Хлюнева М.В., Звезденков А.А., Верхоглазенко В.Н.
Одна из наиболее интересных попыток в прояснении проблем мотивационного плана на предприятии сделана В.Бовыкиным (1). Однако, в стремлении построить свою "Теорию интересов" В.Бовыкин в полемическом задоре двинулся в направлении стирания уникальности человека, "нивелировки" различий в мотивационных направленностях людей: "Интересы не зависят от свойств личности индивида, так как базируются на нуждах". Явная несоотнесенность утверждений данного автора с существующими психологическими понятиями проявляется и в его определениях фундаментальных оснований действий индивида: "... потребность - это желание, являющееся продуктом мышления, интеллекта человека" (Курс. наш) или: "Мышление индивида есть процесс отражения в его сознании объективной реальности вкупе с неосознанным стремлением индивида к получению наибольшей выгоды во всех отношениях" (Курс. наш). Очевидно, что В.Бовыкин здесь осознанно или по недоразумению смешивает то, что в психологии с таким трудом удалось различить. Однако, отмеченные недостатки не умаляют того вклада, который В.Бовыкин сделал, разработав авторскую концепцию стимулирования персонала организации.
В нашей статье мы постарались, опираясь на психологические теории мотивации А.Н.Леонтьева, О.С.Анисимова и др., внести необходимые коррекции в стратегическом подходе управления мотивацией персонала и качественно усовершенствовать структуризацию мотивационных факторов. Мы ведем речь о пересмотре канонической пирамиды А. Маслоу, выступающей долгое время одним из оснований в самом подходе к проблемам мотивации работников компании. Тем, кто сомневается, предлагаем самостоятельно в этом убедиться, ознакомившись с разнообразной литературой по теории мотивации в менеджменте. Иерархия А. Маслоу принималась длительное время как аксиома.
Не умаляя заслуг знаменитого западного психолога, попробуем все-таки критически отнестись его пирамиде и внести необходимые поправки. Такая щепетильность вовсе не связана с нашей прихотью. Мы считали и считаем, что построить добротное здание можно только на прочном фундаменте. А ведь именно в функции фундамента мотивационной политики организации выступает пирамида потребностей.
Прежде чем приступить к анализу несовершенств иерархии А. Маслоу остановимся на проблемах, связанных с низкой мотивацией работников и на более широких проблемах существования предприятия, куда мотивационная сторона входит лишь как часть (рис. 1).
Рисунок 1. Роль и место мотивационной политики предприятия
Проблемы организации, связанные с низкой мотивацией персонала к работе, могут быть самыми разнообразными и проявляться в виде следствий в других, на внешний взгляд, мало связанных областях деятельности организации. Приведем далеко не полный список типичных затруднений и проблем, имеющих отношение к мотивации персонала, который был зарегистрирован в нашей консультационной практике.
Типичные проблемы в организациях, связанные с низкой мотивацией персонала
- Высокая текучесть кадров
- Высокая конфликтность
- Низкий уровень исполнительской дисциплины
- Некачественный труд (брак)
- Нерациональность мотивов поведения исполнителей
- Слабая связь результатов труда исполнителей и поощрения
- Халатное отношение к труду
- Отсутствие условий для самореализации потенциалов сотрудников
- Проблемы "общественного сотрудничества" в деятельности фирмы
- Низкая эффективность воздействия руководителей на подчиненных
- Низкий уровень межличностных коммуникаций
- Сбои в производственном процессе
- Проблемы при создании согласованной команды
- Слабая перспектива карьерного роста, отражающаяся на рабочем тонусе сотрудников
- Противоречия в отношениях между предпринимателем и работником
- Низкая эффективность методов нормативного описания труда
- Неудовлетворенность работой сотрудников
- Низкий профессиональный уровень персонала
- Безынициативность сотрудников
- Деятельность руководства негативно оценивается персоналом
- Неудовлетворительный морально психологический климат
- Недостаточное оснащение рабочих мест
- Организационная неразбериха
- Недостаточное внимание к учебе и стажировке резерва
- Неразвитость соцкультбыта предприятия
- Нежелание сотрудников повышать свою квалификацию
- Неналаженность системы стимулирования труда
- Несоответствие между реальным поведением исполнителя и ожиданиями от него начальником
- Низкий моральный дух в коллективе
- Проблемы в управлении персоналом, склонных к честолюбию, карьерному росту
- и многие другие.
