вторник, 31 декабря 2019 г.

Рост vs. качество — как избежать главных ошибок в развитии стартапа

На банковском счёте вашего проекта осталось ровно $325 тыс. Деньги уходят быстро, вы уже потратили большую часть привлечённых посевных инвестиций, пытаясь выпустить продукт, для которого, как вы думали, есть соответствующей рынок. Новая версия, которую вы тестировали в течение последних недель, в конечном итоге вроде бы выглядит неплохо. Продукт приобрели четверо из десяти человек! А некоторые даже рассказали своим друзьям. Теперь представьте, что вам удалось достичь таких высот на всех рынках, где вы планируете запускать бизнес. Эксперты отрасли из США обсуждают, как достичь такого результата.



Как начать выпускать хороший продукт

Сэм Альтман (Sam Altman), американский предприниматель и венчурный инвестор некогда сказал:
«— Если вы когда-нибудь захотите стать отличной компанией, то должны создать что-то настолько хорошее, что люди порекомендуют это своим друзьям. Ещё лучше, если они захотят быть первыми, которые порекомендует ваш продукт своим друзьям. Никакие агрессивные приёмы для выхода на рынок, блестящие маркетинговые идеи или команды по продажам не смогут сэкономить время, если у вас не будет достаточно хорошего продукта».
Али Мэсе (Ali Mese), ментор и венчурный капиталист, помог стать на ноги многим стартапам, но это был, вероятно, один из редких случаев, когда весь фокус основателей компании был сосредоточен на органическом росте, обусловленном удовлетворенностью клиентов и рекомендациями из уст в уста. Такое бывает редко. Обычно первые месяцы для стартапа начинаются с «фазы исследования», во время которой можно услышать: «О да, мы только что получили первые $500 тыс. инвестиций, давайте наймём как можно больше хороших специалистов и потратим деньги на изучение таких каналов роста, как реклама в Facebook».
Позже такие идеи уходят прочь по мере того, как денег становится всё меньше, равно как и времени. Вскоре ситуация становится настолько серьёзной, что HR-специалист ищет аналитика для компании, с помощью которого команда пытается понять, куда были потрачены все деньги и какой из множества каналов продвижения реально обеспечил рост. И если то, что начинается как простой анализ превращается в решение о реструктуризации всего стартапа, команду по маркетингу, вероятно, первой и сократят. Зато оставшиеся участники могут использовать деньги на банковском счёте чтобы таки заставить продукт работать и продаваться. Но зачем быстро нанимать персонал и затем увольнять, если в первую очередь надо понять, работает ли ваш продукт? Оказывается, об этом часто забывают, хотя вопрос намного сложнее, чем кажется.

Качество продукта против роста бизнеса

Очевидно, что первый шаг к построению отличной компании начинается с создания чего-то стоящего. Но вот тот пункт, который не столь очевиден: на какой стадии развития вашего стартапа вы понимаете, стоит ли говорить о том, что достигнуто? Когда бизнес невелик, легко обмануть себя (и инвесторов) и существенно увеличить месячный рост, потратив деньги на неорганические каналы роста, такие как реклама, маркетинг или размещение в TechCrunch.
По мере того как бизнес становится всё больше, становится сложнее поддерживать подобный темп роста, используя вышеупомянутые способы продвижения, вместо того, чтобы заставить говорить о вашем продукте самих потребителей. Вы можете использовать разные пути, среди которых выделяют следующие сценарии действий:
  • сделайте шаг назад и проанализируйте, что именно неверно в вашем продукте, и если у вас хватит сил, то начните всё сначала.
  • чтобы поддерживать стабильный темп роста задайте более агрессивные цели для отделов маркетинга и продаж.
«— Если ваш продукт работает плохо, то нет никакого смысла в агрессивном маркетинге. Даже если вы выполните план по продажам, такие цифры не будут реальными. Вы потратили много денег, чтобы вывести продукт на рынок. Но зачем привлекать всех этих пользователей, если они уходят после того, как попробовали ваш продукт в работе?», — говорит Эндрю Чен (Andrew Chen), специалист по маркетингу в Uber.
Так думает не только он. По словам Билла Макайтиса (Bill Macaitis), директора по маркетингу в легендарной компании Slack, когда результат измеряется исключительно по краткосрочным показателям, у продажников и маркетологов появляется стимул «предлагать людям плохие вещи — привлекать их на посадочные страницы и начинать обзванивать ещё до того, как они будут готовы к покупке». Это особенно важно для стартапов на посевной стадии, которые думают о том, как лучше позиционировать себя для первой серии привлечения средств. Они не всегда понимают, какой следует сделать выбор: сосредоточиться на продвижении или на самом продукте.
По мнению известного инвестора Роба Гоу (Rob Go), если стартапы сосредотачиваются исключительно на развитии бизнеса, они жертвуют всем в пользу роста.
«—Вы можете делать непродуманные халтурные шаги, чтобы привлечь клиентов. Можете проделать кучу работы, чтобы выполнить обещания о качественном сервисе, вместо того, чтобы тратить основные усилия и ресурсы на создание программного обеспечения. Более того, ради роста продаж вы может даже пожертвуете своей маржой».
Речь идёт не только о качестве продукта, и не только о темпах роста. Конечно, вам требуется какое-то продвижение, по крайней мере, нужно найти нескольких первых клиентов, которые будут использовать ваш продукт и помогут понять, чего хочет потребитель. Однако многие основатели признают, что уделяют основное внимание только качеству продукта, совершенно на занимаются маркетингом, что реально вредит их стартапу. Некоторые эксперты рекомендуют приступать к продвижению ровно в тот день, когда вы создали свой продукт.
В своём бестселлере Traction основатель DuckDuckGo Габриэль Вайнберг (Gabriel Weinberg) указывает на «правило 50%» и предлагает тратить 50% вашего времени на продукт и 50% — на продвижение. Следовательно, проблема не в том, что компании уделяют очень много внимания росту. Скорее проблема в том, что бизнес начинает фокусироваться на росте слишком сильно и слишком рано.

