среда, 17 ноября 2021 г.

Консалтинговые услуги – понятие, виды, преимущества

 Каждая компания и бизнес стремится развиваться и завоевывать свою часть рынка. Но далеко не всегда это получается без огромных вложений и только собственными силами, особенно это касается такого времени, когда в экономике страны есть проблемы. 

Чтобы оставаться популярной и конкурентоспособной фирмой, нужно постоянно меняться, развивать стратегию и тактику. И если внутри компании нет ресурсов для этого, то приходится пользоваться внешними услугами – консалтингом. Что такое консалтинговые услуги? Какие виды консалтинга бывают? В чем его преимущества и недостатки? 

Что такое консалтинговые услуги и зачем они нужны? 

Даже крупные международные компании часто сталкиваются с трудностями в работе. Это может быть связано как с внешними факторами, так и с внутренними проблемами. Чаще всего проблемы возникают из-за колебаний цен на рынке, появлением или уходом конкурента, но в фирмах бывают сложности и с самими отношениями между сотрудниками внутри предприятия. Из-за этого внутри фирмы нет возможности и сил бороться за свое выживание, поэтому отличным решением в таком случае будет воспользоваться консалтинговыми услугами. 

Консалтинг – это вид услуг, который по сути означает консультирование. Одно предприятие или человек предоставляет услуги по решению определенных задач другой фирме.

Вопросы которые можно решить с помощью консалтинга очень разнообразны. Иногда это может быть целый комплекс задач, а иногда он предоставляется только в узкой области. Например, бухгалтерский консалтинг – это привлечение специализированной компании или сотрудника для решения проблем, связанных с бухгалтерией. Именно поэтому, когда говорят о понятии консалтинга, то четкого определения нет. 

Консалтинговые услуги – это решение организационных или управленческих задач внутри фирмы при помощи внешних специалистов. Профессиональные консультанты в определенной области приглашаются на работу в компанию. Специалисты оценивают состояние, видят причину проблем и создают систему решения этих ошибок. 

Компания обращается к консалтингу не только в том случае, когда испытывает трудности в развитии. Часто руководитель принимает решение о расширении, поэтому требуется срочно увеличить количество специалистов. Но даже если нанимать их на работу, то необходимо еще будет потратить месяцы на обучение, контроль выполнения задач, а только после этого ставить перед ними сложные задания. А в развивающейся компании нет столько времени. 

Консалтинговые фирмы – это специализированные компании, которые предоставляют услуги консалтинга. Там может работать штат сотрудников, которые одновременно сотрудничают с разными организациями. 

Этапы заказа консалтинговых услуг (инфографика)



Виды консалтинговых услуг 

  • IT-консалтинг – один из самых новых и самых востребованных видов консалтинга в Украине. Это консультирование и помощь в сфере информационных технологий. По сути, IT-консалтинг решает все вопросы, которые связаны с интернетом и информационными бизнес-процессами. 

  • Маркетинговый консалтинг. Далеко не все компании могут позволить себе открывать маркетинговый отдел или нанимать профессионального сотрудника, который будет решать эти вопросы. А заниматься рекламой сегодня необходимо, потому что только так можно удержаться на рынке и быть лидером. Во многих случаях, услуги маркетингового консалтинга предоставляются вместе с IT-консалтингом.

  • Юридический консалтинг связан с решением текущих задач, которые имеют отношение к закону государства. Это позволит правильно оценивать деятельность фирмы и принимать наиболее выгодные решения. Особенно важно юридическое консультирование во время расширения предприятия, когда нужно будет открывать новые филии или заключать договора с посредниками, поставщиками. 

  • Финансовый консалтинг – услуги, которые связаны с эффективным управлением средствами, распределением бюджета внутри фирмы, а также правильными внешними вложениями. 

  • Кадровый консалтинг берет на себя налаживание внутренних отношений между сотрудниками, подбор новых специалистов, которые будут соответствовать требованиям компании.

Основное преимущество услуг консалтинга в том, что руководитель компании может не открывать новые вакансии, не искать профессиональных сотрудников. Это занимает много времени, сил, а также финансовых вложений. Намного проще будет воспользоваться услугами уже созданной фирмы, которая имеет штат опытных специалистов. 

Иногда взгляд со стороны на ситуацию внутри компании помогает увидеть простые причины сложностей и пути их решения. Именно поэтому консалтинговые услуги настолько популярные во всем мире.

https://bit.ly/3ct1Yo5

Особенности маркетинга консалтинговых услуг

Существует классический (Ф. Котлер), перечень свойств услуг, позволяющих выделить маркетинг услуг в отдельное направление. Общими чертами маркетинга услуг являются:

  • неосязаемость,
  • неотделимость от источника,
  • непостоянство качества,
  • несохраняемость.

Но и в учебнике Ф. Котлера, и в литературе по маркетингу услуг нет подробного рассмотрения применимости данного перечня к маркетингу консалтинговых услуг. Работая над руководством по маркетингу консалтинговых услуг, авторы адаптировали перечень особенностей услуг применительно к консалтинговым услугам, и дополнительно разработали углубленный перечень особенностей маркетинга консалтинговых услуг.

Маркетинг услуг

Неосязаемость. Клиент не может «подержать в руках» то, что ему предлагают, у ваших услуг нет формы, цвета запаха, упаковки. Потребитель по-настоящему способен оценить качество только после получения услуги. (Иногда он даже этого сделать не может, например, в случае услуг по аудиту: о качестве аудита окончательно возможно судить только после проведения налоговой проверки). В связи с этим клиент сталкивается с высокой неопределенностью, что определяет большее количество факторов, влияющее на выбор услуг. Стремясь снизить риски, клиенты анализируют внешние признаки качества услуг, а именно: поведение персонала, месторасположение офиса и др.

Как преодолеть неосязаемость:

  • развитие торговой марки;
  • выработка имиджевой политики;
  • информация о предыдущем опыте;
  • расчет предполагаемых результатов от проведения консультирования;
  • отзывы клиентов;

Неотделимостьот источника. Консультант является составной частью услуги, что предъявляет повышенные требования не только к его профессиональным качествам, но и к его коммуникативным навыкам. Другим следствием этого является то, что услуги практически невозможно распространять через посредников. Функция посредников заключается только в распространении информации. И, наконец, самое важное следствием неотделимости услуг от источника, является то, что ответственность за качество услуг компании полностью лежит на ее персонале.