Для анализа подобных проблем и выработки адекватной кадровой и мотивационной политики необходимо в первую очередь определить в каком состоянии зрелости пребывает организация: становление, функционирование, развитие или кризис. Аналогичное разделение стадий "жизненного цикла организации" можно встретить, например, у Базарова Т.Ю. В своей новой книге "Управление персоналом" он подчеркивает, что " содержание деятельности по управлению персоналом существенно детерминировано задачами, которые решаются организацией на разных стадиях ее развития" (2). Следуя правилу "рассмотрения части через призму целого", полагаем, что необходимо вначале доопределиться с особенностями этапов жизни организации в целом и лишь затем перейти к аспектам мотивационного менеджмента на этих этапах. В связи с этим дадим лаконичные характеристики каждому из этих состояний организации.
Основные характеристики различных стадий организации
Становление организации
К становящимся мы относим организации, находящиеся на стадии формирования организационной структуры и коллектива сотрудников. Существенной характеристикой становления является динамичность структуры деятельности и состава работников.
Стадии становления организации (предприятия, компании, фирмы...) при нормальном ее протекании присущи:
·
|
Дух, оптимизм
|
Эти две характеристики отражают повышенный мотива-
| ||
сотрудников
|
ционный фон, характерный для тех, кто взялся за орга-
| |||
·
|
Энтузиазм,
|
низацию новой фирмы. Без такой приподнятости духа,
| ||
работоспособность
|
если что-то и будет, то весьма непродолжительно и, ско-
| |||
рее всего, закончится ничем.
| ||||
·
|
Объективная
|
Как правило, новая деятельность появляется при нали-
| ||
необходимость
|
чие социального заказа (спроса), который либо не удов-
| |||
такой
|
летворяется, либо удовлетворяется в недостаточной сте-
| |||
деятельности
|
пени. Это мы и называем объективной необходимостью, в
| |||
отличие от субъективной предпосылки, где ведущей
| ||||
выступает потребность субъекта, заинтересованного в
| ||||
создании новой деятельности.
| ||||
·
|
Взаимовыручка,
|
Поскольку становящаяся деятельность обычно сопряже-
| ||
коллективизм
|
на с проблемами и трудностями, то необходимым усло-
| |||
·
|
Способность
|
вием ее выживания становятся такие факторы как: взаи-
| ||
работать
|
моподдержка, взаимовыручка ("чувство локтя"), коллек-
| |||
в проблемном
|
тивизм и др. При отсутствии таких установок у сотрудни-
| |||
режиме
|
ков у фирмы больше вероятности развалиться, нежели
| |||
выйти на уровень устойчивого функционирования.
| ||||
·
|
Нормо-
|
Становящейся деятельности свойственно отсутствие со-
| ||
оформительство
|
гласованных норм взаимодействия, четкого функциональ-
| |||
·
|
Технолого-
|
ного распределения, технологичности в работе и т.п.
| ||
творчество,
|
Поэтому на этой стадии осуществляется, как правило,
| |||
нормо-творчество
|
подхватывание естественных проявлений сотрудников и
| |||
нормативное оформление этих усилий путем согласова-
| ||||
ния. Так создается нормативная база (основные задачи,
| ||||
функции, нормы взаимодействия и пр.), которая являет-
| ||||
ся необходимым условием для выхода в стабильное
| ||||
функционирование.
| ||||
·
|
"Магнетизм"
|
В начале пути, на фазе становления, больше всего со-
| ||
перспектив
|
трудников вдохновляет сама перспектива, та идеальная
| |||
становящейся
|
картинка, которая и манит сотрудников вперед, поддер-
| |||
организации
|
живает высокую энергетику на пути достижения цели.
