вторник, 30 января 2024 г.

Что такое омниканальность и как ее внедрить в бизнес

 


Олег Вершинин

Омниканальность – единая бесшовная система коммуникации, объединяющая все возможные способы связи бизнеса с клиентами.


Omni-channel marketing появился сравнительно недавно, но уже занял достаточно твердую позицию в сфере digital. Многие путают омниканальность с много- или мультиканальностью. Чтобы точнее понять суть термина «омниканальность», для начала посмотрим на перевод.

Omni (омни) – «каждый, все».

Channel (ченнел) – «канал».

Отсюда видно, что речь идет абсолютно обо всех доступных способах прямой или косвенной коммуникации с клиентами, которые объединяются в общую систему и становятся полностью взаимозаменяемыми.

Применение этой целевой технологии в бизнесе значительно повышает конверсии и др. показатели, усиливает лояльность клиентов и позволяет облегчить работу сотрудникам компании.

Что такое омниканальность простыми словами

Таким образом, чтобы понять принцип омниканальной модели, посмотрим, как она работает на реальном примере.

Пример

Команда дизайн-студии получила очень крупный заказ с предоплатой по оформлению и разработке «под ключ» загородного дома в Подмосковье. Перед тем, как выбрать фирму, клиент:

  • увидел контекстную рекламу и перешел на сайт, изучил предложение и акции, оставил телефон;
  • пообщался с менеджером, узнал примерную цену дизайн-проекта, затем задал вопросы в Skype;
  • подписался на блог студии, читал статьи и отзывы;
  • в ближайшее время получил бесплатную email-рассылку с предложением заказать дизайн-проект со скидкой 15% по хорошему чеку;
  • начал искать и изучил предложения других студий на этом рынке, провел анализ и исследования;
  • вернулся, внес предоплату и оформил заказ.

Все время от момента первого касания до закрытия заказа омниканальная CRM собирала и хранила данные о клиенте, его интересах независимо от того, откуда эти данные поступали. Каналов взаимодействия и привлечения было несколько: контекстная реклама, сайт, телефон, Skype, блог, email-рассылка. Каждый ресурсов внес личный вклад в принятие решения потребителем.

Отличие омниканальности от многоканальности

Из-за некорректной трактовки дословного перевода омниканальность часто путают с многоканальностью. Однако омниканальный подход имеет главную особенность, которая отличает его от других подходов, – наличие взаимосвязи между всеми каналами коммуникации. Каким бы способом потенциальный клиент ни взаимодействовал с компанией и с кем бы ни общался, данные о контакте собираются в единую базу, которая доступна всем сотрудникам, включая маркетолога. Вот, как выглядит омниканальность.

Омниканальность

Представьте, что вы задали нетипичный вопрос в онлайн-чате на сайте. Омниканальное взаимодействие предполагает, что вас попросят оставить email, куда будет направлен развернутый ответ.

Еще пример

Вы звоните и интересуетесь услугой, общаетесь с менеджером, затем берете паузу. Через неделю решаете сделать заказ и снова звоните. Трубку снимает уже другой специалист, но оператор понимает, о чем вы говорили с предыдущим сотрудником. Это тоже омниканальный сервис.

Все логично и правильно, разве может быть иначе? Может.

Один канал

Есть клиенты, которые предпочитают взаимодействовать с компаниями только по одному каналу. Например, только телефонные звонки или только мгновенные сообщения в мессенджере. Для пользователей такой формат удобен тем, что не нужно собирать информацию об одном и том же предмете из разных источников.

Один канал
Пример

Вы звоните, чтобы уточнить стоимость конкретной модели двери с установкой и демонтажем старой двери. Сразу же по телефону получаете сумму, которая более чем устраивает, и договариваетесь о доставке с оплатой по факту. Когда приезжают установщики с дверью, связь снова происходит по телефону. Затем представитель фирмы делает звонок, чтобы узнать, устроил ли товар и качество услуг.

Для клиента общение происходит удобно, быстро, по делу. Для компании это может быть единственный способ коммуникации с клиентами, а может быть один из многих.

Многоканальность

Многоканальный подход предполагает использование все тех же каналов коммуникации, но без их взаимосвязи. Обычно, данные не собираются в единую базу и не доступны одновременно нескольким сотрудникам. Это усложняет работу компании и доставляет неудобства пользователям, снижая лояльность.

Многоканальность

Вот как развивались бы события в рассмотренных примерах, будь там задействован многоканальный сервис.

  1. В чате дают почту менеджера предлагая продублировать вопрос, т. к. невозможно передать его компетентному лицу из чата и обеспечить его обработку.
  2. При разговоре с другим сотрудником вам приходится повторно рассказывать о том, какая услуга интересует и о чем договорились с предыдущим менеджером и отвечать на другие вопросы.

Понятно, что в обоих случаях результатом отсутствия омниканальности и применения многоканального маркетинга становится потерянное клиентом время и неудобства.

