четверг, 29 февраля 2024 г.

Конверсия - что это такое и почему важно ее знать

 



Вкладывая деньги в продвижение бизнеса, каждый предприниматель рассчитывает получать реальных клиентов, а вместе с ними прибыль. Будь то живые продажи или интернет-маркетинг, конверсия в интернет-маркетинге помогает отследить, какие рекламные ходы или действия эффективны и окупают себя, а какие расходуют деньги, но не приносят покупателей.

Что такое конверсия простыми словами

Конверсия – это процент пользователей, которые совершили целевое действие (заказали, позвонили, подписались на рассылку, написали сообщение и т. д.), по отношению к общему числу посетителей

Разобраться с этим термином проще всего на примере бизнеса. Представьте, что у вас есть интернет-магазин, который каждый день посещают пользователи. Один перешел на сайт случайно и решил посмотреть каталог. Другому порекомендовали покупать именно здесь и дали ссылку. Третий присматривается к модели ноутбука и нашел ресурс по запросу. Четвертый зашел специально, чтобы приобрести товар, т. к. ранее добавил страницу в закладки. Таких пользователей могут быть сотни и даже тысячи, но целевое действие совершат далеко не все.

По статистике, в большинстве сфер бизнеса всего 2-3% пользователей, посетивших сайт, отправляют свои контакты (имя, телефон, электронную почту, комментарий), заказывают обратный звонок, кладут товар в корзину и тем более сразу оформляют покупку. Этот процент целевых действий по отношению к общему количеству посещений принято называть конверсией из лидов в продажи. То же самое актуально и для офлайн-продаж.

Что дает конверсия и для чего нужна

Данные конверсии бизнеса показывают, насколько эффективен маркетинг и успешны бизнес-процессы в компании. Путем отслеживания этого показателя можно влиять на доход и увеличивать его.

Также конверсия в маркетинге позволяет:


  • повышать окупаемость рекламных вложений бизнеса;
  • анализировать процесс взаимодействия с людьми и выявлять слабые места в воронке;
  • измерять эффективность нововведений в системе и отслеживать результаты;
  • прогнозировать загруженность отдела маркетинга в зависимости от расходов на маркетинг и рекламу.

Тем не менее, о конверсии не принято говорить в целом, поскольку многое в трактовке этого понятия и его специфики зависит от контекста.

Конверсия в продажах

Процесс продажи редко представляет собой модель «Пришел – Купил». Чаще до тех пор, пока потенциальный клиент положит деньги на стол и возьмет товар, проходит много этапов воронки, и на каждом из них есть своя конверсия. Подробнее об этом расскажем в следующем разделе статьи, а пока остановимся на принципе конверсии. Узнавать и отслеживать воронку необходимо, чтобы понимать, как действия компании и ее сотрудников сказываются на результате и решении клиента оформить заказ.

В продажах

Классическая воронка продаж позволяет отслеживать:

  1. Потенциальных покупателей.
  2. Тех, кто заинтересовался на этапе холодного звонка.
  3. Пришедших на личную встречу или презентацию.
  4. Тех, кто выбрал продукт.
  5. Тех, кто совершил покупку.

Конверсия – это отслеживание значения соотношения между потенциальными клиентами и покупателями в целом, а также на каждом промежуточном этапе бизнеса.

Конверсия сайта

На сайте еще больше возможных конверсий, и, в отличие от сферы продаж, они не ограничены единственной целью – покупкой. Но разберем все тот же контекст – воронки продаж в маркетинге, только на этот раз через сайт.

Сайт

Какие конверсии можно отслеживать:

  1. Перешли на сайт/Число показов рекламы.
  2. Оставили контакты/Посмотрели и ушли.
  3. Оформили заказ/Ушли после беседы с менеджером.
  4. Оплатили заказ/Оформили заказ, но не оплатили.

Конверсия сайта – это отношение пользователей, совершивших любое целевое действие к числу всех посетителей за заданный период. Она помогает выявлять различные причины, по которым потенциальный клиент не стал реальным. Долго загружаются страницы, нет описаний, плохие фото, очень много полей в форме заказа, менеджер не смог ответить на вопросы и т. д.

Разновидности конверсий

Как уже отметили в статье выше, вариантов целевых действий несколько, далеко не всегда это продажи. Поэтому конверсии принято разделять на 2 типа: макро и микро.

Макроконверсия

К макроконверсиям относятся результаты по основным целевым действиям людей. Это может быть:

  • покупка (оплата) товара;
  • заказ услуги;
  • звонок;
  • отправка заявки через форму обратной связи;
  • регистрация на сайте.

Микроконверсия

Это промежуточные действия, которые тоже являются целевыми, но менее значимы для бизнеса, по сравнению с основными задачами. К ним обычно относят:

  • добавление товара в корзину;
  • переходы человека по ссылкам;
  • лайки и репосты в блоге;
  • подписки людей на рассылку, вебинары, новости проекта;
  • скачивание файлов.

Как посчитать конверсию

В бизнесе чаще всего при расчете конверсии воронки применяется так называемый «подход чеков». Суммарное количество чеков делят на общее число посетителей за отрезок времени. Однако такой способ достаточно грубый за счет большой погрешности.

Например, если в компании запущена реклама определенных товаров или они рекламируются на разных площадках, будет некорректно рассчитывать общую конверсию этапов воронки. В этом случае правильнее делать расчет для каждого источника трафика. Такая информация поможет отследить эффективность рекламных кампаний по разным каналам, увидеть и устранить слабые места, повысив конверсию воронки.

Пример расчета и формула

Показатели конверсии воронки продаж для бизнеса вычисляют по следующей формуле:


CR = (Количество покупок/Количество посетителей) * 100%

где CR – коэффициент конверсии.

По формуле можно рассчитывать как общую конверсию магазина, так и конверсию по узким критериям.

Пример

Например, интернет-магазин книг через Директ рекламирует в России новинку бестселлер. В течение недели на страницу товара с рекламы зашло 1000 пользователей, из них оплатили покупку 25 человек.

