четверг, 1 декабря 2022 г.

Сокращение затрат: анализируем текущие, определяем завышенные, урезаем возможные

 



Доходы компании снизились, при том, что затраты остались на прежнем уровне? Если ничего не предпринять, тогда убыток не за горами. В статье рассказываем, как проанализировать текущую ситуацию по тратам бизнеса и что сделать, чтобы их сократить. .

Сокращение затрат предприятия: какую цель преследуем

Основная цель сокращения затрат – увеличить прибыль. К ней добавляются побочные:

  • повысить эффективность использования ресурсов;
  •  нарастить собственные источники финансирования;
  •  получить доступ к банковским кредитам в принципе и к более дешевым в частности;
  •  сделать бизнес привлекательным для партнерского сотрудничества и инвестиционных вложений.

Первая «побочка» связана с тем, что если затраты сокращают по-умному, то сначала избавляются от непродуктивных и ничем необоснованных сверхнормативных. Это, к примеру, брак, порча и хищение активов, оплачиваемые простои не по вине работников. Конечно, если упразднить такое, то отдача от материальных и трудовых ресурсов возрастет.

Остальные побочные цели становятся последствиями роста финансового результата. Например, банки охотнее кредитуют тех, кто сумел не только сохранить, но и нарастить прибыль в суровых экономических условиях. Равно как и отыскать инвестора проще тем компаниям, что демонстрируют умение управлять доходами и расходами.

Стратегия сокращения затрат: реализуем пять этапов

Чтобы сократить затраты грамотно, а не бездумно резать их «по живому», реализуйте пять этапов:

  1. Проанализируйте текущую ситуацию.
  2. Выберите составляющие затрат, которые можно оптимизировать.
  3. Продумайте и зафиксируйте конкретные мероприятия по сокращению.
  4. Оцените результативность этих действий.
  5. Внесите корректировки, если они требуются.

Давайте подробнее остановимся на каждом шаге.

Этап 1. Анализируем текущую ситуацию с затратами

Анализ проводится для того, чтобы понять:

  • какова структура трат компании;
  • какой была их динамика за последние 2–3 года;
  •  как фактические цифры соотносились с плановыми;
  •  какова рентабельность продукции, работ, услуг бизнеса на фоне среднеотраслевых значений.

В идеале информационной базой для анализа должны быть управленческие отчеты с развернутой аналитикой по затратам. К примеру, траты на персонал должны расшифровываться по:

  • видам начислений (оклад, премия, доплата за работу на выходных, за сверхурочные часы работы, за исправление брака и т.п.);
  • структурным подразделениям (производственные, сбытовые, административные).

Детализация по коммерческим тратам должна показывать:

  • какова зарплатная составляющая продажников;
  •  сколько израсходовано на ГСМ для автотранспорта;
  •  во сколько обошелся текущий ремонт магазинов и складов;
  •  сколько потратили на рекламную кампанию в конкретной соцсети и т.д.

И так должно быть по:

  • элементам затрат;
  •  их назначению;
  •  подразделениям;
  •   географическим сегментам бизнеса.

Детализация по географическим сегментам и даже по подразделениям может и не потребоваться, если их нет или они не выделяются, как в микробизнесе. А вот первые две есть всегда. Поэтому напомним их.

Таблица 1. Крупные группировки затрат, под которые разрабатывается аналитика

Затраты по элементам

Затраты по функциям

Оплата труда

Себестоимость производства для продукции, работ, услуг или закупочная цена для товаров

Социальные отчисления

Коммерческие (сбытовые)

Сырье и материалы

Управленческие (административные)

Амортизация

×

Прочие

О классификации затрат мы рассказывали в статье «Расчет себестоимости». А конкретный пример детализации затрат в производственной компании предлагаем посмотреть в файле для скачивания: Пример затратной аналитики.

Идеальная ситуация, когда в управленческой отчетности есть не только детализация, но и привязка стоимостной величины к натуральному показателю. К примеру:

  • услуги связи в расчете на одного сотрудника;
  •  расход электроэнергии на 1 кв. м площади;
  •  упаковочные материалы на единицу продукта и т.д.

Такие данные сразу подскажут, насколько эффективен рост затрат. Одно дело, когда совокупные траты на связь выросли, потому что сотрудников в штате стало больше, и совсем другое – когда идет превышение внутрикорпоративных лимитов по использованию сетей.

Как быть, если ничего специального в части затратной аналитики в компании не разрабатывалось? Где брать исходные цифры в таком случае? В бухгалтерских регистрах и отчетности. Подспорьем станут анализ счетов 20, 25, 26, 44 из 1С и пояснения к балансу и отчету о финансовых результатах. Конечно, супердетализации из этих документов не вытянешь, но хоть что-то лучше, чем ничего.

О том, как анализировать затраты и расходы с помощью этих документов, мы подробно рассказывали в статьях:

Поэтому в данном материале все сведем лишь к краткому рассказу о трех простых показателях, которые пригодятся для анализа.

Удельный вес для выявления структуры

Считайте его так:

УВi = Хi ÷ ∑Хi

где Хi – конкретный элемент трат в рублях (например, ГСМ);

∑Хi – общая сумма трат по группе, в которую входит элемент (например, сбытовые траты).

Значение расскажет о том, какую долю конкретный вид затрат занимает в их общей величине. Чем выше эта доля, тем больший эффект может дать оптимизация. К примеру, в организации много автотранспорта, а значит, велики траты на бензин. Если найти поставщика топлива с ценой за литр всего на 10 копеек дешевле, то экономия выльется в существенную сумму.

Отсюда выводим первое правило: когда выбираете направление оптимизации, особое внимание обращайте на статьи затрат с высоким удельным весом.

Темп роста для определения динамики

Вот формула:

Тр = Х1 ÷ Х0

где Х1, Х0 – значение конкретного элемента трат в текущем и предыдущем периодах.

Темп роста показывает, как изменились затраты за анализируемый период. Например, значение в 1,35 говорит о том, что они выросли на 35%, а 0,85 – о том, что снизились на 15%. Чем больше величина, тем пристальнее должно быть внимание к затратной статье.

