Подавляющее большинство российских предприятий испытывают острую необходимость в реструктуризации. Под этим словом обычно понимают процесс структурных изменений в области имущественного комплекса, накопившейся задолженности, производственной деятельности, системы управления и пр. Данная статья будет посвящена исключительно совершенствованию системы управления – ключевой проблемы оздоровления российского бизнеса.
В предыдущих публикациях мы уже рассматривали особенность предлагаемой технологии:
разделяются процессы постановки и компьютеризации менеджмента; процессу компьютеризации предшествует формализация и пересмотр, в случае необходимости, схем и методов управления; постановка регулярного менеджмента производится с использованием простых трафаретных техник матричного моделирования и применением специальных компьютерных программ–структуризаторов; реструктуризация управления производится с соблюдением определенной последовательности работ. Обязательное стартовое условие - построение организационно-функциональной модели предприятия, техники разработки которой мы рассмотрим подробнее.
Организационно-функциональная модель закрепляет за структурными звеньями предприятия ответственность за продукты, а также за выполнение соответствующих бизнес-функций по их воспроизводству продуктов и функции управления этим процессом воспроизводства. В конечном счете при построении модели необходимо описать «кто-что» делает на предприятии.
Для построения модели необходимо описать в виде классификаторов следующие управленческие регистры:
бизнесы; бизнес-функции; функции менеджмента; организационную структуру компании.
После этого следует закрепить с помощью матричных проекций элементы первых трех классификаторов за четвертым (рис.1).
Проекция бизнесов (товарных групп, ориентированных на соответствующие рыночные сегменты) на этапы производственного цикла (включающего в общем случае закупки сырья и комплектующих, производство продуктов и их распределение) обеспечивает формирование основных бизнес-функций (рис.2).
Формирования перечня основных функций менеджмента осуществляется с помощью трафарета, приведенного на рис. 3.
Для этого сначала на предприятии разрабатываются и утверждаются два базовых классификатора - компоненты менеджмента и этапы управленческого цикла. После этого элементы указанных классификаторов проектируются друг на друга, порождая на пересечении строк и столбцов матрицы перечень основных функций менеджмента.
Закрепление функций за организационными звеньями производится согласно трафарета, приведенного на рис. 4. Процедура ничем не отличается от известной игры в «крестики и нолики» – зона ответственности помечается крестиком на пересечении соответствующей строки (звено) и столбца (функция).
Помимо корпоративной организационно-функциональной модели предприятия могут быть построены частные модели для отдельных структурных направлений (подразделений) или функциональных областей. Например, для отдела маркетинга, рекламного бюро, входящего в отдел маркетинга и т.д. (структурные направления), или соответственно модели маркетинга, стратегического маркетинга, маркетинговых исследований (функциональные области).
Построение организационно-функциональной модели предприятия обеспечивает прозрачность и предсказуемость бизнеса, что повышает его инвестиционную привлекательность, открывает путь к партнерству и сотрудничеству.
С помощью указанных трафаретов возможно выполнение работ в основном собственными силами предприятия- заказчика. Значительно упрощает задачу использование специальных программно-методических комплексов «БИГ-Мастер».
Комментариев нет:
Отправить комментарий