25/1000*100% = 2,5%

2,5% – конверсия, при которой книги продаются через контекстную рекламу за неделю.

Аналогично рассчитываются более узкие, но не менее необходимые конверсии.

Пример

Например, тот же магазин запустил контекстную рекламу товара, затем нужно посчитать конверсию переходов, чтобы выяснить ее эффективность. За неделю рекламу просмотрело 20000 пользователей, перешли на страницу товара 1000 человек. Рассчитываем конверсию по формуле:

1000/20000*100% = 5%

5% – конверсия переходов по рекламе за неделю.

Называется этот показатель CTR и рассчитывается по формуле:

CTR

CTR = (количество кликов / количество показов) * 100%

Приведем еще один пример

Компания предлагает услуги монтажа промышленных систем вентиляции для бизнеса. Поиск клиентов осуществляет путем холодного прозвона.

  1. Менеджер по рекламе обзвонил 65 предприятий.
  2. Из них 12 заинтересовались предложением.
  3. Трое изъявили желание установить систему и получили счет на оплату.
  4. Один передумал, и сделка состоялась с двумя людьми.

Теперь рассчитаем конверсию на каждом этапе воронки продаж:

  1. Потенциальные клиенты: 12/65*100 = 18%.
  2. Переговоры: 3/12*100 = 25%.
  3. Продажи: 2/3*100 = 67%.

Однако, если рассчитывать конверсию продаж для бизнеса по отношению к общему числу потенциальных клиентов, то она составит 3%.

Обратить внимание нужно также на оптимизацию коэффициента конверсии (CRO) в маркетинге. С ее помощью можно отслеживать рост процента пользователей, совершивших целевое действие. Рассчитывается как:

CRO

CRO = (Конверсии / Число посетителей) * 100

Онлайн-калькулятор расчета конверсии

По такому же алгоритму можно рассчитать конверсию онлайн. Просто введите свои данные, и калькулятор вычислит показатель.


Разница конверсии в продажах и услугах

Секторы продажи товаров и услуг отличаются по показателям конверсии воронки. Играет роль разница в специфике продуктов и подход аудитории к выбору.

В сфере бизнес-услуг средний ценник зачастую выше, но цены на одинаковые предложения находятся примерно на одном уровне. Когда потребитель собирается начать подбор компании, он понимает, каких денег будет стоить услуга, и ориентируется прежде всего на ее качество. Чем более привлекательным для человека будет описание услуги, тем больше шансов успешно преодолеть воронку и закрыть продажу.

В товарном бизнесе ситуация немного другая. Магазины предлагают одинаковый выбор, поэтому на первый план для потребителей выходит цена. Чем дороже товар, тем тщательнее люди выбирают и больше предложений просматривают. Например, в детском магазине конверсия может быть 5-7% и средний чек порядка 1000 рублей. При этом магазин элитных аксессуаров может продавать одни часы в неделю с параметром 0,3% и получать прибыль, в разы превышающую доходы детского магазина за этот же период.

Использование на практике

На практике тема конверсии для бизнеса – это головная боль руководства. С ней работают начальники отделов продаж, маркетологи и даже сами директоры. Глядя на проценты, они оценивают работу каждого отдельного продавца, части или целой команды и принимают решение о внесении изменений.

Устраняем слабые места

Плохие продажи в компании могут наблюдаться по ряду причин:

Причины

  • завышенные цены;
  • низкое качество товара и сервиса;
  • ограниченный ассортимент;
  • недостаток информации;
  • неудачное расположение магазина или офиса;
  • неудобный (медленный, непонятный, неинформативный и т. д.) сайт;
  • слабая поддержка клиентов;
  • несоблюдение политики конфиденциальности (в отдельных нишах);
  • нет рекламы и продвижения в соцсетях.

Определив причину массового ухода клиентов с помощью данных конверсии, можно увеличить реализацию и выручку.

Определяем затраты

Перед тем, как предпринимать любые действия, нужно просчитать затраты и сделать выводы о целесообразности нововведений для бизнеса. Представим, что магазин решил вложить деньги в рекламу и создание сайта, чтобы в перспективе повысить продажи. Для этого прежде всего стоит рассчитать окупаемость каждого проекта с учетом всех возможных затрат, чтобы впоследствии не оказалось, что потрачено больше, чем получено.

Замеряем эффективность нововведений

Эффективность любых действий можно узнать путем отслеживания данных конверсии в течение определенного отрезка времени. Если, например, за 30 дней после внесения изменений цифры конверсии заметно увеличились, можно делать вывод об эффективности нововведений для бизнеса.

Анализируем значения конверсии

Когда рассчитана конверсия, нужно понять, что данная цифра означает для конкретного бизнеса, а именно: какая выручка стоит за этим показателем. Выше мы уже говорили, что конверсия 0,3% в одном сегменте продаж может приносить гораздо больше денег, чем конверсия 7% в другой сфере. Как понять, каких цифр нужно добиваться?

Анализируем

Средний показатель конверсии

Средний показатель конверсии – это как средняя температура по больнице: где-то 0,5%, где-то 5%, в среднем 2,6%. Это неправильно. Среднего показателя конверсии не существует. Есть приблизительная статистика по сферам маркетинга, но ориентироваться на нее не рекомендуется, поскольку реальные показатели могут сильно отличаться.

Пример

У магазина профессионального спорт. инвентаря конверсия может доходить до 60%. При этом известный магазин одежды Mango считает достижением конверсию 7-8%.

На сайтах вовсе ситуация неоднозначная. Сайт одного и того же сетевого магазина в разных городах может иметь неожиданно разные показатели конверсии.

Какая конверсия считается хорошей

Нельзя оценить, насколько хороша конверсия, без учета среднего чека или доходов с одной реализации. Сама по себе конверсия для бизнеса ни о чем не говорит и не может быть плохой или хорошей.

Возьмем 2 сайта с одинаковой посещаемостью 300 человек в сутки:

  1. Интернет-магазин косметики со средним чеком 1800 рублей и конверсией 11%.
  2. Сайт салона автомобилей с продажами на сумму минимум 800000 рублей и конверсией 0,4%.