Правда, стоит обращать внимание на величины прошлого периода. Если они были низкими, то даже скромное увеличение в абсолютных цифрах выльется в весомый темп роста. Допустим, на аренду помещений в предыдущем году компания потратила 10 тыс. руб., а в текущем – 120 тыс. руб. Темп роста составляет 12 или 1200%. Это очень много. Но если тому есть разумные обоснования, то все нормально. Например, в прошлом периоде организация арендовала офис лишь один месяц в году, а в текущем – все 12.

Получаем второе правило: включайте в план оптимизации затрат статьи, темп роста по которым был наибольшим. Однако при этом учитывайте эффект низкой базы.

Коэффициент выполнения плана для отслеживания отклонений

Вычисляется по формуле:

КВП = Хфакт ÷ Хплан

где Хфакт, Хплан – фактическое и плановое значения для конкретной статьи затрат.

Показатель получится посчитать, только если в компании составляются план по затратам, бюджет доходов и расходов  или как-то иначе фиксируются ожидаемые значения трат в предстоящем периоде. В противном случае попросту не будет исходных данных.

Если КВП окажется намного больше единицы, значит:

  • либо расчетная норма для трат была чересчур заниженной, а потому нереальной;
  • либо расход ресурсов оказался на порядок выше намеченного.

В первом случае речь идет об ошибках планирования. Во втором – о низком контроле за тратами или о каких-то форс-мажорах, которые нельзя было учесть заранее. К примеру, кто мог знать в начале 2022-го о том, что буквально через пару месяцев возникнут небывалые сложности с логистикой, а цены почти на все улетят в космос.

Третье правило сформулируем так: решите, какие отклонения от плана вы будете считать критичными. Статьи затрат с такими отклонениями включайте в план оптимизации. К примеру, если удельный вес затратной статьи превышает 25%, тогда критичным будет отклонение от плана на 5%. А для затратных статей с долей менее 25%, чрезмерным считается отклонение на 15% и более.

Если собрать удельные веса с темпами роста, а еще добавить план-фактный анализ, тогда аналитическая таблица для затрат могла бы быть такой, как ниже. Показали пример для управленческих трат:

Таблица 2. Анализ управленческих затрат

Статья затрат

2021, млн руб.

2022, млн руб.

Коэффициент выполнения плана, %

Удельный вес статьи затрат, %

план

факт

план

факт

2021

2022

2021

2022

Зарплата управленческого персонала – оклад

153

153

168

168

1,00

1,00

35,01

36,52

Зарплата управленческого персонала – премия за выполнение KPI

89

86

98

101

0,97

1,03

19,68

21,96

Страховые взносы с зарплаты управленцев

72,6

71,7

79,8

80,7

0,99

1,01

16,41

17,54

Социальные отчисления на травматизм

0,5

0,5

0,5

0,5

0,99

1,01

0,11

0,12

Амортизация основных средств и нематериальных активов, используемых для управления

54

56

60

60

1,04

1,00

12,81

13,04

Аренда основных средств и нематериальных активов, используемых для управления

3

4

3,5

3

1,33

0,86

0,92

0,65

Услуги связи для управленцев

12

14

13

16

1,17

1,23

3,20

3,48

Транспортное обеспечение управленческого персонала

9

11

10

9,5

1,22

0,95

2,52

2,07

Текущий ремонт основных средств, используемых для управления

4

7

4,5

6

1,75

1,33

1,60

1,30

Обслуживание и сопровождение покупных программных продуктов

0,5

1

0,7

1,5

2,00

2,14

0,23

0,33

Прочие затраты управленческого назначения

8

13

11

16

1,63

1,45

2,97

3,48

ИТОГО

425

437

457

460

1,03

1,01

100,00

100,00

Рентабельность продукции для сравнения со среднеотраслевыми цифрами

Кроме того, советуем посчитать рентабельность продукции. Она нужна, чтобы «выглянуть» за пределы своей компании и понять, насколько затратен ваш бизнес, по сравнению с предприятиями вашего же вида деятельности.

Показатель хорош двумя моментами:

  • легко рассчитывается;
  •  его среднеотраслевые значения нетрудно отыскать.

Формулу и подсказку про то, где найти средние значения по отраслям для рентабельности продукции, смотрите в статье «Анализ рентабельности предприятия».

По итогам анализа нужно понять, какие затратные статьи проблемны в вашей компании. Выпишите их, потому что на следующем этапе будем думать, можно ли их сократить и как это сделать.

Вполне вероятно, что оптимизировать получится не все желаемое. Ведь многое упирается в специфику бизнеса и внешние факторы, которые вне вашего влияния. К последним относятся, в том числе налоговые ставки, валютные курсы, санкционные ограничения. Однако набор подсказок от специалистов о том, как они сокращают затраты в своих компаниях, лишним не будет. К нему и перейдем.

Этап 2. Выбираем направления для оптимизации затрат

Чтобы определиться с направлениями, хорошо бы знать чуть больше о конкретных мероприятиях по сокращению затрат. Мы обобщили те, что часто используются на практике. Посмотрите, какие из приведенных вариантов подойдут вашему бизнесу и какие из них вам под силу реализовать.

Для удобства все направления оптимизации мы сгруппировали по видам трат. Вот по таким:

  • персонал;
  • производство;
  •  содержание помещений и оборудования, аренда и коммуналка;
  • транспорт;
  •  запасы и складское хранение;
  •  поставщики и покупатели;
  • маркетинговые мероприятия;
  •  банковское обслуживание;
  •  связь.

Рассмотрим по каждой группе, что можно сделать.

Персонал

На схеме обобщили семь предлагаемых направлений. Расшифровку по каждому читайте далее.

Рисунок 1. Как сократить затраты на персонал

Первое. Поменяйте подход к начислению зарплаты.