Начинать ли всё заново?

Компания Airbnb потратила почти тисячу дней, чтобы создать продукт, полюбившийся пользователям. С тех пор их органический рост, основанный на советах настоящих клиентов, был действительно феноменальным, и он продолжается до сих пор.
Команда Slack, стартапа, который показал сверхбыстрый рост и удивил этим всю отрасль, начинала с игр, продолжала их делать в течение четырёх лет, не добилась успеха, затем круто развернула бизнес и в конце 2012 года сосредоточилась на коммуникациях, выпустив к августу 2013-го бета-версию продукта Slack.
Прежде чем агрессивно жать на газ, нанимать классных специалистов, независимо от того, нужны они или нет, почему бы не проанализировать отношение к тому продукту, который вы создали? Большинство стартапов с этой целью используют NPS (Net Promoter Score — показатель лояльности клиентов) в качестве главного показателя для измерения лояльности пользователя. Вместе с NPS важной метрикой является показатель CSAT (customer satisfaction — удовлетворённость клиентов).
После трёх лет анализа деятельности стартапов Сэм Альтман озвучил свои собственные выводы:
«— Успешность стартапов определяется их ростом, но рост — это не первоочерёдная задача при построении классной компании. Если вы сосредоточены на развитии ещё до того, как создали отличный продукт, который полюбили пользователи, у вас ничего не выйдет… Поэтому работайте над продуктом уже сейчас. Не пытайтесь избежать проблем, привлекая всё новые и новые капиталы — проблемы никуда не исчезнут, более того, с ростом компании они ещё и усугубятся. И если вы только начинаете свой бизнес, потратьте основное время на создание продукта, который полюбят клиенты, независимо от того, сколько времени это займёт. И если они начнут активно рекомендовать ваш продукт своим друзьям, вы на правильном пути».

Взгляд экспертов: какие метрики стартапа наиболее важны для инвесторов


На какие показатели более всего обращают внимание инвесторы, когда оценивают потенциал стартапа? Как изменяются ключевые метрики, когда компания ищет финансирование? Какие неочевидные характеристики анализирует венчурный капиталист во время принятия решения о финансировании команды? Это именно те вопросы, которые чаще всего приходят на ум начинающему предпринимателю, когда он развивает свой бизнес и пребывает в поисках финансирования.

