается, то под вопрос ставится успех в длительной перспективе и, возможно, будет нанесен определенный ущерб предприятию.

Поэтому необходим инструментарий, который позволял бы по воз­можности избегать случайности и, в первую очередь, своевременно и бы­стро реагировать на негативные изменения, а также лучше использовать те возможности, которые предоставляются позитивными изменениями. При отсутствии такого инструментария предприятие перестает активно работать и начинает неадекватно реагировать на происходящие события Чтобы избежать этого, предприятию необходимо четко сформулировать свои цели.

Цели, устанавливаемые для достижения успеха, должны от­вечать, по крайней мере, следующим условиям:

  • они должны быть реалистичными, то есть быть достижимыми с помощью имеющихся ресурсов;
  • иметь установленные сроки достижения;
  • достижение цели или отклонение от нее должно подда­ваться измерению.

Постановка цели, учитывающая эти условия, позволяет планиро­вать успех. Предпринимательский успех складывается из целого ряда компонентов:

а) это не только текущая и краткосрочная прибыль, а достаточная потенциальная способность получать доходы в средне- и долгосрочной перспективе;

б) помимо нынешней и будущей прибыли в качестве необходимых компонентов успеха предприятия следует назвать краткосрочную лик­видность и наличие возможностей средне- и долгосрочного финанси­рования;

в) постоянно контроли­руемая рентабельность предприятия в целом, а также отдельных сфер его деятельности (подразделений).

Воздействие на компоненты успеха предприятия является необходимым условием его существования. От­сутствие внимания хотя бы по одному из компонентов может отрицательно сказаться на общем успехе. Анализируя практику производственно-хозяйственной деятельности как отечественных, так и зарубежных предприятий, можно сделать вывод, что инструментом, который позволяет исключать вероятность сбиться с пути, ведущего к цели, а также соблюдать времен­ной план и своевременно выявлять возникающие препятствия, является контроллинг.

То есть речь идет о существовании на предприятии подразделения (должность, отдел, департамент и прочее), которое направляет руково­дителям различного уровня управления информацию для принятия управ­ленческих решений. Таким образом, контроллинг — это функционально обособленное направление аналитической деятельности на предприятии, связанное с реализацией информационного, комментирующего обеспечения управления предприятием. То есть ориентирование руководителей на принятие эффективных управленческих решений и соответствующие действия путем подготовки и предоставления релевантной информации.

Причины появления

Необходимость появления на современных предприятиях такого феномена, как контроллинг, можно объяснить рядом причин.

Во-первых, повышение нестабильности внешней среды выдвигает дополни­тельные требования к системе управления предприятием:

  • смещение акцента с контроля прошлого на анализ буду­щего;
  • увеличение скорости реакции на изменения внешней среды, повышение гибкости предприятия;
  • необходимость в непрерывном отслеживании изменений, происходящих во внешней и внутренней сред предпри­ятия;

необходимость продуманной системы действий по обе­спечению выживаемости предприятия и
избежанию кризисных ситуаций.

Для выполнения перечисленных требований необходим специальный механизм, являющийся частью системы управления предприятием в целом. Роль этого механизма на многих зарубежных и ответственных предпри­ятиях выполняет система контроллинга.

Во-вторых, вследствие научно-технического прогресса непрерывно увели­чивается сложность продукции и технологического процесса. Согласно теореме необходимого разнообразия, чем больше сложность объекта управления, тем более разнообразных управленческих воздействий он требует, а потому существует объективная необходимость в усложнении систем управления современными предприятиями.

С другой стороны, усложнение порождает рассогласованность действий между подраз­делениями («шум») внутри самой системы управления. Поэтому услож­нение систем управления предприятием требует механизма внутренней координации внутри системы управления. Таким механизмом является система контроллинга.

В-третьих, информационный бум при недостатке релевантной (существен­ной, значимой) информации требует построения специальной системы информационного обеспечения управления.

В-четвертых, общекультурное стремление к синтезу, интеграции различных областей знания и человеческой деятельности.