| |||
·
|
Оперативность
|
Характерной особенностью этапа становления является
| ||
в действиях и
|
чувствительность сотрудников к меняющимся условиям
| |||
ситуационная
|
(например, когда ребенок еще только младенец, мать дол-
| |||
чувствительность
|
жна быть всегда начеку, ведь ребенок пока не окреп и не
| |||
·
|
Интуитивность в
|
может самостоятельно противостоять внешним услови-
| ||
действиях
|
ям). Это время жизни организации характеризуется тем,
| |||
сотрудников
|
что решения, в основном, принимаются интуитивно, по
| |||
ощущениям. Сотрудники еще не знатоки своего дела, они
| ||||
пока созидатели нового, где сами еще не освоились, не
| ||||
знают всего до мелочей, не имеют ясных алгоритмов
| ||||
действий и способов реагирования на многочисленные
| ||||
факторы.
| ||||
·
|
Значимость
|
У сотрудников на фазе становления, т.е. в начале пути
| ||
соответствия
|
распределения задач
| |||
согласованным
|
ся норм. Поэтому характерным здесь является значимость
| |||
"устным" нормам
|
устных договоров между сотрудниками, обязательно со-
| |||
·
|
Оптимальность,
|
гласованных, иначе велика вероятность растягивания
| ||
справедливость
|
общего дела по отдельным несвязанным кусочкам. Мера
| |||
справедливости распределения задач на этом этапе носит
| ||||
ключевой характер: каждый делает то, что умеет, любит,
| ||||
что соответствует его возможностям, что согласовано и
| ||||
взаимозависимо от остальных сотрудников.
| ||||
Функционирование организации
Под функционирующей организацией мы понимаем систему деятельности, имеющуюстабильную организационную структуру и сформированный коллектив сотрудников. Отличительной чертой функционирования является готовность организации к реализации различных заказов без существенной перестройки деятельности.
Нормально функционирующей организации свойственно, в основном:
|
·
|
нормативная
|
Функционирование характеризуется наличием четких норм
| ||
дисциплина
|
и контролем за их исполнением. Главный признак этого эта-
| |||
па - определенность норм и адекватность действий работни-
| ||||
ков этим нормам. В нормально функционирующей системе
| ||||
существуют также механизмы поддержания нормативной дис-
| ||||
циплины.
| ||||
·
|
готовность персона-
|
Т.к. функционирование характеризуется стабильностью и
| ||
ла к дообучению
|
сохранностью норм, то от работников требуется в большей
| |||
и закреплению
|
степени не творческая инициатива, а строгое соответствие
| |||
навыков
|
нормам. Для наиболее адекватного соответствия нормам ра-
| |||
ботники проходят дообучение, а так же самостоятельно со-
| ||||
вершенствуются в пределах своей функции. Готовность ра-
| ||||
ботников к дообучению становится одним из критериев
| ||||
оценки и подбора персонала организации.
| ||||
·
|
устойчивость
|
Функционированию присущи устойчивые, закрепленные
| ||
вертикальных и
|
нормативно вертикальные и горизонтальные отношения. Как
| |||
горизонтальных
|
правило, эти отношения признаны, приняты и исполняют-
| |||
отношений и
|
ся работниками без критического напряжения.
| |||
оргструктуры
| ||||
в целом
| ||||
·
|
доминирование
|
В отличие от становления в функционировании преобладает
| ||
задачного,
|
задачный режим работы, где известно, что и как делать, а
| |||
рутинизированного
|
работники обладают необходимыми умениями для выполне-
| |||
типа работы
|
ния своих функций (если нет - дообучение). На этом этапе
| |||
не порождается, в основном, новых идей и от сотрудников
| ||||
не требуется творческого подхода, скорее, наоборот, при-
| ||||
ветствуется тщательность и методичность в рутинообразной
| ||||
работе.
