воскресенье, 22 ноября 2015 г.

Принципы менеджмента в торговых предприятиях: лучшие подходы и практики



Василий Сметанин, SICenter

Каждый сотрудник, занимающийся индивидуальным обслуживанием,
должен быть боссом для всех остальных в своей организации.

Питер Друкер
Любая компания, которая продает на рынке услуги или товары, должна отдавать себе отчет в том, что у сегодняшнего потребителя есть огромный выбор. Магазины предлагают товара больше, чем они это делали всего несколько лет тому назад. И даже находясь дома покупатель может совершать покупки по Интернету или телевизионным каналам, по каталогу или телефону у агентов.
В то время как конкуренция ужесточается, количество потребителей не увеличивается. Компании открывают новые магазины быстрее, чем увеличивается население. Все эксперты единодушны во мнении, что наше общество перегружено розничной торговлей. Все чаще бизнесы открывают не для того, чтобы обслуживать клиентов на новых рынках, а скорее, чтобы отбить клиентов у конкурентов. По мере усиления конкуренции возникает потребность в новых подходах, обеспечивающих конкурентное преимущество.
Рассмотрим ключевые фигуры, стоявшие у истоков менеджмента в торговле.
Фрэнк Вулворт (Frank Winfield Woolworth)Фрэнк Вулворт (Frank Winfield Woolworth). Изобретатель ценников, разработал собственную стратегию, противоречащую всем негласным законам торговли того времени.
  1. Размещал товары на полках, доступных покупателю, с указанием цены.
  2. Менял выкладку товаров каждые две недели.
  3. Устраивал распродажи, как только замечал, что спрос на товар падает.
  4. Нанимал неквалифицированный персонал, в обязанности которого входил только контроль наличия достаточного количества товара на полках.
  5. Клиентов обслуживал один или несколько кассиров на выходе из магазина, куда подходили покупатели с уже выбранными товарами.
  6. Заключал прямые договора с производителями товаров, отказавшись от услуг посредников.
  7. Ввел жесточайший режим экономии на всём.
  8. Установил режим ежедневной отчётности для более быстрого реагирования на изменение конъюнктуры рынка.
В общем и целом можно сказать, что Фрэнк был первым, кто частично автоматизировал и улучшил процесс продаж. Именно Вулворта называют отцом супермаркетов.
Сэм Уолтон (Samuel Moore Walton)Сэм Уолтон (Samuel Moore Walton). Основатель сети «Wal-Mart» сформулировал свои 10 универсальных заповедей успеха.
  1. Будьте преданы бизнесу.
  2. Делитесь прибылью с партнерами (так он называл персонал магазина).
  3. Мотивируйте партнеров.
  4. Обсуждайте с партнерами проблемы.
  5. Цените то, что делают партнеры.
  6. Празднуйте успех.
  7. Выслушивайте каждого партнера
  8. Предвосхищайте ожидания клиентов.
  9. Контролируйте расходы.
  10. Плывите над течением.
Стоит обратить внимание, часть этих заповедей относится к партнерам. Уолтон как можно чаще встречался с сотрудниками компании и требовал того же от своего менеджмента и совета директоров.
«Самые лучшие идеи поступали к нам от клерков и складских рабочих (среди них — бесплатный паркинг у магазина и разрешение вывозить тележки с товаром прямо к автомобилю). Если вы позаботитесь о служащих магазинов, то и они, в свою очередь, точно так же будут заботиться о клиентах», — говорил Уолтон.
Однако одной из ключевых идей Уолтона также было оказание постоянного давления на поставщиков. Продавец, поступая на работу в любой из магазинов «Wal-Mart», клянется всегда, когда покупатель окажется рядом с ним на расстоянии 10 шагов, улыбнуться ему и спросить, не нужна ли помощь.
«Чем больше становятся универмаги «Wal-Mart», тем больше мы должны избегать гигантомании, сохраняя атмосферу небольшого магазинчика», — одно из утверждений Сэма Уолтона.
Джон Джейс (John F. Geisse). Основатель сети Target заложил в основу своего успеха следующие 5 принципов.
  1. Чистые магазины.
  2. Хорошее освещение.
  3. Товары хорошего качества со скидкой.
  4. Одежда от известных дизайнеров под маркой Target.
  5. Быстрое качественное обслуживание.