Здесь можно поступить несколькими способами:

  • пересмотрите соотношение между окладом и премией для сотрудников, чья деятельность напрямую влияет на доход компании, например, для отдела продаж. Оклад уменьшите, а премию как процент от реализации увеличьте;
  •  проанализируйте все виды доплат и надбавок сотрудникам. Вероятно, часть из них можно заменить нематериальными поощрениями. Допустим, надбавку за стаж превратить в дополнительные дни отпуска, а доплату за сложность и напряженность – в сокращенную рабочую пятницу;
  •  привяжите премии сотрудников к ключевым показателям эффективности (KPI). Включите в их число критерии, которые достижимы и напрямую зависят от действий работника;
  •  уменьшите или вовсе отмените премии, если компания стала работать в убыток. Это крайняя мера. Сгладить недовольство работников хотя бы отчасти можно объяснением о сложной экономической ситуации в компании и о появившемся риске сворачивания убыточного бизнеса.

Второе. Сократите страховые взносы.

Работодатель платит работнику не только зарплату. Еще он перечисляет за него отчисления в пенсионный, социальный и медицинский фонды. Таких трат набегает по 30 с лишним копеек с каждого начисленного зарплатного рубля, и это много. Что тут можно сделать? Вот два варианта:

  • замените часть премии на компенсации, которые не облагаются страховыми взносами. Это, к примеру, возмещение расходов на обучение, аренду жилья и оплату коммуналки, проценты по ипотечным кредитам. Проверьте перечень компенсаций и формулировки выплат по ст. 422 НК РФ, иначе нарветесь на штрафы от налоговиков;
  •  выведите часть сотрудников за штат. То есть увольте их и заключите с ними договоры как с самозанятыми или ИП. Это рискованный шаг, и он точно не подойдет для любого работника. Если налоговики обнаружат подмену трудовых отношений гражданско-правовыми, то точно накажут вплоть до «уголовки» за неуплату НДФЛ и страховых взносов. Вариант подойдет, если сотрудник не обязан работать по строгому графику, если он сам определяет объем своей занятости и получает разные суммы ежемесячной оплаты, которые зависят от количества сделанного. А еще, если он пользуется своим оборудованием и работодатель контролирует лишь результат работы, а не трудовой процесс.

Третье. Передайте часть функционала аутсорсинговым фирмам.

Важно разобраться с двумя моментами:

  • какие процессы можно передать без потерь для конфиденциальности, оперативности и эффективности;
  •  окажутся ли аутсорсеры дешевле штатного персонала.

В первом случае нужно хорошенько подумать, а во втором – хорошенько посчитать. Но обычно без особых проблем на сторону передаются такие функции:

  • уборка помещений;
  •  подбор персонала;
  •  охрана офиса и складов;
  •  транспортные услуги.

А иногда вовне выносится даже часть производственных функций, если, к примеру, какую-то деталь дешевле изготавливать в сторонней компании, чем делать самим.

Четвертое. Сократите прочие расходы на персонал.

Это те самые «печеньки» и прочие бонусы, которыми вы платили сотрудникам за лояльность и делали их рабочий процесс более комфортным. В трудные времена придется ужиматься. Вот что можно отменить или существенно «порезать»:

  • соцпакет в виде оплаты питания, путевок в санатории и детские лагеря, медстраховки, стоимости бензина, подарков к праздникам;
  •  обучение, особенно такое, которое не прокачивает навыки, непосредственно связанные с рабочим процессом. Например, изучение иностранного языка или психологическое самосовершенствование. При этом помните, что на обучении не стоит экономить, если оно расширит функционал уже работающего с вами человека и позволит не нанимать нового;
  • командировочные траты, к которым относятся проезд, проживание и суточные. Бизнес-класс, СВ-вагоны и пятизвездочные отели должны уйти в прошлое. А суточные платите по той минималке, что установлена в НК РФ. Это 700 руб. в день для командировок по России и 2500 руб. для поездок за рубеж. И еще вариант для ситуаций, когда сотрудники часто ездят в один и тот же город, например, где располагается филиал компании: заключите долгосрочный договор с конкретной гостиницей в обмен на сниженную плату за проживание;
  •  офисные расходы. Это канцтовары, питьевая вода, чай, кофе, сладости и т.п. Для многих компаний обеспечение сотрудников названным – многолетняя практика. Но не секрет, что немало таких работодателей, кто вообще никогда не компенсировал подобные траты. Поэтому для их работников нормально писать своей ручкой, приносить питьевую воду с собой или сбрасываться на нее с коллегами. Такой подход – не лучший пример заботы о коллективе, но в пору экономических трудностей он может оказаться оправданным.

Пятое. Переведите сотрудников на удаленку и работайте с фрилансерами.

Для работодателя преимущества удаленки заключаются, как минимум, в двух моментах:

  • экономия на офисных расходах;
  •  возможность сдать высвободившееся помещение в аренду или сэкономить на арендной плате, если оно было не в собственности.

Но есть и очевидный минус: работников сложнее контролировать, при том, что их производительность и так может упасть из-за лишнего погружения в быт в рабочее время.

А фрилансеры запросто выручат в моменты особой загрузки или завершения проекта. Плюсы в том, что их не нужно нанимать в штат, платить страховые взносы, а потом тратиться на компенсации при сокращении должности. Есть и минус: можно ошибиться с навыками и компетенциями специалиста и купить услуги у того, кто себя «красиво продает», а не «красиво работает».

Шестое. Сократите рабочее время и лишних работников.

Речь идет о непродуктивном времени и о сотрудниках, которые выполняют дублирующие функции. Вот что можно предпринять в этом отношении:

  • если заказы от покупателей сократились, предложите сотрудникам на время уйти в отпуск за свой счет или установите неполное рабочее время. Оба варианта нельзя вводить директивно, не спрашивая работников, так как рискуете нарушить ТК РФ и навлечь на себя штрафы. В случае с отпуском нужно согласие коллег. Для варианта с неполной рабочей неделей или сокращенным днем потребуются, как минимум, допсоглашения к трудовым договорам, подписанные сотрудниками. А как максимум, это будут письменное уведомление за два месяца, приказы об организационно-штатных мероприятиях и о введении режима неполного рабочего времени с целью сохранения рабочих мест;
  • пересмотрите оргструктуру компании, централизуйте повторяющиеся функции в филиалах и головной организации, проведите хронометраж рабочего времени, оцените нормативы трудоемкости производственных операций. Все это нужно, чтобы понять, кто в вашей компании лишний. Звучит грубо, но правда жизни такова, что задвоенный функционал, просиживание рабочего времени в соцсетях и офисная занятость не понятно чем – совсем не редкость. А в условиях кризиса – еще и непозволительная роскошь. Только помните: сокращение сотрудников связано со множеством процедурных моментов, которые нужно обязательно учесть.