| ||||
·
|
сбалансированность
|
Границы между функциями четко прописаны и взаимодей-
| ||
межфункциональных
|
ствия представителей различных функций нормированы и
| |||
и межличностных
|
тщательно прописаны, межличностные взаимодействия сба-
| |||
отношений
|
лансированы, конфликты разрешены и возможные типы от-
| |||
ношений согласованы и приняты всеми членами команды
| ||||
·
|
четкость,
|
Нормативная база в функционировании носит конкретный,
| ||
операциональность,
|
технологичный характер. Каждая функция доступна и по-
| |||
техничность и
|
нятна работникам, четко обозначен круг задач и цель каж-
| |||
задачность
|
дой функции. Все это позволяет каждому работнику само-
| |||
выполнения норм
|
стоятельно и адекватно реализовывать стоящие задачи. В свя-
| |||
зи с этим и облегчается контроль за исполнением
| ||||
·
|
консерватизм нор-
|
Нормативная база характеризуется большим потенциалом со-
| ||
мативной базы
|
хранности и носит характер безукоснительного предписания
| |||
·
|
воспроизводимость
|
для работников. Коррекция норм в функционировании до-
| ||
основных техноло-
|
вольно редкая процедура, к которой прибегают в крайних
| |||
гических процедур
|
случаях. Сверхценность функционирования - соблюдение ус-
| |||
при незначитель-
|
тановленных норм. Работники, в основном, воспроизводят
| |||
ности модификаций
|
одни и те же процедуры в рамках предписанного цикла. Мо-
| |||
дификации подвергаются (только по необходимости!) лишь
| ||||
незначительные детали в утвержденных процедурах.
| ||||
·
|
стабильность норм
|
Взаимодействия сотрудников, во-первых, нормативно про-
| ||
взаимодействий
|
писаны, а во-вторых, у работников сформированы необхо-
| |||
сотрудников
|
димые навыки по продуктивному взаимодействию. При ста-
| |||
бильном функционировании редки конфликты и взаимные
| ||||
претензии между сотрудниками.
| ||||
·
|
устойчивое
|
Каждый работник выполняет закрепленную за ним функ-
| ||
распределение
|
цию и хорошо понимает свой кооперативный вклад в общее
| |||
функций
|
дело.
| |||
·
|
налаженность, сба-
|
Если на фазе становления взаимодействия с внешней сре-
| ||
лансированность
|
дой носили случайный, неорганизованный характер, то те-
| |||
отношений органи-
|
перь эти отношения имеют стабильность. Организация орга-
| |||
зации с внешней
|
нично вписана во внешнюю экономическую, правовую,
| |||
средой
|
социо-культурную и другие среды. Взаимодействие со вне-
| |||
шними структурами носит технологично-оформленный ха-
| ||||
рактер, т.е. есть определенность, с кем и как необходимо
| ||||
взаимодействовать, по какому поводу и т.п.
| ||||
Развитие организации
Под развивающейся мы понимаем такую организацию, которая, столкнувшись с кризисом прежних форм деятельности и невозможностью их воспроизводства, осуществляетвнутриорганизационные реформы. Признаком развивающейся организации являетсяналичие процессов совершенствования структуры деятельности и привлечения необходимых ресурсов, способных обеспечить адаптацию организации в новых условиях.
Предпосылками к развитию организации выступают:
|
·
|
кризис прежних
|
Кризис прежних форм деятельности возникает при исчер-
| ||
форм деятельности
|
панности, крайней неэффективности существующих внут-
| |||
риорганизационных форм, т.е. при их моральном устарева-
| ||||
нии. Признаки, характеризующие кризис, могут иметь раз-
| ||||
личные формы: недопустимо низкий уровень внутренней
| ||||
эффективности предприятия, рост задолженностей и дефи-
| ||||
цит финансов, неуклонное снижение прибыли, повторяющиеся
межличностные, межфункциональные конфликты, | ||||
потеря клиентов и др.
| ||||
·
|
изменение внешних
|
Под внешними условиями понимается внешняя по отноше-
| ||
условий, проблема-
|
нию к организации среда: экономическая, правовая, поли-
| |||
тизирующее даль-
|
тическая, социальная, экологическая и пр. Все перечислен-
| |||
нейшее функциони-
|
ные типы сред имеют свою логику изменяемости. (Напри-
| |||
рование и побужда-
|
мер, конкурентная фирма завоевывает себе часть потреби-
| |||
ющее организацию
|
тельского рынка; новые законы предписывают иные формы
| |||
к изменениям
|
хозяйствования, потребители больше не нуждаются в про-
| |||
дукции (услугах) фирмы, поставщики не имеют возможно
| ||||
сти предоставлять сырье, необходимое для производства и
| ||||
пр.). Эта изменяемость и не позволяет организации длитель-
| ||||
ное время реализовывать застывшие нормы.
