суббота, 5 ноября 2016 г.

Принятие решений и устранение проблем

отрывок из книги “Основы менеджмента” (3-е издание) Роджера Олдкорна


Менеджерам приходится принимать решения, в этом заключается их работа. Более того, проблемы, не дающие менеджерам спокойно жить, нельзя игнорировать или переложить на плечи других людей, их нужно решать. К концу изучения данной главы Вы будете лучше понимать суть процесса решения проблем и убедитесь в эффективности предлагаемой методики принятия решений, значительно облегчающей этот процесс.
Однажды вечером, недавно, между моими тремя детьми начался спор, что само по себе и не редкость. Сначала я был склонен его игнорировать в надежде, что дети сами разрешать свои разногласия, как это обычно бывает. К сожалению, спор вылился в громкую перебранку, и мне пришлось вмешаться. Как выяснилось, причиной ссоры было то, что каждый хотел смотреть телевизионную программу, которая не устраивала других.
Первым делом я выяснил, кто хотел смотреть какую программу и какова тематика этих программ. Стало ясно, что решать спор придется мне, так что на меня обрушился шквал доводов в пользу и против каждой программы.
Затем я выяснил, что жена не хотела смотреть телевизор, я тоже не хотел, так что вопрос оставался открытым. На принятие решения оставалось около пяти минут, и я оказался перед выбором одной из следующих альтернатив:
  • Оставить все как есть, пусть сами разберутся.
  • Предложить тянуть жребий насчет того, какой канал смотреть.
  • Выключить телевизор.
  • Выбрать наименее неприятную (наиболее удобоваримую) программу и смотреть ее (выбор программы был отдельным решением, которое легко принять исходя из личных симпатий).
  • Смотреть самую плохую программу.
  • Послать двоих детей к соседям, чтобы дети там посмотрели другие программы (можно было узнать с помощью телефонного звонка, какую программу собираются смотреть соседи).
Теоретически были и другие альтернативы, например, покупка нового телевизора или видеомагнитофона, но эти варианты были исключены ввиду ранее принятых решений в области “семейной политики”. Поэтому выбор сводился к этим шести альтернативам. Вот названия трех программ, из-за которых шел спор: “Улица коронации”; одна из старых комедий типа “Держись, сестра!”; документальный фильм о лесных волках.
Задание на самостоятельные действия
К данному моменту осталось только три минуты. Что бы Вы сделали на моем месте? Примите решение за три минуты.
Ну, и как же Вы пришли к своему решению? Вы могли выбрать один из шести вариантов наобум, или же ваше решение могло основываться на Ваших ответах на следующие проверочные вопросы:
  • Сочтут ли все мое решение справедливым?
  • Выполнимо ли это решение?
  • Что именно стал бы смотреть я сам?
  • Могу ли я привести весомую причину в пользу своего решения?
  • Поможет ли мое решение решить проблему накалившихся взаимоотношений (в данном случае, поможет ли оно избежать маленькой гражданской войны)?
Ответив для себя на эти вопросы, я сократил количество альтернатив до двух:
  • выключить телевизор (и таким образом не решить спор ни в чью пользу),
  • смотреть документальный фильм (решив спор в пользу одного).
В конце концов я выбрал документальный фильм, потому что мог оправдать это исходя из моей собственной системы ценностей. Это вовсе не означает, что данное решение было единственно верным. Некоторые другие решения можно было оправдать аналогичным образом, и весьма вероятно, что если бы у меня было больше времени, я пришел бы к другому решению.
Для целей нашего изучения не столь важно само решение, как важен способ его принятия. Можно определить ряд отдельных этапов в процессе принятия решения:
Этап 1. Определить проблему, которую я должен решить.
Этап 2. Установить факты и причины.
Этап 3. Произвести поиск вариантов решений проблемы.
Этап 4. Свести к минимуму количество приемлемых альтернатив действий.
Этап 5. Принять решение.
Этап 6. Выполнить решение.
Процесс нахождения решения обычно называется “устранением проблемы”, и существует много вариантов классификации этапов принятия решения. Однако все эти варианты включают в себя следующие основополагающие элементы, которые соответствуют шести вышеуказанным этапам, а именно:
  • Осознание наличия проблемы.
  • Выявление причин(ы).
  • Выработка возможных вариантов решения.
  • Оценка возможных вариантов
  • Выбор (т. е. принятие решения).
  • Реализация решения.
Каждый из этих элементов следует рассмотреть подробнее.