Седьмое. Урежьте зарплату.

Это крайняя мера. И надо заранее понимать, что кто-то из сотрудников не пойдет на такое и уволится, а те, кто останутся, станут менее лояльными компании.

Чтобы не порушить бизнес собственными руками, по сути, разогнав своих специалистов, для начала сравните зарплату в вашей компании со среднерыночной. Если вы и так платите солидно, то попробуйте пойти на сокращение платы за труд. Лучшее, что можно сделать в такой ситуации, – объяснить работникам, что доходы предприятия резко сократились, поэтому приходится идти на жесткие меры, чтобы сохранить организацию.

Производство

На схеме показали пять направлений, о которых расскажем далее.


Рисунок 2. Как сократить затраты на производство

Первое. Избавьтесь от убыточных и низкомаржинальных продуктов.

Чтобы выяснить, какая продукция, работа или услуга нерентабельна, посчитайте ее маржинальную прибыль. Это разница между ценой и переменными затратами. Если выходите на минус, значит, продукт не окупает даже сам себя и ничего не дает в покрытие постоянных трат.

В финансово благополучные времена есть смысл производить такие ассортиментные позиции, чтобы продуктовая линейка была «побогаче» и это привлекало покупателей. Но в кризис убыточные направления – тяжелый балласт, который запросто утопит весь бизнес.

О том, как выделить переменные затраты и рассчитать маржинальную прибыль по видам номенклатуры, читайте в статье «Точка безубыточности и запас финансовой прочности: расчет по методике CVP-анализа».

Второе. Рассмотрите специализацию на одном продукте.

Специализация на чем-то одном обычно дает такие преимущества:

  • уменьшение себестоимости за счет закупки ограниченного набора материалов большими партиями по сниженной цене и по причине большей стандартизации производственных процессов;
  • повышение качества продукта, так как сотрудники не распыляются на разные техпроцессы и оттачивают мастерство в одном направлении.

А чтобы продуктовая линейка не казалась бедной, дифференцируйте продукцию по ценовым сегментам, к примеру, эконом-вариант и средний диапазон.

Третье. Передайте часть заказов сторонним компаниям.

Отчасти затрагивали это направление, когда говорили об аутсорсинге в блоке про персонал. Суть в том, чтобы сравнить себестоимость производства какой-то детали в вашей компании и закупочную цену аналога на стороне. Если кто-то продает дешевле, чем изготавливаете вы сами, тогда лучше покупайте. А высвободившиеся персонал и оборудование займите сборкой готового продукта.

Четвертое. Смените местоположение производства.

Вариант весьма специфический и, скорее всего, очень затратный по времени и деньгам, если речь идет о физической перевозке оборудования и части персонала. Но вдруг. Поэтому просто напоминаем, что в другом регионе РФ могут оказаться дешевле:

  • трудовые ресурсы;
  • аренда помещений;
  •  электроэнергия.

Пятое. Оптимизируйте производственную технологию.

Вот что можно предпринять:

  • исключите дублирование операций. Потребуется привлечь знатоков техпроцесса из компаний вашей отрасли, которые подскажут, где можно его упростить. Сюда же относится работа по снижению брака, ведь траты на его исправление – это, по сути, повтор того, что кто-то когда-то уже делал, но криво;
  •  узнайте, не появились ли новые материалы – аналоги используемых вами, но более дешевые или с лучшими характеристиками. Пусть этими вопросами займутся главный технолог и специалист финотдела. Первый поищет, а второй посчитает. К слову, искать действительно есть из чего. Эксперты утверждают, что ежемесячно появляются около 1 500 новых продуктов. Возможно, в их числе есть подходящий вам материал;
  •  минимизируйте простои производственного оборудования или его неполную загрузку. Возможно, решением станет продажа неиспользуемого станка или совместная работа на не полностью загруженном агрегате с сотрудниками предприятия-партнера;
  • поощряйте работников улучшать техпроцесс. Речь о рационализаторских предложениях про то, где можно без потери в качестве сэкономить на материалах и снизить временные затраты. Рабочие знают производственную технологию лучше руководства, поэтому здравые идеи по оптимизации можно получить именно от них. Продумайте, как собирать такие идеи от инициативных сотрудников и как отмечать их старания.

Содержание помещений и оборудования, аренда и коммуналка

И опять начнем со схемы. Подробности читайте после нее.


Рисунок 3. Как сократить затраты на содержание помещений и оборудования

Первое. Сократите траты на охрану и уборку помещений.

Передайте их на аутсорсинг, если еще не сделали этого. Если уже сделали, тогда изучите предложения других компаний. Возможно, кто-то предлагает тарифы повыгоднее или есть иные варианты, о которых ранее вы не думали. Например, пультовая охрана обычно стоит дешевле, чем физическое присутствие «сторожа».

Второе. Отыщите выгодные способы ремонта оборудования.

Выбирайте между тем, чтобы ремонтировать оборудование своими силами и привлечением сторонних подрядчиков.

Эксперты советуют следующее:

  • зовите ремонтников со стороны, если простои из-за поломки основных средств не занимают более трети от рабочего времени;
  •  принимайте ремонтников в штат, если ремонт длится более трети рабочего времени, причем простой оборудования срывает сроки выполнения заказов на продукцию и компания платит за это штрафы или теряет покупателей.

Третье. Договоритесь с арендодателем о снижении арендной платы, смените офис или освободите часть помещений.

В кризис спрос на коммерческую недвижимость падает. Вероятно, арендодатель пойдет навстречу и снизит стоимость аренды, лишь бы ваша компания не съехала вовсе.