Менеджмент торговых предприятий. Что действительно работает

Согласно исследованиям Нитина Нория (Nitin Nohria) компании, которые реализовали 4 первых принципа и 2 из второй четверки, были самыми успешными в период 1980-2010 годов.
  1. Разработка ясного стратегического плана.
  2. Совершенствование безукоризненного ведения операций.
  3. Создание культуры, ориентированной на повышение результативности.
  4. Построение подвижной, гибкой плоской структуры организации.
  1. Сохранение людей, проявивших талант и привлечение новых профессионалов.
  2. Верность руководства успеху дела.
  3. Разработка новшеств, способных принципиально изменить индустрию.
  4. Осуществление роста за счет слияния компаний и заключения новых партнерских отношений.
Остановимся подробнее на успешных подходах.
  1. Разработка ясного стратегического плана. Успешная стратегия любого из победителей состоит из 5 элементов.
    • Ясная сфокусированная стратегия и понятная покупателям концепция ценностей. Например, магазины Target — это хорошее обслуживание, чистые просторные магазины, товары по низким, но не слишком, ценам. Компания сотрудничает со всемирно известными дизайнерами, чтобы делать одежду под своей маркой.
    • Стратегия разрабатывается от клиентов и партнеров. Прежде чем открывать свой первый магазин, основатели Target проинтевьюировали сотни покупателей.
    • Постоянное обновление информации.
    • Сделать так, чтобы успешная стратегия распространялась на все бизнесы.
    • Стратегия должна быть ясной и понятной для акционеров.
  2. Совершенствование выполнения операций
    • Постоянно обеспечивать потребителя услугами и товарами, отвечающим его ожиданиям.
    • Завоевание лояльности потребителей к торговой марке фирмы при взаимодействии с клиентами.
    • Увеличение продуктивности, исключение напрасных расходов.
  3. Ориентирование на культуру в компании
    • Поощряйте инициативу сотрудников и гордость за свою компанию.
    • Обучайте кадры внутри компании.
    • Награды за достижения в виде похвал и премий.
    • Создание атмосферы удовлетворенности и радости от общего труда.
    • Установление ясных и четких ценностей и требование к работникам подчиняться им.
  4. Борьба с бюрократией
    • Исключение структур, дублирующих друг друга.
    • Необходимость поддерживать творческую и финансовую заинтересованность лучших специалистов.
    • Члены советы директоров обязательно должны быть акционерами компании.
Пако Андерхилл (Paco Underhill)Для растущего числа компаний таким новым подходом стала наука торговать. Разработанная Пако Андерхиллом (Paco Underhill) наука торговать раскрывает, почему потребители покупают и почему они этого не делают.
В большинстве своем проблемы розничной торговли легко разрешимы, но их не так просто увидеть, и это не произойдет до тех пор, пока кто-то не распознает гибельную модель.
Возможно, товар размещен слишком высоко или слишком низко. Возможно, слишком узкие проходы, недостаточно освещения, вывеска слишком мала.
Сегодня покупатели стали менее лояльны к бренду, сила торговых марок ослабевает. Ранее покупатель мог выбирать товар и пользоваться им всю жизнь. Это значит, что решение о покупке покупатель все чаще принимает прямо в магазине. Успех или провал товара зависит от впечатления или от информации, которую получил покупатель. Вывески, организация полок и то, как выставлен товар, — все это влияет на решение о покупке.
Ранее в качестве исследования использовали кассовую ленту. Сейчас данная процедура значительно усложнилась. Благодаря сканированию универсальных кодов товаров, квитанций кредитных карт, карточек лояльности, магазины и маркетологи знают гораздо больше, кто покупает и как продается товар.
Исследования Андерхилла позволили найти очень много интересных выводов:
  • 65% мужчин, примеряющих джинсы в супермаркете, купят их, в то время как женщины составят всего 25%.
    Вывод: примерочных комнат в отделах мужской одежды должно быть много, т.к. 2-е из 3-х мужчин, которые зайдут в них, выйдут оттуда, готовые совершить покупку.
  • 21% покупателей приобретают компьютеры в субботу после 5 часов вечера. В то время как 4% покупок делается до 12 часов дня.
    Вывод: обеспечьте большее количество продавцов в субботу вечером.
  • 8% покупателей используют корзины для покупок. При этом 75% из их числа действительно покупают товары. По сравнению с 34% людей, которые делают покупки, не пользуясь корзинами.
    Вывод: найдите способ заставить покупателя пользоваться корзинами.
  • Люди отойдут от товара, который их заинтересовал, чтобы избежать того, чтобы их толкали в спину.
  • Взрослые преимущественно выбирают еду для собак, а дети и пенсионеры выбирают угощения для домашних питомцев. Как только в супермаркетах угощения и игрушки поместили на нижнюю полку — торговля данными товарами пошла гораздо лучше.
  • Самым главным фактором, позволяющим перевести посетителя в категорию покупателя, является время, проведенное покупателем в магазине. В некоторых магазинах время, проведенное покупателем в магазине, было в 3 а то и в 4 раза больше по сравнению с тем, кто ничего не покупал.