Как преодолеть неотделимость от источника:

  • усиление мотивации персонала;
  • развитие технологий консультирования;
  • разбиение процесса консультирования на простые этапы, допускающие участие менее квалифицированного персонала;
  • формализация опыта и знаний консультантов – создание баз знаний и экспертных систем.

Непостоянство качества. Услуги разных консультантов могут существенно разниться в своем качестве. Качество услуг зависит от профессионального опыта консультантов, их образования, мотивации.

Как преодолеть непостоянство качества:

  • построение системы контроля качества услуг;
  • отслеживание удовлетворенность клиентов качеством услуг.

Несохраняемость. Услуги не возможно хранить. Консалтинговая компания не может делать «отчеты про запас» или «на продажу». Эта проблема особенно актуальна, когда спрос на услуги нестабилен и носит ярко выраженную сезонность, как, например, у аудиторов. В условиях нестабильного спроса возникают существенные проблемы, связанные с эффективным использованием времени консультантов.

Как преодолеть несохраняемость:

  • привлечение внештатных сотрудников в пиковое время;
  • выполнение части работы персоналом клиента;
  • передача части работ на субподряд;
  • установление дифференцированных цен в зависимости от сезона.

Особенности маркетинга консалтинговых услуг

Маркетинг консалтинговых услуг имеет целый ряд характеристик, отличающих его от маркетинга услуг в целом. Эти отличия в значительной степени влияют на разработку маркетинговых стратегий. Можно выделить:

Тип услуг – «b2b». Менеджеры покупают услуги не для удовлетворения собственных нужд, а для того, чтобы их бизнес стал эффективнее.

Следствия:

  • Профессиональность потребителей консалтинговых услуг. Высший менеджмент компании, на который ориентированы консалтинговые услуги, является профессиональным потребителем, поэтому предлагать консалтинговые услуги должны только самые профессиональные продавцы, знающие все о данной услуге. С этой точки зрения лучшие продавцы – это партнеры компании, которые сами участвуют в консультационных проектах и непосредственно заинтересованы в её развитии.
  • Ограниченное число потребителей услуг. Обычно консалтинговыми услугами пользуются ведущие, находящиеся в стадии роста или развития компании. Их список можно определить путем кабинетных исследований, просто составив перечень крупнейших компаний вашего региона.
  • Тесные отношение потребителя и поставщика услуги. Зачастую сотрудники консалтинговой компании рассматриваются клиентами как внутренние работники. Это ведет к тому, что они часто переходят в консультируемую ими компанию. В процессе работы у клиентов и консультантов возникают доверительные, а порой и просто дружеские отношения.
  • Стоимость консалтинговых услуг составляет незначительную долю в расходах покупателя. Услуги не являются предметом первой необходимости для компаний. За консалтинг никогда не отдают последние деньги. Тем не менее, существует распространенный миф о том, что консалтинговые услуги возможно продать компаниям в состоянии банкротства. Это не так, их можно продать только успешно развивающимся компаниям, находящимся на стадии роста или зрелости.
  • Тот, кто принимает решение, обычно платит не из собственных денег, а из средств фирмы. Хотя бывает и так, что менеджер компании, являясь ее собственником, нанимает консультантов за свои деньги.
  • Географическая концентрация клиентов и консультантов. Более 80% всех клиентов консалтинговых компаний сосредоточены в Москве. Этот факт следствие того, что головные офисы большинства компаний-заказчиков расположены в этих городах, а также с тем, что наиболее квалифицированный персонал сосредоточен здесь же.

Государство является активным потребителем консалтинговых услуг. По имеющимся данным, в совокупной выручке консультантов за 2000 г. 20% заказов были от государства. Это подтверждается успешными примерами компаний Arthur Andersen, работавшей по проекту реструктуризации Ростелекома и аудиту МПС, консорциума во главе с McKinsey&Co, работавшего по проекту реструктуризации МПС, Accenture – проект по Российской Государственной Библиотеке, Deloitte&Touche проводил аудит Центрального банка

Высокое влияние торговой маркина выбор и, как следствие, высокая ценовая надбавка за марку. Сила торговой марки консалтинговой компании является одним из наиболее серьезных барьеров для входа на рынок новых конкурентов и играет исключительно важное значение при выборе клиентами компании. Создание марки – очень дорогой и длительный процесс, но без него шансы на успех вашей компании близки к нулю. Вложения в марку необходимо рассматривать как первоочередные.

Потребители услуг больше доверяют советам других людей, чем прямой рекламе. Для использования этого фактора вам необходимо активно собирать рекомендации у своих клиентов. Лучше всего делать это сразу же после окончания проекта или во время проекта, пока у клиента еще свежи восприятия. Рекомендательные письма от наиболее значимых клиентов необходимо разместить в переговорной, приемной и на сайте. Учитывая то, что не всегда возможно сообщить, над какой именно проблемой работали консультанты, можно сделать достаточно общие письма, просто выражающие благодарность за качественно проделанную работу. Не стесняйтесь просить ваших клиентов упоминать о вашей работе в своей среде. Не стесняйтесь спросить, могут ли они назвать кого-то, у кого есть схожие проблемы. Работайте как страховые агенты, которые никогда не уходят без того, чтобы узнать, у кого из ваших друзей есть схожие проблемы.

Лояльность клиентов.Удовлетворенные потребители проявляют высокую лояльность по отношению к своему консультанту. Например, по официальной информации 80% клиентов McKinsey&Coи 90% A.T. Kearney – это повторные клиенты.

Консалтинговые услуги имеют длительный цикл продажи.Процесс переговоров о продаже услуг может длиться и полгода, и год, в это время происходит ряд встреч клиента и консультанта. Клиент посылает своих сотрудников на семинары, проводимые консультантами, в процессе чего оценивает насколько квалифицированно работает консалтинговая компания, и только после этого принимает окончательное решение.

Уникальность.Услуги консультантов нестандартные, поэтому нельзя сравнить цены различных консультантов (это потребует от клиента значительного времени и раскрытия информации). В связи с этим, качество услуги воспринимается в зависимости от цены услуги. Важно отметить, что конкуренция на рынке консалтинга базируется не на цене. Соответственно на рынке присутствует низкая ценовая эластичность.