Какие метрики являются наиболее важными для вас при инвестировании на посевном раунде, если говорить о стартапе по выпуску потребительского ПО?
 Дейв Макклур (Dave McClure), основатель фонда 500 Startups.
В целом эти метрики представляют собой различные вариации одного и того же вопроса:
  • Это продукт, который уже готов к поставке?
  • Есть ли пользователи или заказчики у данного продукта?
  • Каков опыт пользования этим продуктом, на что он похож? Насколько легко «активировать» или заинтересовать человека этим продуктом, сервисом или приложением?
  • Как много пользователей или заказчиков «активны» и планируют далее применять продукт? Что делается для удержания клиента?
  • Проект является уже прибыльным или возможно станет в ближайшем будущем?
  • Что сделано для роста бизнеса? Какие каналы сейчас работают и прибыльны?
  • Что сделано, чтобы добиться устойчивого роста или стабильного уровня дохода?
  • Есть ли уверенность в том, что бизнес привлечет инвесторов или покупателей?
Среди других вопросов: какого цвета небо и что я думаю насчет того, чтобы обедать с основателем стартапа несколько раз в году в течение следующих пяти лет? (Некоторые из вышеперечисленных вопросов не назовешь аналитическими, однако жизнь слишком коротка, чтобы иметь дело с теми, кто хочет получить деньги «на шару», втираясь к вам в доверие).
В последнее время ведется много дискуссий касательно завышенной оценки стартапов и сокращения рынка венчурного финансирования. Какие советы вы можете дать стартапам, которые ищут финансирование на ближайшие годы? 
– Марк Сустер (Mark Suster), главный партнёр в Upfront Ventures.
Если говорить кратко, то:
  • Начинайте поиск средств как можно раньше.
  • Учтите, что поиск средств будет идти долго (на всех стадиях, но особенно — на поздних).
  • Будьте настойчивы в поиске инвестора и нужной суммы финансирования, в то же время будьте мудры и готовы к принятию меньшей суммы инвестиций, если очередной раунд финансирования затянулся. Наличие инвестиций играет более важную роль, чем их размер.
Какой рост бизнеса должен показать стартап во время питчинга, чтобы инвестор выделил его среди остальных?
 Айлин Ли (Aileen Lee), основатель фирмы Cowboy Ventures.
Все зависит от категории бизнеса. Но для большинства компаний органический рост (рост, который компания может показать за счет собственных ресурсов без привлечения сторонней помощи) — очень полезная метрика. В зависимости от обстоятельств, цифра 20–50% представляет собой очень хороший показатель. Вместе с тем, удержание и отток клиентов и рекомендации других игроков на рынке — это то, на что мы также обращаем внимание.
Существует ли какой-либо специфический базовый метод, который позволяет  быстро ускорить рост бизнеса, и который вы смогли проверить на примере вашего собственного бизнеса или тех фирм, в которые вы инвестировали?
— Кейт Рабоиз (Keith Rabois), партнёр в Khosla Ventures.
Несомненно, большинство компаний не показывают взрывного роста. Компании PayPal потребовалось раскрыть листинги eBay. Yelp пришлось полностью обновить свою бизнес-модель от email до SEO и сообществ пользователей. LinkedIn понадобился Outlook Uploader, напоминания о приглашении, чуть позже — SEO, и в конечном итоге — определение того, как общаться с основным сегментом пользователей. В Square в определенный момент времени не было ясно, как привлечь заказчиков и малый бизнес, чтобы это было эффективно с точки зрения затрат.
Как вы оцениваете план по затратам? 
 Марк Сустер (Mark Suster), главный партнер в Upfront Ventures.
На ранней стадии меня больше волнуют затраты, чем доходы, поскольку доход, как правило, очень мал и часто непредсказуем (тогда как затраты говорят о том, как планировать развитие бизнеса). Но что я действительно оцениваю, так это качество, идеи и способности команды (70%), а также то, насколько я уверен в рыночных возможностях проекта (30%).
На какой тип метрик вы обращаете внимание больше всего при оценке инвестиций? Есть ли соответствующий аналитик в вашей команде?
 Джош Элман (Josh Elman), партнер в Greylock.
В нашей команде есть несколько великолепных специалистов, которые помогают нам разбираться в метриках. Однако по метрикам на начальном этапе слишком сложно составить прогноз. Более важно определить заинтересованность групп и сообществ пользователей в продукте. Поверхностные цифры по наличию контактов с потенциальным заказчиком намного менее полезны, чем поиск тех пользователей, которые действительно заинтересованы в продукте.