Если посчитать выручку каждой компании, получим:

  1. 11%*300 = 33 сделки * 1800 = 59,4 тыс. рублей в месяц.
  2. 0,4%*300 = 1,2 сделки * 800000 = 960 тыс. рублей в месяц.

Как видно, более высокий показатель конверсии не говорит о том, что компания получает больше прибыли.

Основные причины низкой конверсии

Низкие показатели конверсии могут быть обусловлены многими причинами в зависимости от специфики продаж и работы маркетинга. Так, для розничных и интернет-магазинов они разные.

В розничном магазине

Магазин

  • Предложение не соответствует потребностям людей.
  • Слишком высокие или слишком низкие цены.
  • Плохое обслуживание (вплоть до того, что посетителям не говорят: «Спасибо за покупку»).
  • Ограниченный выбор в торговом зале.
  • Бывает трудно найти нужный товар.
  • Недостаточное качество предоставления сопутствующих услуг.
  • Неправильно выбранная стратегия рекламы.

В интернет-магазине

Интернет-магазин

  • Неудобный, непонятный интерфейс, нет карты сайта.
  • Слишком сложный порядок заказа.
  • Необходимость зарегистрироваться, чтобы отправить заявку.
  • Неинформативное описание.
  • Неверно расставленные акценты.
  • Только десктопная версия сайта.
  • Незаметная кнопка целевого действия.
  • Нет отзывов и рейтинга.
  • Нет поиска по сайту.

Минусы высокой конверсии продаж

Высокой конверсии практически всегда соответствует мизерный трафик, и это главный минус значительных показателей. Однако такой трафик, как правило, целевой, а значит, продается больше товаров. Кроме этого, высокая конверсия обычно наблюдается в нишах с дорогими продуктами. Прибыль бизнеса от их продажи компенсирует сравнительно небольшое количество покупателей.

Какие показатели важнее конверсии

Несмотря на важность конверсии, в маркетинге есть еще более значимые показатели. Пристального внимания заслуживает эффективность маркетинговых вложений (ROI). Она показывает окупаемость инвестиций в маркетинг и позволяет оценить рентабельность используемых способов продвижения бизнеса.

Для расчета применяется следующая формула:

ROI

ROI = прибыль/затраты*100

Для примера возьмем два абстрактных сайта с посещаемостью 1000 человек в сутки. Сайт 1 тратит на привлечение одного человека 7 р. и получает доход с него 24 р. ROI составляет 343%. Сайт 2 привлекает посетителя за 38 р. и получает доход с каждого 45 р. ROI составляет 118%. Как видно, несмотря на больший доход сайта 2, его прибыль втрое меньше, чем у сайта 1, за счет высокой стоимости клиента.

Сервисы анализа и увеличения конверсии

Для отслеживания конверсии в бизнесе, повышения эффективности маркетинговых мероприятий можно использовать бесплатные общедоступные сервисы аналитики, а также корпоративную CRM.

Яндекс.Метрика и Гугл Аналитикс позволяют отследить еще один важный параметр – CTR. Это коэффициент кликабельности, его необходимо смотреть, когда нужно оценить качество объявления и понять, насколько оно интересно людям.

Яндекс.Метрика

Яндекс.Метрика

Если на сайте установлен счетчик Яндекс.Метрики, с помощью этого сервиса можно отслеживать поведение посетителей на портале. Также есть возможность мониторинга выполнения конкретных действий с помощью постановки целей. Это помогает оценить эффективность тех или иных маркетинговых инструментов.

Google Analytics

Сервис аналитики Гугла также позволяет отслеживать и улучшать конверсию. Сгруппированные шаблоны облегчают постановку целей в бизнесе. Интернет-магазинам доступен инструмент e-commerce для мониторинга популярных товаров, проведенных транзакций, проверки заказов.

CRM-система

Корпоративная CRM может предоставить еще больше данных для анализа маркетинга и повышения конверсии воронки. Здесь собираются отчеты, формируются наглядные формы в виде диаграмм с указанием информации по каждой сделке на каждом этапе воронки и их общее количество. Также в CRM можно вести учет данных по затратам на маркетинг.

Факторы, влияющие на конверсию сайта

На показатель конверсии сайта для бизнеса может влиять целый ряд внутренних и внешних факторов. Даже один неучтенный момент может заметно испортить статистику и стать причиной недостатка ожидаемых посетителей. На что же нужно обратить внимание?

Влияние

Внутренние

К внутренним параметрам, от которых зависит конверсия сайта, относится все, что связано с его работой, удобством, формированием желания сделать заказ.

  1. Дизайн. Первое, на что обращают внимание посетители, – оформление сайта. Неудачный дизайн – одна из основных причин, по которым люди покидают страницу и больше не возвращаются.
  2. Контент. Плохие фото, скудное, неинформативное описание, видео, которое не дает ответов на вопросы посетителей – все это отпугивающие параметры. Не обнаружив нужной информации на сайте, пользователи уходят к конкурентам.
  3. Стабильность и скорость загрузки. По статистике, если страница не загружается в течение 2-3 секунд, пользователь ее закрывает. То же самое происходит, если сайт выдает ошибку, долго подгружаются блоки или наблюдаются другие признаки некорректной работы.
  4. Юзабилити. Удобство сайта желательно тестировать до его запуска. В противном случае огрехи в расположении кнопок, неинтуитивное меню, рекламные блоки, закрывающие важную информацию, и прочее может привести к тому, что потенциальные клиенты просто не могут пройти воронку.
  5. Семантика. Положение сайта в органической выдаче занимает не последнее место среди условий, влияющих на конверсию. Из-за использования нерелевантных запросов или информационных ключей вместо коммерческих на страницы попадают нецелевые посетители.
  6. Популярность бренда. Зайдя на сайт, пользователи интуитивно ищут знакомые названия. Если бренд на слуху, это повышает шансы получить клиента. Неизвестные компании в этом плане многое теряют.
  7. Целевая аудитория. Правильно выбранная целевая аудитория – половина успеха для бизнеса. Почти всегда чем точнее попадание в ЦА, ее потребности, боли, тем выше показатели конверсии.
  8. Цены и качество продукта. Цены должны соответствовать рынку. Чрезмерно завышенная стоимость гарантированно отпугнет клиентов. В нишах с элитными товарами тот же эффект дадут слишком низкие цены. Также посетители ориентируются на оценки качества продукта.