Слабо выражен сезонный фактор.Несмотря на то, что, в целом, динамика спроса на консалтинговые услуги совпадает с динамикой деловых циклов, следует отметить, что резкие сезонные колебания практически отсутствуют. Проблема сезонности относиться скорее к небольшим компаниям и связана с общим уровнем нестабильности потока заказов, свойственном небольшим компаниям.

Критичность фактора конфиденциальности. Для клиента принципиально важно, чтобы все то, что он обсуждает с консультантом, оставалось только между ними. В связи с этим, клиенты зачастую отдают предпочтение комплексным компаниям, зарекомендовавшим себя в другой работе и уже знакомым с информацией о клиенте. Поэтому всегда подчеркивайте в своей рекламе, что вы неукоснительно соблюдаете конфиденциальность.

Высокая мобильность. Консалтинговые услуги могут не требуют никакого капитального оборудования, поэтому компаниям не имеет смысл открывать офисы по всей стране. Здесь можно указать на то, что локальные компании не могут иметь серьезного преимущества места перед глобальными.

Факт. По официальной информации в 2000 г. PriceWaterhouseCoopers потратила $580 млн. только на авиабилеты.

Автор: М.Иванов, М.Фербер


Устанавливаем цену правильно (практика)

 Когда товар разработан и ждет своего запуска, очень важно правильно пройти один из последних этапов, предшествующих выпуску товара — правильно рассчитать и установить отпускную цену на новый продукт. Существует множество теорий и подходов к ценообразованию продукта, но на практике сложно использовать только один метод расчета. Слишком много факторов следует учесть, чтобы итоговая цена реализации товара была конкурентоспособна, обеспечивала желаемый уровень прибыли и не отпугивала покупателей.


В статье мы рассмотрим методику расчета отпускной цены для нового товара, которая учитывает желания компании по уровню рентабельности продукта, принимает во внимание конкурентное окружение товара и отвечает потребностям целевой аудитории. Пример расчета цены включает также шаблон с готовыми формулами в формате Excel.

Описанный в статье пример по расчету цены реализации нового продукта подойдет для производственных предприятий, для компаний сферы услуг, для любых фирм, создающих новые продукты, но не совсем подойдет для компаний из отрасли оптовой или розничной торговли.

Вступление от автора

Перед тем, как перейти к методике расчета стоимости продукта, хочу несколько слов сказать об одном важном этапе, который всегда предшествует разработке продукта — о планировании. Когда рождается идея о создании продукта, когда принимается решение о разработке нового товара — необходимо сделать паузу и рассчитать предварительную экономику проекта: себестоимость, цену продажи, объем продаж и прибыль.

Очевидно, что на этапе идеи, не имея полного представления о том, как будет в результате выглядеть новый продукт, сложно представить конечную стоимость товара и определить маржинальность продаж. Но от вас никто и не ждет 100% точности. Пусть это будет грубый расчет, но для того, чтобы его сделать вы выполните несколько очень полезных шагов:

  • оцените спрос на товар и сформируете свои ожидания по уровню продаж
  • проведете конкурентный анализ и определите примерную цену, по которой ваш товар будет на фоне конкурентных товаров выглядеть конкурентоспособным
  • задумаетесь над тем, сколько вы бы хотели зарабатывать с продажи продукта в месяц
  • и в результате сформируете ориентир по финальной себестоимости продукта

Рис.1 Два способа расчета целевых показателей проекта

Или наоборот: вы оцените уровень затрат, который необходим для реализации задуманной идеи, определите конкурентную цену товара и поймете, устраивает ли вас уровень прогнозируемой прибыли. В том и другом случае вы сделаете прогноз, определите целевые показатели, которые будут являться для вас ориентиром на протяжении всего процесса разработки товара.

А теперь перейдем к описанию того, как правильно рассчитать отпускную цену на новый товар.

Описание методики

Для расчета оптимальной стоимости товара нам потребуется рассчитать три варианта идеальной цены: оптимальную цену по отношению к конкурентам, оптимальную цену по мнению потребителей и оптимальную стоимость товара с точки зрения вашей компании.


Оптимальная цена по отношению к конкурентам — такая стоимость продукта, которая позволяет товару выглядеть привлекательным на фоне конкурентов. Оптимальная цена рассчитывается на основе принципов ценовой конкуренции, описанных в конкурентной стратегии компании и обычно представляет собой коридор цен (от и до), в рамках которого цена продукта будет обеспечивать конкурентоспособность товара.

Оптимальная цена по мнению потребителей — такая стоимость товара, которую потребитель готов отдать за продукт, зная его свойства и преимущества. Данный показатель является верхним пределом цены, выше которого стоимость продукта будет считать завышенной и будет ограничивать спрос.

Оптимальная цена с точки зрения компании — такая стоимость товара, которая позволяет получать требуемый уровень прибыли с продаж. У каждой компании есть свои нормативы по минимальной рентабельности продаж или требования к прибыльности товара. Данный показатель является нижним пределом цены, ниже которого реализация продукта не будет отвечать стратегии компании.

Основная таблица для расчета

Таблица, в которой мы будем рассчитывать 3 варианта стоимости продукта, выглядит следующим образом и включает в себя показатели, которые помогут принять правильное решение о итоговой стоимости.

Краткое описание всех показателей таблицы:

  • Себестоимость — сумма затрат, которую несет компания при производстве 1 единицы продукта
  • Отпускная цена — стоимость, по которой компания продает продукт с производства
  • Коэффициент розничной наценки — коэффициент для преобразования отпускной цены в розничную цену
  • Цена для потребителя — стоимость продукта (обычно розничная цена), по которой товар продается конечному покупателю
  • Рентабельность — % прибыли от реализации 1 единицы товара, рассчитывается от отпускной цены
  • Прибыль — абсолютный доход, который получает компания от продажи 1 единицы товара

После того, как будут определены три уровня цен, можно будет принять правильное решение об окончательной стоимости товара компании, которая с одной стороны будет максимизировать доход, а с другой стороны обеспечить конкурентоспособность товара.