В тесной связи с предыдущим фактором находится фактор делеги­рования полномочий в рамках управленческого процесса. При растущей степени децентрализации управленческого процесса все большее число подразделений получают свободу действия и автономию принятия решений. Частичная независимость от деятельности других подразделений предпри­ятия позволяет децентрализованным подразделениям реализовывать свои цели, что может вести к снижению оптимальности их поведения с точки зрения достижения общей системы целей предприятия. Кроме того, руководство не всегда в состоянии разработать целостную и ясную систему целей пред­приятия и привести ее в соответствие с существующей организационной структурой. Отсюда вытекают конкуренция и конфликт целей, а также проблема осуществления единого, направленного на реализацию общих целей предприятия, руководства децентрализованными подразделениями. Данные проблемы могут и должны быть решены в рамках контроллинга.

Миссия

Для более полного понимания роли контроллинга необходимо определить его миссию. Так, миссия менеджмента — достичь поставленных целей максимально эффективным путем. Очевидно, для реализации миссии менеджменту необходима информация систематизированная, проанализированная, до­стоверная, существенная, интерпретированная и агрегированная.

Именно в этом заключается миссия контроллинга: в информационной и консультационной поддержке менеджмента в процессе планирования, организации, управления и контроля использования финансовых, материальных, трудовых и прочих ресурсов.

Необходимо уточнить, что контроллинг не является альтернативой менеджменту. Хотя некоторые эксперты, преследуя различные цели, делают упор на отдельные элементы целостной системы контроллинга, не следует забывать о его междисциплинарном и комплексном характере.

Эволюция концепций

Можно выделить следующие концепции контроллинга, представ­ленные как отечественными, так и зарубежными авторами  (табл.2).


Таблица 2. Основные концепции контроллинга.

Концепция

Трактовка сущности и основных задач в рамках данной концепции 

Контроллинг как система управленческого учета (1930 г.).

 Переориентация системы учета из прошлого в будущее, создание на базе учетных данных информационной системы поддержки управлен­ческих решении, связанных с планированием и контролем деятельности предприятия.

Контроллинг как система информационного обе­спечения предприятием (1970 – 1980 гг.).

Создание общей информационной системы управления (management information system). Разработка концепции единой информационной системы, ее внедрение, координация функционирования информационной системы, оптимизация информационных потоков.

Контроллинг как элемент системы управления предприятием (1980 г.)

  • с акцентом на планиро­вание и контроль;
  • с акцентом на коорди­нацию.

Планирование и контроль деятельности струк­турных подразделений предприятия. Координация деятельности системы управления предприятием (управление управлением).

Контроллинг как система «стройного менеджмен­та» (Lean Management) (1980 г.).Делегирование прав и ответственности за веде­ние производственного учета исполнителям на отдельном рабочем месте.

Контроллинг как практи­ческая концепция:

  • контроллинг общей цели;
  • контроллинг числовых показателей (1980–2001 гг.).

Доминирует логика системного мышления — оптимизация прибыли. Доминирует логика последовательного мышле­ния — максимизация прибыли.

Концепция, ориентированная на систему учета (контроллинг как система управленческого учета)

Данная концепция в виде основной и единственной сферы деятель­ности контроллинга предусматривает (устанавливает) систему учета на предприятии, в качестве которой понимается специфическая информа­ционная система, позволяющая руководству в любой момент времени получать исчерпывающие количественные (стоимостные и натуральные) данные о деятельности предприятия, используемые для целей планиро­вания и контроля.

Основной задачей контроллинга в рамках данной концепции явля­ется централизация и переориентация в будущее системы учета, кон­центрирующейся на регистрации фактической информации прошлых периодов.

Таким образом, контроллинг играет основную роль в процессе разработки системы учета, базирующейся на плановых показателях и по­зволяющей реализовывать основные цели предприятия (по ликвидности и рентабельности) при любых решениях и действиях органов управления. Однако здесь затрагивается лишь один элемент контроллинга (учет), что сужает исследуемую область знаний и не позволяет полностью ис­пользовать его потенциал. При этом необходимо признать, что данная концепция может оказаться полезной, особенно на начальных стадиях внедрения контроллинга.

