Конкурентное Преимущество
Итак, как уже было отмечено ранее, основная цель стратегии (согласно ресурсной точке зрения (resource based view)) - это получение компанией устойчивого конкурентного преимущества.
Устойчивое конкурентное преимущество возникает у компании в случае, когда ее ключевые компетенции совпадают с ключевыми факторами успеха тех рынков, на которых эта компания конкурирует.
Связь Предприятие-Рынок-КП
На рисунке наглядно представлен механизм возникновения у компании конкурентного преимущества:
- Согласованное взаимодействие ресурсов создает компетенции компании
- Индустрия или рынок, на котором компания работает или планирует работать, имеет некий набор ключевых факторов успеха, которые определяют успешность той или иной компании в этой индустрии или на этом рынке
- Стратегия призвана обеспечить максимальное пересечение компетенций компании и ключевых факторов успеха индустрии (рынка)
- Успех данной стратегии выливается в возникновение у компании конкурентного преимущества
SWOT (Свот анализ)
Свот-анализ, давно и успешно используется аналитиками в различных целях. С точки зрения рассматриваемого здесь подхода к разработке стратегии свот-анализ представляет особую ценность, так как позволяет наглядно представить в единой схеме как внутренние критические факторы компании - ее сильные и слабые стороны (strengths, weaknesses), так и важные внешние факторы индустрии или рынка - возможности и угрозы (opportunities, threats)
Интегрированная стратегия
Интегрированная стратегия является результатом слияния рыночной и нерыночной стратегий компании.
Рыночная стратегия - это деятельность, направленная на обеспечение максимального пересечения рыночных компетенций компании и ключевых факторов успеха рыночного окружения.
Нерыночная стратегия, соответственно, - это деятельность, направленная на обеспечение максимального пересечения нерыночных компетенций компании и нерыночного окружения.
Степень сосредоточения фокуса внимания на той или иной из этих двух стратегий зависит от того, что является основным источником возможностей и угроз - рыночная или нерыночная среда
Рыночная стратегия - это деятельность, направленная на обеспечение максимального пересечения рыночных компетенций компании и ключевых факторов успеха рыночного окружения.
Нерыночная стратегия, соответственно, - это деятельность, направленная на обеспечение максимального пересечения нерыночных компетенций компании и нерыночного окружения.
Степень сосредоточения фокуса внимания на той или иной из этих двух стратегий зависит от того, что является основным источником возможностей и угроз - рыночная или нерыночная среда
Источники конкурентных преимуществ
Для определения путей создания конкурентных преимуществ рассмотрим два подхода к анализу возможных источников получения конкурентного преимущества:
Кроме этих двух классических типов стратегии, также интересным представляется относительно новый подход к формированию стратегии, получивший название стратегия "X-факторы", и являющаяся наиболее эффективной стратегией для некоторых рынков и индустрий
Кроме этих двух классических типов стратегии, также интересным представляется относительно новый подход к формированию стратегии, получивший название стратегия "X-факторы", и являющаяся наиболее эффективной стратегией для некоторых рынков и индустрий
В цепочке создания стоимости
Для того, чтобы получить некоторое представление о возможных источниках конкурентных преимуществ компании обратимся снова к модели цепочка создания стоимости. Каждая из активностей цепочки рассматривается здесь с точки зрения возможностей для ее модификации и совершенствования (либо с целью удешевления процессов и получения конкурентного преимущества в цене, либо с целью создания уникальных характеристик конечного продукта (услуги) и получения конкурентного преимущества дифференцирования).
Ниже несколько примеров:
Ниже несколько примеров:
- Входящая логистика: улучшение качества товара за счет обеспечения надлежащего качества исходных материалов и комплектующих
- Производство (Операции): обеспечение бездефектного выпуска товаров или широкого продуктового ряда за счет налаживания производственного процесса должным образом
- Исходящая логистика: повышение ценности товара (услуги) для пользователя за счет быстрой доставки или эффективной обработки заказов
- Маркетинг и Продажи: создание положительной репутации и бренда
- Сервис: повышение ценности товара (услуги) для пользователя за счет организации службы технической поддержки, наличия запасных частей и т.п.
- Инфраструктура: Способность принимать быстрые стратегические и управленческие решения за счет создания эффективной управленческой информационной системы
- Управление персоналом: улучшение качества обслуживания покупателей (и, таким образом, создание дополнительной ценности товара (услуги) для покупателей) за счет эффективного обучения персонала
- Разработка технологий: создание уникальных характеристик продукта (услуги)
Вытекающие из рыночного позиционирования
В зависимости от выбранного рыночного позиционирования компания получает конкурентное преимущество либо за счет продажи типового, но более дешевого, чем у конкурентов продукта, либо за счет продажи уникального продукта, существенно отличающегося по своим характеристикам от аналогов конкурентов.
Подробнее о том, как влияет выбор рыночного позиционирования на стратегию компании, читайте в разделе "Базовые стратегии Портера"
Подробнее о том, как влияет выбор рыночного позиционирования на стратегию компании, читайте в разделе "Базовые стратегии Портера"
Комментариев нет:
Отправить комментарий