Внешние

Сказываются на привлечении потенциальных клиентов, повышении интереса к сайту на этапе первого касания.

  1. SEO. При успешном SEO-продвижении большая доля клиентов приходит из поисковой выдачи, что повышает конверсию при минимальных вложениях. Чем выше позиции сайта, тем больше он получает трафика.
  2. Контекстная реклама. Грамотно настроенная контекстная реклама способна не только привлечь целевую аудиторию к продукту, но и сформировать у нее правильное представление о компании. Все это отражается на конверсии и желании совершить целевое действие.
  3. Таргетинговая реклама. Правильно настроенные параметры таргетинговой рекламы позволяют познакомить с продуктом максимально заинтересованную аудиторию. Ошибки в настройке негативно сказываются на воронке конверсии и даже могут стать причиной слива бюджета.

Инструменты и способы повышения конверсии на сайте

Практически все компании стремятся повысить конверсию, а вместе с ней и увеличить прибыль. Для этого маркетологи рекомендуют предпринять следующие действия.

Инструменты

Улучшаем посадочные страницы

Встречают по одежке. В интернет-маркетинге это актуально как никогда. Роль «одежки» в данном случае играет посадочные страницы. Ей и стоит уделить максимум внимания в цифровом маркетинге.

  • Проводим редизайн. Главная цель – сделать сайт визуально привлекательным для потенциальных клиентов. Имеет значение расположение и оформление блоков, цвета фона, кнопок, функциональных элементов, наличие и расположение рекламных баннеров.
  • Продуманное меню. Меню должно быть доступным и располагаться на любой странице сайта. Рекомендуется его фиксировать, чтобы посетителю не нужно было возвращаться в начало страницы для перехода в другой раздел.
  • Призыв к действию и УТП. В УТП важна понятность и конкретика. Читая призыв, потенциальный покупатель должен получить инструкцию дальнейшего действия, а не догадываться, чего от него хотят. Подходят призывы в стиле «оставьте контакты», «подпишитесь на рассылку», «скачайте инструкцию» и подобные.
  • Качественный продающий контент. Весь контент на посадочной странице должен быть создан с единой целью – заинтересовать клиента и склонить к покупке. В текстах пользователь должен видеть свою проблему и ее решение, изображения и видео должны отвечать на вопросы максимально информативно.
  • Баннерная слепота. Из-за обилия рекламного контента пользователи перестали его замечать. Маркетологи рекомендуют оформлять рекламные блоки контрастно, использовать анимацию, броские текстовки, эмодзи. Самые важные элементы желательно располагать вверху страницы.

Виджеты повышающие конверсию

Кроме контента и оформления, решение покупателей зависит и от более сложных элементов сайта. Виджеты способны удержать и склонить к покупке клиента, которого «недожал» контент.

Виджеты

  • Всплывающие окна. Всплывающие окна могут напомнить пользователю, зачем он пришел на сайт, вовремя предложить помощь консультанта или препятствовать закрытию страницы. Именно здесь чаще всего лиды подписываются на рассылку, скачивают бесплатные руководства или регистрируются на порталах.
  • Коллбек. Виджет обратного звонка один из наиболее эффективных в деле привлечения клиентов. Однако люди не любят ждать, поэтому перезванивать по оставленным телефонам нужно как можно быстрее.
  • КвизКвиз – мощный онлайн инструмент для привлечения клиентов. Он способен увлечь и заинтересовать пользователя, а также повышает лояльность человека благодаря бесплатным предложениям.

Триггерные рассылки

Триггерные рассылки – индивидуальные письма, связанные с определенными событиями на сайте и действиями каждого пользователя. Например, в продаже появляется товар, который человек искал, о чем ему приходит соответствующая рассылка. Письма-поздравления с праздниками – это тоже триггерные рассылки. Подобные бизнес-инструменты эффективно отражаются на конверсии и помогают продвинуть покупателей по воронке.

Способы увеличения конверсии на разных этапах воронки

  1. Внимание: полезные посты в социальных сетях, экспертные статьи в блоге компании, ответы на вопросы чат-бота, контекстная реклама.
  2. Интерес: бесплатные полезные материалы, консультации, подарки, скидки в обмен на контакты потенциальных покупателей.
  3. Желание: интересные персонализированные предложения, подборки полезных материалов, анонсы новинок, акций в email-рассылках и мессенджерах.
  4. Продажа: исправно работающий сайт, быстрая, компетентная техподдержка онлайн, отдел маркетинга, который обеспечивает сервис на высоком уровне и умеет закрывать сделки по каждой воронке.

Подводим итог

На практике условий, влияющих на конверсию, гораздо больше. Маркетологу необходимо внимательно просчитывать каждый шаг воронки и учитывать абсолютно всю цепочку коммуникаций с аудиторией в системе и за ее пределами. Поскольку работа над увеличением конверсии бизнеса всегда обходится дешевле, чем привлечение новых клиентов.

Видеоинструкция




100 способов и инструментов увеличения конверсии

В этом чек-листе мы собрали 100 самых эффективных способов и инструментов, которые помогут повысить конверсию вашего сайта 

Оптимизация призыва к действию

Работа с контентом

Всплывающие формы и форма обратной связи

Работа с рекламой

Визуальные эффекты и визуализация

Демонстрация цены

Проработка акций и спец. предложений

Повышение лояльности

Создание дружественной атмосферы

Повышение конверсии в интернет-магазине



https://bitly.ws/3eCe4

среда, 28 февраля 2024 г.

Что такое «хороший план маркетинга»?