12.1. Осознание наличия проблемы
Словари определяют понятие “проблема” как “вызывающий сомнения или затруднения вопрос”, и было бы очень хорошо, если бы все проблемы возникали перед нами в форме вопроса на бумаге. Например, рассмотрите следующий вопрос:
Анаграммой какого слова является янешире?
Эта проблема изложена на бумаге в виде вопроса, над которым нужно подумать. К сожалению, менеджер очень редко получает возможность решать проблемы таким образом, обычно проблемы встают перед ним в форме, напоминающей следующую постановку задачи:
Следите за тем, чтобы гак был как можно дальше от нока гафеля.
Многим покажется, что это бессмыслица, потому что в этом предложении три малоизвестных слова. Перед такими людьми встанет вопрос: “Что означают эти слова?” В этот момент человек осознает наличие проблемы.
Так же и менеджер зачастую получает информацию, которая выглядит ложной, неправдоподобной и бессмысленной. Иногда наличие проблемы совершенно ясно, например, когда менеджеру говорят: “Роберт! Склад горит!”, а в других случаях проблемы подкрадываются незаметно. Например, торговый агент может сказать менеджеру: “Фирма АБВ решила начать рекламную кампанию на телевидении”. Быстро ухватывающий суть вопроса, сообразительный менеджер сразу примет решение проверить этот факт, ведь если это соответствует деятельности, тогда это, вероятно, означает новый виток конкурентной борьбы. Может быть, пока еще это не проблема, но это вполне может стать проблемой в ближайшем будущем.
Поэтому, получив информацию, прежде всего нужно ее проверить и составить заключение, говорит ли она о какой-либо проблеме. Все люди проделывают это с получаемой информацией, но выявление проблемы происходит на уровне подсознания. Дело в том, что основная часть получаемой нами информации соответствует тому, что мы ожидаем. И только в случае, если какая-либо информация противоречит нашим знаниям или нашему опыту, у нас в мозгу раздается сигнал тревоги. Именно это и произошло, когда Вы прочитали слова “гак”, “нок” и “гафель”. Однако существует некая “серая зона”, в которой сигнал тревоги сильно приглушен, и именно в таком случае важно задать себе этот вопрос: “А есть ли здесь проблема?”
На втором этапе нужно спросить себя: “А моя ли это проблема?” Весьма часто менеджеры обнаруживают, что занимаются чужими проблемами, вследствие того, что вопросы, которыми они занимаются, относятся к области ответственности других людей. Это может происходить по-разному, причем чаще всего так бывает в случаях, когда подчиненные передают свои проблемы наверх начальнику несмотря на то, что имеют все полномочия для самостоятельного принятия решения (и, может быть, даже знают ответ на поставленный вопрос). В больших организациях сотрудники частенько спихивают на других решение своих проблем, но хороший менеджер заставляет своих подчиненных самостоятельно решать вопросы в пределах их компетенции и улаживать взаимоотношения между собой. Таким образом, неумелого менеджера постоянно просят на что-нибудь посмотреть, что-нибудь прокомментировать, в чем-нибудь участвовать, короче говоря, тратить время на проблемы, которые другие прекрасно могут решить сами.
12.2. Выявление причины
Одно дело осознать наличие причины, а другое — определить ее причину. Например, странное слово янешире на предыдущей странице можно легко распознать. Это анаграмма другого слова, буквы которого специально перепутаны.
Поскольку большинство проблем, с которыми имеют дело менеджеры, не так легко решаются, этап выявления причины проблемы, ее диагностики, очень важен, так как неправильное определение причины обычно приводит к принятию неправильного решения. Как мы уже видели в гл. 3 на примере соседа, пытающегося вытащить Ваш зуб, следует избегать спешных диагнозов. Та глава была посвящена анализу сильных и слабых сторон организации, но подобный подход применим к любой организационной проблеме, а подход этот заключается в том, чтобы найти основную причину трудностей. А для этого нужно установить реальные факты.
Пружинные зажимы (1): случай диагностики причин
Джон Браун прибыл в свой офис через несколько минут после 9 часов утра в понедельник. На его рабочем столе лежала записка от техника-смотрителя, отвечающего за утреннюю смену:
Джон, 8.35
Почти весь объем поставок пружинных зажимов за эту неделю нельзя использовать, если мы дополнительно не раздобудем значительное их количество немедленно, нам придется закрыть производственную линию в 2 часа дня.
Тед
Джон немедленно пошел на склад и осмотрел пружинные зажимы, поставленные на протяжении предыдущей недели в соответствии с условиями договора с поставщиками. Действительно, почти все они были неисправны.
Джон вернулся в офис в плохом настроении и сказал своей молоденькой секретарше: “Немедленно свяжите меня с Фредом Смитом в фирме “Пружинные зажимы”. Это очень срочно”. Секретарша была слегка обижена раздраженным тоном его голоса, и пошла звонить не в очень хорошем настроении.
Фред Смит был старым другом Джона, и, поскольку фирма “Пружинные зажимы” находилась всего лишь в двадцати милях от фирмы Джона, была надежда получить дополнительное количество пружинных зажимов к 2 часам дня. Примерно в 10 часов утра секретарша Джона вошла в его кабинет и объявила, что связаться с фирмой “Пружинные зажимы” ей было исключительно трудно, но ей удалось поговорить с секретаршей Фреда, которая сообщила, что мистера Смита нет и неизвестно, где он. Джон сказал ей: “Продолжайте звонить им, я должен поговорить с мистером Смитом немедленно. В 10.15 у меня в кабинете будет совещание отдела по охране труда, но пригласите меня к телефону сразу же, как только дозвонитесь до него”.
Совещание прошло без перерыва и закончилось в 11.30. Секретарша Джона все время пыталась дозвониться до фирмы “Пружинные зажимы”, но телефонные линии на фирме Джона были сильно загружены в это утро.
В 12.30 Джон отослал секретаршу на обед, попробовал дозвониться сам, это ему удалось, и он узнал, что Фред вместе со своей секретаршей на обеде. Так что Джон оставил у помощника Фреда записку для Фреда с указанием сути проблемы и просьбой немедленно перезвонить Джону.
Затем Джон заказал бутерброды из буфета и уселся в мрачном настроении возле телефона в ожидании звонка. Он все время думал о том, как обеспечить работу конвейера после 2 часов дня.
Задание на самостоятельные действия
В чем состоит главная проблема в 12.30?
Какова основная причина?
Какие другие проблемы можно выявить?
(Пятнадцать минут).
Попросту говоря, проблема по состоянию на 12.30 состоит в том, что производственная линия, судя по всему, остановится в 2 часа дня по причине нехватки пружинных зажимов.
Встает вопрос: “Как заполучить дополнительное количество пружинных зажимов для работы после 2 часов дня?”
Что касается основной причины нехватки, то на первый взгляд может быть две причины: либо было поставлено недостаточное количество зажимов, либо привезенные зажимы неисправны.
Поскольку было поставлено требуемое количество, но качество было неприемлемым, значит, не было организовано должной проверки привезенных деталей. Другими словами, этот кризис не должен был произойти: недостатки должны были вскрыться на прошлой неделе, и проблему необходимо было решить на месте и сразу. Таким образом, главной причиной происшествия были недостатки в осмотре поставленных комплектующих изделий.
Возможно, Вы вскрыли целый ряд второстепенных проблем. Например, прибытие после 9 часов утра на работу, при том, что в цехе работу начинают раньше. Затем можно назвать некорректное поведение с секретаршей и недостаточно полное ее информирование. Неправильным шагом было и проведение совещания при наличии угрозы остановки конвейера. Кроме того, есть проблема в том, что была предпринята попытка связаться всего лишь с одним человеком в фирме, поставившей недоброкачественные изделия. Разве нельзя было поговорить с кем-нибудь еще у поставщиков?
Так что в ходе выявления причин кризиса всплывают целых две проблемы: одна — немедленно устранить нехватку, чтобы производство продолжалось и после 2 часов дня, а вторая — найти способ сделать так, чтобы такая ситуация никогда больше не возникала.
Весь процесс диагностики лучше всего показать на примере врача. Ведь врач зачастую может поставить диагноз, выслушав жалобы больного. И в самом деле, хорошее и четкое объяснение проблемы очевидно часто ведет к правильному диагнозу.
Как четко и ясно изложить проблему
  • Напишите основную суть проблемы на бумаге.
  • Изложите эту суть на понятном Вам языке.
  • Если возможно, выразите все это цифрами, графиками и схемами.
  • Никогда не прислушивайтесь к мнениям, если они противоречат фактам.
  • Позаботьтесь о том, чтобы иметь хорошую информационную систему, т. е. чтобы Вы регулярно и систематически получали данные об обстановке.
  • Не определяйте проблему на раннем этапе как относящуюся к той или иной области (например, как проблему производственных отношений или проблему маркетинга). Слишком скоропалительные суждения о проблеме ограничивают Вашу способность мыслить широко на эту тему.
  • Постоянно задавайте себе вопросы типа: “Что послужило причиной того-то?” или “Почему это произошло?” или “Какие причины могли привести к этому?”