По вашему мнению, какой способ наиболее оптимален при оценке стартапа, который не приносит дохода? 
— Дейв Макклур, основатель фонда 500 Startups.
Неимоверно сложно  выполнить оценку стартапов на ранних стадиях, особенно тех, которые имеют ограниченное число пользователей или не имеют дохода. Я занимаюсь этим более 10 лет  и до сих пор не знаю, как это сделать! В основном приходится угадывать. 
Если возраст технического стартапа составляет менее года, на чем нужно фокусироваться: на росте бизнеса или на прибыли? 
— Дейв Макклур, основатель фонда 500 Startups.
Прежде всего, необходимо сфокусироваться на активных пользователях. Затем сконцентрироваться на росте до тех пор, пока вы не сможете удовлетворить капитальные нужды бизнеса. Другими словами, вы должны сосредоточиться на прибыли или доходе перед оптимизацией роста. Каждый стартап, конечно же, уникален, однако рост обычно более важен в самом начале. 
На какие показатели вы обращаете внимание при инвестировании потребительских сегментов бизнеса, и что вы думаете касательно помощи тем компаниям, которые уже были однажды проинвестированы? 
 Джон Лилли (John Lilly), партнер в Greylock и бывший генеральный директор Mozilla.
Мы присматриваемся к продуктам, которые люди органично принимают, которые им нравятся и остаются в их памяти и на экране их телефонов. Здесь более важную роль играет качество, а не количество. Если мы однажды инвестировали в компанию, и это помогло, то мы будем инвестировать еще. Набирайте персонал. Развивайте бизнес. Создание компании — это интересно и в то же время сложно, так что мы пытаемся помочь, чем можем.
Как вы определяете, когда отступить и искать «мягкой посадки», а когда продолжать работать далее?
 Дэн Мартел (Dan Martell), бизнес-ангел и основатель Clarity.
На этот вопрос нет четкого ответа, но обычно рекомендации сводятся к нескольким пунктам:
  • Пребывают ли все еще основатели стартапа «в любви» со своими заказчиками и их проблемами?
  • Каков путь к безубыточности бизнеса (как минимум)?
  • Существует ли стратегия перехода к доходу в 100 млн?
Я отвечаю на эти вопросы и оцениваю суммы затрат на: а) продолжение развития бизнеса;  б) мягкую посадку (то есть, снижение темпов развития бизнеса);  в) сворачивание данного бизнеса и запуск нового. Всё зависит от контекста.
Для предпринимателя сегодня важнее мечтать о каких-либо великих достижениях или о более доступных вещах? 
 Джейсон Калаканис (Jason Calacanis), предприниматель и бизнес-ангел.
У вас должна быть большая, просто неимоверно высокая цель, однако идти к ней нужно небольшими шажками. Так, если взять в качестве примера Uber, вы должны быть уверены, что первые 100 пассажиров в системе получили отличный сервис и не ждали машину долгое время. В то же время необходимо думать о том, как предоставить качественный сервис для 1000 пассажиров каждый час в 300 городах. Это две очень разные задачи. Очень важно помнить о том, что заказчики оценивают ваш продукт/услугу каждый раз после использования. И если вы не сможете обеспечить великолепный сервис для одного клиента, не фокусируйтесь на чем-либо другом, пока каждый ваш заказчик не будет восхищен вашими услугами.
Складывается впечатление, что большинство инвесторов концентрируются лишь на росте бизнеса и метриках, однако эти показатели не всегда растут быстро. Что вы можете посоветовать предпринимателям, которые более задействуют технологии для построения «фасада» бизнеса?
  Джон Лилли (John Lilly), партнер в Greylock и бывший генеральный директор Mozilla.
Я думаю, что все эти якобы ставшие мгновенно успешными бизнесы на самом деле подразумевают тысячи дней кропотливой работы. Все, что представляет интерес для заказчика, в реальности отнимает время. Поэтому постройте свой собственный образ мира — и приступайте к разработке плана его реализации. Найдите людей, которые верят в вашу идею, найдите достаточное финансирование. Не нужно расти слишком быстро. Идите уверенно за своей путеводной  звездой, осознавайте, что вы делаете и что хотите построить в конечном итоге.
Источник: блог ProductHunt

