Корпоративная культура
На рисунке представлена корпоративная культура "в разрезе". Чем ближе составляющая лежит к сердцевине яблока - тем более существенен вклад в состояние корпоративной культуры данной составляющей и тем сложнее ее изменить
Профиль корпоративной культуры
Выделяют следующие факторы, определяющие корпоративную культуру организации:
- Инновационность и рискованность: инновации, экспериментирование, желание идти на риск, оппортунизм, гибкость
- Ориентированность на людей: справедливость, уважение к индивидуальны правам, поддержка, награда за достижения (индивидуальные)
- Ориентированность на команду: дух сотрудничества (НЕ индивидуальная автономия), награда за коллективные достижения
- Внимание к деталям: аналитическая работа, точность, аккуратность, тщательность
- Стабильность: надежность, предсказуемость, ориентированность на правила, безопасность
- Ориентированность на результат: требовательность к достижению результатов, ориентированность на действия (НЕ заводить дружбу на работе)
- Агрессивность: соперничество, конкуренция, поиск новых рыночных возможностей (НЕ социально-ответственная)
Функции корпоративной культуры
- Определяет границы организации: создает отличия одной организации от другой;
- Создает идентичность организации: передает чувство самотождественности, идентичности членам организации;
- Направляет поведение: помогает понять, что делать и как действовать в ситуации неопределенности;
- Повышает вовлеченность в достижение корпоративных целей: создает коммитмент на достижение нечто большего, чем преследование индивидуальных корыстных интересов
Типы корпоративной культуры
В бизнесе часто встречается упоминание "инновационной корпоративной культуры" и "клиентоориентированной корпоративной культуры"
- Инновационная корпоративная культура: характеризуется царящим в организации духом взаимного доверия и уважения, отсутствием боязни провала и неудач, готовностью делиться информацией и другими ресурсами между членами организации, простыми законами и правилами. Поощряется разнообразие и различия точек зрения.
- Клиентоориентированная корпоративная культура: дружелюбные и общительные сотрудники, низкая степень формализации, широкие полномочия сотрудников, гибкость, четкость в определении ролей, функций и полномочий
Субкультуры
Формирование субкультур организации может быть обусловлено принадлежностью к:
- Возрастной группе или полу;
- Иерархическому уровню;
- Расе или национальности;
- Отделу или другой организационной единице;
- Функциональной роле;
- Уровню образования;
- Приверженности тому или иному лидеру в организации
Формирование корпоративной культуры
Основным фактором, влияющим на ее формирование, является философия основателей организации, ее владельцев и акционеров. На рисунке представлен процесс формирования корпоративной культуры: под влиянием философии основателей компании разрабатываются критерии отбора топ-менеджмента компании, идеология которых должна совпадать с идеологией основателей. Действия топ-менеджеров формирует общее понимание того, что является допустимым и желаемыми поведением в компании, а что нет. Успех процесса социализации (усвоение ценностей и норм, культуры места работы и профессии) сотрудников зависит как от степени совпадения личных ценностей сотрудников с корпоративными ценностями, так и от выбора топ-менеджментом методов социализации
Двумерная модель корпоративной культуры
Принадлежность корпоративной культуры к тому или иному виду определяется тем, в какой из четырех квадрантов на рисунке она попадает. Расположение в квадрантах определяется степенью присутствия и развитости в организации двух характеристик "корпоративного духа": социальность и солидарность
- Социальность: подобно смеху, который является ее отличительным признаком, зачастую приходит в компанию естественно и непринужденно. Социальность - есть мера эмоциональных, неинструментальных отношений (таких отношений, в которых люди не видят друг друга в качестве средств для достижения собственных целей) среди индивидуумов, испытывающих друг к другу дружеские чувства. Будучи друзьями, они разделяют одни и те же идеи, интересы, ценности. У них схожее отношение к происходящему. В чистой форме, социальность представляет собой тип социальных отношений, которые ценятся участниками сами по себе (без оглядки на материальные выгоды, которые эти отношения могут принести). "Мы помогаем друг-другу, разговариваем, делим радости и печали, смеемся и плачем вместе".
- Солидарность: в противовес социальности, находится не столько в сердце, сколько в разуме, хотя также может приходить естественно в группы, работающие в бизнес-условиях. Отношения базируются на совместных задачах, общих интересах, разделяемых целей, которые несут выгоду для всех участвующих сторон. Профсоюзы - классический пример группы с высокой солидарностью. Часто солидарность существует между несхожими индивидуумами и группами и не поддерживается продолжительными социальными отношениями.
Преимущества и недостатки высокой социальности и солидарности:
Высокая Социальность:
- Преимущества: работа доставляет удовольствие, мораль и боевой дух высоки - сотрудники работают упорнее. Командная работа, свободный обмен информацией, нестандартное мышление - стимулируют креативность.
- Недостатки: высокая терпимость к низкой производительности и показателям труда, преувеличенное желание всегда и во всем достигать консенсуса, социальные сети строятся на базе не рабочих факторов
Для увеличения Социальности:- поощряйте обмен идеями, интересами, эмоциями
- нанимайте совместимых людей - таких, которые с высокой вероятностью могут стать друзьями
- способствуйте социальным взаимоотношениям между сотрудниками
- уменьшите формальности в рабочих отношениях между сотрудниками
- ограничьте иерархические различия
- ведите сами себя как друг
- поощряйте обмен идеями, интересами, эмоциями
Высокая Солидарность:
- Преимущества: стратегический фокус, быстрый ответ и реакция, низкая терпимость к низкой производительности и показателям труда
- Недостатки: во всем ищется собственная выгода, "бои за территорию"
Для увеличения Солидарности:- развивайте осведомленность о наличие конкурентов и угроз с их стороны: путем брифингов, корпоративных СМИ, видео, докладных записок, e-mail
- формируйте атмосферу срочности, неотложности (sense of urgency)
- стимулируйте "волю к победе"
- поощряйте коммитмент (вовлеченность) в достижение корпоративных целей
- развивайте осведомленность о наличие конкурентов и угроз с их стороны: путем брифингов, корпоративных СМИ, видео, докладных записок, e-mail
В зависимости от того, в какой степени присутствуют в организации Социальность и Солидарность, формируются 4 вида корпоративной культуры (см. рисунок):
https://tinyurl.com/4haryru2