Целью данного этапа работы является, таким образом, обеспечить:
  • ясную и четкую постановку самой проблемы,
  • указание ее причин(ы),
  • повторное определение своих намерений или своей задачи.
В конце этой краткой эпопеи с пружинными зажимами Джон Браун остался сидеть, поглядывая на телефон. Он теперь знал, в чем состоит проблема и довольно быстро определил ее причину. Затем он повторно определил свои намерения: “Я должен найти способ поддержать непрерывную работу производственной линии, а затем найти способ предотвратить подобные инциденты в будущем”. С этого момента он переходит к следующим этапам решения проблемы.
12.3. Выработка возможных вариантов решения
Этот этап работы требует умственных усилий, т. е. придется напрячь мозг, что может и не нравиться некоторым людям, особенно в зависимости от характера проблемы. Некоторым нравится решать кроссворды, другие терпеть этого не могут. К сожалению, у менеджеров нет выбора, им приходится решать такие задачи независимо от своих вкусов и пристрастий. Так что имейте в виду, быть эффективным менеджером означает ломать время от времени голову над трудными задачами.
Разработка различных решений проблемы требует наличия идей. Есть масса примеров того, как людям приходили в голову разные идеи. Существует общепринятый взгляд на этот процесс. Этот взгляд сводится к тому, что после сбора информации и четкого определения цели наступает так называемый “инкубационный период”, в ходе которого человек играет так и сяк информацией, пытаясь с ее помощью решить задачу. Например, в случае в анаграммой мы можем несколько раз записывать составляющие ее буквы в разных комбинациях. Еще один способ заключается в том, чтобы дать волю своему подсознанию. Бывает так, что люди долго и напряженно думают над проблемой, а решение все-таки не приходит им в голову. Когда же они отправляются на прогулку или спать или же начинают заниматься чем-нибудь совершенно другим и потом вдруг вспоминают о проблеме, неожиданно или ясно видят способ ее решения. Такое явление обычно называется “внутренним озарением” или “вдохновением”, оно позволяет сэкономить уйму времени и сил.
Подумайте над двумя способами решения анаграммы глазо. Либо мы будем пытаться решить ее сразу через внезапное озарение, либо будем писать подряд все возможные сочетания этих букв, пока не найдем узнаваемого нами слова. Первый путь кажется ненадежным и случайным, в то время, как второй представляется логичным и систематическим. Но, к сожалению, если бы это была анаграмма слова из десяти букв, тогда при использовании второго метода нам пришлось бы составить список из 3 628 800 возможных буквосочетаний, и это заняло бы слишком много времени.
Одним из преимуществ конца двадцатого века является возможность применять компьютеры, которые довольно быстро решают подобные сложные проблемы. Впрочем, компьютер не всегда дает окончательный ответ, зачастую он предлагает целый ряд возможных решений, из которых нужно выбрать наилучшее.
Однако иногда компьютер либо отсутствует, либо не может обработать определенный массив информации. Стоявшая перед Джоном Брауном проблема была именно такого рода, что ее нельзя было решить с помощью компьютера. Она требовала приложения его умственных усилий, и он мог либо действовать логично и систематически (согласно так называемому научному или дедуктивному методу), либо попробовать решить задачу “с налета”, путем озарения. Такой подход иногда называют “боковым мышлением”, и его с успехом можно было бы применить в такой ситуации (на эту тему см. “Боковое мышление для менеджмента, автор Эдуард Де Боно, издательство “Макгро-Хилл”, 1971 год).
Проси, и дано тебе будет
При поиске возможных решений следует помнить еще о двух вещах. Во-первых, кто-нибудь другой, возможно, имел такую же проблему и помнит, как он ее решил. Во-вторых, многие люди любят давать советы (особенно в случаях, когда они не несут никакой ответственности за принятие решения). Роль советчика (консультанта) имеет давние традиции и до сих пор популярна в правительственных кругах. Менеджер может полагаться на свои знания, умения и навыки (включая знания, которые он ранее почерпнул из опыта других людей в таких же ситуациях) или же может спросить у коллег и прочих людей. Но в любом случае менеджер сам отвечает за последствия своих решений.
12.4. Оценка возможных вариантов
Эта стадия принятия решения немного напоминает процесс фильтрации: постепенное исключение непригодных вариантов до тех пор, пока не останется два или три варианта. Сначала отбрасываются совершенно неприменимые возможности.
Пружинные зажимы (2): вероятные альтернативы
Джон Браун набросал кое-какие идеи на листе бумаги в ходе раздумий над решением проблемы. К 12.50 на листе было 7 вариантов действий:
1. Не делать ничего.
2. Позвонить боссу.
3. Позвонить боссу Фреда Смита.
4. Снова позвонить помощнику Фреда Смита.
5. Позвонить кому-нибудь другому в фирме “Пружинные зажимы”.
6. Съездить в фирму “Пружинные зажимы”.
7. Отправить кого-нибудь искать Фреда.
Вопросы для самопроверки
Каким из семи альтернатив не стоит уделять серьезного внимания?
(Пять минут).
Не делать ничего (вариант 1) было бы, пожалуй, грубой ошибкой в данных обстоятельствах. Предположительно, в этом случае надежды возлагались бы на то, что помощник Фреда проявит инициативу и вышлет дополнительное количество пружинных зажимов, либо на то, что Фред скоро вернется. Обе эти возможности были маловероятны, так что следовало отбросить этот вариант.
Съездить на фирму “Пружинные зажимы” (вариант 6) мало что дало бы. Фирма “Пружинные зажимы” находится в двадцати милях”, и даже если бы шоссе вело напрямую от одной фирмы к другой, вряд ли хватило бы времени съездить туда, найти там кого нужно, взять достаточное количество пружинных зажимов для работы до конца дня и вернуться назад к 2 часам дня.
Отправить людей искать Фреда (вариант 7) было бы увеселительным и вполне бессмысленным мероприятием.
Предварительный отсев непригодных альтернатив дал в остатке четыре варианта. (Ваш результат может отличаться в большую или меньшую сторону на один—два, это все вопрос личного мнения). Каждый из оставшихся вариантов требовал телефонного звонка. Одним из способов сокращения числа альтернатив было задать себе вопрос: “Какой из звонков с наибольшей вероятностью приведет к быстрейшей доставке пружинных зажимов?” Ответом, скорее всего, будет: “Кто-нибудь в фирме “Пружинные зажимы”, т. е. варианты 3, 4 или 5. Звонок Джона своему боссу не дал бы никаких особенно полезных результатов, отчасти потому, что босс тоже мог быть на обеде, а отчасти потому, что если босс окажется на месте, Джону все равно придется звонить в фирму “Пружинные зажимы”, а введение босса в курс дела на раннем этапе отрицательно скажется на карьере Джона.
Итак, в результате “фильтрации” осталось три варианта. Кому же в фирме “Пружинные зажимы” Джон должен позвонить? Нам ничего не известно о личных контактах Джона с другими людьми в той фирме, но похоже на то, что Джон спросит себя: “Кого еще я знаю в той фирме, кто мог бы оказать мне услугу и при этом имеет достаточные полномочия?” Джон также, если не хочет портить отношения с Фредом, может поставить себе при этом условие в форме вопроса: “Какой из звонков меньше всего навредит Фреду?”
На этом этапе процесса “фильтрации” вопросы, задаваемые в отношении каждой альтернативы, должны быть продуманными и оправданными и должны помогать принять решение. Здесь как бы ведется подсчет очков по каждому варианту, и ответ по каждому из вопросов либо добавляет, либо убавляет баллы в общей сумме очков каждой альтернативы. Как мы увидим в гл. 19, если альтернативы можно представить в цифровой форме, то принять решение намного легче. Это было показано в гл. 10 при обсуждении вопроса “Прачечной Лена”. Там обе альтернативы (занять деньги в банке или взять деньги у шурина) можно было выразить цифрами, поэтому достаточно легко можно было вычислить, какая альтернатива будет лучше в каких обстоятельствах.
Трудность в принятии решения Леном заключалась в том, что он не мог быть уверен, что прогнозы сбудутся. Другими словами, был элемент риска, и это относится ко всем решениям. Мы не можем быть уверены в будущем, вот почему принять решение бывает очень трудно.
Вероятные, возможные и маловероятные варианты
Ранее мы рассматривали непредсказуемость будущих событий (помните вопрос о том, какой будет погода в Ливерпуле 2 января 2010 года?). Иногда для уточнения прогнозов и снижения уровня неопределенности можно применять цифры, этот вопрос также будет обсужден в главе 19. Однако зачастую каждому менеджеру приходится полагаться на свои собственные суждения. Иначе говоря, альтернативы нужно разместить на определенной шкале, например, на такой, которая показана на рис. 1:
Рисунок 1. Континуум вероятности
12.5. Принятие решения
Все мы постоянно принимаем решения, и обычно мы даже не осознаем этого ввиду того, что нам не нужно оценивать альтернативы каждый раз. Мы уже установили для себя различные правила и политические принципы, определяющие наше поведение. Например, ранее были перечислены основные решения, которые требуется принять при изготовлении хлеба дома или покупке его в магазине. Эти решения нужно принять осознанно только один раз, после чего они становятся правилами, и наши действия в будущем определяются этими правилами. Такого рода решения называются “запрограммированными” — они являются частью рутины, нашей повседневности, они постоянно повторяются и подчинены принятой нами политике.