Коэффициент розничной наценки

В таблице используется коэффициент розничной наценки, который обозначает суммарную наценку к товару после того, как он пройдет все звенья торговых посредников и достигнет конечного покупателя. Коэффициент будет равен 1, если товар продается компанией-производителем напрямую покупателю. Но часто возникают ситуации, когда товар сначала продается оптовому дилеру, затем перепродается розничной торговой сети и только с полок магазина продается конечному покупателю. В таком случае коэффициент розничной наценки будет больше 1. Как его определить?

Есть два способа расчета: снизу-вверх и сверху вниз. Метод снизу-вверх означает умножение цены товара на все наценки, которые он проходит. Метод сверху-вниз означает определение коэффициента с помощью цен уже продающихся товаров методом деления розничных цен текущих товаров на их отпускные цены. В нашем шаблоне подробно расписаны данные способы определения коэффициента.

Расчет себестоимости

Итак, чтобы начать заполнять основную таблицу, нам необходимо рассчитать себестоимость продукта. Это действие можно выполнить двумя основными способами: делением общих прогнозируемых затрат компании на предполагаемый объем выпуска товара или суммированием всех переменных и постоянных затрат для производства 1 единицы продукта.

Первый способ расчета себестоимости

Часто компания не может точно рассчитать, сколько она тратит на производство 1 единицы товара. Но она знает, сколько штук товара планирует продавать в месяц (или год), и может оценить свои суммарные затраты на производство планируемого объема. В таком случае для получения себестоимости 1 единицы продукта ей необходимо разделить общую сумму затрат на целевой объем выпуска.

Данный расчет применим для сферы услуг и для B2B рынка.

Второй способ расчета себестоимости

Когда же компания может точно выделить затраты, требуемые на производство 1 единицы продукции, ей целесообразнее использовать более подробный способ расчета себестоимости: суммирование переменных и постоянных затрат. Переменные затраты зависят от объема выпуска продукта, а постоянные затраты не зависят от объема продаж.


Такой способ больше подходит для компаний, работающих на рынке потребительских товаров.

Анализ конкурентов

После того, как определена себестоимость товара, нам необходимо определить диапазон цен, в котором товар будет выглядеть привлекательно на фоне основных конкурентов. Для этого нам необходимо определить стратегию ценового позиционирования по отношению к каждому конкуренту, провести анализ цен конкурентов и сформировать коридор розничных цен, в котором новый товар будет привлекателен для потенциальных покупателей.


Стратегия ценового позиционирования — субъективная оценка маркетолога, которая формируется на основе знания свойств, силы бренда и интенсивности продвижения товаров конкурентов. Стратегия устанавливается по отношению к каждому конкуренту.

Исследование потребителей

Следующим шагом важно узнать, сколько готовы платить за новый товар потребители. Для этого необходимо провести опрос целевой аудитории и оценить воспринимаемую ценность нового продукта (стоимость, которую готов отдать потребитель за продукт, зная все его свойства).


Для расчета воспринимаемой ценности продукта (ВЦ) проводиться сравнительное потребительское тестирование, в рамках которого определяется ВЦ основных конкурентов и нового товара. Затем необходимо сравнить воспринимаемую ценность конкурентов с их реальной ценой и определить разницу (в %) между данными показателями.

Для того, чтобы рассчитать наиболее привлекательную розничную цену для нового товара, следует взять максимальную разницу между воспринимаемой и реальной ценой конкурентов.

Окончательный расчет

Теперь можно вернуться к основной таблице расчета и определить три цены:

  • Для определения оптимальной цены с точки зрения компании все расчеты ведутся от целевой рентабельности продукта (в нашем примере это 45%).
  • Для определения оптимальной цены с точки зрения конкурентов все расчеты ведутся от максимальной цены «коридора конкурентных цен» (в нашем примере это 380 рублей)
  • Для определения оптимальной цены с точки зрения потребителей все расчеты ведутся от цены, рассчитанной по методу воспринимаемой ценности (в нашем примере это 368 рублей)

Теперь, зная три ограничителя, мы можем определить окончательную отпускную цену нашего товара: она должна быть не ниже стоимости по рентабельности, не выше цены от конкурентов, максимально приближена к цене от потребителей.

Комментарий от автора

Не всегда три «цены — ориентира» получается такими, что описанная формула расчета окончательной цены работает. Но в любом случае эти три показателя представляют собой три разных метода установления цены, три разных точки зрения. И если между ними наблюдается сильный разброс, значит на этапе планирования были сделаны не совсем верные предположения относительно целевой себестоимости, объема продаж и нормы прибыли.

Когда существует значимый разброс, необходимо устанавливать такую цену, которая наилучшим способ отражает приоритеты компании.

https://bit.ly/3Cm1ivj

27 Useful Tools for Managing and Growing Your Blog

 Creating, managing, and growing a blog can be challenging and time-consuming.

To ease the burden and boost your chances of success, it helps to have the right resources at your disposal.

An infographic (below) from WebsiteSetup highlights 27 tools that can help your blog run better and grow faster.

The piece suggests resources for seven areas: brainstorming, writing, SEO, design, content promotion and scheduling, organization, and analytics.


https://bit.ly/30zqDEN

понедельник, 15 ноября 2021 г.

Стратегии маркетинга в разрезе компании

 


Маркетинг и отечественная бизнес-среда взрослеют, и последние 20 лет приятно радуют своими трансформациями. Да, сегодня вряд ли кто-то решится спорить о важности маркетинговых решений и их последствиях для бизнеса в целом. Но какие бывают корпоративные стратегии и их маркетинговое значение — совсем другой вопрос. Иногда можно услышать исключительно схоластические рассуждения в контексте бизнес-целей и анализа пяти сил Портера, PEST-анализа, предлагаемых инструментов и каналов, а особенно обоснования выбранных стратегий, и невольно задаешься вопросом: «А, вообще, мы сейчас говорим о маркетинге и стратегии?». 

Неприятности всегда приходят неожиданно, а оптимизм приправленный поверхностным анализом часто играет злую шутку в стратегическом планировании. Так и в описанном ниже кейсе одного из медийных холдингов, предоставляющего услуги В2В-сегменту, финансовый директор которого оптимистично рисовал совету директоров планы на тему «растущего рынка» и «отсутствия экономической стагнации» в Украине (дело было в апреле 2019 г., опираясь исключительно на прогнозы кабмина о росте экономики в 3% и дальнейшем 5-7%). Конечно, именно эти оптимистичные настроения и легли в основу представленного финансовым директором видения стратегии бизнеса 2019-2020 гг. с соответствующими финансовыми КРІs. В то же время их В2В-клиенты официально заявляли уже в начале марта о том, что сокращают производственные мощности, бюджеты на R&D/маркетинг и т. д. 