Кросс-канальность

Иной формат – кросс-канальность. Он предполагает взаимодействие с клиентом по разным каналам продаж. Значит, каналы работают поступательно, но обособленно.

Кросс-канальность

Например, вы выбираете подарок на День рождения ребенка. В Яндекс Директ видите рекламу игрушки, переходите на сайт, смотрите фото и описание, но не решаетесь добавить в корзину и купить. В ВК вам попадается похожая по смыслу реклама этой же игрушки и вы, наконец, покупаете.

Сработала кросс-канальность. Рекламная кампания была настроена так, что следующий по очереди канал взаимодействия как бы «дожимал» до покупки пользователя, который ушел с менее конвертирующего канала.

Как интегрировать omni-channel в бизнес

Чтобы омниканальность стала частью бизнеса и помогла в его развитии, недостаточно внедрить инструменты и ждать. Важно пересмотреть, а при необходимости полностью перестроить стратегию взаимодействия с клиентами.

Применение в бизнесе

Основа омниканальности – клиентоориентированностьБизнес-процессы в компании, особенно корпоративная культура на всех уровнях, должны быть построены вокруг клиента. Омниканальная стратегия работает, когда его потребности, лояльность, удобство и время для компании на первом месте.

Необходимо создать единый стандарт взаимодействия с аудиторией в рамках воронки продаж. Оптимально работать по скриптам.

Если компания имеет ограниченный набор каналов связи, желательно его расширить, проанализировав предварительно популярные предпочтения и потребности пользователей.

Омниканальная платформа связана с корпоративной CRM, поэтому ее необходимо частично автоматизировать. Например, чат-боты разгрузят менеджеров и помогут собирать и закрывать больше обращений клиентов, а рассылки покажут предложение одновременно сотням потребителей.

Плюсы внедрения

Омниканальные коммуникации – однозначный плюс как для бизнеса, так и для клиентов. Благодаря внедрению этой новой технологии люди получают возможность удобнее коммуницировать с компаниями, а предприятия могут рассчитывать на более лояльную аудиторию, увеличение числа продаж и повторных продаж.

Сравнение

По статистике, фирмы, внедряя и практикуя омниканальное обслуживание клиентов, удерживают в среднем на 56% больше аудитории и закрывают в 2-3 раза больше заказов, чем компании с мультиканальным принципом работы.

Преимущества для аудитории

  • Удобное взаимодействие. Покупатель связывается с компанией по таким каналам, которые для него предпочтительны, без потери в качестве обслуживания.
  • Персонализированная коммуникация. В базе хранится вся история и информация о клиенте, его заказах и интересах, откуда он пришел. Не нужно при каждом контакте давать одни и те же данные.
  • Отсутствие повторов в коммуникациях. Без омниканальности пользователи могут получать один и тот же предложенный контент через разные каналы, что вызывает раздражение в условиях перенасыщения информацией.
  • Быстрое решение вопросов. Многие каналы позволяют реагировать на запросы клиента моментально и обеспечивать актуальными предложениями.

Преимущества для бренда

  • Рост KPI и повышение эффективности маркетинга. Сбор данных о клиентах ведется параллельно со всех каналов связи. Это дает четкое понимание потребностей целевой аудитории, помогает составить ее портрет и собрать отчетность.
  • Сохранение клиентов. Даже в случае смены пользователем номера телефона он все равно остается доступен по другим каналам связи (push или пуш-сообщения в браузере, email и другие).
  • Сервис одинакового уровня. Данные о пользователе хранятся в базе, проработаны и подключены скрипты, алгоритмы взаимодействия и поддержки. Единая стратегия поведения менеджеров действует независимо от канала коммуникации.
  • Увеличение охвата аудитории. Даже пользователи, которые выбирают только один канал, могут стать клиентами компании благодаря внедрению омниканальности.
  • Снижение нагрузки на колл-центр. Ряд инструментов позволяют частично автоматизировать процесс коммуникации.

Возможные барьеры внедрения

Не всегда получается легко внедрить омниканальные решения. Иногда в бизнесе возникают серьезные проблемы и трудности.

Внедрение
  • Устоявшиеся бизнес-процессы. В компаниях, которые работают ни первый год, как правило, действуют давно выстроенные стратегии и алгоритмы работы, которые сложно менять для перехода на омниканальность. В частности, требуется техническая модернизация CRM, подключение новых каналов коммуникации, обучение сотрудников.
  • Затраты. Омниканальный ритейл может обойтись достаточно дорого, если организация крупная и требует проектирования индивидуальной системы под поставленные задачи. Однако стартапам и малому бизнесу могут подойти готовые платформы. Они имеют несколько тарифных планов, из которых можно выбрать вполне доступный вариант, тем самым повысить количество продаж и сэкономить средства.
  • Отдельный специалист для круглосуточной поддержки. Эффективная работа системы требует участия CRM-маркетолога. Он настраивает маркетинговые коммуникации с учетом персонализации, создает поканальную стратегию, проверяет гипотезы продвижения и т. д.