  • Очень важная мера — степень соприкосновения покупателя и продавца, т.е. процент покупателей, которые имели какой-либо контакт с сотрудниками магазина. Чем больше покупатель контактирует с сотрудниками магазина — тем больше товара он покупает.
  • Мера ожидания — очень важный фактор. Когда покупатели слишком долго стоят в очереди, их общее впечатление от уровня услуг неизменно падает.
    Часто проектировщики торговых площадей не учитывают, что у людей всего 2 руки. Существуют пределы, сколько человек может прочитать при ходьбе, сколько товаров он готов нести в руках… Как только люди входят в магазин, как правило никто не останавливается из-за нежелания быть затоптанным, происходит адаптация под освещение и температуру помещения. Если в этой зоне будут находиться товары — то покупатели их не увидят, если там висят вывески — покупатели их не прочитают. В маленьких магазинах, где подобная зона будет роскошью для сокращения времени на адаптацию можно приветствовать покупателя — используются мелодия или звон во время открывания двери, специальное освещение, купоны для приобретения товара (скидка). Можно вынести стенды с товаром на автостоянку.
  • Как правило, у покупателя свободна одна рука, вторая занята портфелем, одеждой и т.п. Как только покупатель выберет 1 или 2 товара, он больше не сможет покупать. Если обучить персонал предлагать корзину покупателю, который держит в руках более 3-х предметов, это незамедлительно увеличит размер средней покупки. Как вариант, можно разместить корзины на полках или расставить в магазине.
  • Покупателям не удается читать вывески в идеальных условиях. Каждый магазин является картой зон, где вывески будут читабельны. Для начала нужно сделать карту этих зон, прежде чем поместить хоть одну из этих вывесок. В одной зоне люди будут ходить быстро, а в другой медленно. Например, в зоне, где продается масло для машин, люди будут думать о своих автомобилях, поэтому можно сделать сообщение о других товарах для автомобиля. Возле кассы люди проведут минимум 90 секунд, а это даст возможность для более длинного сообщения.
    • Максимальная длина сообщения должна читаться не более 12 секунд.
    • Вывеска должна быть на уровне взгляда покупателя.
    • Вывески на окне или дверном проеме должны читаться за 1 секунду (2-3 слова).
  • Покупатель фактически всегда при входе в супермаркет поворачивает направо! Фактически всегда люди стараются достать товары, помещенные справа. Самый популярный продукт нужно помещать перед глазами покупателя. А товар, который вы хотите сделать популярным, должен лежать справа.
  • Возможность присесть в магазине часто увеличивает продажи в случае, если человека кто-то сопровождает. Возможность присесть дает возможность не торопить покупателя и увеличивает шанс совершения покупки.
  • Покупатель-мужчина чаще всего предпочтет уйти из магазина, чем попросить о помощи. Если мужчина идет в примерочную с вещью, то единственной причиной, по которой он ее не купит, чаще всего является, что она не подходит ему по размеру.
  • Мужчины-покупатели любят получать информацию из письменных источников.
  • Женщины тратят меньше времени и меньше денег, когда они идут вместе с мужчинами.
  • Почти не запланированная покупка является результатом осязания, звука, запаха или опробирования чего-то в магазине.
  • Любой контакт с представителем магазина увеличивает вероятность покупки.
  • Выгодная сделка. 4 Пары за 20 долларов звучит лучше, чем нормальная цена по 5 долларов.
  • 90% новых продуктовых товаров не покупаются потому, что покупатель ничего не знает о их вкусе.
  • Покупатели, которые разговаривают с продавцом и примеряют одежду, в 2 раза чаще ее купят.
  • Когда покупатель ждет 1,5 минуты, чувство времени их не подводит, но после 90 секунд оно становится преувеличенным. На этом этапе настроение покупателя резко меняется с радостно взволнованного на раздраженно разочарованное. Если ожидание длится слишком долго, покупатель просто оставляет товар и уходит.
  • Как только сотрудник магазина вступает в контакт с покупателем, время, как кажется покупателю, проходит быстрее. Как решение дается информация о времени ожидания. Просмотр видео на мониторе также может послужить решением данной проблемы.
Цель написания данной статьи — собрать в единую систему практические принципы менеджмента торговли, сведения о лучших мировых подходах и практиках. Автор данной статьи уже на практике внедрял большинство из них в различных торговых сетях. Результатом внедрение данных принципов являлось:
  1. Улучшение производительности труда торгового персонала.
  2. Улучшение удовлетворенности торгового персонала компании.
  3. Улучшение удовлетворенности покупателей.
  4. Увеличение скорости операций.
  5. Увеличение среднего чека покупателя.
Что касается наблюдений Пако Андерхилла, замечу, что некоторые из них уже успешно применяются в отечественных торговых сетях. Но останавливаться на достигнутом нельзя: ведь большинство торговых сетей обладают большим потенциалом для развития.