В отличие от этого, незапрограммированное решение вызывает у нас наибольшие затруднения. Однако, если предшествующие шаги были предприняты серьезно, тогда решение само по себе принять нетрудно: становится ясно, какой образ действий выбрать, вследствие того, что заранее уже произведен отбор наиболее разумных вариантов. Питер Друкер описывает процесс принятия решения в Японии следующим образом: “Японцы сосредоточивают свое внимание не на том, чтобы дать ответ, они сосредоточивают свое внимание на правильной постановке вопроса” (“Менеджмент”, издательство “Пэн букс”, 1979 год, стр. 374—379). И все равно, решение приходится принимать. В некоторых случаях может быть совершенно ясно, какой образ действий лучше всего, но тем не менее, перед “нажатием кнопки” обычно происходит некоторое замешательство, проявляется определенная нерешительность.
Уже было сказано, что принимающий правильное решение человек должен обладать мужеством, и действительно, в условиях неопределенности, когда решение влияет на судьбу многих людей, умение проявить мужество имеет жизненно важное значение. Например, решение генерала Эйзенхауэра предпринять высадку войск союзников на занятый немцами берег Ла-Манша на заключительном этапе второй мировой войны требовало большого мужества.
Большинство решений менеджеров не оказывают столь сильного воздействия на дальнейший ход истории, однако для их принятия чаще всего требуется та или иная степень мужества, если, конечно, не считать самых простых и легких решений. Нерешительность вызывается не только неспособностью принять решение в отношении наиболее вероятных результатов, но и страхом перед последствиями, даже если решение в любом случае будет крайне непопулярным. Однако поражает то, что обычно на большинство решений люди реагируют весьма слабо, а если они еще и участвовали в решении проблемы на ранних этапах этого процесса, тогда они реагируют еще слабее (см. в этой связи также, как Друкер описывает японский способ принятия решений). Зачастую нерешительность и неопределенность раздражают людей больше, чем неправильное, ведущее к отрицательным последствиям решение.
И наконец, следует помнить, что, имея дело с людьми, нельзя добиться того, чтобы все были всегда довольны. Фактически бывает так, что интересы некоторых людей должны быть ущемлены для того, чтобы в результате выиграло большинство. Если возникает такая ситуация, избегать принятия таких решений нельзя. Аналогично, может быть и так, что решение, могущее принести долговременные выгоды, приводит к временному ухудшению ситуации.
Задание на самостоятельные действия
Политики в правительстве принимают много решений, которые обычно объявляются в парламенте. Зачастую эти решения бывают встречены гулом негодования со стороны оппозиции или газет, и соответствующему политику высказывают претензии, утверждая, что его решение было неправильным, плохим или глупым.
Возьмите под контроль несколько десятков вызывающих негодование решений правительства, запишите их основную суть, а также кто и когда их объявлял. Затем проследите, сколько времени длится шум по поводу этих решений. Вы будете удивлены, как быстро понесется и стихнет этот шум. Кто-то сказал по этому поводу, что для политики неделя — большой срок. То же самое можно сказать и в отношении работы.
12.6. Реализация решения
Реализация решения — это процесс превращения решения в действие. На уровне простых действий мы, например, смотрим на определение слова в кроссворде, и когда нам в голову приходит идея, мы принимаем решение. Выполнение задачи завершается только тогда, когда мы записываем слово в линейку кроссворда.
Так же и решение менеджера должно выполняться либо им самим, либо другими людьми. Важность общения с людьми и поручения им выполнения задач будет рассмотрена в гл. 18, но здесь есть и другой нюанс: решение означает изменение ситуации, а с изменениями нужно обращаться осторожно, как мы увидим из содержания следующей главы.
Джон Браун тогда принял решение позвонить помощнику Фреда Смита, но этого было еще недостаточно: Джон должен был дозвониться до этого помощника. Джон сделал это, и через несколько минут партия пружинных зажимов была уже в пути на завод, где он работал.
Правильный выбор времени
Каждый раз, когда принимается решение, менеджер может либо реализовать его немедленно, если дело срочное, либо подождать с его осуществлением. Иногда бывают веские причины для второго варианта действий, в частности это касается случаев, когда перед выполнением решения требуется провести подготовительную работу. Например, какая-нибудь фирма решила купить участок земли, но ей нужно сначала навести справки о владельцах земли. о вероятной ее стоимости и позаботиться о наличии денег для покупки. Преждевременное объявление о покупке может привести к искусственному взвинчиванию цены на эту землю или к конкуренции с другим покупателем в отношении обладания этой землей.
Одинаково недопустимо и слишком позднее выполнение решения, в том числе выполнение его в конце рабочего дня. Пожалуй, нет ничего более неприятного, чем в спешке организовывать какое-нибудь мероприятие только потому, что решение о его проведении было объявлено слишком поздно в этот день. Важнейшим элементом процесса планирования является предоставление достаточного количества времени между принятием решения и его выполнением. Как правило, чем сложнее организовать мероприятие, тем больше времени нужно отводить на его подготовку.
12.7. Два взгляда на принятие решений
Среди авторов книг на тему принятия решений следует особо упомянуть Х. А. Саймона. Саймон считает, что существует два разных взгляда на человека как на лицо, принимающее решение. Первый, классический взгляд сводится к тому, что люди имеют следующие характеристики в отношении принятия решений:
  • они абсолютно рациональны
  • прекрасно понимают суть проблемы
  • имеют цели, не противоречащие друг другу
  • ясно видят альтернативы
  • ищут приемлемое решение.
В противоположность этому, Саймон предлагает “поведенческую” модель, согласно которой менеджер предстает в менее идеализированной форме: он преодолевает трудности зачастую путем компромиссов, продвигаясь “ползком”, не разрабатывая долговременных планов. Конечно, его нельзя назвать абсолютно рациональным и обладающим полным знанием сути решаемых проблем. Здесь мы видим разницу между тем, что должно быть и тем, что есть на самом деле, во всяком случае обычно.
Как представляется, многие решения принимаются иррационально, потому что они принимаются под давлением или потому, что менеджеру не хватило времени как следует обдумать проблему и тщательно оценить все альтернативы. Таких недостатков полностью избежать невозможно, но можно свести к минимуму частность их проявления с помощью следующих мер:
  • путем надлежащего, тщательного планирования
  • путем установления хороших и всеобъемлющих (но при этом гибких) правил принятия решений, а также
  • путем попыток предугадать будущее и раздумий над ним.
Последняя мера — это в основном работа по предсказанию будущего. Иначе говоря, чтобы не принимать скоропалительных решений, старайтесь предугадать, что может случиться с бизнесом в будущем. Об этом мы и говорили, рассуждая о стратегическом планировании.
Честер Барнард, один из важнейших ранних мыслителей, занимавшихся менеджментом, написал в 1938 году (Барнард “Функции должностного лица”, издательство Гарвардского университета, 1968 год), что “в тонком искусстве принятия решений следует избегать четырех ситуаций:
  1. Не решайте неактуальных вопросов.
  2. Не принимайте решение слишком рано.
  3. Не принимайте решение в отношении того, на что Вы не можете повлиять.
  4. Не принимайте решение, которое должен принять кто-то другой.
Чтобы более популярно изложить эти мысли, вот примеры на тему этих четырех “не”:
  1. Не решайте, что делать с выигрышем в футбольном тотализаторе (пока не выиграете!).
  2. Не решайте, сколько денег потратить на отпуска на пять лет вперед. Вы еще не знаете, сколько стоят эти каникулярные поездки и какое у Вас будет финансовое положение.
  3. Не решайте, каким образом, обеспечить орошение пустыни Сахара, если у Вас нет возможности сделать это или помочь в осуществлении этого проекта.
  4. Не попадайтесь в ловушку, в которую Вас заманивают люди, спрашивающие у Вас: “Как ты думаешь, что мне купить теще на рождество?”
Три цитаты, которые стоит запомнить:
Отказ решать неактуальные на текущий момент вопросы свидетельствует о необычайном благоразумии, хотя постановка таких вопросов может свидетельствовать о необычайной проницательности.
(Честер Барнард)
Решение этой задачи займет, пожалуй, время на целых три трубки.
(Шерлок Холмс) (См. “Союз рыжих”, “Приключения Шерлока Холмса”, автор — Артур Конан Дойл, один из лучших во все времена “улаживателей” проблем)
Не могу найти никого, кто принял бы решение.
(Секретарша отсутствующего должностного лица в одной известной компании) 