Лучшие примеры омниканальности в бизнесе

Следует обратить внимание, что в условиях высокой конкуренции современные организации не имеют права на ошибку. Каждый шаг в сторону удовлетворения клиентских потребностей засчитывается в пользу компании и повышает лояльность. Чем лояльнее потребитель относится к бренду, тем большую прибыль может получить бизнес.

Омниканальность для клиента – это, прежде всего, возможность удобно покупать товары и понимание того, что компания должна учитывать именно его интересы в своей работе.

Сейчас большинство предприятий ставят клиентоориентированность во главу угла и переходят на омниканальность, чем располагают к себе все больше потребителей.

Омниканальный маркетинг

Рассмотрим и расскажем, как может быть реализована омниканальность в маркетинге на примере сети известных кофеен Starbucks. Компания ввела для своих клиентов систему персональных карт, к которым привязываются профили гостей и их счета.

Starbucks

Получить клиентскую карту кафе может каждый, а для управления счетом предусмотрено множество вариантов. Пополнить баланс можно в кофейне офлайн, через сайт, который специально адаптирован, в мобильном приложении или с помощью смартфона.

Кроме удобной системы персонализации и оплаты, сеть внедрила ряд бонусов. В частности, в кофейне есть свой плейлист: гости могут не только слушать любимые композиции локально, но и сможет выбирать музыку, которая будет звучать в кофейне.

Омниканальные продажи

Омниканальность в ритейле дает наиболее четкое представление об эффективности этого инструмента, ведь главный индикатор в данном случае – продажи. Рассмотрим далее в статье несколько примеров компаний, которые эффективно используют омниканальные продажи.

Timberland

Торговая марка Timberland формирует персональные предложения путем активного взаимодействия с клиентами на основе информации о покупательском поведении в своих офлайн магазинах во всем мире. В точках продаж покупатели бесплатно получают планшеты со сведеньями о товаре, характеристиках и наличии.

Timberland

Люди с помощью мобильного гаджета могут просмотреть любые позиции онлайн и решить, в какой магазин ехать, если хочет их купить. Данные о просмотренных позициях принимаются и сохраняются. Американская омниканальная платформа использует их для формирования рассылки через интернет, и через некоторое время клиент получает индивидуальное предложение на email.

М.Видео

Сеть М.Видео стала одной из первых, кто внедрил и стал использовать омниканальность. Поскольку более 70% покупателей знакомятся с магазином и выбирают товары через интернет, а многие предпочитают и оплачивать покупки онлайн, компания сделала упор на интегрированные продажи.

М.Видео

Где бы покупатель ни выбирал товар – в интернет-магазине, мобильном приложении или офлайн – везде он видит одинаковый ассортимент, цены, спецпредложения. Интернет служит дополнением привычным магазинам. Каждый торговый зал сети оснащен digital-инструментами с установленными приложениями для оптимизации выбора товаров и операций покупки. Все то же самое доступно в приложении на смартфоне и других устройствах, что особенно удобно пользователям. Работают электронные киоски, установлены маяки Wi-Fi. Планшеты продавцов в магазинах интегрированы с рабочими системами сети.

Любой из перечисленных инструментов помогает компании отслеживать влияние интернет-взаимодействия с клиентами на реальные продажи, что обеспечивает вендор – веб-платформа электронной коммерции Ecommerce. Это нужно для персонализации предложений и повышения продаж.

Пример в банкинге

Полного перехода на омниканальность упорно добивается «Сбербанк», изменяя все основные системы. Благодаря этому клиенты банка получают все больше возможностей в личном кабинете. Например, можно проанализировать расходы перед крупными покупками или настроить автоплатеж по регулярным счетам (ЖКХ, кредиты, оплата за детский сад и т. д.).

Сбербанк

«Сбербанк» присутствует во всех соцсетях, где можно получить консультацию или высказать мнение. Все каналы связаны друг с другом. Также посетителям сайта доступен онлайн-чат, где можно проконсультироваться по вопросам малого бизнеса.

Пример в поддержке клиентов

Поддержка – расходная ветвь работы компании. Здесь в коммуникации заинтересован тот, кому нужна помощь. Однако косвенно это также влияет на продажи в будущем, поскольку клиент, который удовлетворен качеством поддержки, скорее всего, вернется за следующей покупкой.

Омниканальность можно рассмотреть на примере облачного сервиса. Предположим, что система дала сбой, и клиент обратился в поддержку по электронной почте или отправив форму обратной связи. В ответ сразу же получил подтверждение о принятии заявки. Чтобы ускорить процесс, связался со специалистом по телефону. При этом в поддержке уже знали, кто звонит, по какому вопросу и начали разговор, минуя уточнения. Чтобы не пропустить письмо с ответом техподдержки, клиент просил связаться с ним в Телеграм.

В данном случае все коммуникации с клиентом были связаны. Компания получала и предоставляла информацию независимо от того, каким способом общался клиент. При этом было сделано все, чтобы последнему было удобно взаимодействовать с поддержкой. То же самое актуально для авиакомпаний, перевозчиков и практически всей сферы услуг.

