среда, 8 февраля 2017 г.

Цели и Ценности


Определение долгосрочных целей компании является первоначальным импульсом, который задает дальнейшее формирование стратегии. Видение и Миссия компании - отличные средства для выражения долгосрочных целей. Ценности (то, что компания ценит и чем дорожит) определяют ее сущность и персональность. Цели и ценности компании могут видеться по разному, в зависимости от того, с какой позиции рассматривать организацию: с позиции владельцев бизнеса (shareholders) или с позиций участников бизнеса (stakeholders).Эта двоякая роль предприятия определяет сложность установления стратегических целей.


Видение- это краткая, лаконичная и вдохновляющая констатация того, чем организация хочет стать и чего достичь в обозримом будущем, часто выраженная в конкурентных терминах. Видение описывает широкие, активные стратегические намерения. Это образ, который бизнес должен поставить выше своих целей до того, как приступить к их достижению. Он описывает желаемый будущий результат, не указывая конкретно, как он будет достигнут. 

Видение - стратегический ориентир, некая точка на горизонте, которую мы хотим достигнуть. Как отметил Генри Минтцберг (бизнес-гуру, один из основателей современной науки о менеджменте): лучшая стратегия - это не План, лучшая стратегия - это Видение. Понимание Видения компании позволяет любое наше действие подвергнуть простому тесту: а приближает ли нас данное действие к заветной точке, является ли оно шагом по направлению к выбранной цели. Жизнь -сложная штука, и редко нам удается пройти из пункта А в пункт Б самым кратчайшим и прямым маршрутом. Однако даже если в какой-то момент мы сбились с пути, существование в нашем поле зрения путеводного маяка (Видения) позволит вовремя заметить ошибку и скорректировать свои действия и направление.


Степень принятия организационного Видения сотрудниками организации может различаться от полной вовлеченности и поддержки Видения до апатии и безразличия. Выделяют следующие степени принятия сотрудниками организационного Видения*: 
  • Коммитмент**: Желают Видения и добьются его достижения. Создают новые "законы", правила и связи, необходимые для достижения Видения.
  • Вовлеченность. Желают Видения. Сделают все возможное в рамках существующих законов и правил.
  • Искреннее подчинение. Видят положительные стороны Видения. Сделают все, что от них ожидается и даже больше. Следуют "букве закона". "Хорошие солдаты".
  • Формальное подчинение. В целом видят положительные стороны Видения. Сделают все, что от них ожидается, но не более того. "Неплохие солдаты".
  • Неохотное подчинение. Не видят положительных сторон Видения. Но также не хотят потерять работу. Делают достаточно из того, что от них ожидают, но при этом дают понять, что они "не на борту".
  • Неподчинение. Не видят положительных сторон Видения и не делают того, что от них ожидают. "Я не будут это делать и вы меня не заставите!"
  • Апатия. Не "за" и не "против" Видения. Безразличны и не испытывают интереса к Видению. Отсутствие энергии. "Сколько время? Еще не пора домой?"
В большинстве современных организаций относительно мало людей вовлечены в Видение, еще меньшее их количество испытывают Коммитмент. Как правило, большинство сотрудников находятся в состоянии формального или искреннего подчинения, относясь с уважением к организационным целям, правилам и законам.

Группа людей, находящихся в состоянии Коммитмента по отношению к общему Видению - ГРОМАДНАЯ СИЛА! 

--- * Источник: Peter M. Senge, "The Fifth Discipline" 
** англ. Commitment - готовность сделать все возможное для достижения поставленной цели 


Миссия - это предназначние компании, утверждение о смысле ее существования, которое может включать в себя описание вневременной цели компании, основных средств ее достижения и ценностей фирмы. Другими словами, миссия - это общественно значимая причина, оправдывающая существование конкретной компании в этом мире. 

Большинство из нас задается вопросом: в чем смысл нашего существования? Если мы находим ответ на этот вопрос и можем определить свою миссию в этой жизни, мы обретает комфорт и душевную гармонию. Миссия организации, выходящая за рамки тривиального "деланья денег ради денег", включает в себя задачи развития общечеловеческих ценностей, а также обязательства по отношению к внутреннему и внешнему сообществу. Существование и реализация такой миссии наполняет нашу деятельность необходимым жизненным смыслом. 


Ценности - это набор гласных и негласных правил, при помощи которых сотрудники определяют приоритеты, формируют систему поведения и правила, благодаря которым можно добиться успеха.

Знание система ценностей позволяет понять, что собой представляет организация, какова ее сущность и в чем ее индивидуальность. Достижение такого понимания нужно с одной стороны самой организации: свою деятельность теперь она может строить и учетом неотъемлемых характеристик "собственного я" - в рамках своей системы ценностей, используя сильные стороны и нивелируя и устраняя слабые. С другой стороны знание и принятие корпоративных ценностей нужно сотрудникам. Успех в организации сопутствует тем людям, чьи персональные ценности совпадают с ценностями компании, в которой они работают.


Представление о компании и ее целях отличается, в зависимости от того, с какой позиции рассматривается компания - с позиции владельцев бизнеса или его участников
  • Владельцы бизнеса (акционеры) - рассматривают компанию, в основном, как источник прибыли.
  • Участники бизнеса (stakeholders) - рассматривают компанию в контексте ее окружения и с учетом того места, которое занимает компания в их собственной деятельности.


Стратегические цели компании будут различаться, в зависимости от того, на какую аудиторию рассчитана постановка данных целей. В некоторых случаях цели различных аудиторий соответствуют, а в некоторых, противоречат друг-другу. Этим объясняется сложность установления стратегических целей компании.



Комментариев нет:

Отправить комментарий