Логично было бы предположить, что как следствие озвученных оптимизаций — в конечном итоге сократятся и те бюджеты, которые потенциальные клиенты планировали направить своим поставщикам; в том числе компании, предоставляющей услуги В2В-сегменту, представители которой были так уверены в увеличении revenue от упомянутых клиентов В2В в плановый период 2019-2020 гг., что и зафиксировали в своей стратегии. Как следствие для компании, отсутствие дополнительной аналитики рыночных возможностей при планировании к концу года обернулось не только подтверждением теории "5 сил Портера", но и невыполнением финансовых КРІs. 

Очевидно, что при написании такой стратегии коллеги не задумывались о «Рыночной власти потребителя» и анализе пяти сил Портера со всеми вытекающими последствиями. Поверхностный анализ также проигнорировал три силы «горизонтальной» конкуренции: уровень конкурентной борьбы, угрозу появления продуктов-заменителей и появления новых игроков. 

Обостренно чувствительны бизнес-решения в этом контексте в экономически трудные периоды для отраслевого, географического рынка. Менеджмент многих компаний стоит перед соблазном сокращать усилия и финансирование, направленное на анализ макросреды, в которой предстоит работать в экономически трудные периоды, так как он становится слишком дорогим для них. В то время как в такой период деятельности для компании анализ более всего необходим в качестве первого основательного этапа бизнес-стратегирования с целью решить проблемы работы в усложненном контексте макросреды. Соответственно, преимущества в большей мере достигают те компании, которые «сделали домашнее задание». 

Независимо от контекста стоит обсудить понятие стратегии маркетинга в разрезе компании и ее бизнеса, коснувшись следующих вопросов: 

  • роли маркетинга в формировании и реализации стратегий компании; 
  • трех уровней стратегии компании как таковой, каждый из которых состоит из похожих компонентов, но решает для бизнеса разные задачи; 
  • маркетингового значения решений по корпоративной стратегии. 

Роли маркетинга в формировании и реализации стратегий компании 

Прежде чем принимать решения по компонентам программы маркетинга 4Р (product, price, place, promotion), его качественный стратегический план всегда держит в фокусе формулу 4С: 

  • сompany — ее внутренние ресурсы и потенциальные возможности; 
  • context — возможные разновидности PESTED / PESTLE / STEEPLE — анализ среды, в которой работаем / планируем работать; 
  • customers — нужды, желания и характеристики существующих и потенциальных; 
  • competitors — SWOT-анализ конкурентов и тенденций конкурентной среды. 

Это мое личное убеждение, которое за годы работы в маркетинговых коммуникациях только укрепилось. Из практики — большинство стратегий маркетинга никогда не воплощаются в жизнь на 100% в том виде, как их утвердил совет директоров компании: мы предполагаем, а Господь — располагает. Соответственно, это требует от бизнеса умения использовать подобные «корректировки» коммуникационной механики, обернув их себе во благо. Едва ли KFC предполагала, что смена логистического партнера в Великобритании обойдется для нее закрытием 900 (!) ресторанов по всей стране. Однако справилась компания отлично, в том числе благодаря коммуникационным PR-инструментам. Сначала исчерпывающе объяснили ситуацию клиентам, а затем анонсировали свое возвращение в ярком видеоролике. 

Случается, что вносить резкие изменения в стратегию приходится из-за внешних причин — от геополитических потрясений до реакций общественности. Последние все чаще и «больнее» бьют по брендам, которые недостаточно щепетильно относятся к анализу контекста и пропускают «больные темы» современного общества. Например, расизм, который обернулся для сети Starbucks «днем закрытых дверей» и $20 млн убытков, по оценкам BBC. 

В ответ на резко меняющиеся условия внешней среды компании нам приходится вносить в стратегию маркетинга правки и принимать измененные решения. Но именно постоянный и тщательный анализ рынка (4С) помогает компании держать руку на пульсе и принимать взвешенное аргументированное решение об изменениях, а не двигаться на авось. Это тот верный путь, который ведет к счастью, а не к безумию. Какой путь для получения данных для анализа компании выбрать, зависит от таких факторов, как масштаб бизнеса, его глобальность, жизненный цикл рынка/компании, бюджетные возможности и т. д. На практике приходится работать и с аналитическими отчетами, подготовка которых стоила компании как сотни тысяч, так и 10-15 тыс. грн. В разных случаях успех всегда на стороне тех, кто сравнивал релевантные параметры в релевантных периодах, к тому же делал это системно и регулярно. Ведь важна не столько стоимость, сколько регулярность и релевантность. Тем более что сегодня существуют относительно доступные digital-инструменты, позволяющие даже малому бизнесу самостоятельно подготовить минимальную квартальную аналитику и на регулярной основе отслеживать изменения, которые стоит учитывать. Даже чат-боты, которые есть у многих компаний, таких как «ПриватБанк», «Киевстар», iGOV, ДонорUA и др., собирают статистику о запросах и типичных вопросах пользователей, на основе которой без дополнительных затрат можно понять, чем живет аудитория и как улучшить клиентский сервис. 

Три уровня стратегии компании 

Хоть термин «стратегия» и вошел в лексикон бизнесменов в середине прошлого века, до сих пор существует масса совершенно разных определений и толкований, а соответственно понимания и принятия — игра слов скорее, чем смыслов. Но это факт. В моем понимании, стратегия бизнеса — основательная модель на период в несколько лет из существующих и планируемых задач, распределения ресурсов и взаимодействий компании с внешней средой (конкурентами, рынками и др.). Эта модель позволяет использовать конкурентное преимущество и возможности окружающей среды, нивелировать ее угрозы, а также ответить на вопросы: 

  • что? цели, задачи; 
  • где? продукт и рынок; 
  • как? ресурсы и план действий компании. 

И тут главное — задать вопрос, стратегию какого уровня мы имеем в виду: корпоративную, стратегию бизнес-уровня или функциональную? 

Независимо от уровня стратегии компоненты у них те же: 

  • сфера деятельности; 
  • цели и задачи; распределение ресурсов; 
  • источники конкурентного преимущества; 
  • источники синергии. 