| ||||
·
|
накопление потен-
|
Работники начинают ощущать дефицит раскрытия собствен-
| ||
циала для развития
|
ного потенциала в прежних условиях, начинают видеть пре-
| |||
(оргтехнического и
|
жние технологические и другие нормы, как устаревшие и
| |||
профессионально-
|
требующие усовершенствования. Или: цели и стратегия фир-
| |||
личностного)
|
мы становятся зауженными, не имеющими перспективы.
| |||
Средства, способы и технологии деятельности фирмы не
| ||||
позволяют работать эффективнее, и выявляется потенциал
| ||||
их усовершенствования
| ||||
·
|
несовершенство
|
Существующая система управления перестает устраивать как
| ||
системы управления
|
исполнителей, так и самого руководителя. Фирма разраста-
| |||
и неспособность
|
ется, увеличивая количество сотрудников, в связи с чем
| |||
оперативно решать
|
прежние методы управления не дают должного эффекта, не
| |||
управленческие
|
высока слаженность в работе управленческих звеньев и т.п.
| |||
задачи
| ||||
·
|
объективная потреб-
|
В связи с появлением новых задач и неспособности к их
| ||
ность организации в
|
решению в рамках существующей структуры возникает объек-
| |||
создании новых
|
тивная предпосылка к разделению функций, образованию
| |||
подразделений
|
новых структурных подразделений, обеспечивающих дости-
| |||
·
|
невозможность по-
|
жимость новых целей и снимающих воспроизводящиеся зат-
| ||
вышать производи-
|
руднения (например, конфликты и противоречия между от-
| |||
тельность в рамках
|
делами).
| |||
прежней структуры
| ||||
·
|
смена целевых
|
Т.к. потребности рынка постоянно меняются: требуется бо-
| ||
ориентиров
|
лее качественная продукция или появляются потребности в
| |||
дополнительных продуктах или услугах, фирме необходимо
| ||||
менять или уточнять цели, чтобы удержаться на рынке и
| ||||
преуспеть. Например, если раньше клиентов устраивал лишь
| ||||
сам продукт, то теперь необходимо сопровождать продажу
| ||||
дополнительными услугами.
| ||||
·
|
прогноз проблем
|
Потребность в усовершенствовании на предприятии может
| ||
при дальнейшем
|
возникнуть также и при неблагоприятных прогнозах будуще-
| |||
воспроизводстве
|
го предприятия, и при ощутимой "угрозе" со стороны кон-
| |||
прежнего способа
|
курентов, если существующие способы работы предприятия
| |||
работы организации
|
не могут обеспечить сохранения своих позиций.
| |||
·
|
повышение конку-
| |||
рентности и сниже-
| ||||
ние конкурентоспо-
| ||||
собности фирмы
| ||||
·
|
обнаружение новых,
|
Импульсом к коренным изменениям в фирме может стать и
| ||
более эффективных
|
обнаружение управленческим корпусом новых эффективных
| |||
форм деятельности
|
технологий как в производственной, так и в других сферах.
| |||
моделями деятельности подобных фирм.
|
Кризис организации
Кризис организации предопределяется продолжительным сочетанием двух факторов:
- Остро созревшими объективными предпосылками к изменению деятельности организации (проблематизация функционирования).
- Игнорированием этих предпосылок управленческим звеном.
Уровни потребностей человека
Исходными для понимания мотивационных факторов выступают категории "потребность", "мотив", "мотивация" и пр. Мы не будем останавливаться здесь на раскрытии этих фундаментальных психологических категорий. Следует только отметить, что мы разделяем понимание содержаний этих категорий, нашедшее отражение в работе профессора д.пс.н. О.С.Анисимова (3). Традиционно потребности разделяются на материальные, социальные и духовные. Или: первично-материальные (пища, вода, потребность дышать, спать и т.п.),вторично-социальные (потребность в общении, в хороших отношениях в коллективе и т.п.) итретично-духовные (потребность в культурном творчестве, в повышении правосознания общества и т.п.).