Необходимые инструменты

Омниканальная торговля любым продуктом может быть реализована только с помощью специальных инструментов, основным из которых выступает платформа. Ее выбор определяется коммуникативными задачами и спецификой конкретного бизнеса.

Омниканальный чат

Компании, которые только начинают работу или нуждаются в простейших функциях омниканальности, могут использовать готовые SaaS-решения. Предприятиям с более многочисленными задачами доступны коробочные системы. Если же требуются нестандартные опции, есть смысл создать собственную платформу.

Основная задача инструментов омниканальности – сбор данных о пользователях, их интересах, предпочтениях, поведении из разных каналов связи для автоматизации, сегментации и формирования персонализированных предложений.

Какие каналы стоит внедрить

Взаимодействие бизнеса с клиентами может происходить в разных средах. При этом главный принцип омниканальности в недопущении их разрозненности. Все коммуникационные каналы должны быть объединены в единую сеть и синхронизированы, тогда удастся добиться высокой эффективности.

Какие же каналы стоит использовать в первую очередь?

Мессенджер-маркетинг

Люди любят мессенджеры за быстрое реагирование. Наиболее распространены viber, whatsapp, telegram. С их помощью на любой вопрос можно получить ответ за несколько секунд. Оперативность со стороны бизнеса – признак клиентоориентированности и залог формирования лояльности. Также это эффективный канал распространения рекламного контента.

Контент-маркетинг

Доверие к бренду повышается, когда компания демонстрирует экспертность, подкрепляя ее полезными для пользователей материалами. Это могут быть обзорные статьи, руководства, подборки рекомендаций от специалистов, кейсы и т. д. Кроме того, контент-маркетинг помогает привлечь трафик из органической выдачи (поиск).

SMM

Соцсетями пользуются почти все, это площадка для живого общения. Здесь можно вести и поддерживать общение, обменяться опытом покупки и знаниями, проконсультироваться. Пользователи, имеющие аккуанты, подписываются на бизнес-сообщества в facebook и др. соцсетях, чтобы узнавать о новинках, новостях, изменениях в графике работы, открытии новых филиалов и другую полезную информацию.

Email-маркетинг

Экспертно составленные электронные письма, в т. ч. по шаблонам письменных обращений, в рамках продуманной стратегии помогают пользователям получать актуальную для себя информацию, а бизнесу – демонстрировать компетентность в определенных вопросах и плавно подводить клиентов к покупке. Для настройки триггерных сообщений в рамках транзакционных и регулярных емейл рассылок чаще используют платформы sendpulse, mailchimp и другие.

SMS

Сроки действия скидок, изменения в графике работы, проводимые мероприятия, приглашения к участию в розыгрышах призов (в том числе и от партнеров) – эту и другую информацию от бизнеса пользователи могут получать в виде смс-уведомлений. Это ненавязчиво и достаточно информативно для формирования положительного впечатления.

Омниканальный путь покупателя

От первого знакомства с продуктом до покупки клиент проходит долгий путь, состоящий из множества этапов: изучение, сравнение с конкурентами, консультация, корзина, заказ, доставка, сервис. На каждом из них взаимодействием с брендом происходит посредством разных каналов: сайт, мессенджеры, электронная почта, звонки, социальные сети (вконтакте, instagram), реклама.

Путь клиента

Иногда процесс выбора может длиться несколько недель и даже месяц. При этом клиентам важны простота и удобство. В условиях высокой конкуренции менее комфортные условия взаимодействия с брендом могут стать причиной отказа от покупки даже в ущерб финансовой составляющей.

Благодаря внедрению омниканальности компании обязательно получают возможность объединить все каналы, сделать путь потребителя более комфортным, оптимизируя при этом работу бизнеса.

Простой пример

Клиент ввел поисковый запрос, случайно увидел продукт в Директе и заинтересовался, но дальше отвлекся и забыл о нем. Через время этот же продукт показался в рекламе ВК, где пользователь уже кликнул, подписался и перешел на сайт, но затем ушел. В конце концов, сработал ретаргетинг в ФБ, откуда и поступила заявка в компанию. Глядя на то, что из различных соцсетей поступает больше заявок, чем из Директа, и они дешевле, маркетолог решает отказаться от контекстной рекламы, чтобы перебросить бюджет на рекламу в соцсетях. Итог – со временем компания вовсе остается без заявок.

Такого можно избежать благодаря внедрению омниканальности, которая позволяет отслеживать весь путь клиента от первого касания до поставленной цели.

Стратегии омниканального маркетинга

  • Полное погружение в среду, в которой находятся потребители продукта.
  • Улучшение юзабилити и доступа сайта, сокращение времени загрузки страниц.
  • Стимуляция аудитории к созданию оригинального пользовательского контента.
  • Внедрение дополнительных выгод от покупки: добавить товары со скидкой, скидки при определенной сумме чека, несколько товаров по цене одного, подарки и т. д.
  • Проведение конкурсов с голосованием и интересным предложением для победителя.
  • Персонализация бизнеса, создание уникальных черт, ассоциирующихся с брендом.
  • Участие в благотворительности.
  • Создание и обновление емкого, полезного контента в помощь аудитории.