5 Why Analysis


The 5 Why Analysis is a methodology used to investigate cause/effect relationships for a particular problem and identify a root cause. It is often used in the context of lean, six sigma, process improvement projects. Repeatedly asking the question “Why” allows you to peel away the layers of symptoms which can lead to the root cause of a problem. Note that the number 5 is a good rule of thumb, but some problems may take more or less levels to really get to the root cause. Also, sometime the underlying reason for a problem will lead to another question to be investigated.


The methodology is often applied with a fishbone or Ishikawa diagram, which allows you to lay out all the potential inputs and factors affecting a problem. The 5 Whys are a good way to then drill down into the details. The methodology is best used in a team setting, and it helps to discuss the various issues in depth and make sure the team comes away with an agreement before proceeding. Be careful not to “lead” the questioning in order to get to a preconceived answer.

Keep in mind also to think through reasons why a problem was not detected, and why the system allowed the problem to occur. All of these factors are helpful in developing a corrective action plan.


Об одном подходе к целевому проектированию организационных систем

Д.В. Кудрявцев, Л.Ю. Григорьев, С.Л. Горелик


Одной из основных проблем в управлении предприятиями в настоящий момент является интеграция стратегического и операционного уровней управления. На стратегическом уровне пишется миссия, виденье, и декларируются стратегические цели. На операционном уровне реализуются процессы и проекты, которые зачастую имеют свои цели и показатели эффективности, взаимосвязь которых со стратегическими целями либо неочевидна, либо полностью отсутствует. В результате многие предприятия не могут реализовать свои стратегии.

Существующие подходы и постановка задачи

Данная проблема актуальна не только для нашей страны, на протяжении 70-90-х годов ряд исследователей пытались решить ее. Ближе всех к решению этой проблемы подошли американцы Р. Каплан и Д. Нортон. Они в 1990 году исследовали системы измерения результатов деятельности 12 крупных компаний, которые стремились расширить свои измерительные системы путём включения в них показателей нефинансового характера. Результаты проведенных исследований привели к появлению концепции сбалансированной системы показателей – BSC [Каплан, Нортон, 2003]. Данная концепция предлагает рассматривать деятельность предприятия в четырех аспектах, связанных причинно-следственными связями (Рис.1):


Рис. 1. Описание основных аспектов деятельности предприятия

В каждом из рассматриваемых аспектов предлагается выделять цели, показатели (метрики целей), задачи (целевые значения показателей) и инициативы (мероприятия по достижению целей). Кроме того, предлагается разрабатывать «карты стратегий» — диаграммы, на которых отражены все цели предприятия, связанные причинно-следственными связями.

Несмотря на то, что основным элементом концепции BSC при ее возникновении были показатели (и их важность для учета и контроля сохранилась), по мере внедрения концепции в практику стало видно, что существуют проблемы в организации самого процесса внедрения BSC в деятельность предприятия, а также в разработке системы целей, под которые подбираются показатели. Для решения первой проблемы была написана книга [Каплан, Нортон, 2004, а], а некоторое время спустя — для решения второй [Каплан, Нортон, 2004, б].

