Урок 28
Четыре уровня стратегии
Выбор бизнес-модели – это важнейшее стратегическое решение компании. Но бизнес-модель не отвечает на все вопросы стратегии.
Что же тогда включает в себя стратегия компании, и из чего она состоит? В самом общем виде можно выделить четыре уровня:
- Организационная философия – это миссия, ценности, видение компании. На этом уровне стратегия отвечает на вопросы: в чем смысл деятельности нашей компании, что для нас действительно важно, куда мы идем и какую компанию хотим построить?
- Корпоративная стратегия позволяет ответить на вопросы: чем мы планируем заниматься и какие продукты производить, через какие каналы сбыта будем их продавать, кто наши будущие клиенты, в каких регионах планируем работать?
- Конкурентная стратегия помогает нам выделиться среди конкурентов и заточить нашу деятельность на создание устойчивых конкурентных преимуществ. Если у нас это получится, то мы сформируем уникальное торговое предложение (УТП), не только создающее ценность для наших клиентов, но и обеспечивающее отрыв от наших конкурентов. Это может быть уникальность вашего ценностного предложения («голубой океан»), дифференциация (по качеству, сервису, ассортименту, отношениям и т.д.) или более низкие цены. Выбор конкурентной стратегии зависит от того, что и для кого вы производите и продаете. Если компания осуществляет несколько видов деятельности в различных сегментах рынка, то для каждого из них, вообще говоря, может быть разработана своя собственная конкурентная стратегия.
- Функциональные стратегии определяют основные принципы, цели и планы деятельности компании по различным функциональным направлениям (производство, маркетинг, сервис, персонал и т.д.).
Реализация любой стратегии осуществляется на основе выполнения программ и проектов развития для того, чтобы преодолеть разрыв между тем, что есть, и тем, что должно быть по качеству и количеству ресурсов компании: человеческих, материальных, технологических, информационных и др. Другими словами, для реализации стратегии мы должны стать лучше и «подтянуть» свои ресурсы до необходимого и достаточного уровня. Стратегия – это развитие.
Урок 29
Как оцифровать стратегию компании?
Если стратегия у вас есть, то это замечательно. Ваши шансы на успех и выживание в этом случае гораздо выше, но при выполнении двух условий. Первое – стратегия должна быть амбициозной, но адекватной. Второе – вы должны иметь возможность отслеживать выполнение стратегии и вносить в нее необходимые изменения. Иначе говоря, стратегия должна быть гибкой. Это не догма, а ваш инструмент.
А как отслеживать реализацию стратегии? Нет ничего проще. Переведите ее в цели и показатели! Это можно сделать с помощью методики сбалансированной системы показателей (ССП) по следующему алгоритму:
- Сформулировать стратегические цели компании. В классическом варианте ССП это можно сделать по четырем перспективам: финансы, рынок, процессы, развитие. Обычно получается 20-25 целей. И это не много, а нормально. Бывает и больше. Цели формулируются сначала на словах. Оцифровка – потом.
- Разработать стратегическую карту. Другими словами, это «дерево целей», в котором мы видим все основные причинно-следственные зависимости между целями. Это дает нам определенную уверенность в том, что мы ничего не упустили, и каждая цель не «висит в воздухе», а имеет необходимые и достаточные подцели, обеспечивающие ее достижение.
- Определить стратегические показатели. Это ключевые индикаторы вашего бизнеса. Именно по этим показателям вы и должны отслеживать реализацию вашей стратегии и своевременно принимать управленческие решения, если что-то пошло не так. На основе этих показателей вы можете построить приборную панель для управления компанией. Это очень важно и удобно.
- Поставить стратегические задачи – планируемые результаты деятельности компании на 1-2-3 года вперед. Это и будет оцифровка вашей стратегии. Таким образом, вы переводите стратегию компании из качественного описания (на салфетке, на обоях, на шаблоне бизнес-модели и т.д.) в «цифру» и начинаете ее измерять.
https://kulagin-oleg.livejournal.com/
Комментариев нет:
Отправить комментарий