Подводим итог

При взаимодействии с брендом клиенты всегда выбирают наиболее удобный и привычный способ. Один пользователь сразу же звонит по телефону в надежде получить максимально исчерпывающий ответ. Другой обращается в мессенджер, ведь это быстро и удобно. Третий подписывается на группу в соцсети и становится активным участником обсуждений. Четвертый приходит в офис, найдя его адрес.

Какие бы каналы общения ни выбирали потребители, омниканальность продаж невозможна, если в компании не выработана целостная стратегия. Корпоративная культура, построенная на базе клиентоориентированности, – вот, что прежде всего должно быть налажено и использоваться в бизнесе. Только в этом случае удастся добиться высокого качества сервиса по всем каналам взаимодействия с клиентами.


https://neiros.ru/

Элементы бизнес-модели. 7. Ключевые виды деятельности

 



Шаблон бизнес-модели

Блок 7: Ключевые виды деятельности

Чтобы правильно использовать ресурсы, нужно правильно их использовать. Данный блок описывает действия компании, которые необходимы для реализации ее бизнес-модели.

Ключевые виды деятельности, как и ключевые ресурсы, - обязательный компонент процесса создания ценностного предложения, поддержания взаимоотношений, выхода на рынок и получения прибыли.

В зависимости от бизнес-модели требуются различные ключевые действия. Например, в Microsoft - это разработка программного обеспечения, в консалтинговой фирме McKinsey - разрешение сложных ситуаций.

Каждая бизнес-модель включает определенное число ключевых видов деятельности без которых невозможна успешная работа компании

Ключевые виды деятельности можно классифицировать следующим образом:

Производство
Для компаний производителей это основной вид деятельности, включая разработку, создание и вывод на рынок в требуемом объеме и наилучшем качестве.

Решение проблем
Эта деятельность заключается в поиске оптимального решения проблемы для конкретного клиента. Для этого вида деятельности требуется постоянная отработка профессиональных навыков, управление знаниями и постоянное обучение.
Ключевая активность этого типа преобладает в работе консалтинговых компаний, юридических бюро, больниц и других организаций, оказывающих услуги.

Развитие и поддержка платформы/сети
Если в бизнес-модели ключевой ресурс является платформой, то все ключевые виды деятельности будут связаны с этой платформой.
Платформой могут выступать компьютерные сети, коммерческие платформы, программное обеспечение и даже торговые марки.
Например, для функционирования бизнес-модели ДоДо Пицца требуется постоянное развитие и поддержка платформы для обработки и исполнения заказов.
Для Visa требуется поддержка платформы обработки транзакций, а в Microsoft постоянно развивают платформу для синхронизации стороннего программного обеспечения с системой Windows.

Вспомогательные вопросы

  • Каких видов деятельности требуют наши ценностные предложения, каналы сбыта, взаимоотношения с клиентами, потоки поступления доходов?
  • Без каких видов деятельности вы не сможете создать ценностное предложение?
  • Какие знания, умения и ключевые виды деятельности вам необходимы?
  • В полной ли мере цепочка создания стоимости использует наши ключевые знания и умения?
  • Какие виды деятельности вы в состоянии выполнять самостоятельно с учетом нашей специализации, а для каких привлекать сторонних исполнителей?
  • В каких дополнительных видах деятельности и специализациях вы нуждаетесь?

Типичные ошибки

  • Несогласованность действий с блоком ключевых ресурсов
  • Деятельность не создающая ценности для бизнес-модели
  • Отсутствие необходимых ресурсов и партнеров

Примеры формулировок

  • Маркетинг
  • Привлечение и сохранение клиентов
  • Обслуживание инфраструктуры
  • Производство
  • Продажи
  • Создание видео контента

Практика
Составьте список ключевых видов деятельности и заполните соответствующий блок в шаблоне бизнес-модели. Проверьте их на соответствие с другими элементами


https://ib-m.ru/

Другие Аспекты Стратегии

 




Другие Аспекты Стратегии

В данном разделе собраны интересные и полезные материалы, имеющие отношение к стратегии, и не нашедшие отражения в предыдущих разделах ресурса


Выбор стратегии

В данном разделе даются разъяснения, почему классические стратегии не всегда работают на практике, дается описание и характеристика нового типа стратегии - стратегии "X-факторы", а также приводится модель выбора оптимальной стратегии

Почему классические стратегии не работают?

На практике классические стратегии, при всей своей изящности и логичности, не всегда работают: фирмы, реализующие схожие стратегии, показывают весьма несхожие результаты. А компании, не имеющие четкого позиционирования (те, что по выражению Портера "завязли в центре" и должны были бы, по его мнению, умереть) преуспевают (!). В чем секрет?