Концепция, ориентированная на информационную систему (кон­троллинг как система информационного обеспечения предприятием)

Указанная концепция базируется на рассмотренной выше концеп­ции, и, преследуя информационную цель контроллинга, основывается на всей системе целей предприятия, что существенно расширяет инфор­мационную базу
контроллинга. Данная концепция особенно выделяет содержательные, процессуальные и структурные задачи контроллинга в рамках информационной системы, причем контроллинг рассматри­вается как ядро этой системы. В качестве организационно независимой информационной службы контроллинг получает довольно обширные полномочия, связанные с информационным снабжением и коммуникацией для координации и поддержки управленческого процесса.

Концентрация всей необходимой для принятия управленческих решений информации, а также деятельности по ее поиску и обработке позволяет существенно повысить эффективность коммуникационных потоков и всего информа­ционного процесса в целом.

Одной из важных задач контроллинга в рамках рассматриваемой концепции является концептуальная разработка, внедрение и последу­ющее обслуживание информационной системы управления. При этом особую роль играет организация эффективного документооборота и интеграция системы электронной обработки данных в общую информационную систему (management information system — MIS).

Обобщая и расширяя возможности координации и информа­ционного снабжения управленческого процесса, данная концепция пытается разграничить сферу деятельности контроллинга, не позволяя выделить какого-либо специфического инструментария контроллинга в рамках управления предприятием. Кроме того, необходимо отметить, что полная централизация информационной деятельности в рамках контроллинга представляется не всегда практически реализуемой и целесообразной.

Концепция, ориентированная на систему управления (контроллинг как элемент системы управления предприятием)

Данная концепция рассматривает контроллинг как инструмент и интегральную часть системы управления. При этом все аспекты контрол­линга выводятся из общего спектра проблем, связанных с управлением, и тем самым осуществляется попытка систематического и полного ана­лиза основ контроллинга, который реализует как информационные, так и координационные цели.

В соответствии с различной степенью реализации цели координации в рамках данной концепции можно выделить подход, ориентированный на планово-контрольную систему, и подход, ориентированный на коор­динацию.

В первом случае цель координации относится, прежде всего, к про­цессам  производственного планирования и контроля и соответствующему информационному снабжению. Такая постановка проблемы делает данную концепцию
привлекательной для российских предприятий, предполагая реализацию, по крайней мере, первой концепции.

Во втором случае проблема координации описывается более широко, охватывая все подсистемы системы управления. При этом контроллинг сам начинает играть роль подсистемы управления, координирующей деятельность всей системы управления в целом.

Данная концепция заслуживает наибольший интерес, поскольку, пред­ставляя контроллинг в аспекте общих проблем принятия управленческих решений, можно объединить наиболее важные элементы двух рассмо­тренных выше концепций.

Контроллинг как система «стройного менеджмента» (Lean Mana­gement)

Данная концепция рассматривает контроллинг как делегирование прав и ответственности за ведение производственного учета исполни­телям на рабочем месте.

Контроллинг как практическая концепция (контроллинг общей цели, контроллинг числовых показателей)

Данная концепция рассматривает контроллинг общей цели как логику системного мышления — оптимизация прибыли, а контроллинг числовых показателей как логику последовательного мышления — максимизация прибыли.

В целом система контроллинга на предприятии решает все пере­численные задачи, но расстановка акцентов может быть разной в зависимости от выбранной концепции управления предприятием.


https://cutt.ly/i7WKeDJ

Стратегический менеджмент. 15. Стратегический контроль

 


15.1. Роль контроля в процессе реализации стратегии

Заключительным этапом стратегического управления является контроль за ходом реализации стратегии. Процесс стратегического контроля представляет собой совокупность взаимосвязанных работ:

- определение параметров, подлежащих оценке и контролю;

- разработка стандартов точного определения целей;

- оценка результатов функционирования за обозначенный период;

- сопоставление фактических  результатов со стандартами;

- выработка корректирующих мероприятий.

Таким образом, система стратегического контроля представляет собой систему формального целеполагания контроля, наблюдения, оценок и обратной связи, которые обеспечивают менеджеров информацией о деятельности организации и необходимости корректирующих воздействий.

Существует несколько типов стратегического контроля.

1. Рыночный контроль является наиболее объективной формой контроля и оценивает деятельность компании следующим параметрам:

- цена акций,

- возврат инвестиций,

- трансфертные цены.