Несмотря на формальное присутствие книг по BSC и обилие в них практических примеров, ряд вопросов по разработке и внедрению системы, связывающей стратегическое и операционное управление, остается открытым:
  1. Как разработать карту стратегий или как придумывать цели?
  2. Как представить карту стратегий? «Классическая» карта стратегий реального предприятия может объединять 30-50 целей, которые связаны множеством причинно-следственных связей. Такая карта становится абсолютно «нечитабельной».
  3. Как обеспечить прозрачную взаимосвязь системы целей и показателей с показателями, по которым оценивают результативность компании акционеры и инвесторы (экономическая добавленная стоимость — EVA, рентабельность акционерного капитала - ROE)?
  4. Как интегрировать BSC с существующими подходами как к стратегическому управлению (миссия, видение, бизнес-стратегии ), так и к операционному управлению (управление процессами, управление проектами)?
Частичным ответом на вопрос №1 могут выступать методы разработки «дерева» целей-функций, которые детально проработаны в рамках системного анализа [Волкова, 1997, с. 248, 254], см. Табл. 1:

Табл. 1 Возможные признаки структуризации для разработки «дерева» целей-функций

Уровни «дерева» целей-функцийПризнаки структуризации
Верхние уровниКонцепция системы (концепция Ю.И. Черняка, концепция А.И. Уемова …)
Сферы деятельности
Структура деятельности
Уровни иерархии существующей системы управления
Средние уровниВиды конечного продукта
Предметы деятельности
Виды деятельности
«Жизненный цикл»
Цикл управления и т.д.
Нижние уровниКонструкция. Технология. Основные элементы системы…

Для ответа на другие вышеуказанные вопросы необходим специальный подход, который и будет представлен в докладе. Он связывает стратегический уровень управления организацией (миссия, стратегические ориентиры…) с необходимыми действиями организации (процессами и проектами развития). Четкое понимание состава необходимых действий позволит в дальнейшем определить необходимый функционал и структуру компании.

Важным практическим требованием к подходу является последовательность и пошаговость , что обеспечивает применимость подхода в реальных проектах.

От стратегических ориентиров к процессам и проектам развития

Ключевым понятием в предлагаемом подходе является понятие цель, под которым понимается желаемое (или заранее мыслимое) состояние или изменение состояния системы.

Основные этапы подхода:

1. Формулирование стратегических ориентиров.
Стратегические ориентиры — глобальные требования к перспективному развитию организации исходящие из интересов всех заинтересованных сторон, оценки состояния внешней и внутренней среды.

2. Определение набора стратегических тем.
Стратегическая тема — система целей, связанных причинно-следственными связями, отражающая ключевые направления действий организации по достижению стратегических ориентиров.

3. Построение обобщенной карты стратегий, которая устанавливает причинно-следственные связи между стратегическими темами.

4. Определение Критических Факторов Успеха (КФУ) для стратегической темы.
Критических Факторов Успеха (КФУ) — наиболее значимые цели для реализации стратегической темы.

5. Определение стратегических целей, которые обеспечивают достижение КФУ и установление причинно-следственных связей между стратегическими целями и КФУ — формирование тематических карт.
Одной из особенностей предлагаемого подхода является описание «стратегических установок» организации на разных уровнях рассмотрения (стратах) [ Месарович , 1973], см. рис. 2. Такой подход решает вопрос наглядности представления карты стратегий организации .


Рис. 2 Стратифицированный подход к представлению карты стратегий

6. Описание "окружения" (контекста) стратегической темы - установление связей между целями рассматриваемой стратегической темы с целями из других тем.

7. Определение процессов и проектов развития (инициатив), направленных на достижение КФУ и стратегических целей.

Процесс — последовательность регулярно повторяющихся действий, направленных на получение конкретного результата.

Проект (инициатива) — 1) уникальный процесс, который единожды реализуется для достижения конкретной цели с заданными ограничениями (по времени, по выделенным ресурсам и т.п.); 2) временное предприятие, предназначенное для создания уникальных продуктов или услуг.

8. Выбор показателей для измерения КФУ и стратегических целей. Определение целевых значений показателей.

9. Согласование полученных результатов по отдельным темам между собой.

10. Детализация стратегических целей с помощью операционных целей и определение процессов и проектов развития, направленных на достижение операционных целей.

Общая схема представленного подхода приведена на Рис. 3:


Рис. 3 Концептуальная схема целевого проектирования деятельности

Программная поддержка предлагаемого подхода

Технологически предлагаемый подход может быть реализован с помощью метода решающих матриц [Волкова, 1997, с. 345] или, другими словами, на основе механизма, заложенного в QFD (структурирование функции качества) [ Сулливан , 1992].


Рис. 4 Связь стратегических ориентиров с действиями как система таблиц

Поскольку для средних и крупных организаций количество элементов в представленных на рис. 4 таблицах может достигать нескольких сотен, а количество потенциальных взаимосвязей нескольких тысяч, то для реализации такого подхода целесообразно использовать соответствующее программное обеспечение.

На практике предложенный выше подход реализуется с помощью инструмента организационного моделирования — ОРГ-МАСТЕР®. Данный продукт также используется для моделирования процессов, функций, структур и других элементов организации, что позволяет интегрировать стратегическую модель организации (= результат применения подхода, представленного в докладе) в единую модель организации. Данная модель является источником для генерации отчетов, обеспечивающих поддержу принятия решений, и выпуска регламентирующих документов, определяющих порядок и назначение выполнения работ.

Эффективность применения ОРГ-МАСТЕР® и моделирования организации для выполнения проектов по реструктуризации предприятий подтверждена успешными проектами, реализованными в России и СНГ.

Литература

[Волкова, 1997] Волкова В.Н., Денисов А.А. Основы теории систем и системного анализа. – СПб: СПбГТУ , 1997.
[Каплан, Нортон, 2003] Каплан Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию М: Олимп-Бизнес, 2003 г .
[Каплан, Нортон, 2004, а] Каплан Р., Нортон Д. Организация, ориентированная на стратегию. Как в новой бизнес-среде преуспевают организации, применяющие сбалансированную систему показателей Олимп-Бизнес, 2004 г .
[Каплан, Нортон, 2004, б] Каплан Р., Нортон Д. Стратегические карты. Трансформация нематериальных активов в материальные результаты М: Олимп-Бизнес, 2004 г .
[Месарович, 1973] Месарович М., Мако Д., Такахара И. Теор ия ие рархических многоуровневых систем. – М: Мир, 1973.
[Сулливан, 1992] Сулливан Л. Структурирование функции качества. Курс на качество, 1992, №3-4.




Бизнес-инжиниринг и миссия компании

По мере становления рыночных отношений в нашу жизнь входят все новые элементы западной бизнес культуры. Малиновые пиджаки, визитки, пейджеры, радиотелефоны… - упоение этими непривычными, но достаточно легко приобретаемыми аксессуарами бизнесмена осталось в прошлом. Возникла новая мода на корпоративную атрибутику. Одним из наиболее спорных и загадочных документов, как по своему назначению, так и по методике создания является «Миссия компании». Появилось масса публикаций на эту тему. Не является исключением и журнал «YES!», напечатавший в прошлом 32 номере статью М.Гринфельда, отражающую видение миссии с точки зрения нейро-лингвистического программирования. Предлагаемый в этой статье материал - это «технологический» системный взгляд на проблему с позиции бизнес-инжиниринга.

Что такое миссия компании?

Существует достаточно много определений этого понятия. Вот некоторые из них:
Существует достаточно много определений этого понятия. Вот некоторые из них:
"Миссия – стратегическая (генеральная) цель, выражающая смысл существования, общепризнанное предназначение организации. Это роль, которую предприятие хочет играть в обществе». Л.Гительман «Преобразующий менеджмент».
«Миссия (предназначение) организации – ответ на вопрос, в чем заключается деятельность компании, и чем она намерена заниматься» И.Мазур, А.Шапиро «Реструктуризация предприятий и компаний».
«В случае широкого понимания миссия рассматривается как констатация философии и предназначения» О.Виханский, А.Наумов «Менеджмент».
Генеральная цель, смысл существования, предназначение, роль, философия…- можно продолжить список понятий, с которыми связывают миссию компании. Однако это вряд ли приблизит нас к пониманию роли миссии в качестве ресурса управления и причин возросшего к ней интереса со стороны российских компаний. И, главное, не даст представления о методике разработки миссии и формате ее описания.