Однако эти компоненты решают разные задачи: если на уровне корпоративной стратегии компонент №1 «сфера деятельности» отвечает за то, каким бизнесом компания должна заниматься/возможная экспансия в новые виды бизнеса (конгломератная диверсификация), то на уровне стратегии маркетинга (функциональной) — за глубину и ширину товарной линейки, политику брендинга и т. п. А вот для стратегии бизнес-уровня этот же компонент отвечает на вопрос относительно стратегии развития бизнеса: новый продукт на новый рынок (стратегия концентрической диверсификации). 

Еще интереснее раскладка, когда начинаем мыслить в рамках компонента «распределение ресурсов». Тут я посоветовала бы использовать хорошо проверенные матрицу BCG, альтернативные портфельные модели Майлза и Сноу, а также подход стоимостного планирования. Все эти вещи возвращают к реальности, заставляют смотреть на ситуацию прагматично, концентрируясь на четких бизнес-целях и КРІs, не растрачивая ресурсы впустую. И уже тут, оглядываясь на полтора-два десятка лет назад, четко осознаешь, что отечественное профессиональное community достигло хороших результатов в имплементации таких стратегий корпоративного роста, как «проникновение», усовершенствовав свой продукт для местного рынка, а также «расширение», нацеливаясь на новые сегменты локального рынка и новые географические рынки (внешний спрос на отечественных специалистов маркетинга и коммуникаций). 

Маркетинговое значение решений по корпоративной стратегии 

В основе принятия стратегических решений на всех уровнях (компании/корпорации, бизнес-единицы, функциональной стратегии) так или иначе лежат маркетинговые концепции. 

Стратегия верхнего уровня (компании/корпорации) оказывает серьезное влияние на план маркетинга. С этим не поспоришь. Есть множество путей, следуя которым компания может достичь преимущества над конкурентами в своей сфере деятельности. Но в большинстве случаев одно из ключевых условий устойчивого конкурентного преимущества на корпоративном уровне — это ресурсы компании, для создания/приобретения которых конкурентам потребуется длительное время или их вообще будет трудно приобрести (мощный исследовательский отдел/уникальные долговременные партнерские связи/авторитетный бренд/партнерские альянсы с поставщиками/уникальное географическое расположение и т. п.). 

Но секрет, что недостаточно самого обладания таким ресурсом, который недоступен конкурентам, нужно разработать такую стратегию бизнес-уровня и комбинаций «товар-рынок», с помощью которых один или несколько своих уникальных ресурсов компания трансформирует в потребительскую ценность. Это и гарантирует ее превосходство над конкурентами. В этом и заключается суть маркетингового значения решений по стратегиям корпоративного/компании уровня. И как резонно подметил бы в этом случае Чеширский Кот: «У тебя есть два выбора: один приведет тебя к счастью, другой — к безумию. Мой тебе совет — не оступись». 

Из практики, вышеизложенным вопросам в детальной экспозиции обычно посвящается отдельная стратегическая сессия, которая ложится в основу анализа, на основании которого и пишутся стратегии. 

Об авторе: Наталья Дадиверина, PhD, СЕО PLEON Talan, директор PR & Public Affairs division коммуникационной группы AGAMA Communications.


Источник: https://bit.ly/3qGMAx0

YOUTUBE SEO — Как продвинуть видео в поиске Ютуба

 Предлагаем вам ознакомиться с переводом статьи Brian Dean «We Analyzed 1.3 Million YouTube Videos. Here’s What We Learned About YouTube SEO» из блога backlinko.com

ЧТО МЫ УЗНАЛИ О ПОИСКЕ В YOUTUBE ПРОАНАЛИЗИРОВАВ 1,3 МИЛЛИОНА ВИДЕО

Мы проанализировали 1.3 миллиона YouTube видео, чтобы лучше понять как работает поисковая система YouTube. И какие факторы больше всего влияют на продвижение вашего видео.

А именно, искали зависимость между факторами, такими как — просмотры, комментарии и репосты и местом которое занимает видео в поиске YouTube.

Вот краткий обзор того, что мы узнали:

  1. Комментарии являются довольно влиятельным фактором. Мы обнаружили, что видео с большим количеством комментариев имеют более высокие позиции.
  2. Длинные видео значительно превосходят короткие. Средняя длина видео на первой странице выдачи равна 14 минутам и 50 секундам.
  3. Мы обнаружили, что количество просмотров оказывают сильное влияние на позицию в поиске YouTube.
  4. Количество репостов сильно влияет на попадание на первую страницу поиска.
  5. Количество подписчиков канала не сильно влияет на общую оценку. Это значит, что даже маленькие каналы имеют шанс попасть в топ.
  6. Лайки оказывают сильное влияние на более высокие позиции.
  7. Видео, которые генерируют новые подписки, также получают более высокую оценку.
  8. Мы обнаружили очень незначительную зависимость между богатыми на ключевые слова тегами и позициями видео. Это может говорит о том, что YouTube может понимать видеоконтент без помощи метаданных.
  9. Видео, которые имеют точное упоминание ключевого слова в заголовке, имеют незначительное преимущество над теми, у кого его нет. Это значит, что точное размещения «ключа» лишь незначительно вам поможет.
  10. Мы не обнаружили никакого влияния на позиции оптимизированных по ключевым словам описаний видео.
  11. Видео в HD качестве доминируют над видео в более низком качестве. 68,2% видео на первой странице выдачи YouTube в HD качестве.

Комментарии сильно влияют на позиции

YouTube поощряет авторов публиковать видеоролики, повышающие вовлеченность зрителей. Излишне говорить, что комментарии — яркий показатель того, что люди увлечены вашим видео.

Но использует ли YouTube комментарии как сигнал?

Наши данные показывают что да:


Как видно на графике выше, чем больше комментариев у видео, тем выше его рейтинг. Учитывая, что YouTube делает упор на взаимодействие с пользователем, этот результат не большой сюрприз.

Длинные видео имеют преимущество над короткими

Когда дело касается оптимизации видео, нужно ли создавать короткие видео? Или лучше делать длинные видео, чтобы более глубоко раскрыть какую-то тему?

Мы проанализировали наши данные, чтобы это выяснить.