Вот как описывал генезис потребностей известный отечественный психолог А.Н.Леонтьев (4):"Развитие человеческих потребностей начинается с того, что человек действует для удовлетворения своих витальных потребностей. Но далее это отношение обращается, и человек удовлетворяет свои витальные потребности для того, чтобы действовать. С развитием духовного производства... формируется особый тип потребности - потребностьпредметно-функциональная, например, потребность в труде, художественном творчестве и т.д. Потребности вступают в новые отношения друг с другом. Хотя удовлетворение витальных потребностей остается для человека "первым делом" и неустранимым условием его жизни, высшие, специально-человеческие потребности вовсе не образуют лишь наслаивающиеся на них поверхностные образования".
Очевидно, что в концепции А.Маслоу отражены только первичные и вторичные потребности (см. рис. 2).
Рисунок 2. Пирамида потребностей А.Маслоу
Попытка считать последний уровень в пирамиде Маслоу как соответствующий духовным потребностям, на наш взгляд, лишена оснований. Дело в том, что самовыражение или самоактуализация может иметь самые различные формы и иногда даже бесполезные для социума (как, например, графоманство). Такие типы самовыражения не могут претендовать на высший уровень потребностей и относятся ко вторичным потребностям (например, самовыражение как самоутверждение в каком-то кругу людей).
Кроме того, как в свое время отмечал выдающийся философ Гегель, духовные потребности неразрывно связаны с устремлениями всеобщего характера. Потребность в самовыражении лишь тогда можно считать духовной потребностью, если это самовыражение становится инструментом трансляции надситуативных ценностей общества и (не побоимся банальности!) "сеет разумное, доброе, вечное". Как известно, данные тонкости А.Маслоу не ввел, чем ввелв заблуждение многих своих поклонников.
Подведем критический итог: пирамида потребностей человека по А. Маслоу не отражает культурный надиндивидуальный уровень развития потребностей (т.е. духовных устремлений).
Ко второму недостатку следует отнести неоднородность слоев по степени абстрактно-конкретности (или родо-видовых отношений). Так, социальные потребности включают в себя и потребность в уважении и многие другие, а в пирамиде А. Маслоу, по непонятным основаниям, потребность человека в уважении его другими выделена в особый слой.
В связи с этим мы предлагаем усовершенствованный вариант иерархизации потребностей, который, на наш взгляд, лишен вышеотмеченных недостатков (см. рис. 3).
Рисунок 3. "Пирамида МАСЛОУ ПЛЮС"
Однако осуществленная дифференциация мотивационных факторов, приведшая к увеличению числа слоев, может усложнить и без того непростой анализ реальных мотиваций работников организации. Психологические категории: индивид, субъект и личность, критериально разведенные Анисимовым О.С. (3), позволяют уйти от деталей и более крупноблочно рассматривать иерархическую структуру потребностей (см. рис. 4).
Рисунок 4. Укрупненная схема взаимосвязи психологических категорий и видов потребностей
Для правильного понимания предложенных категорий (индивид, субъект, личность) охарактеризуем их подробнее1 .
Индивидные проявления человека в деятельности характеризуются направленностью действий человека на удовлетворение своих потребностей и рассмотрением всего окружающего в качестве предметов своей потребности. При индивидном самоопределении человек рассматривает деятельность как источник получения средств для удовлетворения собственных потребностей. Нормы, которые получает человек с индивидной направленностью, он стремится изменить под свое собственное удобство, даже в ущерб решению задач деятельности. При возникновении затруднений в решении поставленных задач человек с индивидным самоопределением теряет значимость выполнения нереализуемой, по его мнению, нормы и прекращает работу.
Субъектные проявления человека в деятельности - это действия, соответствующиетребованиям деятельностной нормы. Субъектное самоопределение предполагает оценку своих действий и всего окружения с точки зрения выполнения функциональных и нормативных требований. Основной акцент его деятельности - исполнительство. В случае возникновения препятствий в реализации своих задач субъект деятельности либо корректирует свои действия в рамках заданной нормы, либо ставит в известность управленца о своем затруднении. Значимость строгого соответствия норме способствует готовности субъекта к дообучению и профессиональному росту.
Личностные проявления человека в деятельности - это действия, в основе которых лежат социальные ценности или ценности деятельности. В рамках деятельности личностное самоопределение проявляется как действия, направленные на развитие деятельности фирмы. При возникновении или прогнозировании затруднений и проблем в деятельности деятель с личностной ориентацией активизирует анализ причин и ищет оптимальные пути выхода из затруднений. Таким образом, личностный акцент сосредоточен на непрерывном совершенствовании деятельности за счет коррекции нормативной базы, но не на основе своих потребностей (как у индивида), а на основании согласованных ценностей деятельности.