KPI



9 методів оцінки вартості стартапа

Чи не кожного дня в Україні виникають нові стартапи, які вимагають мільйонів інвестицій. Проблема в тому, що новий бізнесмен не може чітко визначити свої запити по фінансовим вкладенням, а інвестор не завжди здатний оцінити ризик інвестицій в молоде підприємство і зиск, який він отримає. В цій статті наведено 9 методів для оцінки вартості стартапу.


Стартап — це загадковий і дуже специфічний ящик.


Він має цінність, що збільшується, якщо покласти в нього більше речей. Наприклад, додайте патент до стартапу і його ціна виросте. Додайте потужну команду менеджерів і вартість знову збільшиться. Це просто, чи не так?





Ящик також має певні магічні характеристики. Якщо ви покладете в нього $1, то отримаєте $2, $3 чи навіть $10. Дивовижно!


Проблема в тому, що створення такого ящику може бути дуже дорогим саме по собі. Отже, ви повинні звернутися до людей з грошима (тобто інвесторів) і запропонувати їм наступну угоду: «Дайте мені $1 млн, щоб побудувати ящик, і ви отримаєте X відсотків від того, що буде на виході». Яким має бути показник X? Це залежить від попередньої оцінки, тобто від вартості ящику на момент здійснення інвестиції. Цю вартість обчислити доволі складно, але ми розповідаємо про перевірені методи, що допоможуть краще зрозуміти порядок здійснення попередньої грошової оцінку стартапу.
Метод оцінюванняОпис
1Метод БеркусаОцінка базується на визначені 5 ключових факторів успіху
2Сумування факторів ризикуОцінка на основі базового значення, скоригованого для 12 стандартних факторів ризику
3Система показників, збір данихОцінка на основі середньої вартості, обчисленої для аналогічної компанії
4Метод порівняльних транзакційОцінка, що базується на правилі трьох показників KPI від аналогічної компанії
5Балансова вартістьОцінка, що базується на матеріальних активах компанії
6Ліквідаційна вартістьОцінка на основі мінімальної вартості матеріальних активів
7Дисконтований грошовий потікОцінка, що будується на сумі усіх майбутніх грошових потоків
8Перший Чиказький методОцінка по середньозваженому числу трьох інших сценаріїв оцінки
9Метод венчурного капіталуОцінка на базі показника ROI, який очікується інвесторами
Зверніть увагу, що більшість методів оцінки базуються на даних, таких як порівняльні матеріали або базова оцінка аналогічних компаній. Такі дані потрібно збирати окремо.

1. Метод Беркуса

Просте і зручне правило для оцінки вартості вашого стартапу. Метод розроблений Дейвом Беркусом, відомим автором та інвестором. Базовий критерій — чи вважаєте ви, що вартість бізнесу може досягнути $20 млн через 4 роки після заснування стартапу? Якщо відповідь «так», можете оцінити ваш стартап відповідно до п’яти основних критеріїв:
  1. Ідея (базове значення) — $300 тис.
  2. Прототип (технологія) — $500 тис.
  3. Ефективність команди менеджменту — $300 тис.
  4. Стратегічні відносини (вихід на ринок) — $200 тис.
  5. Випуск продукту або продаж — $100 тис.
Попередня оцінка — $1,4 млн. Це дає приблизне уявлення про те, скільки коштує стартап та що слід поліпшити (те, що важливіше для проекту). За словами Беркуса, вартість попередньої грошової оцінки не повинна перевищувати $2 млн. Детальніше про Метод Беркуса можна дізнатися тут.

2. Метод підсумовування факторів ризику (RFS)

Метод підсумовування чинника ризику або метод RFS є більш поглибленою версією методу Беркуса. В першу чергу, визначаєте початкову вартість бізнесу. Потім налаштовуєте зазначену вартість для 12 факторів ризику, властивих стартапам на етапі розвитку:
Початкове вартість$1 500 000
1. Ризик менеджментуДуже низький+$500 000$2 000 000
2. Стадія бізнесуСередній
3. Законодавчі/політичні ризикиСередній
4. Виробничі ризикиСередній
5. Ризики збуту та виробництваСередній
6. Ризик фінансування/залучення капіталуСередній
7. Ризик конкуренціїДуже високий-$500 000$1 500 000
8. Технологічний ризикНизький+$250 000$1 750 000
9. Ризик судових процесівДуже низький+$500 000$2 250 000
10. Міжнародні ризикиСередній
11. Репутаційні ризикиДуже низький+$500 000$2 750 000
12. Потенційно вигідний вихідСередній
Оцінка бізнесу  $2 750 000

Початкове значення визначається як середнє для аналогічного бізнесу у вашому регіоні, а фактори ризику моделюються у вигляді кратних значень в розмірі $250 тис, починаючи від $500 тис за дуже невеликий ризик та -$500 тис для дуже високого ризику. Найважче завдання для цього методу, як і для більшості аналогічних методів оцінки — знайти інформацію про подібні стартапи.
Метод RFS призначений для стартапів, що знаходяться на ранніх стадіях розвитку. Щоб дізнатись більше, читайте тут.

3. Метод оцінки показників

Складніший підхід до завдання оцінки стартапу. Починається так само, як і метод RFS, тобто ви визначаєте базову оцінку бізнесу, після чого коригуєте значення для певного набору критеріїв. Нічого нового, крім того, що ці критерії самі по собі оцінюються на підставі їх впливу на загальний успіх проекту.
  Вагаvs. середній проект
1.Можливості команди40%125%
2.Готовність продукту/технології30%100%
3.Розмір ринку20%15%
4.Конкуренція10%75%
Початкова вартість$1 500 000
Коефіцієнт117,5%
Оцінка стартапу$1 760 250 
Ваш бізнес на 17,5% краще, ніж схожі в цілому проекти
Цей інструмент також відомий як метод Білла Пейна, що розглядає шість критеріїв: менеджмент (30%), потенціал можливостей (25%), товар або послуга (10%), канали збуту (10%), стадія бізнесу (10%) та інші фактори (15%).
Метод призначений для стартапів, що знаходяться на ранніх стадіях розвитку. Щоб дізнатись більше, читайте тут.