Наши данные показывают, что более длинные видео обычно значительно превосходят короткие видеоролики.


По факту, средняя длина видео на первой странице выдачи YouTube составляет 14 минут, 50 секунд.

Что это значит?

Еще в 2012 YouTube публично подтвердил, что общее время просмотра видео является ключевым сигналом ранжирования.

Кроме того, в 2015 году Google получил патент на алгоритм, который использует «время просмотра» в качестве сигнала ранжирования.

Короче говоря, YouTube хочет продвигать видео, которые держат людей на YouTube в течение длительного периода времени. Более длинные видео достигают этого лучше всего, поэтому предпочтение отдается более длинному видеоконтенту.

Другая теория заключается в том, что более длинные ролики несут больше общей ценности в одном видео. Это справедливо как для видео с инструкциями, так и для развлекательного контента. Ценность, которую предоставляют более длинные видео, может стимулировать больше сигналов взаимодействия (включая комментарии и лайки), которые в конечном счете влияют на ранжирование.

В общем, если вы выполните беглый поиск по популярным запросам, вам будет трудно найти видео короче 3-х минут на более высоких позициях в результатах поиска. Для раскрутки Ютуб канала используйте длинные видео.


Репосты видео сильно влияют на более высокие позиции

Google периодически отрицал тот факт, что социальные сигналы играют определенную роль в их алгоритме.

Однако алгоритм YouTube работает независимо от Google. Таким образом, существует вероятность того, что YouTube использует репосты из социальных сетей, таких как Facebook, Twitter и LinkedIn, в качестве сигнала качества.

Фактически, мы обнаружили, что репосты имеют сильную корреляцию с более высоким рейтингом в YouTube:


Важно отметить, что мы использовали общедоступный отчет YouTube для этого анализа.

Почему это важно?

Одним из основных вопросов использования социальных репостов в качестве сигнала в поиске является то, что они легко поддаются манипуляции, т.к. любой может за деньги накрутить себе эти показатели.

Но в случае YouTube это не сработает. В отличие от репоста с помощью социальных иконок на веб-странице, YouTube знает, какие пользователи репостят видеоконтент и где они это делают.

Такое отслеживание делает данный сигнал более сложным для манипуляции.

Объедините это с тем фактом, что YouTube поощряет тех кто создает контент с высокой вероятностью репостинга (и что отчеты по репостам есть YouTube Analytics), и вы получите большую вероятность того, что связь между репостами и позициями более чем не случайна.

Вывод: Видео, получившее больше репостов, чаще получает более высокие позиции в поиске Youtube.

Количество просмотров сильно влияет на ранжирование

Раньше просмотры считались фактором №1 при ранжировании в YouTube.

Мысль была такая: много просмотров = популярное видео = качественное видео.

Однако в YouTube обнаружили, что просмотры часто служат плохим индикатором качества видео.

Поэтому они изменили свой алгоритм, чтобы усилить такие факторы, как удержание аудитории и вовлеченность.

Однако мы обнаружили, что общее количество просмотров видео по-прежнему имеет значительное влияние на позицию сайта в поиске.


Похоже, вам по-прежнему понадобится максимальное количество просмотров для высоких позиций в YouTube. (Инженер YouTube заявил, что, хотя просмотры не так важны, как когда-то, YouTube все еще использует их).

Это потому, что без просмотров ваше видео не может генерировать другие сигналы, которые YouTube использует для оценки качества (например, общее время просмотра и комментарии).

Но иногда это несильно учитывается.

Именно поэтому вы часто видите, что видео высокого качества отображается над низкокачественными видео даже с не большим количеством просмотров.


Вывод: Просмотры существенно влияют на более высокий рейтинг в YouTube.

Количество подписчиков канала не сильно влияет на позицию в поиске

Мы обнаружили умеренную зависимость между общим количеством подписчиков канала и позициями видео:


Это хорошая новость, если вы запускаете небольшой или новый канал.

В отличие от Google, который, судя по всему, предпочитает крупные бренды, YouTube с большей вероятностью будет оценивать контент от того «маленького парнишки».

Например, для этого популярного ключевого слова видео с двух маленьких каналов превосходят видео с канала, в котором более 2 миллионов подписчиков:


Такие результаты не является редкостью для YouTube.

(Конечно, каналы с миллионами подписчиков имеют преимущество, но наши данные показывают, что это преимущество не столь значимо, как вы думаете).

Вывод: у каналов с большим количеством подписчиков есть преимущество на YouTube. Однако, видео с маленьких каналов часто превосходят видео популярных каналов.

Видео с большим количеством лайков превосходят видео с меньшим количеством лайков

Ни для кого не секрет, что YouTube предпочитает видеоролики, которые вовлекают их аудиторию.

А «лайки» служат мощным сигналом взаимодействия. В конце концов «лайк» — это отличный способ оценить, как сообщество YouTube относится к вашему видео.

Это теория. Но что говорят данные?

Наше исследование выявило значительную корреляцию между количеством «лайков» и ранжированием:


Это позволяет предположить, что YouTube может использовать «лайки» в качестве сигнала ранжирования.

Однако, как вы знаете, корреляция не всегда означает причину.

Видео с большим количеством лайков также, вероятно, будут качественными. А высококачественные видео генерируют другие рейтинговые сигналы (например, вовлеченность аудитории), которые ценятся на YouTube.

Вывод: YouTube может использовать «лайки» в качестве прямого рейтингового фактора. Или это может быть то, что понравившиеся видео генерируют другие сигналы, которые действительно волнует YouTube.

Видео, которые генерируют новые подписки, ранжируются лучше

Если кому-то действительно понравилось видео на YouTube, что они, скорее всего, будут делать? Подпишутся на этот канал, чтобы они могли дальше смотреть видео этого канала.

Другими словами, видео, которое привлекает много новых подписчиков, является верным признаком качества.

Плюс ко всему, получение подписки с просмотра довольно сложный фактор для манипуляции.

Конечно, вы можете получить несколько человек (или ботов), чтобы подписаться на ваш канал после просмотра видео. Но это намного сложнее, чем генерировать тысячи фальшивых просмотров или лайков.

Зная это, можно предположить, что YouTube использует «побуждение к подписке» как рейтинговый фактор.

Наши данные действительно показали значительную корреляцию между «побуждением к подписке» и более высоким рейтингом видео.