Рыночный контроль дает различные результаты в зависимости от того, на каком управленческом уровне используется. Например, на корпоративном уровне контроль может показать результаты деятельности относительно других компаний, а на уровне СЗХ дает относительную оценку работы отделений компании. Тем не менее рыночный контроль страдает от использования только финансовых показателей, а также необходимости присутствия экономического субъекта, с которым может быть сравнена компания.

2. Контроль по выходу также является объективной формой. Параметрами контроля являются:

- производительность,

- рыночная доля,

- объем продаж.

Использование контроля по выходу возможно на всех управленческих уровнях. Например, на функциональном уровне контроль позволяет оценить степень достижения соответствующих целей, а результаты могут быть использованы как для разработки отличительных преимуществ, так и для контроля отдельных функций. Контроль по выходу используется в случае, если отсутствует возможность проведения других видов объективного контроля или когда трудно оценить индивидуальную отдачу.

3. Бюрократический контроль представляет собой директивную форму контроля поведения как СЗХ, так и функциональных органов и сотрудников. Контроль использует правила, процедуры,  бюджеты и стандарты,  с помощью которых предписываются наилучшие способы достижения результатов. Преимуществом данного контроля является отсутствие конфликтов между бюджетами подразделений. Также  контроль полезен при рутинных ситуациях. Однако этот вид контроля требует значительных ресурсов, в первую очередь финансовых.

4. Контроль со стороны коллектива основывается на создании внутренней системы оценки результатов компании. Основными инструментами являются нормы и социальная ответственность. Контроль со стороны коллектива используется, когда ни выходы, ни поведение не могут оцениваться. Однако контроль неудобен, когда компания быстро растет или меняется.

15.2. Выбор системы стратегического контроля

Выбор системы стратегического контроля зависит от нескольких факторов, в том числе:

- от уровня принятия решения и реализации стратегии,

- от типа сформулированной  конкурентной  стратегии,

- от типа сформированной стратегии роста и развития компании,

- от типа организационной структуры компании,

- от стадии жизненного цикла компании.

Рассмотрим варианты выбора системы контроля в зависимости от предложенных факторов.

1. В зависимости от управленческих уровней

1.1. Функциональный уровень

На этом уровне системы управления речь идет о реализации определенных функций, что требует, в первую очередь,  обеспечение жесткого контроля. В связи с этим используются бюрократический контроль и контроль по выходам для снижения издержек. Если описывать каждую функцию, то можно сделать следующие выводы:

- производство, материальные потоки и управление персоналом будут контролироваться через правила и бюджеты,

- в НИОКР контроль затруднен,  в связи с чем в небольших группах актуален контроль со стороны коллектива,

- в маркетинге возможно использование контроля по выходу,

- финансы и учет контролируется в первую очередь с помощью бюрократического варианта.

1.2. Уровень бизнес-подразделения

В данном случае выбор системы контроля зависит от используемой стратегии и стадии жизненного цикла отрасли.

Реализация стратегии ценового лидерства делает актуальным вопрос об издержках компании, а следовательно, в качестве приемлемой системы контроля предлагается контроль по выходу и бюрократический контроль. Также возможно использование контроля со стороны коллектива в случае, если речь идет о контроле качества.

Реализация стратегии дифференциации предполагает акцентирование внимания на качество и уникальность продукции или услуги, в связи с чем наиболее приемлемым вариантом контроля будет являться контроль со стороны коллектива (если речь идет о преобладающей функции НИОКР) или бюрократический контроль, формирующий правила  и бюджеты. В случае преобладающей роли функции маркетинга возможно использование контроля по выходу.

Реализация стратегии фокусировки предполагает выделение определенной рыночной ниши и делает актуальным использование варианта контроля со стороны коллектива (установление норм, культуры). Возможно так же применение контроля по выходу (например, по издержкам и качеству) и бюрократического контроля.

Таким образом, управления структурами с малой дифференциацией приводят к сравнительно простым формам контроля издержек деятельности фирмы. При дифференциации задачей контрольной системы является также защита отличительных преимуществ. По этой причине большое значение приобретает бюрократический контроль и контроль со стороны коллектива. В компаниях, использующих стратегию фокусирования, контроль основывается на компромиссе контроля издержек и отличительных преимуществ. Обычно это сравнительно небольшие компании, и особое значение приобретает контроль со стороны коллектива.