Миссия и российская реальность

Возросший интерес к миссии у российских компаний связан не только с модой на внешние атрибуты продвинутого бизнеса и появлением образованных менеджеров.
Все дело в том, что время пришло… Вчера было еще рано этим заниматься, а завтра придется «догонять уходящий поезд».
Развитие российского рынка и его интеграция в мировую экономику, обострив конкурентную борьбу, привели к преодолению некоторых управленческих иллюзий:
  • большинство российских компаний осознало, что они не могут продолжать эффективно развиваться, используя «героический менеджмент здравого смысла». Переход к профессиональному корпоративному менеджменту, основанному на процедурах, принципиально невозможен без разработки Миссии – базы для последовательного формирования целей, стратегий, функций, процессов, должностных инструкций и т.д.
  • развитые компании убедились в невозможности добиться высоких показателей только за счет ценовой конкуренции и все чаще выбирают стратегию дифференциации. Это приводит к смещению акцентов управления от менеджмента ресурсов в сторону менеджмента организации. Необходимость в частых и значительных структурных изменениях обостряет при этом потребность в Миссии, как носителе идеологических ценностей, сохраняющих цельность организации.
  • наиболее продвинутые компании, исчерпав традиционные методы повышения конкурентоспособности, стремятся внедрить технологии управления организационным развитием, основанные на упреждающих изменениях по итогам стратегического прогноза. Это требует тонкого расширенного описания миссии, как залога постановки эффективного контура стратегического управления.
  • Кроме того, как уже отмечалось в статье М.Гринфельда, Миссия может значительно снизить трансакционные издержки за счет повышения качества взаимодействия подразделений компании между собой и с внешней средой.  



Бизнес-инжиниринг и управление

Прежде чем перейти к вопросу технологии разработки Миссии компании, необходимо остановиться на базовых понятиях бизнес-инжиниринга.
Бизнес- инжиниринг (business-engineering) – это современная технология управления, основанная на системном подходе. Компания как отрытая система описывается формально, точно, полно и всесторонне путем построения базовых информационных моделей предприятия (в первую очередь, организационно-функциональной структуры и бизнес- процессов) во взаимодействии с моделью внешней среды.
Разработка информационных моделей компании осуществляется «сверху вниз», начиная с формирования Миссии компании, корпоративных целей, корпоративных и функциональных стратегий, с помощью который определяется необходимый набор функций, обеспечивающий достижение поставленных задач.
Полная бизнес-модель компании является инструментом управления изменениями (управления организационным развитием). Это позволяет достичь решающего конкурентного преимущества за счет точной и быстрой реакции предприятия на изменения внешней среды (или на стратегический прогноз этих изменений).
Взаимодействие компании с внешней средой осуществляется как взаимодействие целостной системы с более широкой надсистемой, определяющей функциональное предназначение компании.

Миссия как атрибут открытой системы

Подход к компании как к целостности означает, что она сохраняет свои сущностные свойства только как единое целое. Составные части такой системы взаимозависимы. Свойства системы (ее предназначение) нельзя понять только посредством анализа внутреннего устройства. Компания не может выработать свою миссию подобно пауку, который создает паутину «из самого себя».
Это означает, что для определения миссии (предназначения) компании во внешней среде необходимо:
  • идентифицировать надсистему (рынок), частью которой является компания,
  • определить свойства (потребности) рынка,
  • определить предназначение (миссию) компании, исходя из ее роли на рынке по удовлетворению потребностей последнего.





Другими словами, Миссия представляет собой результат позиционирования компании среди других участников рынка.
Компания и ее микро и макроокружение представляют собой иерархию вложенных друг в друга систем.

Рынок одновременно представляет собой, с одной стороны, надсистему для компании, а, с другой стороны, открытую систему для внешнего окружения. Сама компания тоже одновременно представляет собой, с одной стороны, открытую систему, входящую в рыночную среду, а, с другой стороны, надсистему по отношению к входящим в компанию менеджерам, персоналу и другим участникам. Модель компании как открытой социально-экономической системы приведена на рис.1. 


Рис.1. Предприятие как открытая система 
Следует иметь в виду, что носителем Миссии может быть только субъектно - ориентированная открытая система, у которой существуют собственные цели и, соответственно, стратегии их достижения. Такая система должна обладать желанием и потенциалом, заставить среду считаться со своими интересами в качестве равноправного участника. В бизнесе компания выступает в качестве открытой системы по отношению к рыночной среде, отстаивая в конкурентной борьбе собственные коммерческие цели за счет удовлетворения потребностей рынка.
Таким образом, Миссия – это отражение взаимодействия компании и внешней среды по закону единства и борьбы противоположностей.

Разработка миссии

Разработка миссии, как и все в инженерном деле, начитается с системы координат (см. рис. 2).


Рис.2 Система координат разработки миссии

Ось «НАДО» – отражает потребности рынка,
Ось «МОГУ» – определяется уникальностью ресурсов и навыков компании,
Ось «ХОЧУ» – представляет собой философию бизнеса (ожидания, ценности, принципы).
В такой системе координат разработка миссии представляет собой задачу поиска компромисса между потребностями рынка, с одной стороны, и возможностями и желаниям компании - с другой.
Поиск такого компромисса (алгоритм разработки миссии) может быть осуществлен по трафарету представленному на рис. 3.


Рис.3 Трафарет разработки миссии

Для этого необходимо:
1. Описать базис конкурентоспособности компании («МОГУ») - набор отличительных характеристик компании как социально-экомической системы:
    для объекта - это уникальность освоенных технологий и исключительность имеющихся в компании ресурсов (материальных, финансовых, информационных, человеческих),

  • для субъекта - это знания и умения персонала, а также навыки и опыт менеджеров


Такое описание даст представление о возможной области деятельности компании, в которой у нее есть надежда на сильную конкурентную позицию. Это будет перечень социально значимых потребностей рынка, которые компания намеревается удовлетворять в результате своей деятельности.

2. Определиться с наличием платежеспособного спроса на определенные в п.1 социальные потребности, степенью их удовлетворения усилиями существующих на этом рынке конкурентов, наличием возможных партнеров по бизнесу. Другими словами выяснить конъюнктуру рынка («НАДО»).

3. Выяснить наличие способствующих и противодействующих факторов для выбранного вида деятельности со стороны государственных институтов в области политики и экономики.

4. Оценить перспективу развития технологии в выбранной сфере деятельности.
Определиться с возможной поддержкой или противодействием со стороны общественных организаций и социальных движений.

5.Соотнести все это между собой с учетом субъективных ценностей (ориентиров), принципов, выраженных в признаваемых правовых, морально-нравственных, эстетических, этических и других ограничений со стороны собственника, менеджеров и персонала («ХОЧУ»). Для этого могут использоваться простейшие инструменты, например, достаточно популярная матрица стратегического SWOT-анализа.