 Разработка маркетингового плана предприятия — это не простой процесс даже для небольшой компании. Конечно, всегда можно написать маркетинговый план за несколько дней, набросать примерный список маркетинговых программ из идей, которые первыми пришли в голову. Но, если потратить на процесс разработки плана маркетинга немного больше времени, вы удивитесь насколько более ценный и качественный результат вы получите.

В чем же секрет? Во-первых, маркетинговый план — финальная точка стратегического планирования, а чтобы начать стратегически мыслить необходимо на это настроится, взглянуть по-новому на рынок и клиентов, оценить перспективы и риски. Такой настрой требует времени и дополнительной информации. Во-вторых, первые идеи относительно плана маркетинговых коммуникаций часто лежат на поверхности и приходят в голову практически каждому руководителю и специалисту по маркетингу. От вас же в идеале ждут такой план маркетинговых мероприятий, который значимо увеличит спрос на продукт при минимальных затратах, а значит необходимо искать новые пути продвижения, разрабатывать новые идеи коммуникации и заимствовать только действительно успешный опыт рынка. На все это необходимо время.

В данной статье мы максимально практично расскажем о процессе и основных этапах разработки плана маркетинга, обсудим часто встречающиеся «подводные камни» при составлении маркетингового плана и покажем, как составить действительно работающий план развития бизнеса.

Периодичность составления маркетингового плана

Разработка и написание маркетингового плана проходит каждый год в рамках процесса стратегического планирования компании (проходящего обычно с июля по октябрь). План маркетинга — это резюме маркетинговой стратегии товара, поэтому включает в себя стратегию на 3-5 лет, уточненный план продаж, бюджет на продвижение продукта и конкретные действия по увеличению потребительской базы на ближайший год.

В маркетинговом плане утверждаются элементы стратегии (цели по доли рынка, целевой рынок, позиционирование и долгосрочные конкурентные преимущества), которые должны сохраняться в неизменном виде как минимум 3-5 лет. Каждый год эти элементы должны претерпевать минимальные корректировки и подкрепляться новыми тактическими программами, направленными на достижение стратегических целей. При любом значимом изменении элементов стратегии компания почти всегда вынуждена репозиционировать свой товар.

Приведем пример, наглядно объясняющий процесс разработки плана маркетинга. Компания по производству соков ставит своей целью достичь лидерства в сегменте премиальных соков. В первый год запуска своей товарной линии бренд компании практически не известен и не представлен на рынке. Поэтому для достижения целей компания в маркетинговый план включает такие программы, как проведение крупной образовательной рекламной кампании и трейд-маркетинговую активность для построения дистрибуции.

Спустя год компания проводит исследование рынка и понимает, что бренд имеет высокий уровень знания на рынке и представлен во всех крупных магазинах. В новый годовой маркетинговый план компания уже включает совсем другие программы и маркетинговые активности: она планирует выпуск новых продуктов, акции на рост частоты покупки и на расширение ассортимента в местах продаж, рекламу на удержание и формирование доверия к бренду.

Процесс разработки маркетингового плана

Итак, с чего начать и как составить план маркетинга? Приведем последовательный план действий по формированию маркетингового плана.

Этап разработкиОписание этапа
Анализ рыночных тенденцийПервое, что необходимо сделать — это понять ключевые тренды рынка. В первую очередь оцените изменения в привычках потребления целевого рынка (потребителей): какие свойства выходят на первый план, как меняется отношение к качеству и стоимости товару, как изменяется покупательская способность рынка и его поло-возрастная структура, новые модные тенденции в образе жизни у целевой аудитории. Производственной компании также важно понимать тренды дизайна, упаковки, сырья. Внимательно посмотрите на медиа-тренды, которые помогут вам найти недооцененные каналы коммуникации.
Анализ продуктаВторым шагом оцените продукт компании: его качество и восприятие в сравнении с конкурентами. Его известность и представленность на рынке. Определите сильные и слабые стороны своего товара: за что его любят, какие нарекания по качеству существуют. Поймите, кто действительно на рынке ценит ваш продукт и за что.
Выбор целевого рынкаОпределите, какая группа потребителей является вашим ядром целевой аудитории. Исходите в первую очередь из уже существующей лояльной базы клиентов.
Позиционирование и конкурентные преимуществаПостройте идеальную ситуацию: какое положение на рынке в сравнении с конкурентами должен занимать ваш продукт, чтобы быть наиболее привлекательным для целевой аудитории. Какие преимущества должен иметь ваш продукт? Сравните идеальную ситуацию с фактическим восприятие бренда и вы получите необходимый вектор развития компании.
Разработка стратегииЗная идеальное положение, к которому необходимо стремится, можно рассчитать стратегические цели бизнеса, разработать стратегию роста продаж, построение дистрибуции, развития ассортимента и продвижения бренда на рынок.
Тактический план на годЗная фактическое положение продукта, можно составить план тактических действий на год, которые позволят приблизиться к идеальному положению товара в отрасли.

Качественно подготовленный маркетинговый план товара решает следующие задачи:

  • Дает характеристику текущей и будущей ситуации компании. Включает SWOT анализ и оценку результатов прошлой деятельности компании.
  • Содержит цели маркетинговой деятельности на ближайшие 3-5 лет, с более детальным описанием целей на один год вперед.
  • Содержит план конкретных действий с указанием ответственных лиц и сроков выполнения работ.
  • Содержит требования по бюджету для эффективной реализации запланированных мероприятий.
  • Включает процедуру контроля: план контрольных точек и показателей, по которым может оцениваться работа маркетинга.

Подробный чек лист по составлению плана маркетинга вы можете прочитать в статье: Структура и основные разделы плана маркетинга

Характеристики хорошего плана отдела маркетинга

Нет четких правил и требований к структуре плана маркетинга, но существуют 4 базовые характеристики, которые отличают хороший маркетинговый план от плохого: полнота, гибкость, соответствие общей стратегии, последовательность.

Полнота информации

План отдела маркетинга должен быть подготовлен на основе информации из разных источников: анализа продаж, исследований потребительского спроса, мнения и поведения, опроса менеджеров по продажам и авторитетных экспертов рынка, анализа отраслевых обзоров. В хорошем маркетинговом плане не должно быть упущений в информации и предположений, не подтвержденных данными.