Если же он предпочитает держать цену неизменной, тогда поищите варианты подешевле. Возможно, ваш офис располагался в центре, а ближе к окраине города и выбор сдаваемой в аренду «недвижки» больше, и плата ниже.

И еще вариант: постарайтесь ужаться в занимаемом пространстве. Для этого упраздните личные кабинеты и переговорные комнаты или хотя бы сократите их количество.

Четвертое. Сэкономьте на коммуналке.

Вот несколько идей, как это сделать:

  • установите выключатели света с таймером и умные розетки. Они отключат лампочки и оборудование в офисе в определенное время. Это на тот случай, если ваши работники могут уйти домой, оставив свет гореть, а ПК работать;
  •  используйте заглушки-ограничители на радиаторах и счетчики отопления. Это поможет экономить тепловую энергию и платить только за ее фактическое потребление.

На этом завершим первую часть статьи про то, как сокращать затраты. В следующей расскажем, как оптимизировать траты на транспорт, запасы, маркетинг, связь и т.д. А еще разберемся с тем, как оформить план сокращения затрат и убедиться в том, что мероприятия по урезанию расходов себя оправдали.


http://bit.ly/3ujaL50


Стратегический менеджмент. 10. Стратегии роста и развития компании

 


10.1. Стратегия концентрированного роста

Стратегия концентрированного роста связана с изменением продукта и рынка и не затрагивают два других элемента: компания стремится улучшить продукт или производить новый, не меняя при этом отрасли и  производя поиск возможностей для улучшения своего положения на существующем рынке либо же перехода на новый рынок. Типами стратегий концентрированного роста являются:

1) стратегия усиления позиции на рынке (с существующим продуктом на данном рынке);

2) стратегия развития рынка (поиск новых рынков для производимого продукта);

3) стратегия развития продукта (производство нового продукта и его реализации на уже освоенном рынке).

10.2. Стратегия интеграции

Интеграция предполагает расширение фирмы путем добавления новых структур. В данном случае изменяются три составляющие: продукт, рынок, положение фирмы в отрасли (рис.10.1). Компания может осуществлять интегрированный рост как путем приобретения собственности, так и путем расширения изнутри: в обоих случаях происходит изменение положения фирмы в отрасли.

Интеграция может быть полной или узкой (рис.10.2).



Рис. 10.2. Виды интеграции

Полная интеграция предполагает объединение всех входов или выходов. Интеграция сразу во многие звенья цепочки ценности позволяет создать новые ключевые компетенции, усовершенствовать операции, освоить стратегически важные технологии. Узкая интеграция предполагает объединение или по входу или по выходу стоимостной цепочки. Примером может служить покупка части входящих элементов и собственное производство остальных.    

Горизонтальная интеграция предполагает рост компании за счет присоединения фирм-конкурентов, производящих аналогичную продукцию или установление контроля над ними. Стратегия реализуется путем приобретения или слияния с другой компанией, действующей на той же стадии цепочки создания ценности. При этом компании могут работать на различных рыночных сегментах. В этом случае объединение сегментов рынка формирует новые конкурентные преимущества. Существует ряд характерных причин, которые способствуют выбору стратегии горизонтальной интеграции:

- горизонтальная интеграция связана с ростом в отрасли;

- эффект масштаба после объединения усиливает преимущества;

- организация может иметь избыток финансовых и трудовых ресурсов, что позволит ей управлять расширившейся компанией;

- объединение является средством устранения товара-заменителя.

Если интеграция не приводит к значительному снижению издержек или получению дополнительного преимущества, то она не оправдана стратегически и финансово.

Вертикальная интеграция - проявляется в усилении контроля (приобретении) над посредниками, которые заняты распределением или продажами. При вертикальной интеграции, создаются собственные входы или  выходы цепочки стоимости (рис. 10.3).


Рис. 10.3. Интеграция входных и выходных этапов цепочки ценности

Существуют следующие причины вертикальной интеграции:

- слишком рискованный и ненадежный рынок;

- рыночная власть компаний смежных звеньев стоимостной цепи;

- необходимость высоких входных барьеров в отрасль;

- несформированный рынок.

Вертикальная интеграция может осуществляться в прямом и обратном направлениях (рис.10.2). Обратная интеграция (задняя интеграция) осуществляется в направлении контроля над поставками сырья и нацелена на закрепление поставщиков, поставляющих продукцию по более низким ценам, чем у конкурентов.

Обратная интеграция производится в случаях, если:

- имеющиеся поставщики дороги и ненадежны;

- организация конкурирует в отрасли, которая быстро растет;

- организация имеет необходимые ресурсы;

- особенно важны преимущества стабильных цен.

Прямая интеграция (передняя интеграция) выражается в росте компании за счет приобретения либо усиления контроля над структурами, находящимися между компанией и конечным потребителем. Прямая интеграция осуществляется, когда:

- существующая сеть распределения дорога и ненадежна;

- сеть распределения ограничена;

- компания обладает необходимым объемом ресурсов;

- преимущества стабильного производства особенно велики;

- имеющиеся оптовые или розничные торговцы имеют более высокие нормы прибыли, чем у компании.

В целом вертикальная интеграция обладает рядом преимуществ и недостатков. Компания, использующая вертикальную интеграцию, обычно мотивирует ее желанием усилить конкурентную позицию бизнесаПреимуществами вертикальной интеграции являются:

- экономия в издержках, связанная с лучшей координацией;

- гарантия поставок или продаж в периоды низкого спроса;

- улучшение контроля качества;

- отход от рыночных цен;

- повышение общей прибыли;

- технологические преимущества и защита технологии.

Вертикальная интеграция имеет и отрицательные стороны:

- может увеличить издержки, если используется собственное производство при наличие дешевых источников снабжения;

- может привести к меньшей гибкости в принятии решений;

- при непредсказуемости спроса возможны потери, связанные со сложностью координации вертикальной интеграции;

- необходимость поддерживать в равновесии звенья цепочки;

- используются ресурсы капитала;

- требуют различные управленческие навыки.