4. Метод порівняльних транзакцій

Метод порівняльних транзакцій складається лише з трьох правил.


Залежно від типу стартапу потрібно знайти індикатор, який буде оптимальним аналогом для оцінки бізнесу. Цей показник може бути специфічним для вашої галузі: щомісячний періодичний дохід (SaaS), кількість працівників (тимчасових), кількість відділень (роздрібна торгівля), заявлені патенти (медтехніка/біотехнології), щотижневі активні користувачі тощо. У більшості випадків ви можете просто взяти рядки з P&L: обсяг продажів, валова маржа, EBITDA та інше.
 Продано заКоефіцієнт доходуКоефіцієнт WAU (Weekly Active Users)
Схожий бізнес #1$9573,0 x2,3 x
Схожий бізнес #2$6473,3 x6,4 x
Схожий бізнес #3$3271,9 x1,5 x
Схожий бізнес #4$7375,4 x0,2 x
Схожий бізнес #5$6 2488,6 x5,7 x
Схожий бізнес #6$39 0877,3 x4 x
Схожий бізнес #7$6 57612,1 x31 x
Схожий бізнес #8$4 2588,3 x3,5 x
Схожий бізнес #9$3 7983,4 x1,1 X
ДохідWAU
Індикатор мого бізнесу$901000
Середньозважений коефіцієнт7,6 6,7
Оцінка бізнесу, що базується на такому методі$685$6,736
В залежності від показників аналогічного бізнесу, стартап оцінюється в $685 або $6 736
Метод порівняльних транзакцій призначений для стартапів на ранніх та пізніх стадіях розвитку. Щоб дізнатися більше, читайте тут.

5. Метод балансової вартості

Забудьте про магічний ящик і подивіться на свій бізнес з іншого боку.

Балансова вартість відноситься до чистої вартості компанії, тобто матеріальних активів, «hardware». Метод балансової вартості не дуже підходить для стартапів, оскільки він орієнтований на матеріальну цінність компанії, тоді як більшість стартапів зосереджуються на нематеріальних активах: дослідження та розробки в галузі біотехнологій, база користувачів та розробка ПЗ для веб-стартапів тощо. Щоб дізнатись більше про метод балансової вартості чи Book Value, читайте тут.

6. Метод ліквідаційної вартості

Рідко є прийнятним з точки зору продавця, засновника стартапу, адже мова йде про ліквідаційну вартість компанії, коли вона згортає бізнес. У вартість входять матеріальні активи: нерухомість, обладнання, інвентар і все, для чого ви можете знайти покупця за короткий проміжок часу. Проблема в тому, що продати все потрібно дуже швидко, буквально за пару місяців, тому ціна буде невеликою. Практично, ліквідаційна вартість є сумою вартості «брухту» всіх матеріальних активів компанії.
Однак для інвестора ліквідаційна вартість корисна як параметр для оцінки ризику інвестування. Більша величина ліквідаційної вартості означає нижчий ризик. Наприклад, при всіх інших рівних умовах краще вкладати гроші в компанію, яка володіє своїм обладнанням, а не в ту, що його орендує. Принаймні, ви зможете заробити гроші на продажі обладнання, у випадку ж оренди ви нічого не отримаєте.


Яка різниця між балансовою вартістю та вартістю ліквідації? Якщо стартапу дійсно доведеться продати свої активи у разі банкрутства, сума, яку він отримає від продажу, швидше за все виявиться нижче його балансової вартості через несприятливі умови продажу. Ліквідаційна вартість визначає ту суму, яку акціонери отримують при виході з бізнесу, а балансова — ту, що вони вклали у бізнес.

7. Метод дисконтованих грошових потоків (DCF)

Якщо ваш стартап працює добре, він приносить певну суму грошей щороку. Можна сказати, що поточна вартість бізнесу — це сума всіх майбутніх грошових потоків протягом наступних років. І саме ця ідея закладена в оцінку за методом DCF.