1.3. Корпоративный уровень

В данном случае системы контроля зависят от выбранной стратегии роста и развития компании и степени синергизма СЗХ.

При несвязанной диверсификации используется рыночный контроль. Связанная диверсификация формирует эффект синергизма, что требует централизованного контроля. В этом случае возрастает роль бюрократического контроля и контроля со стороны коллектива.

При реализации стратегии интеграции возникает необходимость координации действий в процессе формирования стоимостной цепочки, что требует централизованного контроля и дополнительно к рыночному используются методы бюрократического контроля.

2. В зависимости от стадии жизненного цикла компании

Системы контроля меняются в зависимости от стадии жизненного цикла самой компании.

На стадии зарождения компании с учетом малых размеров и простой структуры управления достаточно контроля персонала внутри малых рабочих групп.

С ростом компании развиваются структуры управления, появляется необходимость в развитии компетенций или в поиске будущих преимуществ. В этой ситуации контроль должен быть достаточно подвижен (в основном со стороны коллектива).

Начиная со стадии замедления роста, выбор системы контроля  зависит, в том числе, и от конкурентной стратегии компании. Например, ценовой лидер должен использовать контроль по выходу и бюрократический контроль, а дифференциатор - уделять внимание и контроль со стороны коллектива.

 На стадии зрелости  продукты должны быть стандартизированы, расширяется их диапазон. Для ценового лидера основною целью является снижение издержек. Дифференциатор должен стремиться к развитию отличительных преимуществ. Особое значение, соответственно, приобретают бюрократический контроль и контроль со стороны коллектива.

В стадии упадка контроль должен отслеживать издержки ухода из СЗХ и полные стоимости изменения стратегии. В связи с этим используется вариант бюрократического контроля и контроля по выходу.

https://cutt.ly/27WUBYr

Как создать радикально адаптивную команду: опыт 2 тыс. руководителей компаний

 


Кристина Федорова,
обозреватель в LABA

7 советов из книги «Конкуренция в новом мире труда» — бестселлера по версии Wall Street Journal

удущее бизнеса — в изобретательности. Нас ждет эпоха постоянных сбоев, когда стратегии быстро теряют актуальность, а рынки становятся все более непредсказуемыми. В таких условиях смогут работать только радикально адаптивные команды.

Об этом в книге «Конкуренция в новом мире труда» рассказывает американский предприниматель Кит Феррацци. С соавторами Кианом Гохаром и Ноэлем Вейричем они проанализировали опыт более 2 тыс. руководителей компаний и собрали новые эффективные практики ведения бизнеса. Wall Street Journal назвал их книгу бестселлером.

Делимся самым интересным.

#1. Минимизируйте изоляцию

Кризисы подталкивают бизнес к коллективному новаторству — поиску общих креативных решений. Срабатывает эффект Burning Man, когда люди вместе экспериментируют, чтобы приспособиться к условиям пустыни. В новом мире этот эффект нужно использовать в режиме нон-стоп, чтобы преодолевать изоляцию между коллегами.

Как это делать:

  • Запускайте краудсорсинг идей

    Настройте процессы так, чтобы идеи мог предлагать каждый. Придется потратить ресурсы на оценку предложений, но в результате выйдет win-win. Компания получит идеи от людей с разными взглядами, а команда почувствует приобщенность к развитию бизнеса. Как это вышло в Unilever North America.

    Обычно в Unilever руководство определяло ежегодный стратегический план и «спускало» его в отделы. Но в 2020 году решили обратиться к менеджерам более низких уровней, чтобы собрать максимум идей. Создали специальные группы по анализу инициатив и запустили сбор предложений. 6 представленных идей использовали для развития компании в 2021.
  • Не бойтесь менять иерархию

    Система подчинения формирует скелет бизнеса, но не должна быть неприкосновенной. Если она перестала работать, не бойтесь переформатировать отделы. К примеру, как это сделали в американской страховой компании Aflac.

    До перемен колл-центр Aflac обслуживал не только клиентов, но и торговых агентов. Поддержка была перегружена. Надо было добавить в команду саппорта sales-менеджеров, которые занимались бы запросами торговых агентов. Проблема заключалась в том, что колл-центр был частью операционного отдела, а продажники — нет.