Гибкость

Маркетинговый план продвижения товара должен быть «дружелюбным» к возможным изменениям. Рынок- меняющая динамичная среда, в котором сложно предсказать действия конкурентов или влияние государственной политики. Хороший маркетинговый план позволяет отказаться от части бюджетов, закрыть неэффективные программы и т.д.

Корреляция с основной стратегией компании

План отдела маркетинга должен коррелировать с основной стратегией компании в отрасли, способствовать решению приоритетных задач всего бизнеса компании и не идти в разрез с ключевыми целями и приоритетами деятельности предприятия.

Последовательность

Выводы любого хорошего маркетингового плана товара излагаются последовательно, четко, однозначно.

https://bitly.ws/3eugU

Элементы бизнес-модели. 8. Ключевые партнеры

 


Шаблон бизнес-модели

Блок 8: Ключевые партнеры

В данном блоке необходимо указать всех необходимых функционирования бизнес-модели партнеров и поставщиков. Стратегическое партнерство может стать основой инновационной бизнес-модели.

В настоящее время очень популярны бизнес-модели с большой долей аутсорсинга как в ключевых ресурсах, так и ключевых видах деятельности. Партнеры могут дать вам то, на что вы бы могли потратить много ресурсов и времени. Особенно это важно на начальном этапе развития бизнеса, когда бизнес-модель и процессы еще не до конца сформировано.

Компании строят партнерские отношения для разных целей, которые могут внести качественные и взаимовыгодные дополнения в бизнес-модель, а также оптимизировать ее, снизить риски и получить необходимые ресурсы

Можно выделить четыре типа партнерских отношений:
  • Стратегическое сотрудничество между неконкурирующими компаниями
  • Соконкуренция: стратегическое партнерство между конкурентами
  • Совместные предприятия для запуска новых бизнес-проектов
  • Отношения производителя с поставщиками для гарантии получения качественных комплектующих
  • Отношения с подрядчиками для выполнения работ

Основные мотивы создания партнерский отношений

Оптимизация и экономия в сфере производства
Популярное решение для снижения издержек и повышения эффективности производства. Воспользовавшись производственными ресурсами вашего партнера можно получить экономию на масштабе, снижение издержек, а также возможность сконцентрироваться на своей основной деятельности. Вы можете привлекать ресурсы со стороны, так и совместно использовать инфраструктуру.

Снижение риска и неопределенности
Партнерские отношения могут помочь снизить риск в конкурентной среде, где степень неопределенности очень высока. Тем более это касается стартапов. По такой схеме возможно даже сотрудничество конкурирующих в одной области компаний, при этом совместно реализовывать проект в новой сфере для общего блага.

Поставки ресурсов и совместная деятельность
Лишь некоторые компании владеют всеми необходимыми ресурсами, которые необходимы для бизнес-модели. Обычно часть ресурсов компания получает у сторонних поставщиков и подрядчиков. Это могут быть материала, производственные мощности, лицензии и даже доступ к клиентской базе. Например, сотовые телефоны снабжаются программным обеспечением по лицензии и им не нужно тратить время и ресурсы на разработку собственного. Страховая компания может передать продажи своих полисов агентам, а не нанимать собственный штат.

Важно понимать, что какой бы способ партнерства вы не выбрали, всегда придерживайтесь правила взаимной выгоды, т.е. это должно быть выгодно всем сторонам. Не нужно пытаться получить больше выгодны, за счет партнера.

Вспомогательные вопросы

  • Кто является нашими ключевыми партнерами?
  • Кто наши основные поставщики?
  • Какие основные ресурсы мы получаем от партнеров?
  • Какой ключевой деятельностью занимаются наши партнеры?
  • Кто является нашими важнейшими партнерами? Как они связаны с нашим бизнесом и какую пользу нам приносят?
  • Кто является нашими важнейшими поставщиками и партнерами, и каков их вклад?

Типичные ошибки

  • Несогласованность с другими блоками, особенно с ключевыми ресурсами и с ключевыми видами деятельности
  • Попытка охватить все компетенции, вместо фокусировки на действиях создающих основную ценность бизнес-модели

Примеры формулировок

  • Поставщик сырья для производства
  • Пользователи создающие контент
  • Поставщик программного обеспечения
  • Amazon
  • Сообщество пользователей
  • Торговые агенты
  • Спонсоры

Практика
Заполните блок ключевые партнеры с учетом необходимых ресурсов и компетенций. Заполняйте блок так, чтобы было понятно всем, а не только вам


https://ib-m.ru/kp

Стратегия многопрофильных компаний

 


Стратегия многопрофильных компаний

Многопрофильная компания (multibusiness company) – это организация, которая объединяет несколько связанных между собой или несвязанных бизнесов. В данном разделе рассматриваются стратегические вопросы управления многопрофильными компаниями, и, в первую очередь, роль и функции корпоративного менеджмента компании такого рода.

К основным функциям корпоративного менеджмента (корпоративного центра) многопрофильной компании относятся:


Управление портфелем бизнесов

Управление портфелем бизнесов включает в себя принятие решений относительно диверсификации бизнеса – какие новые бизнесы включать в портфель, а от каких избавляться, и какие типы и методы диверсификации наиболее предпочтительны. Кроме того, в рамках управления портфелем бизнесов принимаются решения о распределении финансовых ресурсов между бизнесами. Для принятия стратегических решений относительно отдельных бизнесов, входящих в корпоративный портфель, можно использовать матрицу BCG

Диверсификация

В этом разделе вы можете ознакомиться с существующими категориями (типами) диверсификации и то, какими методами диверсификация может быть достигнута. Также в разделе приводятся причины, которые могут побудить компании диверсифицировать свой портфель бизнесов, а также тест на целесообразность диверсификации.