Скажімо, ви прогнозуєте надходження грошових потоків протягом N років. Що далі?
Варіант 1: ви вважаєте, що бізнес буде постійно зростати та генерувати певні (поки точно невідомі) грошові потоки після N років. Далі можете застосувати формулу для кінцевої вартості (terminal value — TV):
TV = CFn + 1 / (r- g); де «r» — дисконтна ставка, а «g» — очікуваний темп зростання
Варіант 2: ви плануєте вихід з бізнесу після N років. По-перше, ви хочете оцінити майбутню вартість придбання вашого стартапу, наприклад, за допомогою методу порівняльних транзакцій, описаного вище. Тоді ви повинні застосувати знижку до цієї майбутньої вартості, щоб отримати чисту поточну вартість:
TV = вихідна вартість / (1 + r) ^ n
Рекомендується використовувати цей метод для стартапів на зрілих стадіях розвитку. Щоб дізнатись більше про метод DCF, натисніть тут.

8. Перший Чиказький метод

Відповідає на конкретне питання: який шанс у вашого бізнесу стати великим? Як ви можете оцінити його потенціал? Перший Чиказький метод (названий на честь Першого Чиказького банку) відповідає на це питання шляхом проведення трьох оцінок: вірогідність найгіршого сценарію (малий бізнес), нормального сценарію (середній бізнес), найкращого сценарію (великий бізнес).


Кожна оцінка здійснюється за допомогою методу DCF. Далі ви маєте визначити у відсотках ймовірність кожного сценарію. Ваша оцінка, відповідно до першого Чиказького методу, є середньозваженою величиною для кожного випадку.
Перший Чиказький метод призначений для стартапів на зрілих стадіях розвитку. Детально ви можете дізнатися про нього тут.

9. Метод венчурного капіталу

Як зазначає сама назва, метод венчурного капіталу аналізує ситуацію з точки зору інвестора.


Бізнесмен завжди очікує певну рентабельність для своїх інвестицій, наприклад, 20-разову. Крім того, згідно з галузевими стандартами інвестор вважає, що ваш бізнес може бути проданий за $100 млн через 8 років. На підставі цих двох елементів інвестор визначатиме максимальну суму, яку він готовий інвестувати у ваш бізнес після коригування майбутнього дроблення капіталу.
Метод «венчурного капіталу» підійде для проектів на ранніх та зрілих стадіях розвитку. Щоб дізнатись більше, читайте тут.

І найкращим методом оцінки є …

По-перше, майте на увазі, що венчурні капіталісти користуються методом порівняння та приблизної оцінки того, наскільки дроблення капіталу є прийнятним для засновників. Наприклад, отримуючи певну кількість грошей, засновники мають переконатися, що вони залишаються головними акціонерами після інвестицій серії А.
По-друге, давайте згадаємо, що оцінки є не що інше, як формалізовані приблизні розрахунки. Оцінки ніколи не покажуть справжню цінність вашої компанії. Вони лише визначають дві речі: наскільки активно ринок бажає вкладати кошти в ваш бізнес і наскільки сильно ви бажаєте їх прийняти. Тому можна припустити, що найкращим методом оцінки є той, що описаний П’єром Ентремонтом (Pierre Entremont), посівним інвестором в Otium Capital. За його словами, починати слід з визначення ваших потреб, а потім обговорювати дроблення капіталу:
«— Оптимальна сума — це та максимальна кількість грошей, яка в певний період часу дозволяє застосувати кожний отриманий долар більше для користі компанії, ніж для шкоди підприємцю».
Оцінки є гарною відправною точкою для планування фандрайзингу. Вони допомагають визначити потрібні цифри та їх об’єктивність. Однак, врешті решт, такі цифри є лише теоретичним введенням у важливішу гру попиту та пропозицій.



There’s value in the Scrum Values


Scrum is not a methodology. Scrum is a process, but of a non-repeatable kind. Scrum is a framework of rules, roles and principles. The framework helps people and organizations discover what works best for them. Their real process emerges, and is specific and fitting to their time and context. Scrum can wrap existing product development practices or render them superfluous. The benefits of Scrum are greater when complemented by improved or revised engineering, product management, people and organizational practices. The prescriptions of Scrum have been limited to the essence. Every element of Scrum has a goal. Changing the core design of Scrum, leaving out elements, not playing the game by its base rules, covers up problems and limits the benefit of Scrum and any additions on Scrum, up to the level of making it utterly useless.
Less known than the process of Scrum and probably under-highlighted, but therefore not less important, are the core Scrum Values upon which the framework is based: Commitment – Focus – Openness – Respect – Courage. These values relate to the ethics of Scrum, thereby -from a social point of view- turning Scrum into a value system.
Although not invented as a part of Scrum, or exclusive to Scrum, these values give direction to our work, our behavior and our actions. In a Scrum context the decisions we take, the steps we take, the way we play Scrum, the practices we add to Scrum, the activities we surround Scrum with should re-enforce these values, not diminish or undermine them.
I have found it very useful to bring these more out in the open, as a way to assess the desirability our actions and activities. It’s even a great help in thinking about applying the Scrum framework itself. It is possible to do Scrum as if it was a methodology; organize the meetings, direct all players on every possible detail for every possible action within the framework. But is the framework then being used for what it’s designed for? Won’t it leave the individual, the team and the organization with limited improvements?
A good illustration is how I’ve observed some teams doing their Daily Scrum. Everybody answers the 3 questions (Done? Planned? Impediments?), in a slightly spontaneous way or -worst case- when asked for by a Scrum Master-pretend. But does the team use the meeting to share information, to collaborate in re-planning their work for that day, making sure they don’t get out of line with one another for more than 24 hours, to get the most out of the Sprint, in moving forward to the Sprint goal? Or do they talk to the board instead of to each other? Do they only use the meeting to make sure that the board holds all their micro-tasks so their work is logged?