Часто для компании экономически выгоднее дезинтегрировать производство и сосредоточиться на узком отрезке отраслевой цепочки ценности. В качестве альтернативы интеграции возможно заключение долговременных контрактов с поставщиками и/или потребителями.

10.3. Стратегии сужения бизнеса: дезинтеграция и аутсорсинг

В связи с признанием неэффективности вертикальной интеграции компании переключаются на стратегию дезинтеграции путем концентрации деятельности на узких отрезках цепочки ценностей и передачи остальных функций в аутсорсинг внешним поставщикам. Аутсорсинг эффективен в случаях если:

- независимые партнеры выполняют функции лучше и дешевле;

- снижается риск, изменения технологий и вкусов потребителей;

- повышается организационная гибкость и оперативность;

- ускоряется приобретения ресурсов и навыков.

Задача аутсорсинга заключается в передаче второстепенных функций сторонним компаниям, что  позволяет высвободить ресурсы и направить их на стратегически значимые виды деятельности. Поэтому стратегия рассматривается как вариант роста и развития компании. Кроме того, делегирование второстепенных функций уменьшает внутреннюю бюрократию, упрощает структуру, ускоряет процесс принятия решений. Также в качестве выигрыша от аутсорсинга рассматривается возможность привлечения партнеров.

Стратегии развития бизнеса в рамках аутсорсинга являются стратегиями кооперации (табл. 10.1).

Таблица 10.1

Стратегии кооперации

Стратегия

Содержание

Прямая контрактация

Временная передача на контрактной основе сторонним организациям или специалистам выполнения отдельных функций маркетинга, сбыта и реализации продукции

Обратная контрактация

Временная передача на контрактной основе сторонним организациям или специалистам выполнения отдельных производственных и обслуживающих функций компании

Совместное производство

Объединение с другой организацией для выполнения производственных и обслуживающих функций

Реализуя стратегию аутсорсинга, компания рискует вывести из-под контроля многие виды деятельности и лишиться собственных ресурсов и возможностей. Реализация стратегии аутсорсинга также приводит к изменению бизнес-модели компании, что требует организационных изменений.

10.4. Стратегия диверсификации

Концентрация на одном виде бизнеса имеет организационные, управленческие и стратегические преимущества. Пока компания получает прибыль за счет роста в освоенной отрасли, необходимости в диверсификации нет: диверсификация не является стратегической целью. В динамичной внешней среде диверсификация становится основой достижения определенного уровня внутренней и внешней гибкости. При этом происходит изменение четырех составляющих: рынка, продукта, отрасли и положения компании в отрасли.

Под диверсификацией понимается распространение деятельности на новые сферы. Стратегия диверсификации целесообразна, если:

- сужаются возможности развития текущего бизнеса;

- открываются новые возможности;

- можно перенести имеющиеся возможности в другие отрасли;

- происходит сокращение издержек производства;

- присутствуют ресурсы (в том числе организационные).

Решение о диверсификации принимается на основе ожиданий и прогнозов. При разработке стратегии диверсификации необходимо пользоваться следующими тремя критериями:

1) привлекательности отрасли;

2) затраты на вхождение в отрасль;

3) дополнительные преимущества (эффект синергизма).

Основные направления диверсификации представлены на рис. 10.4. Критерием выбора является принцип взаимодействия СЗХ.

Рис. 10.4. Основные направления диверсификации

Несвязанная диверсификация предполагает отсутствие очевидных связей СЗХ с существующими сферами бизнеса: фирма расширяется за счет производства технологически не связанных продуктов, которые реализуются на новых рынках. Выбор СЗХ в этом случае осуществляется по следующим признакам:

- капитал вкладывается в отрасль, которая привлекательна и имеет относительно невысокие затраты на вхождение;

- выбор делается в пользу СЗХ с быстрым финансовым ростом;

- реализация происходит через приобретение СЗХ, а не их создание;

- несвязанная диверсификация не требует пересмотра пока поддерживается стабильный рост прибыли компании.

Таким образом, диверсификация в неродственные отрасли обладает рядом преимуществ, среди которых повышение внешней гибкости, относительная финансовая стабильность и максимально эффективное использование финансовых ресурсов компании.

Несмотря на преимущества, стратегия несвязанной диверсификации является одной из сложных для реализации, так как ее успешное осуществление зависит от многих факторов, например, размера конгломерата и квалификации менеджеров высшего уровня. Кроме того, несвязанная диверсификация не обеспечивает дополнительных конкурентных преимуществ.

Связанная диверсификация - новая область деятельности компании, связанная с существующими СЗХ посредством стратегических соответствий (совпадений звеньев цепочки ценности), которые приводят к достижению эффекта синергизма и являются основой для формирования и использования конкурентного преимущества. Выделяют следующие стратегические соответствия:

- маркетинговые (единый клиент, географические территории, каналы сбыта, рекламные усилия, поставщики, торговые марки);

- производственные (единые производственные мощности, сходные технологии, НИОКР);

- управленческие (единые системы управления и обучения).

Возможны два варианта реализации связанной диверсификации:

- стратегия центрированной диверсификации базируется на поиске и использовании заключенных в существующем бизнесе дополнительных возможностей для производства новых продуктов. При этом существующая СЗХ остается в центре бизнеса, а новая возникает, исходя из тех возможностей, которые заключены в освоенном рынке либо в других сильных сторонах компании;

стратегия горизонтальной диверсификации предполагает поиск возможностей роста на существующем рынке за счет новой продукции, требующей новой технологии, отличной от используемой. Компания должна ориентироваться на производство технологически не связанных продуктов, которые бы использовали уже имеющиеся возможности, например в области поставок. Так как новый продукт ориентирован на потребителя основного продукта, то по своим качествам он должен быть сопутствующим.

Нередко компании реализуют один из вариантов смешанного типа диверсификации:

- портфель состоит из  множества связанных и несвязанных СЗХ,

- портфель  состоит из нескольких несмежных групп связанных СЗХ ( в портфеле присутствуют несвязанные СЗХ, но в рамках каждой отрасли существует связанная диверсификация).

При решении вопроса о диверсификации компании следует учитывать два аспекта (табл. 10.2).

