суббота, 18 февраля 2017 г.

Компетенции


Организационные компетенции - способность компании осуществлять определенные продуктивные активности. Компетенции создаются согласованным взаимодействием ресурсов организации.

Компетенции:
  • основаны на приобретенном опыте и навыках
  • заключены в людях
  • поддерживаются технологиями, процессами и ценностями
Организационные компетенции могут быть:
  • рыночными (активности, напрямую связанные с рыночной деятельностью компании)
  • нерыночными (деятельность компании в нерыночном окружении)
Те области деятельности организации, которые наиболее важны для нее, в которых она добилась относительного совершенства, и которые создают фундаментальную ценность для клиентов, получили название "ключевых компетенций организации" 

При реализации новых стратегий, а также при изменении рыночной ситуации, компания может обнаружить отсутствие у нее компетенций, необходимых в новых условиях. В этом случае, организация должна приобрестинедостающие ключевые компетенции.


Рыночные компетенции - активности компании, напрямую связанные с ее деятельностью в рыночном окружении 

Чтобы получить представление о существующих компетенциях компании, полезно думать о компетенциях в разрезе функциональных областей деятельности компании или в разрезе цепочки создания стоимости.


Функциональные активности


Функциональный анализ определяет организационные компетенции в отношении к каждой из принципиальных функциональных областей фирмы. В таблице представлены принципиальные функции компании и идентифицированы организационные компетенции, входящие в состав каждой функции.

Цепочка создания стоимости (Value Chain)



Предложенное Майклом Портером представление Цепочки создания стоимости (Value Chain) выделяет несколько общих активностей, которые могут быть далее разбиты на более детальные активности (и компетенции, соответствующие этим активностям). Так, Маркетинг может включать в себя маркетинговые исследования, тестирование рынка, рекламную деятельность, продвижение, ценообразование и отношения с дилерами.

Цель всех активностей в цепочке создания стоимости - предложить покупателю такой уровень ценности созданного продукта или услуги, который превышает затраты на осуществление этих активностей. Разница между созданной стоимостью и понесенными затратами есть прибыль компании.

Первичные активности:
  • Входящая Логистика: получение и хранение сырья и его последующая доставка к месту производства по требованию
  • Производство (Операции): процесс трансформирования входящих ресурсов в законченный продукт или услугу
  • Исходящая Логистика: хранение и доставка законченных товаров
  • Маркетинг и Продажи: определение покупательских потребностей и генерирование продаж
  • Сервис: поддержка покупателей и постпродажный сервис
Поддерживающие активности:
  • Инфраструктура: организационная структура, системы контроля, корпоративная культура и т.п.
  • Управление персоналом: поиск и наем персонала, его обучение, развитие и мотивация
  • Разработка Технологий: разработка технологии для поддержки создающих стоимость активностей
  • Закупки: покупка сырья и материалов, оборудования и т.п.

Нерыночные компетенции


Нерыночные компетенции - активности организации, осуществляемые в нерыночном окружении и не связанные напрямую с ее рыночной деятельностью

К нерыночным компетенциям относятся:
  • взаимодействие компании с регулирующими органами, СМИ, активистскими группами и общественностью
  • репутация социально-ответственного производителя
  • доступ к законодателям

Ключевые компетенции

Ключевые компетенции - это области деятельности организации, которые наиболее важны для нее, в которых она добилась относительного совершенства, и которые создают фундаментальную ценность для клиентов.

Выявление ключевых компетенций организации критически важно, поскольку эффективная и устойчивая стратегия строится именно на ключевых компетенциях. Ключевые компетенции - неотъемлемая часть успеха организации.

Ключевые компетенции: 
  1. вносят диспропорционально большой вклад в создание ценности товара или услуги для покупателя или в снижение себестоимости
  2. с трудом поддаются копированию конкурентами
  3. могут быть задействованы по отношению к широкому спектру продуктов и рынков и создавать, таким образом, возможности для выхода на новые рынки
Ключевые компетенции это НЕ:

При реализации новых стратегий, а также при изменении рыночной ситуации, компания может обнаружить отсутствие у нее компетенций, необходимых в новых условиях. В этом случае, организация должна приобрести недостающие ключевые компетенции.

Существуют следующие варианты приобретения компетенций:
  • Наработка (создание) компетенций внутри самой организации (например, путем найма нужных специалистов, обучения персонала, покупки необходимого оборудования и т.д.)
  • Приобретение компетенций за счет поглощения другой организации, владеющей необходимыми компетенциями
  • Приобретение компетенций за счет создания альянсов с другими организациями, владеющими необходимыми компетенциями
  • Аутсорсинг - заключение соглашения со сторонней организацией на предоставление ею услуг (необходимых компетенций) за плату


Альянсы

На рисунке представлены возможные варианты альянсов в зависимости от степени вовлеченности второй стороны в проект и степени формализации отношений между организациями.

Комментариев нет:

Отправить комментарий