Причины провала стратегии

Чаще всего провал стратегии объясняется неэффективностью ее реализации (см. раздел "Реализация стратегии"). Однако существуют и другие причины неудач, проистекающих из ошибки выбора наиболее релевантного для данного рынка типа стратегии.

Классические стратегии (Ресурсная стратегия и Стратегия конкурентного позиционирования) не всегда применимы и/или эффективны на практике. Так, классические стратегии направлены на приобретение компанией устойчивого конкурентного преимущества за счет овладения важными для данного рынка стратегическими ресурсами (компетенциями). Причем такие ресурсы (компетенции) должны быть в теории ценны, редки, и сложно поддающимися копированию и имитации. Однако, благодаря современным финансовым, информационным и управленческим технологиям, большинство ресурсов в наше время относительно легко доступны и имитируемы. Кроме того, не на всех рынках существуют важные стратегические ресурсы, определяющие успех работы на данном рынке

Выбор оптимальной стратегии

На рисунке проиллюстрирован принцип определения эффективной стратегии в зависимости от стратегической важности ресурсов и возможности эксклюзивно контролировать эти ресурсы на выбранном рынке:

  • Если для выбранного рынка какой-либо ресурс обладает стратегической важностью и при этом возможность эксклюзивного обладания (или обладания ограниченным кругом организаций) высока - наиболее предпочтительной является ресурсная стратегия.
  • Если для выбранного рынка стратегическая важность каких-либо ресурсов не высока и, в тоже время, есть возможности для эксклюзивного контроля над какими-либо ресурсами - наиболее предпочтительной является стратегия конкурентного позиционирования.
  • Для тех рынков, на которых нет стратегически важных ресурсов, и нет возможностей для получения эксклюзивного контроля каких-либо ресурсов, определяющим является влияние внешних факторов.
  • И, наконец, для тех рынков, на которых стратегическая важность каких-либо ресурсов высока, но, в тоже время, нет возможности для приобретения эксклюзивного контроля над такими ресурсами - наиболее эффективной является стратегия "Х-факторы"

Стратегия «X-факторы»

Компания, реализующая Стратегию "X-факторы", фокусируется в своей деятельности в первую очередь на следующих четырех активностях:

  1. Определение стратегического капитала организации
  2. Определение проблемного поля
  3. Определение стратегических работ (проектов)
  4. Нивелирование провалов ("дыр") в исполнении стратегии

Стратегический капитал

Стратегический капитал - это совокупный фонд конкурентных активов организации. К ним относятся:


Проблемное поле

Проблемное поле - это совокупность наиболее значимых для выбранного рынка проблем и аспектов деятельности

На рисунке представлены примеры проблемных полей для рынка розничной реализации бензина и рынка негосударственного пенсионного обеспечения

Стратегические работы (проекты)

Стратегические работы (проекты) - это распределение инвестиций стратегического капитала организации в текущем периоде. Иными словами, это те работы, которым в настоящий момент времени устанавливается наивысший приоритет, уделяется наибольшее внимание первых лиц компании, и в которые инвестируется львиная доля стратегического капитала организации

Исполнительские провалы («дыры»)

Исполнительские провалы ("дыры") - это наиболее типичные ошибки реализации стратегии. К ним относятся:

  • неверное определение ресурсов: времени, капитала, людей, проектов;
  • пренебрежение или недостаточная погруженность в важные проблемы;
  • неспособность или нежелание решать решаемые проблемы

Классические стратегии или Х-факторы Резюме

Хотя успех компании, несомненно, определяется выбором и четкой реализацией стратегии, крайне важно определить верный тип стратегии, наиболее релевантный для рынка, на котором компания осуществляет свою деятельность. Здесь, самыми важными факторами, определяющими выбор конкретного типа стратегии, являются факторы внешней среды (рынка), а именно существование на рынке ценных стратегических ресурсов и наличие возможностей для получения эксклюзивного контроля над данными ресурсами. Для рынков, где стратегически важные ресурсы существуют, но они НЕ уникальны и доступны большинству участников, наиболее эффективной может оказаться стратегия "X-факторы", предполагающая четкую организацию работ по созданию стратегически важных ресурсов и компетенций, и эффективное их применение к наиболее важным проблемным областям данного рынка.

Организация, реализующая стратегию "X-факторы", не ищет пути для создания уникального конкурентного преимущества (через обладание редким, важным ресурсом, или уникальную конкурентную позицию на рынке). Успех этой организации зиждется на правильном определении проблемной области своего рынка, на четкой и объективной оценке своего стратегического капитала, на умении организовать стратегические работы и избегать попадания в исполнительские провалы
https://pribylov.ru/

Философские фишки бизнеса

 

Бойцовский клуб и обмен телами

Антон Бахарев

Нетрудно поставить рискованную и дерзкую цель. Но очень трудно уволить людей, когда станет ясно, что реализовать ее не удастся. Нетрудно нанять блестящих сотрудников. Столкнуться с тем, что эти «блестящие сотрудники» считают, будто заслуживают особых компенсаций, — проблема намного серьезнее. Нетрудно строить глобальные планы — тяжело просыпаться в холодном поту, когда твои мечты вдруг превращаются в ночной кошмар.