Таблица 10.2

Критичные факторы при выборе стратегии диверсификации

Стратегия диверсификации

Пути реализации

Источники затрат

на управление

Связанная

Внутренний рынок капитала, 

реструктурирование, передача искусств, распределение ресурсов

Число СЗХ,

Координация между СЗХ

Несвязанная

Внутренний рынок  капитала,

реструктурирование

 Число СЗХ 

1. Диверсификации осуществляется следующими путями:

- через внутренний рынок капиталов (функции фондового рынка);

- реструктурированием, с целью поддержки трудноуправляемых СЗХ в активизации деятельности;

- передачей специфических искусств между СЗХ;

- разделением функций (ресурсов) для достижения синергизма.

Часто несвязанная диверсификация реализуется путем приобретения: предпочтение отдаются компаниям с заниженной  стоимостью.

2. Стоимость управления диверсифицированной компанией складывается из двух составляющих: стоимости управления в каждой СЗХ и стоимости по координации СЗХ. Результат управления связанными и несвязанными СЗХ, представлен в табл. 10.3.

Таблица 10.3

Результат управления связанными и несвязанными СЗХ

Вид диверсификации

Результат

Содержание

Связанная диверсификация

Доходы

Доходы от каждой СЗХ

Доходы от синергизма

Расходы

Расходы по каждой СЗХ

Расходы на координацию СЗХ

Несвязанная диверсификация

Доходы

Доходы от каждой СЗХ

Расходы

Расходы по каждой СЗХ

Таким образом, выбор между связанной и несвязанной диверсификацией зависит от сравнения прибыльности при диверсификации и дополнительных удельных затрат на управление.

Альтернативой диверсификации может быть создание стратегического альянса между двумя или более компаниями в области стоимости, риска и прибылей, связанных с использованием новых возможностей бизнеса. Таким образом, любая компания создает стратегию диверсификации, максимально соответствующую ее ситуации и отношению к риску.

http://bit.ly/3ORr3eW

Что может пойти не так — пойдет не так: 7 странных закономерностей, которые ломают вашу продуктивность

 


Почему у вас нет шансов закончить работу в срок: проверено редакцией Laba.

читаете, что чем лучше вы работаете, тем меньше времени тратите на работу? Еще в 1865 году английский экономист Уильям Стэнли Джевонс доказал, что это не так, изобретя «парадокс Джевонса». Суть в том, что, повысив эффективность какого-то ресурса, вы лишь увеличите его использование.

Так, например, случилось с пассажирскими авиаперелетами. С 1960 по 2016 год самолеты стали экономнее расходовать топливо — за счет этого стоимость билетов снизилась на 60%. Но стали ли новые самолеты меньше загрязнять окружающую среду? Нет, потому что падение цены на билеты привело к 50-кратному росту количества авиаперевозок. 

«Парадокс Джевонса» применим не только на производстве или в авиаотрасли. Члены американской Академии менеджмента, основываясь на идее ученого, пришли к выводу, что логика любой продуктивности работает так же. И что эффективные процессы часто приводят к неэффективным результатам.

Как работают странные закономерности и можно ли с их помощью организовать рабочий хаос — разбираемся.

#1. Закон Паркинсона: «Работа бесконечна»

Изучив изнутри британскую бюрократию, историк Сирил Норткот Паркинсон пришел к выводу, что «работа заполняет все отведенное на нее время». 

Будь то час, день, неделя или месяц, работа находит способ увеличить срок, который вы на нее отводите. Закон опирается на человеческую склонность к прокрастинации. Если на задачу, выполнение которой реально занимает неделю, отвести месяц — вряд ли вы закончите ее за 7 дней, а не растянете на 30.



В своей статье в The Economist в 1955 году Паркинсон привел пример старушки, которая потратила целый день, отправляя открытку своей племяннице, — просто потому, что эта задача не была ограничена сроками. 

Паркинсон писал: «Час будет потрачен на поиск открытки, еще один — на охоту за очками, полчаса — на поиск адреса, еще полтора — на принятие решения о том, брать ли зонтик, чтобы перейти дорогу к почтовому ящику на следующей улице». Женщине потребовался целый день, чтобы выполнить простое действие, с которым занятой человек справился бы за пару минут.

В 2007 году IТ-компания 37signals (теперь Basecamp) решила провести эксперимент: на одно лето ввести 4-дневную рабочую неделю. С тех пор они каждый год прибегают к этой практике. 

Соучредитель компании Джейсон Фрид отмечает, что увеличение количества свободного времени сделало его команду более продуктивной. Он объясняет это так: с традиционной 5-дневной рабочей неделей сотрудник тратит несколько часов в день на кофе-брейки, беседы с коллегами и скроллинг соцсетей. Но когда время ограниченно — команда учится выжимать из него максимум, не отвлекаясь на личные дела.

Кстати, у этого закона есть неожиданное следствие: сколько бы вы ни зарабатывали, ваши расходы будут расти вместе с доходом.

#2. Закон Хофштадтера: «Задача всегда займет больше времени, чем вы планировали»

*При написании этой статьи наш автор Таня планировала закончить текст намного раньше, даже заложив время с запасом. Но закон Хофштадтера все равно оказался сильнее. 

Не только Паркинсон отмечал, что люди склонны занижать количество времени, необходимое для сложной работы, — и срывать сроки. Ученый-когнитивист Дуглас Хофштадтер в своей книге «Гёдель, Эшер, Бах: эта бесконечная гирлянда» в 1979 году вывел эту закономерность, описывая проблему «ожидания/реальности» в оценке дедлайнов для сложных задач. Кстати, за свою работу Хофштадтер получил Пулитцеровскую премию. 

«Задача всегда занимает больше времени, чем вы ожидаете, даже если вы принимаете во внимание закон Хофштадтера».

Хофштадтер привел в пример предсказание из 1960-х о том, что через 10 лет компьютеры начнут побеждать шахматных гроссмейстеров. Это произошло четко в соответствии с законом Хофштадтера — через 30 лет, в 1996 году, когда Deep Blue от IBM победил Гарри Каспарова.