Список источников


  1. Пако Андерхилл "Почему мы покупаем, или Как заставить покупать" ("Why We Buy: The Science of Shopping" by Paco Underhill)
  2. Нитин Нория, Вильям Джойс "Что действительно работает в бизнесе" ("What Really Works: The 4+2 Formula for Sustained Business Success" by William Joyce and Nitin Nohria)
  3. Profile Facts: Target Corporation
  4. Frank Winfield Woolworth — Wikipedia
  5. Sam Walton Biography — Wal-Mart Founder
  6. Biography — Nitin Nohria
  7. Paco Underhill
  8. Envirosell

Motivation In Action: How Motivation Can Make Employees More Productive

15 ways to motivate your team
Author: Anna Rodriguez

Not everything is about money. People have other sound reasons for going to work and doing their jobs than earning a pay-check. To name a few, there’s self-ffulfilment personal and career growth, social interaction, and satisfaction. Employers and managers know that employee satisfaction is crucial if you want to have productive team members.
There is high regard on the importance of productivity in the workplace. The easiest way to boost productivity seems to be through incentives. However, employers should be happy to know that there are other things that employees appreciate. These are sometimes even more than money: work conditions, well-being, positive recognition, personal growth, sense of purpose, etc. Employee satisfaction and perception has a direct impact on a company’s success and there are several studies to prove it. Here are ways to motivate your team members and make them productive without sacrificing their happiness and sense of self-fulfilment.
Never use fear
There is a whole world of difference between being respected and being feared. Strive for respect. A good manager doesn't motivate his team members to be productive by yelling what needs to be done and instilling fear. Yes, maybe employees will be forced to finish their jobs but only for the wrong reasons.
Do what you say
An impressive leader is the one who does what he said he will do. If you say something that you don't intend to follow through, you lose credibility. Keep your team motivated by letting them know that they have a leader who honors his words and acts on his promises.
Motivate and show appreciation
Show appreciation
Give credit where it is due. A study by online career site Glassdoor revealed that 80% of employees are motivated to work harder when their bosses show appreciation. This number is twice as high compared to those who work harder because they fear losing their job or their boss is demanding. Not only does appreciation keeps employees motivated but, it also makes employees stay longer in a company.
Don't slow them down
When you have to make a decision, do it as fast as you can, without of course sacrificing the quality of the decision. Growth and success largely depend on action and procrastinating will only slow the entire team down. Be decisive and influence your team to develop the same decision-making skills.
It's okay to show emotions
Showing emotions doesn't make a manager look weak. It only shows that you are human. Do not be a robot when talking or giving instructions to your team. It's okay to laugh, smile, and have fun. Managers should also be more personable and accessible. Employees will not only be more comfortable, they will also feel more confident about their suggestions and comments.
Motivate employees by providing feedback
Give feedback
Give honest feedback regularly to let employees know where they stand. Be careful with the way you approach them, mind your tone and your words, never shame and avoid assigning blame. Keep in mind that employees react to negative comments by their bosses six times more strongly than positive ones according to one study by the University of Minnesota
Encourage personal growth