Как однажды очень верно заметили авторы вот этой замечательной книги, не бывает универсального рецепта для сложных решений в бизнесе. Но рациональные зерна есть в огромном количестве в любом чужом опыте, поэтому нельзя пренебрегать полезными советами людей, побывавших в подобных ситуациях. Автор книги «Легко не будет» Бен Хоровиц — настоящий профессионал, проделавший путь от предпринимателя до СЕО и венчурного инвестора. Полистаем страницы его опыта.

Менеджмент и бокс

Никто не скажет вам, как написать серию музыкальных хитов или как стать звездой в составе спортивной команды. Можно относительно быстро научиться легкой атлетике, потому что она основана на естественных человеческих движениях, которые необходимо только отшлифовать. А вот, скажем, боксу приходится учиться намного дольше, поскольку он требует освоения множества движений, которых нет в повседневной жизни, а также специальных приемов.

Например, чтобы отступить назад в боксе, надо обязательно сначала отодвинуть ногу, находящуюся сзади, а уже потом ту, которая выдвинута вперед. Если вы сделаете наоборот, как в обычной жизни, то, поднимая выдвинутую вперед ногу, вы на секунду утратите равновесие, и соперник не упустит случая отправить вас в нокаут. Для того чтобы освоить этот прием до степени автоматизма, надо очень много практиковаться. Если на посту СЕО вы будете делать то, что вам кажется естественным, то тоже пропустите удар от соперников. Работа в должности СЕО требует освоения многих неестественных для прочих людей движений.


Личные амбиции и общий успех

Самый надежный способ превратить вашу компанию в некое подобие сената США с его тенденцией к интриганству — это принять на работу людей с неправильными амбициями. Именно амбиции сотрудников связаны с успехом компании. Стремление добиться личного успеха вне связи с успехом или провалом компании — то, чего в вашей команде быть не должно.

Оценка работы сотрудника

В кинематографе распространен сюжет, когда герои фильма нечаянно меняются телами. При этом всегда они начинают гораздо лучше понимать друг друга. Так и в отношениях руководителя с подчиненными. Если вы не согласны с чьей-то точкой зрения или вам что-то не нравится, то вы не обязательно правы, даже если вы СЕО. Ваш сотрудник знает о своей работе не меньше, чем вы. У него может быть даже больше информации, чем у вас, — вы можете просто ошибаться.

Поэтому цель оценки работы сотрудника состоит в том, чтобы дать начать дискуссию о ней, а не в том, чтобы расставить все точки над «i». Поощряйте людей подвергать сомнению ваше суждение и отстаивать свою точку зрения. С позиции корпоративной культуры вы хотите всестороннего обсуждения высоких стандартов работы и стремитесь сделать все возможное, чтобы заставить сотрудников мыслить. При этом необходимо оставаться достаточно самокритичным, чтобы понять, когда вы ошибаетесь.

Бойцовский клуб менеджмента

Наверное, самую важную вещь, которую я узнал как предприниматель, можно выразить одним предложением: главное в бизнесе — сосредоточиться на том, что надо сделать, и перестать беспокоиться о том, какие ошибки вы уже совершили или еще совершите в будущем.

Самым ценным талантом руководителя Бен Хоровиц считает умение справиться с собственными психологическими мотивами. Организационная структура компании, разработка бизнес-процессов, выбор показателей, наем и увольнение сотрудников — всему этому не так уж трудно научиться по сравнению с умением держать под контролем свой разум и эмоции. В беседах с сотнями СЕО, обладавшими примерно таким же опытом, он услышал об этой проблеме лишь от нескольких человек. И тем более редко встречаются упоминания о ней в деловой литературе.

Это напоминает бойцовский клуб менеджмента: главное правило руководителя в состоянии психологического упадка — не говорить о своей слабости.


Важность обучения

Как ни странно, обучение — это один из наиболее производительных видов деятельности, которым занимаются менеджеры. Представьте, что вы читаете цикл из четырех часовых лекций сотрудникам своего отдела. Предположим, что на подготовку к каждой лекции вы тратите три часа. На подготовку ко всему курсу уйдет 12 часов. В вашей группе десять студентов. В следующем году им предстоит отработать на вашу компанию около 20 тысяч часов. Если ваша программа обучения поможет им повысить эффективность своей деятельности хотя бы на 1%, компания получит эквивалент 200 часов труда в качестве отдачи на инвестированные 12 часов.

Сначала люди, потом все остальное

«Мы заботимся о людях, продукте и прибыли — именно в таком порядке». Высказывание простое, но очень глубокое. «Мы заботимся о людях», — всегда наиболее трудно реализуемая часть, но если игнорировать ее, то остальные две

потеряют значение. Заботиться о людях означает сделать компанию хорошим местом для работы. Большинство организаций от этого далеки.