Категории диверсификации

Выделяют четыре категории (типа) диверсификации бизнесов компании:

  • Одиночный бизнес - как минимум 95% оборота компании поступает от одного бизнеса (McDonalds)
  • Доминирующий бизнес – один бизнес генерирует от 70% до 95% оборота компании (BP)
  • Связанная диверсификация – ни один из бизнесов не генерирует более 70% суммарного оборота компании. Между бизнесами существуют прочные рыночные или технологические взаимосвязи (Unilever)
  • Несвязанная диверсификация (конгломерат) - ни один из бизнесов не генерирует более 70% суммарного оборота компании. Между бизнесами не существует рыночных или технологических взаимосвязей, либо такие связи ограничены (GE)


Связанная диверсификация

Связанная диверсификация подразумевает, что различные бизнесы компании связаны между собой в одном или нескольких аспектах деятельности этих бизнесов, таких как производство, маркетинг, технологии, дистрибуция и т.д. Как правило, связанная диверсификация более предпочтительна, чем несвязанная, так как с одной стороны компания работает в уже знакомых областях, где у нее наработаны необходимые компетенции. С другой стороны связанная диверсификация порой позволяет достичь синергетического эффекта от объединения бизнесов.


Несвязанная диверсификация

Несвязанная диверсификация (в отличие от связанной диверсификации) подразумевает, что различные бизнесы компании никак не связаны между собой, то есть не имеют пересечений в каких-либо аспектах деятельности бизнесов, либо эти пересечения ничтожно малы. Основным аргументом в пользу несвязанной диверсификации является возможность распределения финансовых ресурсов корпорации по различным рынкам и отраслям, снижая, таким образом, риски, связанные с упадок на каком либо отдельном рынке или в отдельной отрасли.


Вертикальная диверсификация

Говорят, что корпорация вертикально интегрирована, когда он присутствует своими бизнесами в различных звеньях индустриальной цепочки создания стоимости. Пример: крупные нефтяные компании осуществляют деятельность от добычи нефти до реализации конечных нефтепродуктов.


Методы диверсификации

В целях диверсификации компании используют два основных метода – либо диверсификация путем органического роста внутри компании, либо диверсификации путем приобретения/поглощения другой компании, работающей на рынке.

Преимущества органической диверсификации:


Недостатки органической диверсификации:

  • Так как компания вторгается в новый для себя рынок – число игроков (а значит конкуренция) на этом рынке увеличивается
  • В случае, если компания потерпит неудачу на новом рынке, свернуть ее деятельность на этом рынке будет не так-то просто


Преимущества диверсификации путем приобретения/поглощения:

  • Диверсификацию можно осуществить относительно быстро
  • За счет того, что поглощается один из существующих игроков на рынке, конкуренция не увеличивается
  • Происходит обновление ресурсов и компетенций компании приобретателя

Недостатки диверсификации путем приобретения/поглощения:

  • Затраты на приобретение другой компании относительно высоки
  • Происходит дублирование ресурсов компании приобретателя и поглощаемой компании

Не всякое приобретение/поглощение – диверсификация, некоторые – просто рост.

Целесообразность диверсификации

В данном разделе приводятся цели, которые чаще всего компании преследуют диверсифицируя свой портфель бизнесов, а также тест на целесообразность, которой необходимо пройти, прежде чем принимать решение о диверсификации


Цели диверсификации

Основная цель, которую преследуют компании, взяв курс на диверсификацию своего бизнеса, - это достижение конкурентного преимущества за счет диверсификации. Данное конкурентное преимущество проистекает из двух источников:

  • Усиление рыночной власти (market power) организации, т.е. расширение ее возможностей для влияния на рынок и его изменения под задачи компании. Применение же полученной рыночной власти может выражаться в установлении благоприятных для компании цен на рынке, обмен бизнесами с зависимыми компаниями, достижение гласных и негласных договоренностей с другими игроками на рынке, которые выгодны для компании и другое.

  • Синергия, как следствие «экономии разнообразия» (economy of scope) - эффект, который достигается когда суммарные издержки производства и/или дистрибуции нескольких различных продуктов, производимых одной компанией меньше, чем в случае, если бы эти продукты производились, продвигались и продавались различными компаниями. Синергия возникает за счет объединения и использования объединенной компанией единого пула материальных и нематериальных ресурсов, каналов продвижения и дистрибуции. Подробнее о синергии между бизнесами читайте в разделе "Управление связями между бизнесами"

Тест на целесообразность диверсификации

Прежде чем приступить к диверсификации бизнеса, компании рекомендуется подвергнуть решение о диверсификации трехступенчатому тесту. Только в случае если все три теста пройдены и получены положительные ответы на все три вопроса, диверсификация представляется целесообразной:

1. Тест на привлекательность рынка. Рынок (индустрия) выбранные для диверсификации бизнеса должна быть структурно привлекательна для вхождения в него или должны существовать возможности для приведения рынка в такое привлекательное состояние. Модель 5 сил Портера – один из наиболее известных инструментов для анализа структурной привлекательности рынка (индустрии)
2. Тест на стоимость вхождения. Цена вхождения (приобретения другой компании и прочие сопутствующие расходы) не должна превышать всю будущую прибыль нового бизнеса
3. Тест на улучшение состояния. Либо новый бизнес, либо сама корпорация должны приобрести конкурентное преимущество в результате диверсификации.


Распределение финансовых ресурсов

Одна из ключевых задач в рамках управления портфелем бизнесов – это распределение между ними финансовых ресурсов: принятие решений о том, в какие из бизнесов целесообразно инвестировать, а для каких, наоборот, ограничить финансирование.

На следующей странице представлен один из инструментов, помогающих принимать решения о финансировании бизнесов – матрица BCG.


Матрица BCG

Иногда для принятия стратегических решений относительно отдельных бизнесов, входящих в корпоративный портфель, рекомендуют использовалась матрицу, предложенную консалтинговой группой BCG (Boston Consulting Group).

Принцип работы с матрицей следующий: все бизнесы корпорации относятся к одному из четырех секторов, исходя из двух факторов: темпов роста рынка, на котором функционирует бизнес и доли рынка, которую данный бизнес занимает. В зависимости от того, в какой сектор попал бизнес, принимается решение о стратегическом курсе действий в отношении данного бизнеса.