Personal and career growth are crucial to keep employees motivated. This is especially true with millennials who are expected to take over the workforce in just a few years. The work demands of millennials are not limited to a hefty paycheck but also to flexibility and continuous learning. The career opportunities that millennial must not miss in today’s competitive work environment are vast and diverse and they desire for growth and fulfilment every time.
Motivated employees can truly make all the difference. It is important for employers and managers to know what exactly does their team need, what their concerns are and what drives them to go further in order to make more productive team members. No two employees are the same and good leaders know how to deal with every kind of personality, insecurity, and ego. Be more personable in motivating your team and strike a balance between achieving company targets and keeping employees happy.

Sense of accountability
Accountability is what keeps everyone on their toes. Giving your team something to be accountable for makes them feel like they are invested in a company. If managers encourage team members to take responsibility, employees become more willing to navigate potential obstacles and they feel the importance of getting things done.
 
Rewards are important
Rewards and incentives put value on achievement. They energize progress by making employees realize that they have to earn it. If you are working with teams, having a team reward system is encouraged. This is a way to keep a team motivated on reinforcing "team goals." This is also a great way to demonstrate that teams win and lose together.
 
Surprise with treats
There are a lot of inexpensive ways to keep employees motivated and make your team more productive, happy, and engaged. One great idea is surprising them with lunches or snacks. One study showed that 46% of employees feel appreciated with unexpected treats from leaders or managers. Company-sponsored activities and events are also preferred by many.
 
Reiterate purpose 
Shared goals and common objectives keep a company on track. Always assure your team that all their hard work is contributing to the company's goals and purpose. Constantly reminding your employees why your company started out in the first place keeps them focused and on target.
 
You are no Big Brother
It is okay to stay plugged in with what's happening with your team but as a manager, you should also know how to trust that they are doing their jobs well. Among the tips on building on a team’s productivity is to resist the urge to constantly look over someone's shoulder all the time. Resist the urge to micromanage. Remember that freedom can unlock creativity and productivity.

Keep everyone involved
Encourage your team to get involved and stay in the loop. A team that feels they are a part of something bigger than themselves are inclined to find more meaning in their work. Employees are inspired and motivated when they are involved with the plans of the company, making them feel part of growth and success.
 
Responsibility to build
One way to add value to the work that teams do is by giving them responsibility and room to grow. Switch Communications CEO and Founder Craig Walker suggests that managers should not "overbuild" when building a team. Give them work to do and opportunities to push themselves more.
 
Keep them happy
An article from the Harvard Business Review stated that the level of happiness has profound impact in creativity and productivity of workers. When employees are unhappy, they don't show up consistently and produce less quality work as revealed in a recent well-being index. This also means losses for the company. Other than reward and benefits, employees need nourishing personal relationships in a social workplace and find meaning in the work that they do.

Thriving in an Increasingly Digital Ecosystem




Peter Weill and Stephanie L. Woerner

Given the amount of turmoil digital disruption is causing, it’s time for companies to evaluate the threats and opportunities — and start creating new business options for the future.