    Но в компании решили «забыть», кто кому подчиняется, и изменили формат колл-центра. Теперь он состоял частично из специалистов по поддержке, частично — из отдела продаж. Среди последних выбрали 15 сотрудников, которые должны были заниматься обучением торговых агентов, чтобы у них было меньше поводов обращаться в поддержку. Благодаря этому количество звонков и чатов в колл-центре сократили на 40%.

#2. Практикуйте асинхронную коммуникацию

Для эффективного взаимодействия коллегам не обязательно находиться онлайн или в офисе в одно и то же время. Нормой становится асинхронное сотрудничество, когда люди общаются не в режиме real-time. Главные инструменты взаимодействия — почта, мессенджеры, программы управления проектами.

Асинхронная коммуникация эффективна не только тогда, когда у вас интернациональная команда со всего мира. Но и даже если вы все из одного города. Вот почему:

  • Если команда согласовала асинхронное сотрудничество, никто не ожидает мгновенной реакции на свои обращения. Коллеги не стрессуют в ожидании сообщений и не беспокоятся, почему им не отвечают.
  • Без необходимости реагировать на запрос здесь и сейчас сотрудники лучше обдумывают свои идеи. У них есть больше времени, чтобы сформулировать мысль.

#3. Заботьтесь о ментальном здоровье

В выгоревших командах не делятся опытом, не говорят правду о факапах, не хвалят за успехи и не просят о помощи. Как результат — у людей нет сил и желания работать продуктивно. Три шага, чтобы это исправить:

  • Поддерживайте стрессоустойчивость

    В идеале стоит включить психотерапию в программу страхования, чтобы дестигматизировать вопросы ментального здоровья. Тогда членам команды будет не стыдно обращаться за помощью. Pinterest, Sephora, Starbucks и eBay также включают в соцпакеты приложения по различным типам терапии и медитации.
  • Учите руководителей

    Менеджеры должны знать, что вызывает тревогу и стресс, чтобы замечать у сотрудников признаки этих состояний. Важно, чтобы лидеры подавали команде пример. Если менеджеры не отдыхают, отвечают на письма ночью и делают вид, что их ничего не тревожит, то и подчиненным становится стыдно поднимать эти вопросы.
  • Позаботьтесь о перерывах

    Речь идет не просто об обеденных перерывах, а о времени для заботы о себе. К примеру, в агентстве Grey Horse Communications команда каждый день в 15:00 получает напоминание, что им стоит прогуляться. А в фемтех  -стартапе Willow внедрили систему «фиолетовых пауз». Это специальное время, когда команда игнорирует рабочие звонки и сообщения. Сотрудников поощряют в такие часы заниматься спортом или общаться с родными.

#4. Пикселизируйте проблему

В каждой компании есть процессы, которые нуждаются в улучшении, но пугают своими масштабами. Самое время искать дьявола в деталях — пикселизируйте проблемные вопросы на микропроцессы, чтобы они не тормозили развитие бизнеса.

Попробуйте трехэтапную методику:

#1. Что есть?

Какой процесс нужно пофиксить.

К примеру, в страховой компании First Quadrant Advisory (FQA) хотели уменьшить продолжительность рассмотрения медицинских запросов. Выяснилось, что обработка одного запроса и возмещение средств клиенту состоит из 132 шагов.

#2. Что должно быть?

Как процесс должен происходить, каким должен быть его финальный результат и какие препятствия мешают достичь желаемого.

Например, в случае со страховой это была нехватка технологий и ручные методы обработки заявок.

#3. Что работает?

Какие шаги нужно предпринять, чтобы исправить проблему и сохранить изменения в процессах.

В FQA разделили решения на 4 группы:

  • решить немедленно — барьеры, которые можно убрать одним решением (например, увеличив бюджет на определенный процесс)
  • позвонить другу — вопросы, которые требуют помощи сторонних специалистов
  • договориться решить — решения, реализация которых требует подготовки
  • отложить — проблемы, которые нецелесообразно решать (потому что бюджет сейчас не потянет) или невозможно (из-за законодательства)

В результате в FQA сразу убрали 32 этапа обработки медицинских запросов. И еще от 18 отказались за следующие 2 недели. Через 3 месяца запрос обрабатывали уже не 8 недель, а 19 дней.