По мере того как масштабы растут, важная работа остается незамеченной, лучших сотрудников обходят по служебной лестнице ловкие политиканы, а бюрократические процедуры вытесняют творчество и убивают радость от работы.

Действительно великие лидеры создают атмосферу, в которой сотрудники чувствуют, что руководитель куда больше заботится о них, чем о себе самом. В такой атмосфере иногда случаются чудесные вещи. Огромное количество сотрудников верят в то, что это их компания, и ведут себя соответственно. По мере роста масштабов деятельности эти сотрудники становятся своего рода системой внутреннего контроля для всей компании: устанавливают стандарты эффективной работы, и все позже поступившие на работу сотрудники вынуждены на них ориентироваться.

Обратите внимание, что вся это цепочка начинается от руководителя.

По материалам книги «Легко не будет».

Обложка поста: wallpapershacker.com

Держи слово и доверяй Вселенной

По-настоящему крутые книги по бизнесу и менеджменту имеют одну особенность, благодаря чему перешагивают границы своей первоначальной цели и перестают быть просто прикладными пособиями для предпринимателей и руководителей. Эта особенность — широта и универсальность авторских взглядов.

Сегодня у нас на столе одна из таких книг — «Искусство управлять», изложенные в которой принципы работают не только в бизнесе, но и в любой повседневной деятельности. Это значит, что их может взять на вооружение каждый человек, активно осознающий себя в окружающем мире и думающий о своем предназначении.

Действительно ли ваше «да» означает «да»?

Верность слову не терпит полумер и компромиссов.

К сожалению, верность слову встречается в мире очень редко. Производители заявляют о высоком качестве своих продуктов. Врачи информируют, что примут вас в 11 часов. Сотрудник обещает отчет к полудню. Политики убеждают, что будут действовать в интересах страны.

А что на самом деле?

Продукты оказываются не такими, как обещала реклама. У кабинетов врачей собираются очереди. Сотрудники часто нас разочаровывают, а политики действуют в собственных интересах. Всегда ли так происходит? Не всегда, но очень часто.


Сказал — сделал

Если следовать еще одной крутой книге («45 татуировок менеджера»), то данную фразу стоит выбить на самом видном месте:

Я говорю, что собираюсь сделать, — и делаю это. Всегда.

Верность слову зиждется на уважении к нему, а не на правилах или морали. Когда люди верны слову, плодом того, что они говорят, является будущее — и окружающие им верят. Так достигаются результаты, которые практически невозможно получить иным способом. Зиг Зиглар (писатель и большой спец в области маркетинга) сказал: «Самый эффективный инструмент убеждения в вашем арсенале — верность слову»

По отвесной скале

Нет малых или больших обещаний — есть просто обещания. И все они должны быть выполнены. Самое удивительное, что люди часто встречают с ужасом предложение быть верным своему слову. Да, это непросто, но какие есть варианты? Согласитесь ли вы взбираться по отвесной скале, зная, что человек на другом конце веревки страхует вас… иногда… может быть?


Три навыка

Чтобы быть верным своему слову, руководителю потребуется три навыка:

1. Вы должны уметь заранее распознавать ситуации, когда вас попросят или вы сами решите дать слово.

2. Говорите «да», только если действительно так думаете.

3. Научитесь говорить «нет», потому что это станет вашим самым частым ответом.

Честность порождает доверие. Доверие порождает близость. Даже если вы не извлечете ничего другого из этой книги — возьмите на вооружение хотя бы принцип верности слову. Сделайте его частью своей жизни, а также жизни вашей команды. Он прост. Научитесь следовать ему.

Доверяйте Вселенной

Если вы что-то можете сделать или вам кажется, что можете, начинайте. Смелость содержит в себе гений, силу и волшебство.

Гете

В тот самый момент, когда человек окончательно решается на какое-либо дело (вне зависимости от масштаба задуманного), провидение вступает в игру на его стороне — ему в помощь происходят события, которые в противном случае никогда бы не произошли. Твердая решимость запускает цепь событий — непредвиденных случайностей, встреч с нужными людьми, материальной подмоги с чьей-то стороны, о которой человек не мог и мечтать.


Три волшебных шага

Поэтому перестаньте сомневаться и сделайте следующее:

• поймите, что во Вселенной есть все необходимое для вашей идеи;

• поверьте в то, что, какое бы ви´дение ни предстояло реализовать — оно уже существует где-то в будущем;

• доверьтесь Вселенной и знайте, что она даст все необходимое для осуществления задуманного.

Звучит, как фантастика, но это факт, который наука пока что не в силах объяснить. Автор книги «Искусство управлять» Крис Макгофф — бизнесмен и консультант с  тридцатилетним опытом стратегического планирования. Если бы он занимался теоретическими изысканиями в области непознанного, среди его клиентов не было бы  компании Boeing, Всемирного банка, ООН, IBM, Агентства национальной безопасности США и NASA.

Поэтому стоит его услышать.

По материалам книги  «Искусство управлять».

https://biz.mann-ivanov-ferber.ru/