The business world is rapidly digitizing, breaking down industry barriers and creating new opportunities while destroying long-successful business models. We call this process digital disruption, and although sweeping technology-enabled change often takes longer than we expect, history shows that the impact of such change can be greater than we ever imagined. Think steam engines, cars, airplanes, TVs, telephones and, most recently, mobile phones and e-books. With e-books, the market has been slow to develop. Traditionalists said you wouldn’t be able to replace the experience of a paper book. But e-books are gaining traction — they are cheaper than paper books, faster to acquire and searchable. Although the margins on them are thinner than the margins on traditional books, the market is growing. In 2014, 28% of American adults read an e-book, up from 17% in 2011.1
Given the amount of turmoil digital disruption is causing, it’s time for companies to evaluate these threats and opportunities and start creating new business options for the future — the more-connected future of digital ecosystems. Board members at large companies agree. In recent research by the MIT Center for Information Systems Research, board members estimated that 32% of their company’s revenue would be under threat from digital disruption in the next five years; 60% of board members felt their boards should spend significantly more time on this issue next year.2Among the disrupters board members worried about the most were Uber (disrupting taxis); Airbnb (disrupting hotels); Apple Pay, Kabbage, Venmo and others (disrupting banks); and Amazon (disrupting booksellers and retailers of many other products).
On the other hand, increasing digitization also offers opportunities. Companies can leverage strong customer relationships and increase cross-selling opportunities. This article presents a framework, supported by examples and financial performance impacts, for helping managers to think about their competitive environments in the digital era. (See “About the Research.”) We had an important insight in the course of our research: that in this period of digital disruption, businesses focused narrowly on value chains were at a disadvantage; they needed to think more broadly about their business ecosystems. Indeed, we found that companies that had 50% or more of their revenues from digital ecosystems and understood their end customers better than their average competitor had 32% higher revenue growth and 27% higher profit margins than their industry averages.

суббота, 21 ноября 2015 г.

SMART Acronym

Slide36s
Smart Goals:

The establishment of all objectives should be created using the S.M.A.R.T. philosophy.  What do we mean by a S.M.A.R.T. objective?  S.M.A.R.T. is an acronym that is used to guide the development of measurable goals. Each objective should be:
Specific
Measurable w/Measurement
Achievable
Relevant
Time-Oriented

Specific

Specific answers the questions "what is to be done?" "how will you know it is done?" and describes the results (end product) of the work to be done. The description is written in such a way that anyone reading the objective will most likely interpret it the same way.  To ensure that an objective is specific is to make sure that the way it is described is observable.  Observable means that somebody can see or hear (physically observe) someone doing something.

Measurable w/Measurement

Measurable w/Measurement answers the question "how will you know it meets expectations?" and defines the objective using assessable terms (quantity, quality, frequency, costs, deadlines, etc.).  It refers to the extent to which something can be evaluated against some standard.  An objective with a quantity measurements uses terms of amount, percentages, etc..  A frequency measurement could be daily, weekly, 1 in 3.  An objective with a quality measurement would describe a requirement in terms of accuracy, format, within university guidelines.

Achievable

Achievable answers the questions "can the person do it?" "Can the measurable objective be achieved by the person?" "Does he/she have the experience, knowledge or capability of fulfilling the expectation?" It also answers the question "Can it be done giving the time frame, opportunity and resources?"   These items should be included in the SMART objective if they will be a factor in the achievement. 

Relevant

Relevant answers the questions, "should it be done?",  "why?" and "what will be the impact?"  Is the objective aligned with the S/C/D’s implementation plan and the university’s strategic plan?

Time-oriented

Time-oriented answers the question, "when will it be done?"  It refers to the fact that an objective has end points and check points built into it.  Sometimes a task may only have an end point or due date. Sometimes that end point or due date is the actual end of the task, or sometimes the end point of one task is the start point of another. Sometimes a task has several milestones or check points to help you or others assess how well something is going before it is finished so that corrections or modifications can be made as needed to make sure the end result meets expectations.  Other times, an employee’s style is such that the due dates or milestones are there to create a sense of urgency that helps them to get something finished.
As you start to write your objectives, completing the worksheet below will be beneficial in helping you build objectives that are S.M.A.R.T.  Also listed below is a sample completed worksheet for your convenience.