#5. Готовьтесь постоянно учиться и учить

Ваша команда должна учиться, забывать и переучиваться. Как организовать процесс, чтобы это приносило пользу:

  • Учите менять роли

    Сотрудники должны понимать, для чего им учиться. К примеру, чтобы в кризисные моменты быть готовыми менять роли в компании, если их главные навыки теряют актуальность. А руководители должны давать им эту возможность, обучая новому.

    Именно так поступили в Patagonia в начале пандемии, когда офлайн-магазины были вынуждены закрыться. Руководство решило переучить персонал, чтобы они могли консультировать и продавать товары онлайн дома.

    Так компании удалось сберечь рабочие места и актуализировать навыки сотрудников. Patagonia получила команду гибких специалистов, которые при необходимости могут менять свои роли.
  • Используйте разные форматы

    Параллельно с курсами и тренингами подумайте об обучении в неформальной обстановке.

    К примеру, банк Merrill Lynch запустил свой подкаст, где команда обсуждает финансовые вопросы с представителями компании и сторонними экспертами.
  • Развивайте наставничество

    И при этом не обязательно, чтобы ментор и подопечный физически находились в одном офисе. Так, в кадровом агентстве Lee Hecht Harrison есть программа по наставничеству, к которой можно присоединиться через приложение Ezra. Здесь сотрудники находят менторов из этого же агентства, помогающих им развиваться профессионально.
  • #6. Не затягивайте с решениями

    Если раньше к Agile-практикам обращались преимущественно по собственному выбору, то сейчас это становится необходимостью. В новом мире у вас банально может не быть времени, чтобы решать проблемы по привычным сценариям. Поэтому стоит внедрять следующие методы:

    • передавать возможность принимать решения тем, кто непосредственно сталкивается с проблемами
    • работать рывками-спринтами
    • измерять результаты после каждого спринта

    Благодаря этому подходу ритейлер Target смог быстро отреагировать на первые ковидные ограничения по количеству людей в заведениях. В компании решили создать приложение для продавцов, чтобы отслеживать число клиентов в магазинах. Учитывая кризисные условия, разработчикам позволили претворить в жизнь все идеи, лишь бы продукт заработал как можно скорее.

    Приложение запустили уже через 1,5 недели. У него не было даже предварительно согласованного макета. После запуска сотрудники магазинов говорили разработчикам об ошибках и предлагали изменения. Продукт ежедневно совершенствовали.

    С традиционной моделью управления это было бы невозможно. Потому что сначала решали бы, что должно быть в приложении, затем создавали ТЗ и проверяли прототип, согласовывая каждое изменение.

    #7. Прогнозируйте будущее

    Незнание будущего не освобождает от его планирования — так что прокачивайте навыки прогнозирования. Что для этого делать:

    • Следите за рисками

      Соберите команду, которая отслеживает изменения в вашей сфере. Например, релизы конкурентов, новые правки в законодательстве, изменения потребительского спроса и т. д.

      Организовывайте совещания, где команда будет отчитываться об изменениях, а также составлять карту сигналов — угроз и возможностей. Анализируйте, какие из этих сигналов могут быть важны для вашей компании.
    • Создавайте сценарии будущего

      Имея перед глазами карту сигналов, выбирайте несколько возможных событий и создавайте сценарии вокруг них. Как будет выглядеть компания, если ожидаемые изменения сбудутся? Получите ли вы новые возможности? Можно ли минимизировать отрицательные последствия?

      Разрабатывайте по 4 сценария:
      • стандарт — все ожидаемо и предусмотрено, как в вашем плане
      • новое равновесие — в вашей сфере меняется какой-то фактор (например, клиенты стали больше покупать онлайн)
      • руина — ломается все, поэтому нужно разрабатывать стратегию с нуля
      • изменение — произошел технологический или экономический прорыв, изменивший правила игры в вашей сфере

    События не будут развиваться так, как вы предсказали. Но благодаря сценариям можно выиграть время, если риски начнут превращаться в реальные угрозы.

https://cutt.ly/z7WYN77