6. Оценить порядок предстоящих затрат и уровень предполагаемых доходов, а затем сравнить это с ожиданиями (в первую очередь собственника) в части основных бизнес- показателей предполагаемого вида деятельности (уровень рентабельности, устойчивость бизнеса, возможная динамика роста, перспективность развития и пр.).

7. Многократно повторив указанные операции в различной последовательности и рассмотрев проблему под всевозможными углами зрения ответить наконец на главный вопрос: можно ли здесь достичь приемлемого для всех сторон компромисса. В случае положительно ответа сформулировать (и закрепить в виде основополагающего внутрифирменного регламента) Миссию компании в соответствие с трафаретом, приведенном на рис. 4.


Рис. 4. Трафарет описания миссии
Миссия в широком понимании представляет собой основную деловую концепцию компании, изложенную в виде 8-ми меморандумов:
  • что получит Заказчик в части удовлетворения своих потребностей,
  • кто, для чего и как может выступать в качестве партнера компании,
  • на какой основе предполагается строить отношения с конкурентами (какова, в частности, готовность пойти на временные компромиссы),
  • что получит собственник и акционеры от бизнеса,
  • что получат от бизнеса и компании менеджеры,
  • что получит от компании персонал,
  • в чем может заключаться сотрудничество с общественными организациями,
  • как будут строиться отношения компании с государством (в частности возможное участие в поддержке государственных программ).

После этого, можно объявить Миссию средствами внутреннего и внешнего PR. Главное, после этого на ее основе качественно разработать дерево целей с последующим формированием стратегий, функций, операций, процессов, должностных инструкций и пр.
Полнота формата описания и детальность проработки Миссии – бесспорный признак зрелости компании, критерий качества ее бизнеса.
В конечном счете, профессионально разработанная Миссия - это определяющий фактор конкурентоспособности компании – способности лучше других находить компромисс собственных интересов с интересами всех участников внешнего окружения.
А кому не хочется быть лучшим?

The Top Four Mistakes That Make Business Leaders Awful Storytellers


"Sorry, let me just tell a quick story" is the fastest way to lose your audience before you even begin.




If "storytelling" is a common buzzword in the business world, it's for good reason—narratives make for effective communication. But the practice has become a victim of its own success. Suddenly, it's as though everyone fancies themselves "storytellers" but without really knowing what a story is or how to tell one.
I've trained thousands of executives on storytelling, so I've seen pretty much every storytelling mistake someone can possibly make. Here are the four most common slip-ups that turn otherwise capable speakers into ineffective storytellers.

MISTAKE NO. 1: YOUR "STORY" ISN'T REALLY A STORY

If you want to tap into the benefits of storytelling (being memorable, engaging, and appealing to the brain's subconscious, emotional decision-making centers), you need to actually tell a story. That might sound obvious, but the fact that everyone around you may be calling your speech, memo, mission statement, or corporate sales pitch a "story" doesn't make it one.
If you start out, "Our vision is to accomplish four things this decade . . ." or, "These six attributes define our brand. . ." or even, "There are three reasons you should invest in my company," then whatever you’re doing is notstorytelling. Those aren’t stories, they're lists—and hey, it might be a great list. But don’t kid yourself. Those aren’t stories, no matter how smoothly they roll off your tongue.
Stories are narratives about something that happened to someone. Period. If the first words in your speech or memo or email sound like this—"Saturday morning, our biggest customer called our CEO at home in a panic . . . " or, "The first time Janet tried our brand, she . . . " or, "I got the idea to start this company when I got fired from my last job, and here’s what happened . . . "—now you’re telling a story. Stories have a time, a place, a main character, and tell something interesting that happened.

MISTAKE NO. 2: ASKING PERMISSION OR APOLOGIZING BEFOREHAND

Someone interrupts in the middle of a meeting and says, "I’m sorry, can I just tell a quick story? I promise, it’ll just take a minute."
What do you think that communicates to your listeners? It tells them that you don't value the story nearly as much as what you would've said otherwise. If that’s true, fine—but please don’t tell your story. Just get back to the bullet points on slide No. 62. But if you do think your story is important, just tell it. Leaders don’t ask permission to lead. Never apologize for or ask permission before launching into your narrative. Your audience is lucky you took the time to craft a more impactful and enjoyable way to make your point.

MISTAKE NO. 3: BEGINNING WITH, "LET ME TELL YOU A STORY"

Imagine it’s 9 a.m. on a Monday and the staff meeting is about to begin. The boss walks in and says, "Okay, let’s get started. I thought I’d kick this meeting off by telling you a story . . ." Admit it—you're already grinding your teeth.
Now imagine instead that the boss walks in and says, "Okay, let’s get started. As some of you know, something really important happened last week and it completely changed how I think about running this department. I thought I’d tell you about that . . . " Are you more eager to listen now? Of course you are.
In both situations you’ll hear the same story. But in one case you’re dreading it from the get-go, and in the other you’re on the edge of your seat in anticipation (or at least curious enough to tune in). That single sentence at the beginning of the story is the hook that gets your audience’s attention and lets them know something important (to them) is about to be shared. And nowhere should it include the word "story."

MISTAKE NO. 4: NOT RECOGNIZING A GREAT STORY WHEN YOU HEAR ONE

In the early 1980s, Sterling Price worked at a pizza restaurant in Springdale, Arkansas. A lady came in one night and asked if they had meatball sandwiches. When Sterling told her they didn’t, she got upset. Apparently her husband was very sick and had lost his appetite, but thought he might be able to eat a meatball sandwich if she could find one. So Sterling improvised. He took the sandwich rolls, meatballs, tomato sauce, and mozzarella cheese they had in the kitchen, and made her the best version of a meatball sandwich he could. She thanked him and left.
Sterling didn’t think anything more of it until the next day, when she called the restaurant and asked for him by name. She told him that meatball sandwich was the most enjoyable meal her husband had eaten in days, and she was very grateful. Then she explained a bit more. It turns out he’d been diagnosed with stage-four cancer a few months earlier. His loss of appetite was the least of his unpleasant symptoms, but the only one for which she could provide any comfort. So she was very grateful that he’d been so flexible with the menu. Then she told him he passed away quietly during the night. That sandwich was his last meal, and it meant the world to her that he helped her make it a good one.
In the 30-plus years since that event took place, the first time it was ever written down and shared outside the four walls of that restaurant was in 2012, when it was published in my first book, Lead With a Story. In one sense, anyway, that's a huge missed leadership opportunity. Imagine how much a story like that could have meant to the restaurant chain. It might have helped its employees all over the world to understand what stellar customer service—and empathy itself—looks like. But it didn't. Why? Because nobody ever wrote it down. Nobody saw the value in it. After all, it was "just a story." A priceless asset went to waste.
There’s no such thing as "just a story." Wonderfully poignant moments like this happen all around us every day. They're the human experiences and interactions that can't be faked or forgotten. When these incidents occur, take note—a great story is about to be born, or lost forever, and it’s up to you to decide which it will be.