Даже очень организованные люди становятся жертвами закона Хофштадтера. Например, в апреле 2011 Илон Маск совершил испытательный запуск SpaceX Falcon Heavy и запланировал полноценный через 2 года, в 2013. В итоге на реализацию потребовалось 5 лет. На пресс-конференции 2017 года Маск сказал: «Создать Falcon Heavy было намного сложнее, чем мы думали».

#3. Принцип Питера: «Менеджеры всегда поднимаются до уровня своей некомпетентности»

Согласно наблюдениям канадского социолога Лоуренса Питера, люди продвигаются в карьере на основе того, как они справляются со своей текущей работой, а не того, насколько хорошо смогут выполнять новую. Таким образом, человек прекращает продвигаться в карьере в тот момент, когда перестает делать свою текущую работу на отлично, — то есть в точке своей некомпетентности. 

В 2018 году экономисты Алан Бенсон, Даниэль Ли и Келли Шу, чтобы проверить принцип Питера, проанализировали эффективность продвижения продавцов на более чем 200 предприятиях в США. За это время 1531 сотрудник был повышен до руководителя. 

Ученые пришли к выводу, что компании действительно часто продвигают членов команды на высокие позиции на основе их работы на предыдущей должности, а не управленческого потенциала. Выходит, что сейлзы с хорошими результатами имеют больше шансов получить повышение. Плохая новость в том, что с такой же высокой вероятностью они будут плохими менеджерами и даже принесут убытки бизнесу.

#4. Закон Брандолини: «Опровергнуть ложь — сложнее, чем ее создать»

Закон назвали в честь итальянского разработчика ПО Альберто Брандолини, который предложил его в своем твите в январе 2013 года:


«Для опровержения ерунды нужно больше энергии/ресурсов, чем ушло на ее создание»

Вдохновившись дебатами между экс-премьер-министром Италии Сильвио Берлускони и журналистом Марко Травальо, Брандолини пришел к интересному выводу. Чтобы сморозить глупость, человеку не нужно много времени. А вот если вы хотите доказать, что оппонент сказал чушь или соврал, придется потратить немало ресурсов на поиск доказательств. 

Если во время дебатов ваш оппонент использует прием Gish Gallop (заваливает вас огромным количеством абсурдных фактов и отвлекающей ерунды) — не стоит опровергать каждый тезис. Эффективнее будет определить ключевые моменты и приводить по ним контраргументы.

Забавный факт: когда iSchool при Вашингтонском университете запустила курс по Calling Bullshit, который помогает работать с дезинформацией и пропагандой, —  все места первого потока были забронированы через одну минуту после открытия регистрации.

#5. Закон Мерфи:  «Все, что может пойти не так, — пойдет не так»

По данным The State of Project Management от Wellingtone, 71% компаний не могут реализовать свои проекты вовремя, 57% не способны сделать это в рамках бюджета, а 60% не получают от них полной выгоды. Так происходит и по причине плохого управления, и из-за невезения, вызванного законом Мерфи.

Автор этого закона — Эдвард Мерфи, инженер Военно-воздушных сил США, который в 1949 году испытывал механизм замедления военных бортов при посадке. Во время проверки Мерфи обнаружил, что все 16 датчиков замедления установлены неправильно. При том, что у них было всего два варианта установки — то есть случился самый маловероятный сценарий. 

Такая ошибка могла привести к серьезным травмам членов экипажа и уничтожению самолета. Но команда всегда держала в голове мысль: все, что может пойти не так, — пойдет не так. Это позволяло подготовиться к негативному исходу и избежать серьезных жертв.

Чаще всего в качестве примера действия закона Мерфи приводят эксперимент с бутербродом, который всегда падает маслом вниз. Или ситуацию, когда дождь пойдет ровно тогда, когда вы помоете машину или забудете зонт дома.

#6.  Закон Каннингема: «Говорить что-то заведомо неправильное — отличный способ быстро получить верный ответ»

Закон Каннингема гласит, что лучший способ получить правильный ответ в интернете — это не задать свой вопрос, а написать ошибочное утверждение. И тогда кто-нибудь непременно прибежит к вам в комментарии, чтобы опровергнуть ваши слова.

Всегда существует армия пользователей, которые радостно исправляют любую найденную ошибку. Так, обычный американец Стивен Прюит суммарно внес более 3 млн правок в Википедию. Еще один «отличный» пример — пользователь Twitter, который решил объяснить олимпийской чемпионке Аннемик ван Влейтен, слетевшей с трека во время гонки, как нужно правильно ездить на велосипеде. 



#7. Закон Годвина: «Любой спор заканчивается Гитлером»

Закон Годвина гласит: чем дольше продолжается дискуссия в интернете, тем выше вероятность того, что один из оппонентов будет сравнивать другого с Гитлером или нацистами. Зачастую это признак отчаяния и не имеет ничего общего с реальными характеристиками человека или его позицией. В итоге приведение такого аргумента стало мемом.

Американский адвокат Майк Годвин был очень раздражен количеством нацистских сравнений в интернет-дебатах — ему казалось, будто каждый спор заканчивается упоминанием Гитлера. Рассматривая это явление как мем, в 1990 году Майк поставил перед собой цель создать «контрмем» — закон Годвина.

В течение следующего года Майк успешно «сеял» свой контрмем в дискуссиях на различных онлайн-форумах — и его закономерность стала известной. Годвин даже написал о своем «законе» материалы для The Washington Post и Wired.

Немецко-американский философ Лео Штраус пришел к аналогичной точке зрения еще в 1953 году, придумав фразу reductio ad Hitlerum (сведение к Гитлеру). Штраус объяснил, что сравнение с Гитлером или нацистами оппонент использует в той ситуации, когда больше ничего сказать не может. Такой себе «аргумент последнего шанса», который обесценивает предыдущие слова, вместо того чтобы добавить им веса. 

Например, по такой логике можно «дискредитировать» даже еду или воду. Потому что Гитлер ел еду — но он был нацистом, а значит, ничто, связанное с ним, не может быть хорошим. 

http://bit.ly/3HbqCtY