Используя данные различия, получаем три основных слоя в пирамиде "Маслоу плюс" (см. рис. 5).
Рисунок 5. Укрупненная пирамида "Маслоу плюс"
Такое обобщение дает возможность выделять в планировании мотивационной стратегии и разработке системы стимулирования всего три основных типа поведения человека, существенных для организации. Мы утверждаем, что только учет всех трех возможных "характеров" деятелей, типов поведений, установок и реагирования, возволяет реализовать системный подход в разработке оптимальной системы мотивации и стимулирования кадров. Игнорирование любого из трех акцентов неминуемо приведет кнегативным последствиям сначала в мотивационном настрое на работу сотрудников упущенного акцента, а затем и в уровне их производительности.
В табл. 1 мы приводим список потребностей и мотивов, свойственных каждому из семи уровней пирамиды Маслоу ПЛЮС. Разумеется, данный список нельзя считать завершенным. Разобравшись с содержанием и логикой каждого из слоев менеджер по персоналу может добавить и другие мотивозначимые факторы. Здесь важна не столько их полнота, сколько критериальная структурированность, которая позволит менеджеру лучше ориентироваться в качественно отличных мотивационных полях своих сотрудников. Используя данную таблицу, можно легко перейти от общей мотивационной направленности к частным факторам мотивации и наоборот.
Приведем некоторые исходные положения Системы оптимальной мотивации труда.
Опорные базисы Системы оптимальной мотивации труда (СОМТ)
·Стратегия кадрового управления должна вписываться в общую стратегию деятельности организации
·Направленность Системы оптимальной мотивации труда (СОМТ) должна соответствоватьстратегии кадрового управления
·Система оптимальной мотивации труда (СОМТ) должна учитывать стадию, на которой находится организация: становление, функционирование, развитие
Внешние ограничения системы оптимальной мотивации труда
·Правовая среда: СОМТ должна учитывать существующее трудовое и другие законодательства
·Экономическая среда: СОМТ должна учитывать ситуацию на рынке труда и общие экономические условия в государстве, регионе и т.д.
Таблица 1
Типология факторов мотивации
(потребности, мотивы, системы ожидания, ценностные установки,
внешние условия и стимулы и т.п.)
(потребности, мотивы, системы ожидания, ценностные установки,
внешние условия и стимулы и т.п.)
Индивидные
| ||||
Физиологические
|
Физиолого-психологические
| |||
в экологически чистой пище
|
безопасность
| |||
в тепле
|
защищенность
| |||
в воде
|
гигиеничность
| |||
во сне
|
зарплата, обеспечивающая удовлетворение первичных потребностей
| |||
в сексе
|
жилье
| |||
в чистоте
|
потребность в психологическом отдыхе
| |||
в жилье
|
чувство территории
| |||
в физическом отдыхе
|
неприкосновенность собственности
| |||
в средствах удовлетворения первичных потребностей
|
возможность держаться на "дистанции"
| |||
собственное благополучие
| ||||
Индивидно-субъектные
| ||||
Психолого-социальные потребности:
| ||||
моральное подкрепление
|
самоутверждение
| |||
награждение (премии, акции, дивиденды от прибыли)
|
карьерный рост
| |||
оценка личного вклада
|
уверенность в завтрашнем дне фирмы
| |||
оценка достоинства работника
|
интересная работа
| |||
оказание внимания
|
соревновательный эффект
| |||
удобство рабочего места
|
потребность в успехе
| |||
зарплата
|
стремление к власти
| |||
потребность в социальных благах (мед. обслуживание и т.д.)
|
статус, престиж
| |||
чувство сопричастности к коллективу
|
индивидуально значимое самовыражение
| |||
потребность в уважении, признании, одобрении со стороны: коллег, руководства
|
семейный комфорт
| |||
Субъектные
| ||||
Социальные
|
Функционирования деятельности
| |||
социальный отдых: спортивный, культурный
|
удовольствие от работы
| |||
потребность в общении
|
гордость за свою работу <
|