  1. Сектор «вопросительный знак»
    Темпы роста рынка: высокие.
    Рыночная доля бизнеса: низкая.
    Характеристики бизнеса:
    • доходы: низкие, нестабильные, растущие
    • денежный поток: негативный
    Стратегический курс действий: осуществляем анализ, для определения возможно ли вырастить бизнес в «звезду» или бизнес деградирует в «собаку»

  2. Сектор «звезда»
    Темпы роста рынка: высокие.
    Рыночная доля бизнеса: высокая.
    Характеристики бизнеса:
    • доходы: высокие, стабильные, растущие
    • денежный поток: нейтральный
    Стратегический курс действий: инвестируем в рост бизнеса

  3. Сектор «собака»
    Темпы роста рынка: низкие.
    Рыночная доля бизнеса: низкая.
    Характеристики бизнеса:
    • доходы: низкие, нестабильные
    • денежный поток: нейтральный или негативный
    Стратегический курс действий: избавляемся от бизнеса

  4. Сектор «корова»
    Темпы роста рынка: низкие.
    Рыночная доля бизнеса: высокая.
    Характеристики бизнеса:
    • доходы: высокие, стабильные
    • денежный поток: позитивный
    Стратегический курс действий: «доить корову» - использовать бизнес в качестве финансового донора, в т.ч. для инвестирования в проекты типа «звезда»

Назначение/снятие руководителей бизнесов

Одной из функций корпоративного менеджмента является назначение и снятие руководителей бизнесов, принадлежащих корпорации. Это деятельность включает в себя подбор и найм наиболее талантливых и компетентных менеджеров для каждого из бизнесов корпорации, а также увольнение неэффективных менеджеров, не справляющихся с решением возложенных на них стратегических задач корпорации.


Руководство и контроль над бизнесами

Данная функция корпоративного менеджмента включает в себя общее руководство бизнесами, посредством коммуникации на уровень бизнеса стратегических целей и задач корпорации, а также осуществление контроля над деятельностью бизнесов.

Существует три основных подхода, каким образом корпоративный центр контролирует деятельность бизнесов: контроль «по входу», контроль «по выходу» и смешанный контроль:

  • Контроль «по входу» – предполагает глубокое погружение в деятельность бизнесов и контроль принимаемых в них решений. Экстремальный случай – когда все решения, вплоть до оперативных, принимаются в корпоративном центре
  • Контроль «по выходу» – основная задача корпцентра в этом случае – выработать для каждого бизнеса эффективные показатели деятельности бизнеса (KPI), которые будут служить индикатором успешности бизнеса в выполнении стратегических задач корпорации. Контроль деятельности бизнесов осуществляется путем контролирования достижения бизнесами заданных для них показателей деятельности. Другими словами, в этом случае корпоративный центр формулирует для бизнесов цели, бизнесы же сами принимают решения о том, каким образом эти цели достигать.
  • Смешанный контроль – нечто среднее между двух вышеописанных подходов. Корпоративный центр контролирует достижения бизнесами заданных для них показателей деятельности, а также часть решений на уровне бизнесов.

Интересно также отметить, что размер (численность) корпоративного центра главным образом зависит от того, какой стиль контроля бизнесов используется корпцентром. Очевидно, что контроль «по входу» требует гораздо больше ресурсов, чем контроль «по выходу», в связи с чем, в первом случае размер корпоративного центра будет большим.

Управление связями между бизнесами

Основной задачей при реализации данной функции корпоративного менеджмента является создание материальной и нематериальной синергии за счет налаживания связей между бизнесами, входящими в корпоративный портфель.

  • Материальная синергия (tangible synergy) – может реализовываться посредством использования рыночных взаимосвязей между бизнесами (совместный бренд, совместные рекламные компании, кросс-продажи, единые каналы дистрибуции, системы обработки заказов). Также могут возникать выгоды за счет продуктовой синергии ( объединенные закупки, единые информационные и другие корпоративные системы, единые производственные мощности, поддерживающий персонал, НИОКР)
  • Нематериальная синергия (intangible synergy) – подразумевает обмен знаниями, компетенциями и навыками между бизнесами корпорации.

Следует, однако, иметь ввиду, что достижение нематериальной синергии как правило значительно затрудненно так как:


Также стоит отметить, что попытки реализовать синергию между бизнесами могут сопровождаться такими негативными последствиями как: потеря специализации в продуктовом сегменте, рост издержек на координацию деятельности бизнесов, размывание ответственности.
https://bitly.ws/3et4Y

вторник, 27 февраля 2024 г.

Матрица «Товар-рынок». И. Ансофф. Инструмент #29

 


Матрица «Товар-рынок» — аналитический инструмент стратегического маркетинга, разработанный основоположником этой науки, американцем русского происхождения Игорем Ансовом (в английском произношении Ансофф), и предназначенный для определения стратегии позиционирования товара на рынке. Продолжаю настаивать, что Ансофф один из столпов условно современной экономической теории. И точно современной практики. Помимо матрицы «Товар-рынок», у него  масса других умных и практичных инструментов. И вообще, он считается основателем стратегического менеджмента. Вот, например, в  Нидерландах учреждена «Премия Ансоффа» за достижения в области планирования и стратегического менеджмента.

Матрица «Товар-рынок» обычно изучается / применяется в маркетинговых программах. Те, которые, про большой портфель бизнесов. Или, вообще, «что делать» в условиях  широкого и глубокого товарного ассортимента. Наравне с матрицей «BCG» и «GE-McKinsey».

Например, внедряли этот инструмент в крупной дистрибьюционной компании (32 000 SCU,11 филиалов). В  результате анализа, предложили  сократить ассортимент на 10 000 SCU. Остальные распределить по 8 группам и 24 подгруппам. Каждые из которых перевели в квадранты матрицы «Товар-рынок». И разработали программы продвижения с маркетологом, ответственным за каждую группу. Если честно, то в условиях мультибрендового портфеля и соответствующего распределения маркетинговых усилий такой подход был близок к революционному. 

https://bitly.ws/3eocU