Как и в случае с большинством показателей, вы можете увеличить количество подписчиков, создавая видеоконтент супер класса.

Однако вы также можете попросить зрителей подписаться, размещая различные кнопки подписок в самом видео.

Мы обнаружили, что четкий призыв к подписке, значительно повышает наш рейтинг «побуждения к подписке» на каждом видео.

Вывод: Видео, побудившие людей подписаться на канал, имеют достаточно сильную корреляцию с более высоким рейтингом в YouTube.

Насыщенные ключами теги имеют слабое влияние на рейтинг в YouTube

В первые дни онлайн-видео платформы, такие как YouTube, полагались на метаданные, чтобы понять тему вашего видео.

Например, YouTube проанализирует название, описание, теги вашего видео… даже имя файла вашего видео. По сути, чем больше текста вы можете прикрепить к своему видео, тем лучше.

Сегодня YouTube может «слушать» каждое слово вашего видео.


Зная это, как вы думаете, использует ли он до сих пор метаданные тегов?

Мы обнаружили слабую взаимосвязь между насыщенными ключами видео-тегами и рейтингами:


Хотя теги, кажется, не так важны, как когда-то, наши данные показывают, что они все еще оказывают небольшое влияние. Поэтому имеет смысл их использовать.

(Кроме того, YouTube рекомендует использовать дескриптивные тэги. Это говорит о том, что они по-прежнему используют теги, чтобы понять контент и контекст вашего видео).

Вывод: добавление ключевого слова в тег может помочь с ранжированием. Но общее влияние тегов кажется небольшой.

Прямое вхождение ключа в заголовок не сильно влияет на ранжирование

Традиционно название вашего видео было частью метаданных, которому YouTube уделял большое внимание.

Однако мы обнаружили, что включение точного ключевого слова в ваш заголовок видео имеет лишь незначительное потенциальное влияние на ранжирование:


Эти результаты могут означать несколько вещей:

Возможно, YouTube уменьшил значимость важности заголовков видеороликов. Однако это кажется маловероятным, поскольку YouTube заявил, что: «Заголовки содержат ценную информацию, которая поможет зрителям находить ваши видео в результатах поиска».

Более вероятно, что YouTube разработал более глубокое понимание значения названия видео (помимо простого сопоставления ключевых слов).

Другими словами, они могут использовать менее сложную версию семантического поиска Google. Если это так, YouTube не нужно будет видеть определенное ключевое слово в названии, чтобы ранжировать вас по этому запросу. Синоним будет выполнять эту работу.

По факту же, довольно часто можно увидеть какое-нибудь видео в топе по популярным запросам, даже если оно не содержат в заголовке его точное вхождение.


Вывод: использование определенного ключевого слова в названии может помочь в ранжировании. Однако взаимосвязь между заголовками наполненных ключами и общими рейтингами очень слаба.

Нет взаимосвязи между оптимизированными ключевыми словами описаниями и ранжированием

Помогает ли добавление ключевого слова в описание видео в ранжировании?

Согласно нашим данным, оптимизированные с помощью ключевых слов описания не оказывают никакого влияния на ранжирование:


Этот вывод противоречит общим «лучшим рекомендациям» по оптимизации видео: описания с расширенными ключевыми словами.

Существует несколько возможных объяснений этого вывода:

Во-первых, как и в случае с заголовками, YouTube может не требовать в своем описании точного ключевого слова, чтобы понять, о чем идет ваше видео. Например, предположим, что ваше целевое ключевое слово: «как выращивать помидоры». Использование ключей в вашем описании, таких как «выращивание помидоров» и «лучший способ выращивания помидоров», может работать так же хорошо.

Во-вторых, существует вероятность того, что YouTube использует «появление ключевого слова в описании» в качестве сигнала ранжирования, но он настолько мал, что мы не смогли его измерить. По факту, мы нашли несколько видеороликов высокого рейтинг на первой странице вообще без описания. Это значит, что ваше видео описание не так важно, как сигналы, создаваемые самим пользователем (включая просмотры и «побуждения к подписке»).

В-третьих, может случиться так, что YouTube теперь игнорирует описания видео как рейтинговый фактор. Это маловероятно, поскольку YouTube утверждает, что: «Хорошо написанные описания с правильными ключевыми словами могут увеличить просмотров и время просмотра, потому что они помогут вашему видео показываться в результатах поиска.».
Несмотря на этот вывод, я все же рекомендую писать описания, богатые ключевыми словами.

Зачем?

Оптимизированное описание поможет вам отображаться в боковой панели рекомендуемых видео, которая является важным источником просмотров для большинства каналов

Вывод: нет никакой корреляции между оптимизированными под ключи описаниями и ранжированием по этим ключам. Однако я все же рекомендую писать описания с ключами, поскольку это может помочь вашему видео отображаться в «рекомендованных»
HD видео преобладает на первой странице выдачи YouTube
Лучше ли ранжируются видео высокого качества чем обычного в поиске YouTube?

Мы обнаружили, что HD-видео появляются на первой странице YouTube значительно чаще, чем SD-видео:


Эти данные могут быть интерпретированы двумя способами:

Во-первых, возможно, что люди, которые создают лучший видеоконтент, также склонны записывать в HD. Таким образом, это пример корреляции, только рассказывающий лишь часть истории.

Во-вторых, существует вероятность того, что у YouTube есть предпочтение для видеоконтента HD.

Трудно определить полное влияние HD против SD из наших корреляционных данных.

Несмотря на это, подавляющее большинство видеороликов, которые занимают высокие позиции на YouTube, представлены в HD. На самом деле, 68,2% всех видеороликов на первой странице YouTube находятся в формате HD.

Вывод: видео в HD качестве значительно чаще встречается на первой странице поисковой выдачи YouTube.

Оригинал: backlinko.com/youtube-ranking-factors


Eight SEO Strategies to Consider for 2022

 How can you ensure your website ranks well in search in 2022?

This infographic (below) from Red Website Design, which was based on content from Search Engine Journal, can help.

The piece covers important SEO strategies to consider in the year ahead.

Specifically, the infographic looks at the importance of focusing on high-quality content, mobile optimizations, on-page enhancements, fast page speeds, on-page optimizations, internal link structures, link building, and local search.


https://bit.ly/3FdMEIk