Here’s some detailed view on the values, and how they can guide our actions and behavior in a Scrum context:

Commitment

There is a widely spread misinterpretation of the word commitment in a Scrum context. This originates mainly from the past expectation of Scrum for teams to ‘commit’ to the Sprint and the selected Product Backlog items. Upon the old, industrial thinking (that ruled software development for too many years) this was wrongly turned into the expectation that all scope would be delivered, no matter. ‘Commitment’ was wrongly turned into a hard-coded contract although it was always intended as an indication that the team would do the maximum possible effort in the Sprint and be completely transparent about progress. And in the complex, creative and highly unpredictable world of software development a commitment on scope is impossible anyhow.
And the definition of the word, according to Oxford Dictionaries, describes exactly how it was originally intended in Scrum:
Definition of Commitment
So, commitment is about dedication and applies to the actions, the effort, not the final result.
Yet, in the Scrum Guide we replaced commitment as a result of the Sprint Planning with forecast. Because of the relationship with scope it helps getting explicitly rid of the wrong interpretation. And fortunately ‘forecast’ greatly aligns with the empirical nature of Scrum too.
Still, commitment is and remains a core value of Scrum.
We commit to the team. Commit to quality. Commit to collaborate. Commit to learn. Commit to do the best we can, every day again. Commit to the Sprint Goal. Commit to be professional. Commit to self-organize. Commit to excellence. Commit to the agile principles. Commit to create working software. Commit to look for improvements. Commit to the Definition of Done. Commit to the Scrum framework. Commit to focus on Value. Commit to finish work. Commit to inspect & adapt. Commit to transparency. Commit to challenge the status-quo.

Focus

An iterative-incremental approach like Scrum and the time-boxing of Scrum allow us to focus. We focus on what’s most important now without being bothered by considerations of what at some point in time might stand a chance to become important. We focus on what we know now and YAGNI (You Ain’t Gonna Need It) helps retaining that focus. We focus on what’s most nearby in time as the future is highly uncertain and we want to learn from the present to gain experience for future work. We focus on the work to get things done. We focus on the simplest thing that might possibly work.

Openness

The empiricism of Scrum requires transparency, openness. We want to inspect reality in order to make sensible adaptations. We are open about our work, our progress, our learning and our problems. But we are also open for people, and working with people; acknowledging people to be people, and not resources, robots or replaceable pieces of machinery as software development -after all- is still the work of humans. We are open to collaborate across disciplines and skills. We are open to collaborate with stakeholders and the wider environment. Open in sharing feedback and learn from one another. Open for change as the organization and the world it operates in change unpredictably, unexpectedly and constantly.

Respect

We show respect for people, their experience and their personal background. We respect diversity (it makes us stronger). We respect different opinions (we might learn from it). We show respect for our sponsors by not building features that nobody will use. We show respect by not wasting money on things that are not valuable or might never being implemented or used. We show respect for users by fixing their problems. We respect the Scrum framework. We respect our wider environment by not behaving as an isolated island in the world. We respect each other’s skills, expertise and insights. We respect the accountabilities of the Scrum roles.

Courage

We show courage in not building stuff that nobody wants. Courage in admitting requirements will never be perfect and that no plan can capture reality and complexity. Courage to consider change as a source of inspiration and innovation. Courage to not deliver undone software. Courage in sharing all possible information (transparency) that might help the team and the organization. Courage in admitting that nobody is perfect. Courage to change direction. Courage to share risks and benefits. Courage to promote Scrum and empiricism to deal with complexity. Courage to let go of the feint certainties of the past. We show courage to support the Scrum Values.